Рабочая программа предмета "Историческое краеведение"
рабочая программа по краеведению (8, 9 класс) на тему

Волков Михаил Владимирович

Данная рабочая программа по предмету "Историческое краеведение" посвящена истории Оренбургского края с древнейших времен до начала 21 века 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoricheskoe_kraevedenie_1.docx (31.62 КБ)31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 г. Орска»

РАССМОТРЕНА

на заседании школьного методического объединения учителей физики, биологии, географии, химии. истории 

28 августа 2017 г.,

Протокол № 1

СОГЛАСОВАНА

на заседании методического совета гимназии

29 августа 2017 года,

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

____________ Т.А.Грунина

___________. Приказ № ____

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного предмета

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

/8-9 класс/

                                                               Орск, 2017 г.

Рабочая программа «Историческое краеведение» / составители: Горохова А.В., Дрожжинова Т.И., Волков М.В. – Орск: МАОУ «Гимназия №1 г. Орска», 2017 г. – 45 стр.

Предназначена для преподавания предмета федерального компонента учащимся 8-9 класса.

        Составители:

           подпись

_________________ А.В. Горохова

_________________ Т.И. Дрожжинова

_________________ М.В. Волков

                                                         

        

Рабочая программа:

  • рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей физики, биологии, географии, химии, истории ______________., Протокол № __________;
  • согласована на заседании методического совета гимназии ________, Протокол № __;
  • утверждена директором гимназии № 1 __________, Приказ № _____;
  • разработана на основе ООП НОО (или ООП ООО) МАОУ «Гимназия № 1 г. Орска»;
  • Положения «О рабочих программах МАОУ «Гимназия № 1 г. Орска

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 (ред. от 31.01.2012 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
  • Локальный нормативный акт МАОУ «Гимназия №1 г. Орска» «О рабочей программе учебного предмета».

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Она соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования.

Цели и задачи

Изучение истории Оренбургского региона на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям малой родины – Оренбуржья и России – нашей общей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах оренбургской и общероссийской истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование является одним из основных. Не случайно история страны является одной из важных гуманитарных дисциплин в средней школе и продолжает преподаваться студентам вузов независимо от их будущей профессии. Знание прошлого необходимо, прежде всего, для формирования национального самосознания – оно объединяет ныне живущие поколения и давно ушедшие из жизни, связывает их в единое целое, создает нацию, осознающую свое место в истории человечества. Историческое знание развивает гражданские качества, а политическим деятелям оно крайне необходимо для выработки навыков руководства страной, поскольку позволяет воспользоваться накопленным социальным опытом. В этой связи большое значение имеет знание не только прошлого страны в целом, но и местной, региональной истории, наиболее близкой каждому из нас.

Оренбургская история рассматривается как часть истории России. Понятия – «Оренбургский край», «Оренбуржье», «Оренбургский регион» – используются в пособии как синонимы. К содержанию этих понятий авторы считают необходимым подходить исторически. Древнейший период истории края освещается в границах современной Оренбургской области, а со времени основания Оренбурга и возникновения губернии – в пределах тех территориальных образований, в которых наш город был административным центром или находился в их составе.

«История Оренбургского региона» входит в число обязательных исторических дисциплин, включенных в учебный план подготовки учащихся 8-9 классов, а также студентов-историков. Курс повышает профессиональную культуру и образовательный уровень учащихся, способствует совершенствованию их исследовательских навыков. Основная цель учебного пособия – дать системное представление об истории Оренбуржья. Стержнем курса является изучение политической, социально-экономической и культурной истории Оренбургского региона.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на 2017-2018 уч. год на изучение исторического краеведения в 8 - 9 классах (уровень – базовый) отводится 1 час в неделю; всего 34 учебные недели – 34 часа (1ч. – 9 ч., 2ч. – 7 ч., 3ч. – 10 ч., 4ч. – 8 ч.). Общее количество часов в 8 – 9 классах составляет 68 ч.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Обязательный минимум содержания учебного предмета

8 класс.  История Оренбургского региона с древнейших времен до 1921 года (34 ч.).

РАЗДЕЛ 1. ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА. (4 ч.)

Первые обитатели нашего края. Сарматы. Оренбургский край в тюркский период. Повторение материала раздела 1.

РАЗДЕЛ 2. ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВВ. (4 ч.)

Освоение Южного Приуралья яицкими казаками. Основание Оренбурга. Заселение Оренбургской губернии. Повторение материала раздела 2.

РАЗДЕЛ 3. ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА. (4 ч.)

Оренбургская губерния в 50-е – начале 70-х годов XVIII века. Пугачевский бунт: начало Оренбургского этапа. Оренбуржье во второй половине 70-х – в 90-е гг. XVIII века. Повторение материала раздела 3.

РАЗДЕЛ 4. ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. (7 ч.)

Территория, население, административное устройство и экономика Оренбургского края в первой половине XIX века. Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года.

Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные в губернии. В.А. Перовский на посту Оренбургского военного губернатора. Просвещение, наука и культура края в первой половине XIX века. Повторение материала раздела 4.

РАЗДЕЛ 5. ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. (5 ч.)

Административные преобразования в крае во второй половине XIX века. Оренбургская губерния в период реформ 1860-х – 1870-х гг. Административное устройство, население и экономика губернии во второй половине XIX века. Образование и культура края во второй половине XIX века. Повторение материала раздела 5.

РАЗДЕЛ 6. ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ПЕРИОД ВОЙН И СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ НАЧАЛА XX ВЕКА. (6 ч.)

Экономика и социальные отношения в начале XX века. Губерния в период русско-японской войны и первой русской революции 1905-1907 гг. Оренбуржье в годы Первой Мировой войны. События 1917 года на территории края. Гражданская война в Оренбуржье. Повторение материала раздела 6.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч.)            

