Логопедическое занятие "Дифференциация с-ц"
план-конспект

Высовень Лариса Анатольевна

Конспект логопедического занятия по различению с-ц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon darisa-_razlichenie_s-ts.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «  Различение  С – Ц ( 3-е занятие).

Цель: Учить различать С – Ц  в словах, предложениях, текстах устно  и на письме, упражнять в практическом словообразовании существительных женского рода  лиц по их занятиям и качествам, а также предметов по их назначению с суффиксами -  ниц-, - иц,- составлении предложений с союзом а, чтение слов, предложений с буквами  с- ц ; обогащать словарь по теме «Цирк»;

        развивать внимание, память, операции мышления, анализ, синтез, сравнение;

        воспитывать умение доводить начатое дело до конца, уважение к людям различных профессий.

Оборудование: Предметные картинки с изображением артистов цирка, продуктов, таблица для образования однокоренных слов, табличка с восковой надписью, краски, мяч, игра: «Сложи слово, диафильм «Учись думать и говорить».

                                  Х О Д  З А Н Я Т И Я.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы побываем в цирке. Попасть на представление помогут наши знакомые звуки  с, ц. Дайти характеристику этим звукам ( учащиеся дают характеристику звукам с опорой на таблицу).

С – согласный, глухой, имеет пару по звонкости , глухости.

З  - С, имеет пару по твёрдости – мягкости  С – С.

Ц – согласный, глухой, не имеет пары по звонкости – глухости, твёрдый.

        3. Активизация знаний учащихся по теме.

        - Посмотрим на афишу и назовём профессии людей работающих в цирке. ( Кадр диафильма Крапухина А.В., Шаховской С.Н.. Учись думать и говорить).

        Запомните всех, кого видите на  «афише». Сравните следующий кадр с предыдущим. Что изменилось ? Составьте предложения с. союзом  а.

        - Справа был клоун, а теперь дрессировщик.

        - Молодцы ! Теперь вы знаете, кто готовит для вас цирковое представление. Программку представления получит тот, кто назовёт профессии  цирковых артистов со звуками  С  или Ц. (циркач, канатоходец, дрессировщик, гимнаст, фокусник, эквилибрист) (см. приложение к занятию).

        4.  Различие  [с ]  -  [ ц ] в словах.

а) Отгадать, кто выступает первый ( см. «Программку».

- Канатоходец.

- Натянем канат для канатоходца. В одну строку запишите первые буквы данных слов:

сад, сани, цапля, целый, сало, сук, циркуль, цифра.

Найдите закономерность и продолжите ряд букв до конца строки «натяните канат».

б)  Кто выступает на арене под вторым номером ( см. «Программку»)

- Силач.

- Верно силач. Силачу необходимо уметь владеть своим дыханием.

  • Дыхательная гимнастика:

-  вдох  ртом, выдох носом;

-  вдох ртом, выдох ртом;

-  вдох носом, выдох ртом.

  • Учение слов на одном выдохе сл сменой темпа ( см. приложение);
  • Чтение столбиков  слов:

-   читать по очереди по 2 слова ;

-   найти, где написано слово   ……;

-   читать по 2 слова, повторяя предыдущие слова соседа.

5. -  Под номером три выступает:

_  Акробат.

а) встаньте «Игра с мячом», «И я тоже».

Умник- умница, учители – учительница, укротитель – укротительница, отличник – отличница, писатель – писательница, школьник - ……,  лыжник - …….,   певец - ….. , фокусник - ……,выдумщик - …,

Затейник - ….., четвероклассник - ….

        б) работа по образованию однокоренных слов:

Сахар-  сахарница

Хлеб  -  …

Мыло  -  …

  1. Различие  с  -  ц  в предложениях.

Четвёртый номер   -  Жонглёр.

Задание: сложить из слов в конвертах предложения.

«Сегодня на арене дрессировщик. Медведь катается на мотоцикле. Учёные собачки отгадывают цифры».

        При правильном складыванием фразы на обратной стороне ученик может прочитать слова: «молодец», «верно»,  «умница».

а) вставить пропущенные  буквы  с, ц  в слова;

б) орфографически правильно прочитать;

в) графическая запись предложений в тетрадь.

  1. Различие  с – ц  в текстах:

а) прочитать текст, расшифровав

                    слова

                        В цирке

        Мы ходили в РКЦИ. В центре цирка находится РЕАНА. На арене  веселят зрителей  НЫУКЛО.  Фокусник показывает СЫКУФО.  Танцуют разные  ЦЫТАН  красивые кони, а на них

        б) записать слова с буквами  с, ц.

  1. Работа с пословицей.

- Шестым номером выступает фокусник.

Детям показывают табличку с восковой надписью и предлагают детям разукрасить её. Появляется надпись:

        «Конец – делу венец».

Учащимся предлагается объяснить пословицу.

        Говорится с удовлетворением, когда хорошие результаты завершают «венчают» сделанное.

        ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

        - С буквой  С и буквой  Ц,

        Мы побывали в цирке.

        Медведь ведёт мотоциклет,

        А цапли – пассажирки.

        А вот наездник цирковой

        Гарцует на осле

        Ногами вверх, вниз головой,

        Стоит он на седле.

        Вот двое братьев – медвежат

        Цепочку натянули,

        И обезьяна акробат

        Качается на стуле.

                ( С.Я. Маршак).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...