"Душа малостью живет..." ( По рассказу Е. И. Носова "Яблочный Спас")
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Каргалова Марина Анатольевна

 Урок литературного краеведения позволяет расширить кругозор учащихся о литературе родного края. В рассказе Е. И. Носов поднимает актуальные нравтсвенные проблемы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Информационный проект Цель : Собрать и систематизировать информацию о празднике Преображение Господне (Яблочный Спас), используя литературные источники, электронные пособия, видео.

Слайд 3

В народе этот день зовется Яблочным Спасом, поскольку именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом. Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. 19 августа Православная церковь отмечает праздник Преображения Господня

Слайд 4

Праздник Преображения Господня связан с удивительным событием в жизни Иисуса Христа. Это произошло за 40 дней до крестных страданий

Слайд 5

Господь возвёл учеников- апостолов на гору Фагор , где во время молитвы преобразился. Лицо его просияло, а одежды стали белыми, как снег. Небо покрылось светом, на Христа сошло облако, и из него все услышали голос Бога -отца: "Сей есть сын мой возлюбленный. На него есть моё благословение. Его слушайтесь." После этого Иисус Христос принял свой прежний облик. Пропели колокола на звоннице, возвещая миру радость. В этот праздник люди приносят Богу благодарность за все труды, которые он помог завершить. Преображение - это праздник нового урожая на земле и новой жизни.

Слайд 6

На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

Слайд 7

"На второй Спас и нищий яблочко съест" - именно так говорили в старину. И обязательно в Преображение соблюдали обычай оделять неимущих яблоками. Традиция лакомиться на Преображение Господне освященными яблоками существует давно. Как раз в ту минуту, когда проглатывался первый кусочек, можно загадать желание. И тогда, как говорят, мечта непременно исполнится. А до Преображения и зажиточные крестьяне яблок в руки не брали. Съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом. В этот день также внимательно следят за погодой. Каково Преображение - таков и январь. Сухой день— к сухой осени, мокрый— к сырой, а ясный— к суровой зиме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это «творила рука мастера» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Цель: рассмотреть индивидуальные особенности языка писателя, исследовать те ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателя неповторимым

Слайд 2

Цвет- палитра красок: рубиновые гроздья бузины, румяные яблоки, ярко-желтая бабочка, русые скошенные поля, оранжевые ноготки

Слайд 3

Безмятежное настроение Звуки: «... перезвоны какого-то большого празднества ..», «мужичонка … вскрикивал какие-то куплеты », «звон ухнальского колокола », «учились петь молодые тонкоголосые петушки», « цвиркали и зинзикали … кузнечики, навевая иллюзию блаженного и вечного бытия », « погудывали медлительные шмели » Запахи: « пьянящий аромат с примесью душицы, полынка и еще чего-то волнующего и родного..», «веяло яблоками ».

Слайд 4

Мастерство писателя проявляется в описании портрета, внешности Евдокии Лукьяновны. «сморщенный измятый рот…»; «багровые ломотья уха»; «по её изрытому лбу пролегла поперечина, обремененная раздумьем…»; «дрожащая рука, обтянутая сухой, ломкой кожей со вздутыми сизыми прожилками и узловатыми косточками пальцев…»; «её правая кисть мелко подрагивала, и она бережно, как ушибленную, оглаживала её левой ладонью»; «воротник скрывал голову, отчего казалось, будто впереди меня бежал один только плащ на кривулистых ходулях»; «казенного вида казенный халат …»; «стала похожей ..на серенькую птаху…» .

Слайд 5

Язык, речь главной героини Евдокии Лукьяновны: Звучат в ее речи старорусские слова, разговорные, просторечные, диалектные, соответствующие ее образу мышления и среде ее обитания. Чаще всего употребляет слово « милай » (произносит нараспев) - Ой, ми-лай , да хоть все забери… - Какая власть, мила - ай! Теперь в Ухналях нетути никакой валасти … - Ну. милай , живу я в этом доме, годки бегут… схоронила матушку, одна осталась.. - Со мной ить , милай , из-за этого тоже оказия была… - Была я, милай , и на фронте, а то как же… была-а..

Слайд 6

Курские диалектизмы : « заместо », «не глыбко », «опосля никак не одышишься », «… свалился да и утоп ...», « пошкандыбала на ту сторону», «говорила задышливо ». «а ить был же тут мосток, ан весь разворовали». « пенсия с гулькин носок, да и тут не всяк месяц дают», «дошла токмо до Литвы ».

