Рабочая программа по краеведению 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Левагина Елена Васильевна

Рабочая программа по краеведению Саратовской области 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7

имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова

г. Петровска Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО точных наук:

/______/    Е.М. Кузнецова

Протокол  № ___

 от «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР  МБОУ «ООШ № 7»:            /__________/      О.А. Филянина

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор    МБОУ      «ООШ №  7»:

____________/     И.В. Еремкина

Приказ от «__»________20__г. №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Левагиной Елены Васильевны

первая квалификационная категория

по краеведению

6 класс

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №  1 от «28» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Географическое краеведение. 6 класс.

Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

ЦЕЛЬ – создание природного образа малой родины.

Главные задачи курса «Географического краеведения» состоят в следующем:

1. сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

2. показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

3. научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;

4. продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

5. создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.

Учебный процесс необходимо построить так, чтобы географические знания стали фундаментом практической деятельности в краеведении.

На уроках географического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы, приёмы обучения:

1. практические работы на местности;

2. наблюдения за окружающей средой;

3. экскурсии и походы;

4. работу с краеведческой литературой;

5. познавательные игры.                                                                                                                    

Учебная программа.

За основу взята программа для образовательных учреждений, допущенная Министерством образования Саратовской области, авторы: Л.В. Макарцева, Р.В. Маркина. На курс Географическое краеведение Саратовская область отведено 34 часа (1 час в неделю). Распределение времени является примерным и может быть изменённым учителем по своему усмотрению. Возможна перестановка тем, изменение часов.

1. История исследования Саратовской области, методы исследования – 2 часа.

2. Особенности географического положения области, района – 2 часа.

3. Строение земной коры. Минералы и горные породы – 3 часа.

4. Рельеф Саратовской области, своего района – 2 часа.

5. Воды суши Саратовской области – 2 часа.

6. Атмосфера. Климат области – 2 часов.

7.  Природные комплексы – 12 часов.

8. Население области, своего района – 6 часов.

9. Резервное время – 2 часа.

Содержание курса

1. Введение

Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением..

Методы научного познания родного края                                                                         Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге.

Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол – Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 – исследование Поволжья – П.С. Палласом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Н. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края). Современные ученые, краеведы Саратовской области: В.И.Горцев, А.А.Герман, А.Ф. Леопольдов, Е.К. Максимов, Г.А. Малинин, В.Н. Семенов, Н.Н.Семенов, Д.С. Худяков. Саратовцы, исследователи других континентов мира: исследователи Арктики и Антарктики – Игорь Демьянович Смилевец, Герман Гаврилович Сакунов, покорители горных вершин: Сергей Богомолов, Владимир Игошин, Юрий Никитин, Владимир Поляк. Методы научного познания родного края. Классификация методов познания. Метод наблюдения, картографический метод, социологический метод, метод измерения, работа с литературными источниками, справочной литературой, сайтами.                                                                                                                    

 Творческое задание: подготовить сообщение об исследователях земли саратовской. 

Особенности географического положения области, района

Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.

Практическая работа: «Географическое положение Саратовской области и своего района». Работа с картами Саратовской области (административной, физической, контурной) Выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта. Определение координат Саратова, своего населенного пункта.


Строение земной коры. Минералы и горные породы

Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.
Практическая работа. Определение формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам. 

Рельеф Саратовской области, своего района

Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.
Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).

Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.Горючие полезные ископаемые – нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.). Горючие сланцы – торф. Химическое сырьё – каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы – известняки, доломиты, глина, пески. 


Воды суши Саратовской области

Воды суши: подземные и поверхностные.Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.

Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.

Волга – главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.

Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.
Практическая работа: нанесение на контурную карту области основных рек. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек. 

 Атмосфера. Климат области

Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.

Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.

Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.

Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта. 

Природные комплексы Саратовской области

Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.

Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Саратовской области.

Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья.

Экологические проблемы Саратовской области. 

Население области, своего района

История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла.

Творческое задание: Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Саратовской области. 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть

9 недель

п/п

Дата

Тема урока (раздела)

Кол-во часов

В т.ч. практическая часть

Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения

и действия)

План

Факт

1

История исследования

Саратовского края

1

знать понятие «краеведение», «географические исследования»

формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему

развитие интереса к предмету

2

История исследования

Саратовского края

1

формирование   представлений    о Великих  географических  открытиях

работа с Интернет-ресурсами

уметь  находить и  анализировать  в  разных  источниках  географическую информацию  

3

Географическое положение

1

знать когда и где основана Саратовская область, ее координаты

работа с Интернет-ресурсами

использовать  приобретенные  знания  и умения  в  практической  деятельности  и  повседневной жизни

4

Географическое положение

1

№1

Географическое положение своей местности.

