Муниципальный семинар – практикум.
план-конспект на тему

Корюкина Вера Вячеславовна

Организация эффективного взаимодействия учителя -  логопеда с учителем – дефектологом. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_2_kl.docx667.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 г. Владимира»

Муниципальный семинар – практикум.

МАСТЕР – КЛАСС.

Тема: «Организация эффективного взаимодействия учителя -  логопеда с учителем – дефектологом. Из опыта работы».

Цель: раскрыть наиболее эффективные направления интегративного сотрудничества специалистов, направленные на оптимизацию познавательного и речевого развития детей с ОВЗ, профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма.   

План проведения мастер - класса:

  1. Вступительное слово педагогов.
  2. Научно – теоретические основы проблемы.
  3. Содержание основных направлений интегративного взаимодействия специалистов с практической демонстрацией приемов работы.
  4. Заключение.

Ход мастер – класса:

Е.Р. Корчовская:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей образовательной организации.

Показать хотим для Вас

Мы сегодня мастер – класс!

В.В. Корюкина:

Будем вместе вспоминать, обобщать и узнавать.

Просьба: строго не судить,

Объективными Вас быть!

Е.Р. Корчовская:

Проведут мастер- класс для вас учитель – логопед высшей кв. категории Корюкина Вера Вячеславовна…

В.В. Корюкина: и учитель – дефектолог высшей кв. категории Корчовская Елена Романовна.

Е.Р. Корчовская:

СЛАЙД 1.

Тема нашего мастер – класса звучит так: «Организация эффективного взаимодействия учителя - логопеда с учителем – дефектологом. Из опыта работы».  

СЛАЙД 2.

Цель: раскрыть наиболее эффективные направления интегративного сотрудничества специалистов, направленные на оптимизацию познавательного и речевого развития детей с ОВЗ, на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма.   

СЛАЙД 3.

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между педагогами  и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка с ОВЗ.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество.

Успешное (эффективное) обучение детей с нарушениями интеллекта возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов, работающих на данном классе на интегративной основе, которая подразумевает создание единого коррекционно – развивающего пространства.

Тесная взаимосвязь учителя – логопеда, учителя – дефектолога и воспитателя ГПД возможна при условии совместного планирования деятельности, при осуществлении преемственности в коррекционной работе и соблюдении единства требований.

Схематично это взаимодействие можно представить таким образом:

Родители                    Логопед

                   Ребенок с ОВЗ

Учитель                      Воспитатель

СЛАЙД 4.

         Основные направления взаимодействия специалистов включают в себя следующие разделы:

  1. Логопедические пятиминутки.
  2. Профилактика дисграфии и дислексии.
  3. Методы дополнительного взаимодействия.

СЛАЙД ___

В.В. Корюкина:

Первый раздел интегративного взаимодействия  специалистов называется Логопедические пятиминутки. В него входят:

  1. Артикуляционная гимнастика (с использованием индивидуальных зеркал и ИКТ).
  2. Дыхательная гимнастика.

Здесь можно использовать последнюю техническую разработку «Логопедический тренажер «Дельфа»- 142» , направленный на развитие силы голоса и выработки правильной воздушной струи.

  1. Пальчиковая гимнастика:
  1. «По тропинке» (картонное поле):

- правой рукой;

- левой рукой.

  1. «Пальчики» (картонное поле).
  2. «Паучок» (игра  в перчатках с ИКТ).
  3. Самомассаж кистей и пальцев рук.

4. Показ оборудования:

 4.1.  для су-джок  терапии (шарики, кольца для массажа);

4.2.  тренажеров для леворуких и праворуких детей.

СЛАЙД _______

Е.Р. Корчовская:

Второй раздел интегративного взаимодействия  специалистов направлен на профилактику дисграфии и дислексии.

По данным ученых у 80 % учащихся с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения чтения и письма.   В процессе чтения и письма участвуют 3 анализатора: слуховой, зрительный и речедвигательный.

Исходя из этого, профилактическая работа должна быть направлена:

- на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

-  на развитие зрительного гнозиса;

-  на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

С целью развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза можно проводить следующие игры и упражнения: 

1.      Игры и упражнения со звуками.

1.1.  Гласные и согласные звуки.

        Оборудование: красные и синие круги, сделанные из картона по количеству детей. Красные круги – гласные звуки, синие – согласные.

Дается установка: «поймать» гласный и согласный звук (поднять круг соответствующего цвета). Учитель произносит ряд звуков: м, а, ж, н, о, л, в, ы, р, г, и, с, у,э.

1.2. Парный согласный звук. Игра с мячиком.

Учитель бросает мячик ученику и называет парный согласный звук, а ребенок должен назвать его пару.

 Например: б -.., с -.., г -.., д -.., ш -..,в -…

2. Игры и упражнения со слогами.

2.1. Игра «Поймай слог».

Дается установка: хлопни в ладоши, когда услышишь слог «га»: ра, ов, си, ма, га, ка, лы, га, ин.

2.2. Игра «Запомни и повтори».

Учитель произносит ряд  слогов со стечением согласных. Ученик должен запомнить и повторить правильно. Работа проводится фронтально и индивидуально.

Например:

пта- пто- пту

кта- кто – кто

фта- фто- фту

  1. Игры со словами.

3.1. «Иностранец» (с флажками и ИКТ).

СЛАЙД _________

Педагог показывает детям  слайд и просит поднять сигнальный флажок тогда, когда  произнесет правильно слово, которое  вы видите на слайде.

Например, мел: миль, мелок, меел, мел, мелить;

банан: анан, бананан, танан, бинан, банан;

собака: бабака, сибака, собака, бака, сабабака, собака.

