Календарно-тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

Николаева Ирина Ивановна

Календарно-тематическое планирование по литературедля учащихся 8В класса школы № 555 «Белогорье» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования. В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8В класса и специфики классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx18.65 КБ
Файл pourochnoe_planirovanie.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Тема, раздел, модуль

Количество часов

Период, дата

Введение

Литература и история

1

Устное народное творчество

Лирическая и хороводная песня как вид (жанр) народной обрядовой песни. Частушки. Исторические народные песни и предания.  Предания «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

2

Из древнерусской литературы

Житийная литература как особый жанр. Историческая основа "Повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского"

2

Из литературы XVIII века

"Повесть о Шемякином суде".

Историческая повесть в русской литературе XVIII века. Н. М. Карамзин. "Наталья, боярская дочь"  Сентиментализм и романтизм. Характеристика героя.

Басни  И. А. Крылова  и их историческая основа.

6

Из литературы XIX века

К. Ф. Рылеев

"Народность и благородные чувствования" в думах К Ф Рылеева. “Смерть Ермака” и ее связь с русской историей".

А. С. Пушкин

"Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании". А. С. Пушкин. "Капитанская дочка". Историческая основа повести. Формирование характера и взглядов Петруши Гринева. Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи. Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности поступка. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.  Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Зеркальные сцены в повести - два военных совета. Результаты "оборонительных действий" правительственных войск в Оренбурге. Изображение народной войны и ее вождя. Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести. Значение эпиграфов.

М. Ю. Лермонтов

Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри". Тема и идея, сюжет и композиция. Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства ее создания.

Н. В. Гоголь

Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии "Ревизор". Историзм Н. В. Гоголя. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России в комедии. Приемы сатирического изображения. Хлестаков и хлестаковщина. Особенности композиционной структуры. Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии «Ревизор».

И. С. Тургенев

 Историзм И. С. Тургенева. Автобиографические мотивы в повести "Ася". Характеристика героев повести. Мотив превосходства "тургеневской" девушки в силе характера и решительности.

М. Е. Салтыков-Щедрин

М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города"  - сатира на существующие порядки.

Н. С. Лесков

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений".

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. История создания рассказа «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции. Автор и рассказчик в произведении.  Социально-нравственные проблемы рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все  происходящее вокруг.

А. П. Чехов

А. П. Чехов. "О любви" как история об упущенном счастье. Любовь, сопряженная с общественными страстями.

31

Из литературы XX века

И. А. Бунин

И. А. Бунин. "Кавказ". Проблемы счастья. Сложные столкновения характеров. Историзм Бунина.

М. Горький

М. Горький. Личность писателя.  Рассказ "Челкаш" как романтическое произведение. Герои и их судьбы в рассказе Художественная  правда и вымысел.

А. А. Блок

А. А. Блок. Слово о поэте "На поле Куликовом". Историческая основа произведения. "Россия"

С. А. Есенин

С. А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев»

М. А. Осоргин

М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

И. С. Шмелев

И. С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Тэффи

"Жизнь и воротник"

М. М. Зощенко

"История болезни"

А. Т. Твардовский

Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин". Замысел и история создания. Жанровое и идейно-композиционное своеобразие произведения. Автор и герой в поэме.

А. П. Платонов

Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В. П. Астафьев.

 "Фотография, на которой меня нет". Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки, учителя, их односельчан.

21

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

 Писатель и его время. Сонеты Шекспира. "Ромео и Джульетта". Знакомство с трагедией. Проблемы.

Дж. Свифт

"Путешествия Гулливера" как сатира на государственное устройство

В. Скотт.

  Слово о писателе. "Айвенго" как исторический роман.

5



Предварительный просмотр:

Поурочное планирование:

№ урока

Дата

Тема, содержание урока

Тип урока

Домашнее задание

Образное отражение жизни в искусстве. Русская литература и история

Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией по ред. В.Я.Коровиной

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 4 – вопросы, (4в!)