Слайд 7

Вывод: Язык и стиль писателя помогают донести до нас, читателей, образ главной героини, раскрыть ее душу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Яблочный спас» глазами юного художника


Предварительный просмотр:

Тема: «Душа малостью живет…»

(По рассказу Е. И. Носова  «Яблочный Спас»)

 

 Цель урока: интерпретировать рассказ Е. И. Носова «Яблочный Спас»

 Задачи:

 1. Образовательные:

  1. Сформировать представление учащихся о многообразии  тем в творчестве Е. И.  Носова;
  2. Продолжить работу над формирование аналитических навыков при работе с текстом ;
  3. Стимулировать личностное восприятие литературы родного края;
  4. Учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;
  5. Формировать культуроведческую компетенцию обучающихся;
  6. Учить выявлять  литературные приемы, использованные автором в изображении главной героини, уметь находить точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы.

 

 2.  Развивающие:

  1. Способствовать развитию системного  мышления обучающихся;
  2. Способствовать развитию их речевой деятельности;
  3. Развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность при работе со справочной и критической  литературой; навыки групповой самоорганизации;  
  4. Формировать навыки проектно-исследовательской деятельности.

 3.  Воспитательные:

  1. Пробуждать интерес к  литературе как предмету, отражающему многообразие жизни;
  2. Воспитывать   вечные нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства.

Тип учебного занятия: урок-размышление.

Вид урока: урок – защита проекта.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

 

Методы работы:

  1. Словесные:
  1. ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге;
  2. регламентированная дискуссия.

2.  Практические методы:

  1. многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям;
  2. творческая работа с текстом;
  3. создание собственных текстов.

3. Наглядный метод иллюстрации

4. Постановка, исследование  и решение проблемы

Средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийные презентации, видеозаписи, аудиозаписи колокольного звона, текст художественного произведения Е. И. Носова «Яблочный Спас»,  толковый словарь. С. Ожегова.  

Эпиграфы урока:

 

Научиться любить, научиться прощать, научиться                                      делать добро.

                                                                                                            В.Н. Крупин

                                                                                                                             

       Песнь моего друга, как цветок чабреца, не корыстна с виду, но чист и высок её тон.

                                                                                                                                 В.П. Астафьев

Ход урока

     I. Мотивационный этап.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

– Сегодня у нас урок литературного краеведения и  наш разговор пойдет о рассказе Е. И Носова  « Яблочный Спас». С творчеством  писателя-земляка вы уже знакомы, его произведения обладают одновременно и простотой, и оригинальностью поэтики. А самое главное – они не оставляют равнодушными нас, читателей («Красное вино победы», «Белый гусь», «Памятная медаль»).

II.  Актуализация знаний 

– Тема урока  звучит так «Душа малостью живет…». Попробуем определить цели урока (мобилизующее начало). Учащиеся формулируют цели. Примерные ответы детей:

–   продолжить знакомство с произведениями писателя;

– интерпретировать рассказ «Яблочный Спас», т.е. выявить авторскую позицию, рассмотреть язык автора;

– формировать навыки исследовательской работы, совершенствовать монологическую речь).

На экране (слайд №1 высвечиваются цели урока). А наши цели и задачи  определяют и проблему.

Как бы вы определили проблему рассказа? (проблема нравственной красоты человека,  проблема добра, справедливости, проблема памяти, смысла жизни).

– Прежде чем вы будете делиться впечатлениями о прочитанном я напомню  этапы работы: (высвечиваются на доске)

   1.  Слово о Мастере.

   2.  Впечатления о прочитанном (обзор содержания рассказа)

   3.  Отчет проектных групп (слайд №2)

 

Классификация проектов

   4. Вывод. Итоги. «Подумаем вместе».

III. Целеполполагание

 Вспомним, что мы знаем  о Е.И. Носове (индивид. сообщение ученика, слайд №3 – кадры из фильма). 

Учащиеся добавляют:

 – Е.И. Носов был Мастером воистину во всем, он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи. Он рисовал   пейзажи родной Курщины. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам. Не умел он только одного – жалеть себя. Поэтому и ушел от нас так рано, но оставил Мастер свое наследие – в каждой строке живет его душа, в каждой живописной работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, деревья, речки: Они были его настоящими друзьями, помогали ему жить, дарить радость.

