Рабочая программа по краеведению 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Левагина Елена Васильевна

Рабочая программа по краеведению Саратовской области 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7

имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова

г. Петровска Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО точных наук:

/_______/    Е.М. Кузнецова

Протокол  № ___

 от «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР  МБОУ «ООШ № 7»:            /___________/      О.А. Филянина

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор    МБОУ      «ООШ №  7»:

_____________/     И.В. Еремкина

Приказ от «__»________20__г. №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Левагиной Елены Васильевны

первая квалификационная категория

по краеведению

7 класс

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №  1 от «28» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год

        Рабочая программа по краеведению  разработана как нормативно - правовой документ для организации учебного процесса в 7 классе МБОУ «ООШ  № 7» г. Петровска Саратовской области». Содержательный статус программы - базовая. Рабочая программа построена на основе  «Закона об образовании  в РФ»,  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014), с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии, на основе Программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ (авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009).

Основные цели и задачи курса:

1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере;

 2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края;

 3. Способствовать развитию биолого–экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории;

 4. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности;

 5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований;

 6.  Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом;

 7.  Научить детей чувствовать красоту природы;

8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружа-ющей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.

       Учебное содержание курса биологии включает разделы: Введение в биологическое краеведение (2 часа); Раздел 1.  Растительный мир (10 часов): Тема 1.  Флора Саратовской области  (2 часа), Тема 2. Растительность Саратовской области (8 часов); Раздел 2.  Животный мир. (9 часов); Раздел 3.  Живое прошлое Саратовского края (7 часов);

Раздел 4.  Охрана природы родного края (4 часа); Итоговое обобщение, защита проектных работ (2 часа).

      Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены экскурсии и практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Нумерация лабораторных работ  дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

     Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

     Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

     Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, КСО, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок-исследование, урок с использованием ИКТ и др.), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

       Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение практических работ, экскурсий, защиты проектов.

      Средствами реализации рабочей программы являются УМК :  

 1. «Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 96 с.,

2. Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» для  7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 64 с.,

3. Программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ (авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009),  а также  материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Содержание тем учебного курса.

Введение

Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением – география, биология, геология, история, метеорология. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музеи. Районный краеведческий музей. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. и др.). Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, экскурсии,  как формы краеведческой работы.

1.Методы краеведческой работы

Полевые наблюдения. Походы, экскурсии, фенологические и метеорологические наблюдения. Работа с картографическим материалом. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Статистическая обработка материала.

Практическая работа со школьными определителями растений и животных.

 2. Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ Рельеф. Приволжская возвышенность, Приокско-донская и Прикаспийская низменности, Сырт. Геологическая структура и важнейшие полезные ископаемые. Внутренние водоемы. Волга, малые реки, озера, пруды. Климат области. Сезонные климатические изменения. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Основные природные зоны – лесостепь, степь, полупустыня. Пойменные природные объекты.

Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. Особенности представителей живого мира, обитающих в разных условиях. Взаимоотношения живых организмах в разных экосистемах. Природные сообщества лесостепной, степной и полупустынных зон. Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов. Основные природные сообщества своей местности.

Практическая работа с атласом карт Саратовской области.

Практическая работа. Составление фенологических схем.

Практическая работа. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ.

Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).

 3. Растительный мир

Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения – паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр.

Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района.

Экскурсия Изучение флоры города и его окрестностей.

Экскурсия в городской и детский парк или дендрарий ботанического сада СГУ (для жителей Саратова).

Практическая работа по изучению ботанических площадок.

Практическая работа по изготовлению гербариев растений.

Составление рефератов об интересных растениях района.

 4. Животный мир области

Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населённых пунктов.

Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд).

Составление списков местных животных и растений.

Экскурсия на зооферму (в сельской местности).

Фенологические наблюдения за распространенными животными.

Практическая работа Зарисовка животных.

Практическая работа изучение микрофлоры и микрофауны озера или реки.

Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.

Наблюдения за птицами.

 5. Природа Саратовской области. Прошлое, настоящее, будущее

История развития органического мира. Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.). Характерные ископаемые животные области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры. Палеонтологическая характеристика родного края.

Экскурсия в карьер на обрыв или в места выхода древних пород.

Практическая работа: Составление коллекции палеонтологических объектов местности

Составление рефератов о наиболее интересных вымерших животных и растений или интересных геологических эпохах (отложения которых находятся на территории района).

Охрана природы

Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты.

Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края.

Составление красной книги своего района.

Практические работы по изучению и рекультивации малых рек, родников и других природных объектов.

Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть

9 недель

п/п

Дата

Тема урока (раздела)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

Введение в биологическое краеведение (2 часа)

1

Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.

1

Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

2

Природные условия. Биоразнообразие   Саратовской области. Экскурсия №1.