Устное народное творчество - золотое наследие русской старины. Лирическая и хороводная песня как вид (жанр) народной обрядовой песни. Частушки

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 11 – вопросы1-5. БВС – вопросы 1,3

Исторические народные песни и предания.  Предания «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Особенности содержания и художественной формы преданий

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 11, вопрос6, БВС – вопрос 2, с 16 – вопросы. РДС – письменно.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа "Повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского"

Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Термины (с 25). С. 26 – ПП, БВС – вопросы (в 4 – письменно). РДС – вопрос 1 письменно  р/р*    

Работа со статьей "Русская история в картинах"

Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы.

Урок развития речи

С. 29- вопросы

"Повесть о Шемякином суде"

Дать понятие о демократической литературе; помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни.

Урок внеклассного чтения

С. 35 – вопросы. РДС – вопрос 2 письменно.

Н. М. Карамзин. Слово о писателе

Историческая повесть в русской литературе XVIII века. Н. М. Карамзин. "Наталья, боярская дочь"  Сентиментализм и романтизм. Характеристика героя.

Знакомство с сюжетом и текстом. Развитие у школьников умений обосновывать свое мнение о произведении и его героях.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 75 – вопросы 4,5,6 - письменно

События и характеры героев повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Раскрытие характеров героев. Новаторство повести. Сентиментализм и романтизм в повести.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 76 –вопрос 9, БВС – вопросы, ССР – вопрос 2 письменно. (р/р*). Индивидуально: сообщения об Эзопе, Лафонтене, Тредиаковском, Сумарокове, Майкове, Хемницере, Дмитриеве.

"Живая история" в баснях И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя", "Обоз".

Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Наизусть басню (по выбору учащихся).

Басни  И. А. Крылова  и их историческая основа.

Развитие навыков анализа текста, выразительного чтения

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Инсценировка басни, рисунок к любой басни.

С 82 – вопрос 3 (письменно)

Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века

Осознание тесной связи литературы и истории

Обучение сочинению.

Обобщающий урок.  Контроль ЗУН

Написать сочинение по предложенной теме.

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. "Народность и благородные чувствования" в думах К Ф Рылеева.

Знакомство с личностью поэта. Определение жанра думы

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 88 – вопросы и задания. Выразительное чтение думы «Смерть Ермака». Индивидуально: сообщение из истории присоединения Сибири в XVI веке

К. Ф. Рылеев “Смерть Ермака” и ее связь с русской историей"

Отражение истории в творчестве Рылеева

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Самостоятельно прочитать думу «Иван Сусанин». Вопросы в тетради. (ЧДС – С 45-51)

"Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании". А. С. Пушкин. "Капитанская дочка". Историческая основа повести.

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 89-99. Историзм Пушкина (тезисный план). Читать 1 и 2 главы «К. Д.»

Формирование характера и взглядов Петруши Гринева. Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Перечитать главы 3-5. Подготовить рассказ о жизни Гринева до осады крепости Пугачевым

Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности поступка. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

Выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Перечитать главы 6-7. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования. Раскрыть роль эпиграфов к главам 6-7. Составить словарик устаревших слов с неясным значением, уточнить значение по словарю.

Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Зеркальные сцены в повести - два военных совета. Результаты "оборонительных действий" правительственных войск в Оренбурге. Изображение народной войны и ее вождя. Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими- то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Перечитать главы 8-12. Найти эпизоды, в которых появляется Пугачев. Сопоставить его портреты  в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость» и «Мятежная слобода». Роль этих портретных описаний. Сравнить эпиграф к 7 главе с песней, которую поют пугачевцы на военном совете. Сопоставить эти песни с образами капитана Миронова и Пугачева. По группам письменно ответы на вопросы: 1 гр – к 9 гл, 2 гр – к 10 гл, 3 гр. – к 11 гл, 4 гр. – к 12 гл  (С213)

Средства характеристики героев повести на примере VIII-XII глав

Способы и средства характеристики героев. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

с 208-211 – вопросы

Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести. Анализ эпизода.

Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает. Доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал А. С. Пушкина.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Подготовка к итоговому уроку по вопросам (с 214-215). Статья (с 208-211). Индивидуальные задания: сопоставить изображение бурана во 2 главе «К.Д.» с описанием  метели в повести А. С. Пушкина «Метель»; подготовить иллюстрации к повести.

Подведение итогов по повести А. с. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

Обобщение и систематизация материала. Обучение работе над сочинением.

Урок развития речи

Сочинение по одной из тем: 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений. 2. Образ Пугачева в повести «К. Д.». 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. 4. Смысл названия повести «К.Д.». 5. Образ Савельича в повести «К.Д.»

Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

Обобщение и систематизация материала. Проверка знаний.

Урок контроля ЗУН

М. Ю. Лермонтов. Жизнь, судьба. "Синие горы Кавказа в жизни и творчестве поэта. М. Ю. Лермонтов и история.

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; проанализировать стихотворение "Кавказ".

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 216-217. Историзм Лермонтова. Тезисный план. Перечитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение одной из глав (по группам) Термины: тема, идея, сюжет, композиция, поэма.

Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри". Тема и идея, сюжет и композиция.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.  Цитатный план поэмы. Вопросы: цель побега Мцыри (цитаты); что увидел и узнал Мцыри о жизни во время скитаний; какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными и почему; почему погиб Мцыри?

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства ее создания.

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. Первоначальное представление о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри». С.240-243 – вопросы. ССР- в1 письменно

Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри".

Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ.

Урок развития речи

Написать сочинение-характеристику по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии "Ревизор". Историзм Н. В. Гоголя. Знакомство с комедией.

Повторить известные сведения о Н. В. Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Подготовить характеристики действующих лиц (по группам) Подготовить выразительное чтение сцен комедии по ролям. С 342 - вопросы

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения.

Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии. Сатира и ее средства. Литературоведческие термины, относящиеся к драматическому роду литературы.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С.344-345 – вопросы 1-7. Характеристика Хлестакова. Выразительное чтение сцен по ролям.

Хлестаков и хлестаковщина

Получить представление о характере Хлестакова; понять, что такое Хлестаковщина.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 345-346, вопросы 8,9, 11-13. Повторить литературоведческие термины сюжетно-композиционных элементов.

Особенности композиционной структуры комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приеме у "ревизора". Подготовка к сочинению

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке. Выделение композиционных элементов. Обобщение материала предыдущих уроков. Обучение написанию сочинения.

Урок обобщения материала..

Сочинение  по темам: 1. «О чем мечтают герои комедии “Ревизор”?» 2. Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? 3. Характеристика одного из героев комедии.

Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии «Ревизор»

Рецензирование кинофрагментов, викторина.

Урок обобщения материала Контроль ЗУН

Перечитать повесть И. С. Тургенева «Ася»

И. С. Тургенев. Судьба и личность писателя.  Историзм И. С. Тургенева. Автобиографические мотивы в повести "Ася"

Познакомить учащихся с фактами биографии И. С. Тургенева; выявить сходство судьбы и личности писателя и героя повести «Ася»

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 347-348-историзм И. С. Тургенева (тезисы). Озаглавить главы повести. С.397 – БВС – вопросы. По группам характеристика героев: 1. Аси, 2. Господина Н.Н. 3.Гагина.

Характеристика героев повести И. С. Тургенева «Ася»

Образный анализ

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Определить элементы композиции повести. Выразительное чтение XVI главы. План анализа главы. Определить ее место в развитии сюжета/ Индивидуальные задания: статьи Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-Vous», Ю. Лебедева «О литературном типе слабого человека». Вопросы к ним: положительные/отрицательные стороны героя выделяет критик;чем объясняется нерешительность героя в любви; согласны ли с мнением автора, обоснуйте свою точку зрения.

Анализ эпизода. Роль XVI главы в повести И. С. Тургенева «Ася»

Образный анализ, анализ эпизода.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 397-399 – вопросы. Выписать примеры изобразительно-выразительных средств характеристики героев. Объяснить смысл названия повести. . Задание по группам: приготовить рассказ о свидании молодых людей и о последующем отъезде Аси и Гагина от лица 1. Фрау Луизе. 2.Гагина. 3. Аси. Передать манеру рассказчика, характер, переживания. Инд. задание: подготовить сообщение/презентацию «Иллюстрации к повести»

Мотив превосходства "тургеневской" девушки в силе характера и решительности.