– Лауреат премии А. Солженицына – 2001 год (стенд музея;  о нем писал В.П. Детков и т.д.)

– Учитель добавляет: «Это писатель редчайшего дара, патриот Отечества… Ни единого худого слова не молвил он о своем народе, а как творец, он недосягаемо высок, чист и прекрасен!...»

  – Прочитаем  один из эпиграфов урока, это слова В. П. Астафьева: «Песнь моего друга, как цветок чабреца, не корыстна с виду, но чист и высок её тон». Чабрец (по-гречески «thymos»  –  «вдыхание жизни, дух»).

     

Какое впечатление оставил прочитанный рассказ?   

Примерные ответы учащихся: болит душа,  неспокойно на душе, плакали, жалко главную героиню). 

Учитель: Ребята, вы несколько раз употребили слово «душа». А как вы понимаете значение этого слова?  (Словарь С. Ожегова. Душа – внутренний психологический мир человека, его сознание и свойство характера.) Так о чьей душе пойдет разговор?  Вспомним  сюжет.

Учитель: повествование ведется от первого лица, создан  достоверный рассказ о деревне и её жителях.  Автор удивительно точно передает мысли и чувства своих героев.  В этом и сила писательского слова.

 Рассказчик  по воле случая оказался в Малых Ухналях 19 августа,  когда православные христиане отмечают  праздник Преображения Господня, также именуемый Яблочным Спасом.  Он решил купить яблоки,  здесь и произошла его встреча с главной героиней рассказа Евдокией Лукьяновной  ( хотя яблоки, которые она продавала, выглядели      вяловатыми, у других были свежие, румяные, крепкие).   Герой узнает историю её жизни. Молодость пришла на годы войны, была снайпером. На фронте, среди крови и смерти, не растеряла своей доброты и сострадания. ( убивала фашистов , но было « муторно на душе».). Не повезло и в личной жизни : любимого человека убило на фронте, и ничего не осталось ,кроме сапога, который до конца своей жизни сохранила баба Пуля в своем сундуке. Была дочка Сима, жизнь которой сложилась неудачно, растратилась, пришлось матери продать часть дома. ( думает не о себе). « Но не хватило вдовьих денег, признали Симу виновной. Валяла лес на Урале». Да там и придавило её деревом. Внучка  о бабушке не помнит, уехала в Африку. Все, что есть о Лукьяновны, дом без крыши, окна без рам, черно-белый кот и… память о прожитых годах.

– Итак, события разворачиваются  19 августа  в христианский             праздник – Преображение Господня. Что вам известно об этом дне? (Отчет  группы №1)

– Мы готовили  Информационный проект.  Наша цель была собрать информацию о празднике Яблочный Спас. Используя литературные источники, электронные пособия, видео, мы отобрали и систематизировали материал. Вот что у нас получилось (Слайд №4 – презентация о празднике Яблочный Спас). Звон колоколов… А на душе  тихо, спокойно,  светло и радостно.

Как писателю удалось передать праздничное  настроение? (это картины природы: «утро клубилось молодыми августовскими туманами.., пьянящий аромат с примесью душицы, русые скошенные поля в блестках соломы … перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня».Это , конечно, и люди : « белели бабьи платки», «Люди, неловко прихорошенные обновами… хлестко окропляли плоды…». «В Малых Ухналях, как и во всей святой Руси… начался  Ябочный  Спас». (Скушаешь священное яблоко – и БОГ даст тебе возможность перемениться, преобразиться, стать лучше, спасти свою душу). Учащиеся обращают внимание и на разорение деревни (храмец – обезглавленный, изрядно обветшалый,  икона не висела, а была  прислонена к спинке стула и т.д.).

Веяло яблоками, вот и нашему герою захотелось купить яблок (текст: «Я тоже прошелся вдоль рядка, приглядываясь к веселому, бодрящему товару, при одном виде которого  молодеет и радуется душа»).

– Что заставило остановиться перед «маленькой щупленькой бабулькой»? (уч-ся зачитывают описание внешности старушки, её портрет, деталь – «дрожащая рука, обтянутая сухой, ломкой кожей со вздутыми сильными прожилками и узловатыми косточками пальцев…»)                (слайд №5). Чтение диалога в лицах со слов «Никто не неволил…  до слов  … Возьми, попробуй»). Так состоялось знакомство.  Герой («безмятежное настроение»), провожая  Лукьяновну до дома, разговорился, узнал историю её жизни.