В.В. Корюкина:

3.2.  Игра в кубик.

        В руках у педагога кубик, на гранях которого  точки, которые обозначают количество букв в слове. Педагог кидает кубик ребенку, а тот должен поймать его, сосчитать количество точек на грани и придумать слово, например, из 2х, 3х и 4х букв.

4. Упражнение на дифференциацию  предлогов (в-на).

СЛАЙД _________

Учитель раздает детям карточки со схемами предлогов «в», «на». На слайде появляются словосочетания и предложения с неправильными предлогами. Учащиеся читают словосочетание и предложения по – очереди и находят ошибку в употреблении предлогов: поднимают нужную схему.

Например:

Белка в дереве (на).

Картина на стене (на).

Лиса на норе (в).

Огурцы растут в грядке (на).

Рыбы живут на воде (в).

Петух сидит в заборе (на).

СЛАЙД __________

Е.Р. Корчовская:

Второе направление профилактической работы   по предупреждению и коррекции нарушений чтения и письма направлено на развитие зрительного гнозиса. 

Здесь можно предложить серию следующих заданий и игр:

  1. Соотнеси предметы с их силуэтами.

  1. Зашумленные изображения.

  1. Наложенные изображения.

   

  1. «Что забыл дорисовать художник?».  Сказать устно или дорисовать.

         

Буквенный гнозис.

  1. «Зеркальные буквы».

 Помоги Буратино найти неправильно написанные буквы.

   

        

  1.  «Буквоед».

Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.

  1. «Корректурная проба».

На доске висят таблицы с буквами. Вызываются 2 человека.  Нужно зачеркнуть все буквы «К» фломастером. Кто сделает правильно и быстро?

Как варианты данного упражнения - можно выполнять его индивидуально и просить учащихся:

вычеркнуть заданную букву в каждой строке;

А А Л П А М Д Я А А

О Ф О Ю В О С О Э Ь

И Н П И Д И Ц Л И М

Н М П Н К Ч Ц Н Д Т

К К Т Х К Р Г К Б К Р

вычеркнуть заданный слог в каждой строке;

АМ МА АМ АН АЛ АН АМ НА

ИН ПИ ЛИ ГИ ИН ИК ИЛ ИН

УЧ УЧ НУ УЧ УУ ЛУ УЧ ГУ

ХА ХА КА ЖА УХ ХА АК АЖ

ПИ ТИ ПИ НИ ГИ ИП ЛИ ПИ

вычеркнуть заданное слово в ряду других.

СОН СОМ СОК СОН НОС СОР СЫН

БУК БАК БУК КУБ ДУБ БОК БУХ СУК

ЛИСА ЛЕСА ЛИСЫ ЛИСА СИЛА САЛО

КОЗА КОСА КОРА ЛОЗА ПОЗА КОЗА

ВОДА ВОЛЯ ВОДА ВАЗА ВОЗЫ ВОДИ

  1. Зашумленные буквы.

  1. Наложенные буквы.

  1. Буквы, спрятанные  в предметах или за предметами.

   

 

СЛАЙД_______

С целью формирования пространственного восприятия и пространственных представлений нами используются следующие упражнения, задания и игры:

  1. Игра «Обезьянки» (на ориентировку в пространстве своего тела и

тела соседа). Учащиеся выполняют задания по инструкциям учителя:

- подними вверх левую руку;

- подними вверх правую руку;

- попрыгай на левой ноге;

- попрыгай на правой ноге;

- повернись к соседу лицом;

- покажи сначала у себя левый глаз, затем у товарища;

- определи у себя правое ухо, затем у товарища;

- покажи левое колено соседа.

  1. Упражнение «Божья коровка». Ориентировка на листе бумаги.

У детей полянки (девятиэкранники) и плоскостная божья коровка. Педагог даёт инструкцию: божья коровка полетела на 1 клетку вправо, на одну клетку вниз, 2 клетки влево и т. д. В конце игры проверяем, на каком цветке она остановилась. Раскрасьте этот цветок.

Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.

3. Игра «Покажи».

Оборудование: линейка, простой карандаш, фломастер, ручка.

Учащиеся выполняют задания по инструкции учителя:

- покажи карандашом линейку;

- линейкой – карандаш;

- фломастером – ручку;

- ручку - фломастером;

- линейку – фломастером.

Также помогают ребёнку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: лабиринты, мозаика, рисование под диктовку по клеточкам (одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо и т.д.), самые разные конструкторы, геометрические и графические  диктанты.

СЛАЙД ______

В.В. Корюкина:

Третий раздел интегративного взаимодействия специалистов включает в себя методы дополнительного сотрудничества, к которым относятся:

  1. Родительские собрания.
  2. Интегрированные занятия.
  3. Логопедические утренники.
  4. Праздники.
  5. Тематические «круглые столы»:

- «Работа с логопедической тетрадью»;

- «Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома»;

- «Приемы коррекции и развития мелкой моторики».

  1. Консультации для родителей.
  2. Информационно – просветительские стенды.

Е.Р. Корчовская:

Мы закончили показ в нашей школе мастер– класс.

Оцените нас сейчас, не обидимся на вас,

В.В. Корюкина:

Похвалить нас не забудьте, объективными вы будьте!

Спасибо за внимание!

Февраль, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР

Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...

Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием национально - регионального компонента( выступление на муниципальном семинаре)

Поделилась опытом работы по духовно - нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы с использованием национально - регионального компонента. Включила выступления моих учен...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Выступление.

"Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе."...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Презентация.

ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации  контроля школьников, в работе со...

Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума «Психологический аспект урока» для педагогов, учителей Братского района. По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»

Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...