Образный анализ

Урок развития речи

Написать сочинение «В чем привлекательность тургеневской героини для современного читателя»

ЧДС по творчеству И. С. Тургенева (с112-130), вопросы.

М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города"  познакомить с отрывком из главы "О корени происхождения глуповцев". 

 Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Подготовить чтение фрагмента «Истории одного города» по ролям. Словарик трудных слов и оборотов. Краткий пересказ фрагмента «Истории…». С.14 – вопросы.

М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города"  - сатира на существующие порядки.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Письменный ответ на один из вопросов: 1. Как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников? 2. Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки? 3. В чем актуальность произведений Салтыкова-Щедрина? ЧДС о писателе (с 131-134 вопросы). Прочитать рассказ Н. С. Лескова «Старый гений». Индивидуально: подготовить сообщение о жизни и творчестве Н. С. Лескова.

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Рассуждение на тему: «Кто виноват в страданиях героини?». Прочитать рассказ Л. Н. Толстого «После бала»

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. История создания рассказа «После бала»

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала".

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С. 40 – вопросы 1-7. Характеристика героев рассказа.

"После бала". Художественное своеобразие рассказа. Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни.

Урок развития речи (анализ эпизода)

С 40-41 – вопросы 8-9.  Характеристики героев – РДС, с 41. ЧДС – «Севастополь в декабре месяце» с 135-148.

Автор и рассказчик в произведении.  Социально-нравственные проблемы рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все  происходящее вокруг

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Сочинение по предложенным темам. С. 41-42 –  краткий пересказ. С 42-44 наизусть по выбору. ЧДС – С 248-255, вопросы.

Поэзия родной природы в творчестве поэтов первой половины XIX века.

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.

Урок внеклассного чтения

С. 45-46 – чтение. С.47 – вопросы. Чтение рассказа Чехова «О любви»

А. П. Чехов. "О любви" как история об упущенном счастье. Любовь, сопряженная с общественными страстями.

Познакомить учащихся с личностью А. П. Чехова, подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения.

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 58 – вопрос 5 письменно. Рассказ «Тоска» (ЧДС – с 152-156). С.59-60 -  чтение, вопросы. Рассказ И. Бунина «Кавказ» - прочитать

И. А. Бунин. "Кавказ". Проблемы счастья. Сложные столкновения характеров. Историзм Бунина.

Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Сочинение-размышление по рассказу «Кавказ». ЧДС – с. 159-164 («Солнечный удар»). С. 67-68 – чтение, вопросы. Рассказ Куприна «Куст сирени» - прочитать.

А. И. Куприн. "Куст сирени". Нравственные проблемы рассказа.  Психологизм, многозначность художественной детали. 

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени"

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Урок развития речи

КонтрольЗУН

Сочинение "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна). ЧДС –с. 166-174 («На разъезде»). С 76-77 – чтение, вопросы. «Челкаш» - чтение. Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве Горького.

М. Горький. Личность писателя.  Рассказ "Челкаш" как романтическое произведение. Художественная  правда или вымысел?

Знакомство с термином художественная правда. Романтизм Горького.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 110 – вопросы. Сравнительная характеристика героев. Индивидуально: об истории создания рассказа «Челкаш»

Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш»

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы (цитаты). Придумать темы сочинений по рассказам Чехова, Бунина, Горького. ЧДС – с. 177-181 («Песня о Соколе»)

Подготовка к сочинению на материале рассказов Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького.

Урок обобщения материала, контроль ЗУН

Написать сочинение.

С 111-112 – чтение, вопросы.

Индивидуально: «Куликовская битва и ее отражение в литературе». ЧДС – с 183-188 (о Блоке)

А. А. Блок. Слово о поэте "На поле Куликовом". Историческая основа произведения. "Россия"

Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы.

Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 112-115 – чтение, пересказ. Выразительное чтение цикла. С. 121  – 122.

А. А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

Анализ поэтического текста.

Урок развития речи

Наизусть отрывок (часть)

С. 123-124 – чтение, вопросы.

С. А. Есенин. "Пугачев". История родины в произведениях поэта.

Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Выразительное чтение отрывка поэмы.

Сравнительная характеристика: 2 образа – 2 поэта (Есенин и Пушкин о Пугачеве)

С. А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев»

Анализ поэтического текста

Урок развития речи

ЧДС – с 189-196, вопросы. С 131-132 – чтение, вопросы. Рассказ «Пенсне» - чтение.

М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Познакомить с биографией писателя. Анализ текста.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Придумать историю о каком-нибудь предмете. С. 138-139 – чтение, вопросы.

Шмелев «Как я стал писателем» - чтение, пересказ.

И. С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Познакомить с биографией писателя. Анализ текста.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Написать рассказ на тему «Как я написал свое первое сочинение». С. 149-160 – чтение, вопросы – с. 154, 156, 159-160.

Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко.

Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Пересказ близко к тексту одного из отрывков «Всеобщей истории» (из «Сатирикона»). Теффи  «Жизнь и воротник» - с.164- вопросы. Зощенко «История болезни» - с. 169 - вопросы

Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник". Рассказ М. М. Зощенко. "История болезни"

Юмор и сатира в художественном произведении.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

ЧДС – с 199-201. С. 170-171 – чтение, вопросы. Главы из поэмы «Василий Теркин – чтение.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин". Замысел и история создания. Жанровое и идейно-композиционное своеобразие произведения.

Познакомить учащихся с фактами биографии А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина". Значение поэмы в годы войны. Народность в литературе. Анализ поэтического текста.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы. С. 198-199 – вопросы. ЧДС – с 206-214 (о Твардовском)

Автор и герой в поэме. Анализ главы "Переправа".

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

Урок развития речи

Подготовиться к сочинению (план, цитаты).

Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Урок развития речи.

С 201-202 – чтение, вопросы.

«Возвращение» - чтение, пересказ эпизода по выбору.

А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

Нравственный смысл рассказа, роль художественных приемов.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

ЧДС – С 215-231 («Житейской дело»). С.227-229, 235-238 – чтение, вопросы. Выразительное чтение стихотворений о войне наизусть.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Идея, проблематика Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 239 -240 – чтение, вопросы. «Фотография, на которой меня нет» - пересказ эпизода по выбору.

В. П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет". Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки, учителя, их односельчан.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

ЧДС – с. 238-247 («Яшка-лось»).Выразительное чтение наизусть стихотворений – с 258-267. ЧДС – с 256-257 (о Заболоцком)

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. "Мне трудно без России". Поэты русского зарубежья о Родине

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов. Познакомить учащихся с поэзией поэтов русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 268 – 271, с 271 – вопросы. Наизусть стихотворения поэтов русского зарубежья.

Контрольная работа (зачет за курс русской  литературы 8 класса)

 Урок контроля ЗУН

Перечитать «Ромео и Джульетта». Индивидуально: сообщение о Шекспире.

У. Шекспир. Писатель и его время. Сонеты Шекспира.

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Перечитать «Ромео и Джульетта»

У. Шекспир. "Ромео и Джульетта". Знакомство с трагедией. Проблемы.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 289-290, вопросы – с 291. Отрывки из «Путешествия Гулливера».  Индивидуально: краткий пересказ 2ч. (о стране великанов), 3 ч (о летающем острове), 4 ч. (о мудрых лошадях)

Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" как сатира на государственное устройство

Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы.

Урок внеклассного чтения

С.309-311 – чтение, вопросы. Чтение отрывков из «Айвенго». ЧДС – с. 266-270 – вопросы.

В. Скотт.  Слово о писателе. "Айвенго" как исторический роман.

Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел.

Урок внеклассного чтения

Сочинение по роману В. Скотта.

Итоговый урок. Любимые книги и их герои.

Проверить знания учеников, развитие внимания, интереса к литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...