Рабочая программа по краеведению
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Лисакова Анна Николаевна

Рабочая программа по краеведению для  обучающихся 6 классов.

Цель программы: расширить представления о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelyabinsk_uchebnaya_programma_office_word.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по  краеведению  для 6 классов

на 2017 -2018 учебный год

 

Библиотекарь: Лисакова А.Н.

Образование: высшее

Квалификационная категория: 1 категории

                                

      Содержание:

Паспорт программы

Пояснительная записка

Календарно – тематический план программы

Планируемые результаты

Список литературы

   Информационная карта:

Тип педагогической программы: учебная программа.

Вид Программы: рабочая программа учебного курса.

Контингент обучающихся: учащиеся 6-х классов МБОУ СОШ № 38 г. Озерска Челябинской области

Цель Программы: 

Расширить и углубить знания о родном крае.

Задачи:

ознакомление с историей родная края,

сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

 овладение начальными навыками исследовательской работы;

Назначение Программы:

- для учащихся Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по краеведческому образованию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании краеведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;

- для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по краеведческому образованию.

Сроки реализации Программы: 2017-2018 учебный год

Объем учебного времени: 34 часов.

Режим учебных занятий: 1 час в неделю.

Уровень освоения содержания краеведческого образования: общекультурный.

Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и алгоритмический.

Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (контрольная работа).

Пояснительная записка

Разработка программы по краеведению и проведение конкурса творческих проектов «Мой край – моя гордость» приурочены к 85-летию Челябинской области.

Целью программы являются краеведческое образование, направленное на воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в их развитии; воспитание у детей уважения к истории Челябинской области, позитивного отношения к окружающей природной среде; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней.

Структура программы определяется тем, что краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, исторические, культурологические элементы.

В основу содержания программы положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала.

На изучение курса «Введение в краеведение Челябинского Южного Урала» в 6 классе выделяется 34 часов (1 час в неделю).

В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы, резерв учебного времени в объеме 5 часов, предусмотренный

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов);  практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками), исследовательские (поиск материала)

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные практические работы), промежуточный контроль (контрольная работа).

Итоговым мероприятием является – презентация о Челябинской области.

Планируемые результаты - личностный и коллективный рост учащихся в краеведческом образовании

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Школа юного краеведа (8 часов).

Вводный урок. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края

Челябинская область вчера и сегодня. XVII век. Первое пограничье. Под прикрытием монастырских стен. XVIII век. Оренбургский проект. Строжевые «крепостцы» и Исетская провинция. Оренбургская губерния. Заводские дачи. XIX век и начало XX века. Новая Оренбургская линия. От уездов к области.

Наш край во все стороны света. Челябинская область на карте мира, России, Урала. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. В. Н. Татищев о границе между Европой и Азией. Обелиск «Европа-Азия». Практическая работа. Обозначение на контурной карте Южного Урала природных и административных границ Челябинской области, знаменитых географических пунктов области, крайних точек области. Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток.

Символы нашего края. Челябинская область — субъект РФ. Официальные символы области: герб, гимн, флаг. Герб, гимн, флаг Троицкого района Практическая работа. Изображение и описание символа п, школы, семьи.

Тема 2. Геология и рельеф нашего края (6 часов).

Рельеф Челябинского Урала. Три ступени высоты. Знаменитые географические пункты Челябинской области: самая высокая (г. Б.Нургуш) и самая низкая (долина р. Уй на границе с Курганской областью) точки

Богатства «Каменного пояса». Горные породы, их происхождение и определение. Древняя история «подземных кладовых». Редкие и уникальные ископаемые, практическое значение. «Яшмовый пояс».

Тема 4. Край рек и озер (6 часов).

Водные богатства Челябинского Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Речная сеть Южного Урала. Горные и равнинные реки Челябинского Урала. Характер течения, речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Практическая работа. Происхождение названий рек.

Озёра и болота, подземные воды и родники. Три полосы озер на Челябинском Южном Урале. Типы озер. Численность озер. Озерные здравницы. Пруды и водохранилища. Болота. Происхождение названий водоемов. Местные грунтовые воды (родники, колодцыВода в жизни жителей нашего края. .

Тема 5. Природные комплексы нашего края (6 часов).

Растительный и животный мир.

Охрана природы. Особые режимы природопользования. «Красная Книга» Челябинской области.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать:

значение официальных символов Челябинской области

основные направления краеведческих исследований: географическое, историческое, культурологическое;

изученные источники краеведческой информации: географические названия (топонимы), географические карты и планы, данные полевых наблюдений;

краеведческие понятия и термины: краевед, краеведение, экология, топонимика, легенда, граница, рельеф, климат, погода, метеорология, водораздел, бассейн реки, речной сток, ландшафт, природный комплекс, флора, гербарий, фауна, животные-синантропы, туризм, экспедиция;

знаменитых путешественников и исследователей Челябинского Южного Урала: С.У.Ремезов, П.И.Рычков, И.Гмелин, П.С.Паллас, И.И.Лепёхин; В.И.Вернадский, А.П.Карпинский, А.Е.Ферсман, Н.Г.Гарин-Михайловский, Т.И.Таранина, Т.Л.Ишукова, М.А.Андреева, Н.П.Строкова;

Уметь:

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

определять и показывать по карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение города Челябинска, три «ступени высоты» Челябинского Южного Урала, три полосы озер в Челябинской области,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Список используемой литературы:

  1. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 2002.
  2. Виноградов Н. Б., Гитис М. С., Кузнецов В. М. Историческое краеведение- Челябинск: АБРИС, 2007.
  3. Виноградов Н. Б. Страницы древней истории Южного Урала. Учебное пособие. Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  4. Гитис М. С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.
  5. Гитис М. С., Моисеев А. П. Верхнеуральский район. Тетрадь юного краеведа. - Челябинск. - АБРИС. - 2004.
  6. Капитонова Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область. Вып. 2. Челябинск: АРБИС, 2008.
  7. Левит А. И. Южный Урал: география, экология, природопользование. Челябинск: ЮУКИ, 2001.
  8. Маметьев А.М., Моисеев А.М. Край Нагайбакский (Нагайбакскому району – 70 лет). Челябинск, 1997.
  9. Матвеев А. С. Промысловые животные. Челябинск: АБРИС, 2009. – (Уроки краеведения + CD).
  10. Моисеев А.П. Топонимическое краеведение. Челябинская область. Челябинск: АБРИС, 2009.
  11. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2000.
  12. Строкова Н.П., Коровин С.Е. Мир удивительных растений. Челябинск. АБРИС, 2009. – (Уроки краеведения + CD).
  13. Челябинская область: Энциклопедия в 7 т. / Под ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный пояс, 2007-2008.
  14. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина. Топонимический словарь. Челябинск: ЮУКИ, 1989.
  15. http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%EB%FF%E1%E8%ED%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC
  17. http://www.kraeved74.ru/
  18. http://rudocs.exdat.com/docs/index-195337.html
  19. http://zanimatika.narod.ru/RF74.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....