 

Какой из эпизодов жизни бабы Пули произвел яркое впечатление?  (например, на войне была снайпером, среди крови и смерти сохранила свою чистую душу, не озлобилась, не ожесточилась, не может застрелить беззащитного человека (стр. 275, 272 – автор  видит разорванное ухо); сразу пришла на помощь дочери; сохранила сапог  убитого на войне любимого            («Чего уж, жизнь миновала… А сапог я и до си берегу, там вон в сундуке. Достану когда, поплачу, поразговариваю...»)

Попробуйте охарактеризовать Бабу Пулю одним словом (слайд №6). Какие из эпитетов вы бы убрали? (слабая, жалкая,  невзрачная, тихая, скромная, незаметная, искренняя,  покорная, смиренная, безропотная, беззлобная, сильная духом, боевая, милосердная). Составление кластера к образу Евдокии Лукьяновны (он составляется  на доске на протяжении всего урока).

Учитель: У Лукьяновны ум в ладу с сердцем, кроткая духом, чистая   сердцем – в таких людях спасение России.

Отчет группы №2.

– Ребята, посмотрим, а как язык, стиль писателя помогает ярче представить образ бабы Пули, её внутренний мир, душу?

Исследовательский проект (слайд №7)

Тему нашего исследования мы определили так: «Язык писателя».

Цель нашей работы: рассмотреть индивидуальные особенности языка писателя, исследовать те ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателя неповторимым. Вот что у нас получилось (слайд №8). 

Цвет – палитра красок:  рубиновые гроздья бузины, румяные яблоки, ярко-желтая бабочка, русые  скошенные поля, оранжевые ноготки. И все-таки цвет, наиболее часто используемый автором,  черный и белый, когда рассказывает о бабе Пуле – светлая жизнь до войны и черная в годы войны,  обгорелые черные бревна избы с одной стороны и  выбеленная жилая часть избы, черно-белый кот (текст:  

– Говорю, у тебя тут два дома: один черный, а другой белый…

– Ага-ага... – согласно закивала она. Куда же денешься… Один от другого не оттащишь. Одна стена между ними. Да и вся моя жизнь такая: черно-белая… Вот и кот у меня где черный, где белый.. Небось одним глазом глядит днём, а другим – ночью).

Звуки: «...перезвоны какого-то большого празднества…», «мужичонка… вскрикивал какие-то куплеты», «звон ухнальского колокола», «учились петь молодые тонкоголосые петушки», «цвиркали и зинзикали… кузнечики, навевая иллюзию блаженного и вечного бытия», «погудывали медлительные шмели». « Безмятежное настроение».

Запахи: «пьянящий аромат с примесью душицы, полынка и еще чего-то волнующего и родного…», «веяло яблоками».

Мастерство писателя проявляется в описании портрета, внешности Евдокии Лукьяновны.

 

– «сморщенный измятый рот…»;

– «багровые ломотья уха»;

– «по её изрытому лбу пролегла поперечина, обремененная        раздумьем…»;

– «дрожащая рука, обтянутая сухой, ломкой кожей со вздутыми сизыми прожилками и узловатыми косточками пальцев…»;

– её правая кисть мелко подрагивала, и она бережно, как ушибленную, оглаживала её левой ладонью»;

– «воротник скрывал голову, отчего казалось, будто впереди меня бежал один только плащ на кривулистых ходулях»;

– «казенного вида казенный халат…»

– «стала похожей... на серенькую птаху…»

Язык, речь главной героини  Евдокии Лукьяновны: 

Звучат в ее речи старорусские слова, разговорные, просторечные, диалектные, соответствующие ее образу мышления и среде ее обитания. Чаще всего употребляет слово  «милай» (произносит нараспев)

– Ой, ми-лай, да хоть все забери…

Какая власть, мила-ай! Теперь в Ухналях нетути никакой валасти…

Ну, милай, живу я в этом доме, годки бегут… схоронила матушку, одна осталась…

Со мной ить, милай, из-за этого тоже оказия была…

– Была я, милай, и на фронте, а то  как же… была-а…      

 

Курские диалектиазмы:  заместо, не глыбко, опосля никак не одышишься... свалился да и утоп… «Пошкандыбала на ту сторону», говорила «задышливо», «А ить был же тут мосток, ан весь разворовали», «пенсия с гулькин носок, да и тут не всяк месяц дают», «дошла токмо до Литвы».

