Конспект урока по развитию речи 2013-2014 уч. год
план-конспект урока на тему

Тема: "Осення одежда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3 класс для детей с ТМНР91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс_3«А»                                                                                                        Учитель_Леонова Валентина Владимировна_

Предмет __________________Развитие речи_______________________________________________________________

Тема ________ «Осенняя одежда»________________________________________________________________________

№ урока ________2____________________________________________________________________________________

Урок по теме______ «Осень. Приметы и признаки»___________________________________________________________

Цель___формирование основ диалогической речи (простой фразы) на материале тем: «Осень. Осенние приметы» и обобщающего понятия «Осенняя одежда». Активизация и обогащение словарного запаса (активного и пассивного) по темам «Осень»,  «Осенняя одежда»___________________________________________________________________________

Задачи:

     

     1. Образовательные:

____активизация,   уточнение  и обогащение  знаний учащихся о времени года – осень, осенние приметы, обобщающего

_понятия  «осенняя  одежда»_______________________________________________________________________________

     2. Развивающие:

____развитие речи (расширение активного и пассивного словаря), диалогической речи (самостоятельные ответы на вопросы) долговременной памяти, логического мышления, внимания, общей и мелкой моторики______________________

     3. Воспитательные:

______воспитание умения работать в коллективе, культуры поведения на уроке.____________________________________

Оборудование _проектор, экран, карточки со словами – октябрь, листопад, пасмурно, ясно, идет дождь, птицы улетают шапка, куртка, брюки,, осенняя одежда, картонные куклы с комплектом осенней одежды и летней._,2 передвижных металлических вешалки с летней и осенней одеждой, индивидуальные зеркала.________________________

План урока:

  1. Организационный момент. Правильная посадка за партой.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Ориентировка во времени.
  4. Актуализация  в памяти учащихся примет осени.
  5. Физкультминутка минутка.
  6. Актуализация темы «Осенняя одежда».
  7.  Закрепление темы «Осенняя одежда» в дидактической игре: «Оденем куклу на прогулку».
  8. Физкультминутка.
  9. Соревнование «Кто быстрее оденется на экскурсию?»
  10. Итог урока.

ХОД  УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

(адаптированные дидактические материалы)

Орг. момент

Правильная посадка

за партой.

Ориентировка во времени.

Актуализация знаний

учащихся о приметах

осени.

Физическая минутка.

.

Актуализация темы

«Осенняя одежда»

Закрепление темы

«Осенняя одежда»

в дидактической игре

«Одень куклу на

прогулку»

2 –ая

физкультминутка

Отработка темы

«Осенняя одежда»

в соревновании

« Кто скорее  оде-

нется на экскурсию?»

Подведение итогов

урока

Ребята, у нас на уроке гости. Посмот-

рите  на них.

А сейчас сядьте пожалуйста красиво:

выпрямите спины, расправьте плечи,

ноги поставьте на пол, руки положи-

те на парту перед собой. Глаза смот-

рят только на меня… уши слушают

только меня…

Какой сейчас у нас урок?

Правильно: урок развития речи.

А чему мы учимся на этих уроках?

Правильно. На уроках развития речи

мы учимся красиво и правильно го-

ворить. А для того, чтобы говорить

правильно и красиво, надо, чтобы на-

ши губы и язык работали правильно

и красиво. Давайте выполним нес-

колько упражнений для наших губ,

языка…

Поставьте перед собой на парте зер-

кала  так, чтобы вы видели свое лицо.

- А теперь вспомните, как дует силь-

ный ветер?

Сделайте глубокий вдох… а теперь

вытяните губы трубочкой…

Чей ветер дует дольше и сильнее?

- Как  ветер свистит?

- Ш-ш-ш…- шелест листочков на

ветках.

-П! П! П! – упали первые капли дож-

дя

Хорошо. Молодцы! Закройте зерка-

ла и отложите на край парты.

А сейчас давайте еще раз вспомним,

какое сегодня число, день недели,

месяц?

   

 

Октябрь – это месяц какого времени

года?

А «октябрь» - какой по счету месяц

осени?

Еще какие осенние месяцы вы знае-

те?

Учитель просит 1-го из учеников по-

дойти к столу  учителя и выбрать

карточку с названием месяца.

Учитель прикрепляет карточку с наз-

ванием месяца на доску.