9 класс. История Оренбургская: попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е годы – конец XX века. (34 ч.).

РАЗДЕЛ 1. ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ В 1920 – Е ГГ. НЭП и ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (8 ч.)

Общественно-политическая жизнь Оренбургской губернии. Положение Оренбургской губернии в конце гражданской войны. Переход к новой экономической политике и её влияние на положение населения губернии. Сельское хозяйство Оренбургской губернии в 1920-е гг. Промышленность Оренбургской губернии в годы НЭПа. Культурная жизнь Оренбуржья в 1920-е гг. Оренбургская губерния в составе Киргизской (Казахской) автономной советской социалистической республики. Повторение материала раздела 1.

РАЗДЕЛ 2. ОРЕНБУРЖЬЕ в 1930-Х – НАЧАЛЕ 1940-Х ГГ. (5 ч.)

Общественно-политическая жизнь Оренбуржья в 1930 – 1941 гг. Промышленное развитие Оренбуржья в 1930-е гг. Коллективизация сельского хозяйства в Оренбуржье. Культурное строительство в Оренбуржье в 1930 – 1940 гг. Повторение материала раздела 2.

РАЗДЕЛ 3. ОРЕНБУРГСКАЯ (ЧКАЛОВСКАЯ) ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (5 ч.)

Мобилизация сил на отпор врагу. Промышленность Оренбуржья в годы войны. Состояние сельского хозяйства Оренбуржья в годы войны. Образование и культура области в годы Великой Отечественной войны. Повторение материала раздела 3.

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945 – 1965 ГГ. (5 ч.)

Первые попытки демократизации жизни советского общества в Оренбуржье. Развитие промышленности Оренбуржья в 1945 – 1965 гг. Сельское хозяйство Оренбургской области в 1945-1965 гг. Образование и культура Оренбуржья в послевоенные годы. Повторение материала раздела 4.

РАЗДЕЛ 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИД КРИЗИСА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (1965 – 1985 ГГ.) (5 ч.)

Общественно-политическая жизнь Оренбуржья в 1965 – 1985 гг. Промышленность Оренбуржья во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Сельское хозяйство Оренбургской области в 1965 – 1985 гг. Культурное развитие Оренбургской области во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Повторение материала раздела 5.

РАЗДЕЛ 6. ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРАНЫ (1985 – 2000 ГГ.) (5 ч.)

Политическое и социально-экономическое положение Оренбуржья в конце XX века. Промышленное производство во второй половине 1980-х – 1990-х гг. Сельское хозяйство области в конце XX века. Культура Оренбуржья в 1985 – 2000 гг. Повторение материала раздела 6.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)      

 

          Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения Истории Оренбургского региона ученик должен:

знать/понимать:

- основные этапы и ключевые события истории Оренбуржья и России с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий оренбургской и общероссийской истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий оренбургской и общероссийской истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Оренбуржья и российской истории, достижениям региональной, российской и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов Оренбуржья и России;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов Оренбуржья и России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Методическое обеспечение учебного предмета

Учебник:

- История Оренбургская: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ: в 2 частях. История Оренбургского региона. Часть 1. С древнейших времен до 1921 года: учебное пособие/ Ю.П. Злобин, А.Н. Поляков – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 256 с.  Часть 2: Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е годы – конец ХХ века / В.А. Лабузов, Л.И. Футорянский; Министерство образования и науки РФ, ОГУ. – Оренбург: Оренбургское литературное издательство «ОРЛИТ – А», 2008. – 196 с.

Дидактическая литература:

-Подборка статей по всем разделам программы 9 класса по Историческому краеведению

- Александров А. И. Из истории Южного Урала. - Челябинск, 1967г.

- Альтов В.Г. Города Оренбургской области.  – Челябинск, 1974 г.

- Дорофеев В.В.  Над Уралом – рекой. – Южно – Уральское книжное издательство, 1988.

- Десятков Г.М.  Легенды старого Оренбурга. – Калуга, 1994.

За счастье народное. Воспоминания участников гражданской войны в Оренбуржье. – Челябинск, 1969.                

-  Семёнов В.Г., Семёнова В. П. Губернаторы Оренбургского края. Оренбургское книжное издательство, 1999.

Тематическое планирование учебного предмета «Историческое краеведение»

8 КЛАСС (34 ч)

Наименование раздела и темы

Общее количество часов

1

Оренбургский с древнейших времен до середины XVI века

4 ч

2

Оренбургский край во второй половине XVI – первой половине XVIII вв.

4 ч

3

Оренбургский край во второй половине XVIII в.

4 ч

4

Оренбургский край в первой половине XIX века

7 ч

5

Оренбургская губерния во второй половине XIX века.

5 ч

6

Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала XX века.

6 ч

Контрольные работы (3)

3 ч

Итоговое повторение

1 ч

Итого

34

 

Тематическое планирование учебного предмета «Историческое краеведение»

9 КЛАСС (34 ч)

Наименование раздела и темы

Общее количество часов

1

Оренбургская губерния в 1920 – е гг. НЭП и восстановление народного хозяйства.

8 ч

2

Оренбуржье в 1930-х – начале 1940-х гг.

5 ч

3

Оренбургская (Чкаловская) область в годы Великой Отечественной войны.

5 ч

4

Социально-политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945 – 1965 гг.

 5 ч

5

Экономическое и социально-политическое развитие Оренбургской области в период кризиса политической системы (1965 – 1985 гг.)

5 ч

6

Оренбургская область в период реформирования страны (1985 – 2000 гг.)

5 ч

Итоговое повторение

1 ч

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....