Уметь работать с картой Саратовской области

работа с Интернет-ресурсами

уметь  находить  в  разных  источниках  географическую информацию  

5

Тектоника и геологическое

строение

1

формирование   представлений   о геологии, древних эпохах

умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность;

развитие любознательность, формировать интерес к изучению природы

6

Рельеф

1

формирование   понятий «рельеф »,  его виды в Саратовской области

уметь    определять  на местности   виды рельефа

работа в группе, оценка и самооценка

7

Рельеф

№2

Оценка рельефа своей местности

уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Саратовской обл.

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

8

Минеральные ресурсы

№3

Определение горных пород по образцам

формирование понятий «минеральные ресурсы», их виды

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

9

Минеральные ресурсы

уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Саратовской обл.

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II четверть

7 недель

п/п

Дата

Тема урока (раздела)

Кол-во часов

В т.ч. практическая часть

Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения

и действия)

1

Климат

формирование понятий «климат», «погода», «циклон», «антициклон»

уметь    определять  на местности   виды рельефа

работа в группе, оценка и самооценка

2

Климат

№4

Составление характеристики климата своего района

формировать понятие  об особенностях времен года области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

3

Внутренние воды

формирование понятий «внутренние воды», их виды

уметь находить на карте реки и озера области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

4

Внутренние воды

№5

Нанесение на контурную карту объектов гидрологии. Составление хар-ки реки Волга

уметь показывать на глобусе и картах внутренние воды Саратовской области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

5

Почвы

формирование понятий «почвы», виды почв Саратовской области; уметь работать с почвенной картой области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

6

Почвы

формирование понятий «растительность», ее виды в Саратовской области; знать виды растительности, их расположение по территории области; уметь применять  знания о лекарственных растениях в реальной жизни

7

Растительность

формировать понятие об особенностях расположения растительных зон области; знать виды растительности, их расположение по территории области; уметь применять  знания о лекарственных растениях в реальной жизни

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III четверть

10 недель

п/п

Дата

Тема урока (раздела)

Кол-во часов

В т.ч. практическая часть

Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения

и действия)

1

Растительность

формирование понятий «фауна», виды животных области

знать виды животных, где обитают в области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

2

Животный мир

формирование понятий «фауна», виды животных области

знать виды животных, где обитают в области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

3

Животный мир

формирование понятий «природные зоны», их виды в области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа в группе, оценка и самооценка

4

Природные зоны

формирование понятий «природные зоны», их виды в области

уметь работать с картой «природные зоны Саратовской области»

работа в группе, оценка и самооценка

5

Природные зоны

Формировать понятия «национальный парк», «заказник» «урочище», «дол»

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа в группе, оценка и самооценка

6

Охраняемые памятники

природы

Формировать понятия «национальный парк», «заказник» «урочище», «дол»

работа с Интернет-ресурсами

уметь  находить  в  разных  источниках  географическую

информацию  

7

Охраняемые памятники

природы

Формировать понятие «экология», ее состояние в области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа в группе, оценка и самооценка

8

Экология

Формировать понятие «экология», ее состояние в области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

9

Экология

формировать понятие «население», «демография», «национальность»

уметь работать с картой «население Саратовской области»

работа в группе, оценка и самооценка

10

Население

формировать понятие «население», «демография», «национальность»

уметь работать с картой «население Саратовской области»

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV четверть

8 недель

п/п

Дата

Тема урока (раздела)

Кол-во часов

В т.ч. практическая часть

Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения

и действия)

1

Население

формировать понятия «город», «административный центр»

уметь работать с административной картой области

работа в группе, оценка и самооценка

2

Города

формировать понятия «город», «административный центр»

3

Города

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

развитие любознательности, формировать интерес к изучению предмета

4

Природные

особенности нашего

города

познакомиться с географическими особенностями нашего города

уметь применять географические знания в реальной жизни

5

Природные

особенности нашего

района

познакомиться с географическими особенностями нашего района,

уметь применять географические знания в реальной жизни

6

Итоговое тестирование

7-8

Всего-34 часа.   Резерв- 2 часа

Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебник: Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2010. – 64с. (рекомендовано Министерством образования Саратовской области)
  2. Рабочая тетрадь: Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2010.
  1. ДеминА.М., МакарцеваЛ.В., УставщиковаС.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – 336с.
  1. География Саратовской области. Учебник для 6,9 кл./Под ред. С.Г.Воскресенского/ - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга». 1997. – 224с.

Литература для учителя 

Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. – Саратов. Издательство СГУ, 1986. 

  1. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. – Саратов. Издательство Саратовского университета, 1993. 
  2. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов. Издательство СГУ,1984. 
  3. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2006 г. – Саратов, 2007. 
  4. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. – Москва. «Школа-Пресс», 2001. 
  5. Саратовской губернии черты: сост. В.Х. Валеев. – Саратов. Приволжское издательство, 1997. 
  6. Семенов В.Н. Саратов геологический. – Саратов. Издательство СГУ, 2000. 
  7. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1990. 
  8. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998. 
  9. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002. 