А сейчас я вам загадаю загадку, а вы

постараетесь ее отгадать:

Пришла без краски и без кисти и

перекрасила все листья.

О каком времени года загадка?

Учитель держит иллюстрацию с

изображением осени.

Ребята, а как вы отгадали загадку? В

какие цвета осень перекрасила

листья?

А вот Алеша Волобуев знает стихот-

ворение  об осени. Послушайте его

внимательно и скажите: о каких при-

метах осени говорится в стихотворе-

нии?

О каких приметах осени говорилось

в стихотворении?

Еще о каких приметах говориться в

стихотворении? Учитель прочитыва-

ет стихотворение еще раз!

Давайте скажем полной фразой:

«Осенью часто идут дожди».

Еще о каких приметах говориться в

стихотворении?

А сейчас встаньте пожалуйста рядом

со своей партой и давайте отправим-

ся на воображаемую прогулку в осен-

ний лес.

Входит осень в лес дремучий

Машет желтой кистью,

 

Ветерок сгребает в кучи золотые

листья.

И они забывши ветви,

Кружат по поляне…

Осень встала на опушке

В желтом сарафане

А теперь возвращаемся в класс, сади-

тесь  пожалуйста за парты, продол-

жаем урок.

В 1-й части урока мы говорили с ва-

ми  о приметах осени: на деревьях

пожелтели листья, идут дожди, пти-

цы улетают на юг. С каждым днем

на улице становится все…

Поэтому мы с вами стали одеваться

… как?

А кто из вас сможет рассказать мне,

в чем  он пришел сегодня в школу?

Ребята,  куртка, шапка – что

это? Как можно сказать одним сло-

вом?

Ребята, а какая это одежда? В какое

время  года мы надеваем куртку,

шапку?

Правильно. А раз мы всю эту одеж-

ду одеваем  одеваем осенью, значит

она ка-ка-я?

Мы с вами знаем, что нужно одевать

осенью, а мальчик Саша не знает.

Поможем ему собраться на прогул-

ку?!

Что мы оденем на Сашу?

Учитель каждому ученику дает кар-

тонную куклу, комплект осенней и

летней одежды в конверте.

Учитель обращает внимание  детей,

что в конверте не только осенняя

одежда, но и легкая (летняя) одежда.

Будьте внимательны! Помните, что

на улице сейчас  осень, октябрь! По-

этому одеть Сашу надо в осеннюю

одежду.

Учитель контролирует деятельность

учащихся.

После окончания игры учитель вмес-

те с учениками смотрят кто как одел

Сашу на прогулку и если есть ошиб-

ки сразу разбираются.

Ребята, а что может случиться, если

осенью  мы будем одеваться  так же,

как летом?    

Да! И чтобы этого не случилось обя-

зательно  осенью надо одеваться теп-

ло. А еще говорят «одеваться по по-

годе».

Что это значит? Не знаете? Значит,

чем на улице холоднее – тем одевать-

ся надо теплее.

Скажите у кого мама вечером слу-

шает  прогноз погоды по телевизору

или радио?

А зачем она это делает?

Чтобы знать как одеваться, соби-

раясь  в школу.

Чтобы одеться по погоде. Помните,

что это значит?  

 

Устали?

Давайте отдохнем. Встаньте рядом

с партой

Задул осенний ветер вдруг.

И рвется зонтик мой из рук,

Вот взмыла ввысь рука моя,

А вместе с ней взлетел и я

Ребята, завтра мы с вами должны

пойти на экскурсию и я хочу убедить

ся сможете  ли вы правильно по по-

годе одеться на экскурсию.

Давайте проведем (усторим) соревно-

вание . Вы разбиваетесь  на 2 коман-

ды …

1 команда - ….

2 команда - …

У каждой команды большая вешалка

с вещами. На вешалке вещи разные:

летние и осенние. Надо будет одеть

1-го члена команды  на экскурсию.

Помните, какое время года сейчас?

 

Какую одежду вы будете выбирать

на вешалке?

Всем понятны  правила соревнова-

ния?

Начали!

После команды «Стоп!» учитель

оценивает результаты соревнования.

они разбираются.

Итак, о каком времени года мы гово-

рили сегодня на уроке?

Вспоминали приметы осени, что это

за приметы?

Осенью какую одежду мы одеваем?

Что значит одеваться по погоде?

Учитель характеризует деятельность

учащихся и выставляет оценки

Учащиеся смотрят на гостей.