1

Экскурсия №1 «Природа родного края и методы ее исследования».

 Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

Оформляют отчёт.

Раздел 1.  Растительный мир (10 часов)

Тема 1.  Флора Саратовской области  (2 часа)

3

Грибы. Споровые растения.

1

Защищают  проектные работы  по краеведческой тематике.

4

Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.     Пр. №1.

1

Определяют     по школьными определителям растения и животных. Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты.

Тема 2. Растительность Саратовской области (8 часов)

5

Лесная растительность. Пр. №2.

1

Практическая работа №2 «Ознакомление с методами гербаризации растений, правилами оформления гербария». Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты.

6

Степная растительность. Пр. №3.

1

Практическая работа №3«Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам». Знакомятся  с ядовитыми, лекарственными травами края по гербарным экземплярам. Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты.

7

Полупустынная растительность. Экскурсия №2

1

Экскурсия №2 «Изучение флоры города и его окрестностей. Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Оформляют отчёт.

8

Луговая растительность. Пр. №4.

1

Практическая работа №4  «Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период». Определяют  деревья и кустарники в осенне-зимний период. Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты.

9

Прибрежно- водная растительность. Пр. №5.

1

Практическая работа №5 «Характеристика растительного сообщества». Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты.

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II четверть

7 недель

п/п

Дата

Тема урока (раздела)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.

1

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

2

Растения засолённых почв.

1

Составляют рефераты об интересных растениях района.

3

Контрольная работа №1 по теме «Растительность Саратовской области».

1

Выполняют тест.

Раздел 2.  Животный мир  ( 9 часов)

4

Разнообразие животных. Фауна. Зональность. В лесу. Пр. №6.

1

Практическая работа №6.  Составляют списки местных животных и растений. Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты.

5

Разнообразие животных: беспозвоночные. В степи.

1

Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

6

Разнообразие животных: позвоночные. Около водоёма.

1

Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

7

Птицы и млекопитающие нашего края.  Водные животные. Экскурсия №3  

1

Экскурсия №3  Наблюдения за птицами. Оформляют отчёт.

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III четверть

10 недель

п/п

Дата

Тема урока (раздела)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Промысловые и опасные животные области.  Правила поведения в природе. Пр. №7.

1

Практическая работа №7 «Зарисовка животных». Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты.

2

Сельскохозяйственные животные. Экскурсия №4  

1

Экскурсия №4  «Экскурсия на зооферму». Оформляют отчёт.

3

Вредители сельского хозяйства.

1

Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

4

Животные города.

1

Составляют рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.

5

Животный мир.

1

Защищают  проектные работы  по краеведческой тематике.

Раздел 3.  Живое прошлое Саратовского края (7 часов)

6

Основные понятия о геохронологии.

1

Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

7

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

1

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

8

Ископаемые позвоночные.

1

Защищают  проектные работы  по краеведческой тематике.

9

Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Пр. №8.

1

Практическая работа №8. «Составление таблицы палеонтологических объектов местности». Выполняют практическую работу и обсуждают ее результаты.

10

Мезозойская эра.

1

Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV четверть

8 недель

п/п

Дата

Тема урока (раздела)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Кайнозойская эра.

1

Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

2

Живое прошлое Саратовской области.

1

Защищают  проектные работы  по краеведческой тематике.

Раздел 4.  Охрана природы родного края (4 часа)

3

«Красная книга Саратовской области».

1

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

4

Охраняемые территории Саратовской области. Экскурсия №5  

1

Экскурсия №5  «Весенние явления в природе». Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Оформляют отчёт.

5

Особо охраняемые природные территории.

1

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

6

Памятники природы.

1

Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

7

Обобщающий урок

1

Выполняют тест

8

Растительный и животный мир Саратовской области

1

Защищают  проектные работы  по краеведческой тематике.

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать/понимать

– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;

– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;

– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;

– роль растений, грибов и животных в жизни человека;

– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;

– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.

Учащиеся должны уметь

– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;

– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным  изменениям в жизни растений и животных;

– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. «Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 96 с.,

2. Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» для  7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 64 с.,

3. Программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ (авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009)

Литература.

1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 - 2006 гг.
3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
4. Бондаренко Г.В. Фауна Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин - та, 1997.
5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.
6. Строев К.Ф. Краеведение. М. «Просвещение» 1974,. 142с.
7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.        8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.

MULTIMEDIA-поддержка курса «Биологическое краеведение»

        «Биологическое краеведение» (электронное издание). Составили: Дмитриева Наталья Владимировна, методист по биологии кафедры естественнонаучного образования СарИПКиПРО, Сосновская Регина Леонидовна, учитель биологии высшей категории Физико - технического лицея №1г. Саратов. Техническая поддержка Парфёнова Александра Владимировна, гл. методист кафедры инф-орматики СарИПКиПРО (2009 год).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....