Литература для учащихся 

А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005. 

  1. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983. 
  2. Начало маршрута. (Сборник). Сост. В.И. Игошин. - Саратов. Вып.1 Приволжское издательство, 1989. 
  3. Оскольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья. – Саратов. Издательство СГУ, 1993. 
  4. Палькин Н.Е. О, Волга! – Москва. Молодая гвардия, 1985. 
  5. Смилевец И.Д. Дороги к белым горизонтам.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 2005. 
  6. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. – Саратов. Издательство СГУ, 1989. 
  7. Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998. 
  8. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видал. – Саратов. Приволжское издательство, 1980. 

Планируемые результаты

В результате изучения географического краеведения ученик должен

  знать/понимать                                                                                                                 основные географические понятия и термины;

различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Саратовской обалсти Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

Приложение 1

Перечень обязательной номенклатуры по Саратовской области.

Основные формы рельефа: Русская равнина, Приволжская возвышенность, Окско-Донская равнина, Прикаспийская низменность, Сыртовая равнина, Общий Сырт, долина реки Волги, Хвалынские горы, Змеевы горы, Соколовая гора, Алтынная гора, Лысогорский массив.

Внутренние воды: Волга, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Медведица, Хопер, Большой Узень, Малый Узень.

Минеральное сырье: нефть, природный газ (Волго-Уральская нефтегазоносная провинция), горючие сланцы, торф (по долинам Медведицы, Хопра), каменная и калийная соль (Заволжье), сера (Заволжье), фосфориты (около Саратова, Вольска), глина (долины рек), пески.

Растительность (флора): мягко лиственная порода: береза, осина, липа, клен, разнотравье степи: девясил, ковыль, пижма, тысячелистник, представители полупустыни: полынь, солерос.

Животный мир (фауна): лоси, зайцы-беляки, лисицы, кабаны, птицы: дятел, дрофа, горлица, иволга, соловей, снегирь, ястреб

Приложение 2

Итоговая работа по краеведению 6 класс

  1. Наш край описывали путешественники, ученые:

а) Эрастофен, Х.Колумб, И.И.Лепехин

б) Марко Поло, В.Н.Татищев, П.С. Паллас

в) С.И.Дежнев, Витус Беринг, М.В. Ломоносов

  1. Река Волга имела название:

а) Ра  

б) Оранжевая

в) Центральная

  1. Саратовская область расположена на равнине:

а) Сибирской

б) Прикаспийской

в) Европейской

  1. Территория области составляет:

а) 100,2 тыс.кв.км

б) 500,5 тыс.кв.км

в) 10,0 тыс.кв.км

  1. На юге Саратовская область граничит с областями:

а) Московской

б) Волгоградской

в) Ульяновской

  1. Волга делит Саратовскую область на:

а) Правобережье и Левобережье

б) Север и Юг

в) Запад и Восток

  1. В Правобережье расположены формы рельефа:

а) Приволжская возвышенность, Хвалынские горы

б) Сыртовая равнина, Кавказские горы

в) Уральские горы, Прикаспийская низменность

  1. Саратовская область обладает запасами минерального сырья:

а) бурый уголь, нефть, железная руда

б) природный газ, золото, урановая руда

в) нефть, природный газ, горючие сланцы

  1. Для климата нашей области характерны:

а) холодная малоснежная зима и сухое жаркое лето

б) влажная зима и холодное влажное лето

в) теплая бесснежная зима и прохладное лето

  1. По Саратовской области протекают реки:

а) Волга, Медведица, Большой Иргиз

б) Обь, Дон, Малый Узень

в) Аркадак, Нева, Терешка

     11.  В Саратовской области встречаются почвы:

а) красноземы, черноземы, луговые

б) черноземы, серые лесные, солонцы

в)желтоземы, тундровые, солонцы

     12. В нашей области расположены три природные зоны:

а) лесостепная, степная, полупустынная

б) лесная, лесостепная, пустынная

в) лесостепная, степная, субтропическая

   

  13. Представители саратовских лесов:

       а) пихта, ясень, дуб

       б) лиственницы, сосна, ель

       в) береза, дуб, липа

  14. В лесах Правобережья водятся:

       а) кабаны, лоси, зайцы-беляки

       б) медведи, волки, лисицы

       в) куницы, песцы, соболи

  15. Численность населения Саратовской области составляет:

        а) 2 625,7 тыс. человек

        б) 625 тыс. человек

        в) 2,6 тыс. человек

 16. Основные национальности по Саратовской области:

      а) грузины, турки, татары

      б) украинцы, немцы, армяне

      в) русские, казахи, украинцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....