Учащиеся выполняют инст-

рукцию учителя.

«Урок – развития речи».

На уроках развития речи мы

учимся говорить (развиваем

речь)

Дети выполняют инструкцию

учителя.

Учащиеся делают вдох через

нос и выдыхают через рот.

-с-с-с-с…  У учащихся губы

в улыбке, зубы сомкнуты

Ш-ш-ш… У детей губы в

улыбке, зубы сомкнуты

Учащиеся смыкают и размы-

кают губы издавая звук «п».

«Сегодня 29 октября, четверг»

«Октябрь – это осенний ме-

сяц».

Октябрь – 2-й месяц по счету.

«К осенним месяца еще отно-

сятся – сентябрь и ноябрь»

Учащийся выбирает и отдает

учителю.

«Об осени». ( Не говорящие

дети выбирают ответ из 2-х

картинок: «осень» и «лето»).

«Осень перекрасила листья

в желтый, красный… цвета»

Алеша:

«Где осень там и листопад

На землю дождь прольется

И к югу птицы улетят

Зима вот-вот начнется.»

«О листопаде».

Один из учащихся  ищет на

демонстрационном столе  кар

точку  со словом «листопад».

«О дожде».

Учащиеся повторяют фразу.

Неговорящий ребенок ищет

на столе «идут дожди».

«Птицы улетают на  юг».

Не говорящий учащийся

ищет на столе карточки со

словами: «птицы улетают

на юг

Учащиеся встают рядом со

своими партами.

Учащиеся шагают на месте

высоко поднимая ноги.

Учащиеся шагают на месте

высоко поднимая ноги.

Дети наклоняясь вперед дела-

ют движения согнутыми в

локтях руками к груди.

Учащиеся делают поворот

вокруг своего тела с подняты-

ми руками вверх

Дети встают, делая руки в сто

роны.

Учащиеся садятся на свои

места.

«холоднее»

«Одеваемся теплее»

Несколько учащихся говорят,

в чем они пришли в школу.

(«Я пришел в школу в куртке,

шапке, ботинках»…)

«Одежда»

«Осенью».

«Осенняя».

«Да, поможем»

«На Сашу мы оденем шапку,

куртку, брюки, перчатки.»

Каждый учащийся одевает

куклу  в осеннюю одежду.

«Можно простудиться и забо-

леть».

«- У меня!....»

«Чтобы знать какая будет

завтра  погода»

«Чем холоднее на улице, тем

теплее мы должны одеться!

«Да».

Учащиеся делают махи пря-

мыми  руками над головой.

Учащиеся разводят руки в

стороны.

Учащиеся поднимают руки

вверх.

Учащиеся показывают махи

руками.

«Сейчас - осень».

«Осеннюю, теплую».

«Да».

«Говорили про осень».

«Осенью идут дожди, листо-

пад, птицы улетают на юг»

«Осенью одеваем теплую

одежду(осеннюю)».

«Чем холоднее на улице, тем

теплее мы должны одеться»

Упражнение на выработку

сильной воздушной струи

повторяется 3-4 раза.

Во время выполнения упраж-

нений  учитель следит, чтобы

дети правильно выполняли

артикуляционный уклад зву-

ков

Учитель следит, чтобы дети

говорили  фразой, а не однос-

ложно. Предлагает повторить

ответ 2-3 ученикам.

Учащиеся могут назвать все

3 осенних месяца.

Учащийся выбирает карточку

с нужным словом из 3-х кар-

точек: сентябрь, октябрь,

ноябрь. 

Чтение стихотворения сопро-

вождается  анимационными

картинками на экране – по

мере чтения стихотворения.

На экране появляются картин-

ки  с изображением назван-

ной одежды.

В верхней части экрана по-

является  слово «одежда».

Со словом «одежда» появля-

естся на экране слово «осен-

няя».

Проецируется картинка с

изображением  мальчика Са-

ши.

Проецируется картинка с Са-

шей и одеждой вокруг маль-

чика.

Для слабой группы учащихся

учитель задает вопросы:

1. «… Покажи, где у Саши го-

лова?»

2. «…Дай мне шапочку».

3. «…надень Саше шапочку»

Если уровень развития  мото-

рики  ученика(ов) не достато-

чен, то действие выполняется

совместно с учителем: «Да-

вай оденем Саше шапочку» и

так далее.  

Через 2 -3 минуты учитель

дает команду : «Стоп»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...