 

В каждой ее короткой фразе образная картина, слово наполнено глубоким содержанием. На ее речи отразилась и военная эпоха. Лексика войны вошла в оборот. Но душой не принята. Искажение слов вызывает к ней сочувствие. На таком положении и новые слова эпохи: «анбразуры», «струмент», «хвершал», «булгактер».

       

Не ее это стихия, в новом времени она человек чужой, одинокий, забытый, лишенный общения с людьми.Такое смешение лексических пластов отражает историю жизни Лукьяновны.

  

Кроссворд: слово-загадка, оно означает полное  благополучие, счастливую жизнь процветание.  (Благоденствие).

Вывод: Язык писателя  помогает донести до нас, читателей, образ главной героини.

– Ребята, посмотрим,  а как художественная деталь помогает в раскрытии образа главной героини. Отчет творческой группы №3 (исследовательский проект). Роль  художественной детали.

 Прежде всего, уточним, что мы понимаем под термином «художественная деталь». Деталь – это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа.

Художественная деталь  – компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Символом является хрупкая ярко-желтая бабочка. Первое появление бабочки предшествует рассказу Лукьяновны о её нелегкой жизни. Бабочка, по словам рассказчика, невольно заставляла переживать.

 «Над темной кофейной водой  ломко промелькивала лимонно-желтая бабочка, невесть откуда и куда летевшая и невольно заставляющая переживать, что не долетит при этом своем робком и неумелом полете или вот-вот схватит её затаившийся под лозами большеротый голавль».

– Наверное, не случайно  бабочка  «появилась» здесь.  Обратимся  к истории.

  1. Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И- очудо!- цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.
  2. Бабочки – излюбленный мотив мифов и легенд многих народов мира
  3. Изображения этих крылатых созданий оставили на фресках египтяне еще 3.5 тысячи лет назад, соотнося их стадии жизни с жизнью человеческой – от зарождения сознания до просветления, воскрешения души.
  4. Древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер.
  5. В мифах Эллады бабочки часто являлись символом любви, а на древнегреческом языке бабочка и душа назывались одним словом – «психе».
  6. Люди окружали бабочек легендами и мифами. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье.
  7. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает здесь торжественные шествия и праздники.
  8. Древняя легенда   индийцев  гласит, что бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание и затем выпустить ее, то оно непременно сбудется.
  9. Во многих странах бабочка до сих пор является символом любви, счастья и благополучия. И, как в древние времена, считается, что она может помочь исполнить самые заветные желания.
  10. Славяне также верили: чистые души ангелов прилетают к нам дневными бабочками, чтобы передать наши желания на небеса.
  11. У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа, и является символом возрождения и воскрешения души.

Бабочки в изобразительном искусстве, литературе, поэзии 

Символ свободы, любви и надежды – бабочка не давала покоя русским поэтам и прозаикам. О ней писали Василий Жуковский, Фёдор Глинка, Аполлон Майков, Афанасий Фет, Иван Бунин... Я держу на раскрытой ладони невесомый крылатый цветок. О вспорхнет и его не догонишь
я не стал бы ловить, если б мог...

– Образ бабочки появляется  еще раз в самом конце рассказа,  когда уже радостное настроение рассказчика сменилось жалостью к старушке. «А над речкой, над её притененными водами, опять мелькала ярко-желтая бабочка – наверняка уже другая, но мне казалось, будто она все еще та, утренняя, потерявшая что-то  в поречных ивняках…

Или она сама чья-то потерявшаяся душа?...»

 – Что она символизирует?  (вопрос к классу)

 Предполагаемые ответы учеников:

– Нам кажется бабочка – олицетворение души бабы Пули, только она не потерявшаяся и не заблудившаяся,  может быть  одинокая, но олицетворяет силу и выносливость, терпение главной героини.

Слово учителя:  Да, ребята, старость не болезнь, она придет ко всем. Будьте людьми сострадательными, уважайте старость.

Составление кластера к слову  «старость» – (отрицательные: болезнь одиночество, пренебрежение окружающих; положительные : опыт, мудрость) иллюстрации (слайд).

ТВОРЧЕСКИЙ проект (работа с рисунком ).

IV. – Рассказ прочитан, подумаем вместе.  

  1. Образ автора; (у него открытая душа, открытая для сострадания и милосердия).
  2. Чем автор сможет помочь своей героине? (Его рассказ – это обращение к нам, молодым. Нельзя быть равнодушным, проходить мимо беды, горя, людей, нуждающихся в помощи. Нужно видеть эту боль, ведь и добрым словом можно обогреть человека.)
  3. Автор называет свой рассказ «Яблочный  Спас» Почему?  (Речь идет не только о православном празднике. Слово «спас» происходит от слова «спасти». Спасти души людей, пока они совсем не очерствели, спасти от безразличия и глухоты. Не случайно икона с образом Спаса строго взирает на людей. Она как бы осуждает всех нас за безразличие, за бессердечность…У Чехова есть замечательные слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с колокольчиком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные...». И звуки церковного колокола бьют тревогу – опомнитесь, люди, нельзя терять свои души. «Шел я вниз и оглядывался: что-то не давало, мешало ровному ходу…».

Вывод: перечитаем, как звучит тема урока: «Душа малостью живет…».  Так в чем смысл этих слов? Этой женщине как раз и не хватает этой малости – сочувствия и внимания со стороны людей. Спустя полвека мы видим ту же снайпершу: серый полушалок, темный плащ, неземная печаль в старческих глазах.  И все равно проникаешься большим чувством восхищения, преклоняешься перед великим терпением этой женщины. Перечитаем эпиграф урока – слова  В. Н. Крупина:


Научиться любить, научиться прощать, научиться                                      делать добро.

– Это нелегко, и этому надо учиться всю жизнь.                                                                                                                                    

В своей героине автор видит спасение, чувствуется его надежда на лучшее. Евгений Иванович Носов  даёт нам огромное количество нравственных уроков. Каких? (Как остаться человеком,  как научиться видеть хорошее, чистое, светлое, где искать его; как не утерять связь поколений; как не потерять в себе тот самый пресловутый нравственный стержень, который подчас удерживает нас от всего плохого).


 V. Рефлексия.

? Перечитайте цели урока. Подумайте, достигли ли мы их.

? Какой багаж вы положите в свою нравственную копилку, уходя с урока?

?  Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшнего урока?

Заключительное слово учителя

 

А мне наш урок хочется закончить словами Л.Н. Толстого.

      Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправляя себя. В этом главное и самое радостное дело жизни.

 

 Д.З.  Сочинение – миниатюра «В чём нравственная красота человека?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль художественной детали в рассказе Е.И.Носова «Яблочный Спас» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Цель: уяснить, какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла

Слайд 2

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку

Слайд 3

«Над темной кофейной водой ломко промелькивала лимонно-желтая бабочка, невесть откуда и куда летевшая и невольно заставляющая переживать, что не долетит при этом своем робком и неумелом полете или вот-вот схватит её затаившийся под лозами большеротый голавль.»

Слайд 4

Из истории Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так , по древнегреческой легенде, появились бабочки.

Слайд 5

Бабочки – излюбленный мотив мифов и легенд многих народов мира Изображения этих крылатых созданий оставили на фресках египтяне еще 3.5 тысячи лет назад, соотнося их стадии жизни с жизнью человеческой – от зарождения сознания до просветления, воскрешения души. Древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер. Люди окружали бабочек легендами и мифами. Древние представления о бабочках связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека. Древняя легенда индийцев гласит, что бабочки передают наши желания небесам, если нашептать бабочке свое желание и затем выпустить ее, то оно непременно сбудется. Славяне также верили: чистые души ангелов прилетают к нам дневными бабочками, чтобы передать наши желания на небеса. У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа и является символом возрождения и воскрешения души.

Слайд 6

Бабочки в изобразительном искусстве, литературе, поэзии Символ свободы, любви и надежды – бабочка не давала покоя русским поэтам и прозаикам. О ней писали: Василий Жуковский, Фёдор Глинка, Аполлон Майков, Афанасий Фет , Иван Бунин..... Я держу на раскрытой ладони невесомый крылатый цветок. он вспорхнет и его не догонишь я не стал бы ловить, если б мог...

Слайд 7

« А над речкой, над её притененными водами, опять мелькала ярко-желтая бабочка- наверняка уже другая, но мне казалось, будто она все еще та, утренняя, потерявшая что-то в поречных ивняках…. Или она сама чья-то потерявшаяся душа?...»

Слайд 8

Выводы: С помощью художественной детали Е.И.Носов проясняет внутренний мир героини и свое отношение к ней. Деталь необходима для наиболее полного и точного выражения мысли и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Урок литературы в 11 классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Верую!")

Урок литературы в 11 классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Верую!")...