А.Грин. "Тайна алых парусов"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Лёвина Людмила Николаевна

Урок-презентация по повести А.Грина "Алые паруса". 

Цели:                    - знакомство с личностью и судьбой писателя;

                                - обдумать, понять, в чём ценность творчества Грина для людей, живущих в сегодняшнем мире;

             - показать, как с помощью звука, цвета, образов раскрывается конфликт между обыденностью и 

                мечтой в повести «Алые паруса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. А. Грин. Тайна алых парусов.

Цели: - знакомство с личностью и судьбой писателя;

             - обдумать, понять, в чём ценность творчества Грина для людей, живущих в сегодняшнем мире;

             - показать, как с помощью звука, цвета, образов раскрывается конфликт между обыденностью и                 мечтой в повести «Алые паруса».

Если отнять у человека способность мечтать,

то отпадает одна из самых мощных

 побудительных причин, рождающих культуру,

 искусство, науку и желание жить.

А.Грин.

…человек в порыве к счастью

 способен своими руками совершать чудеса.

 К. Паустовский

Ход урока:

I.  Организационная часть.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок: мы отправимся путешествовать по Гринландии, по деревушке Каперна, что находится в четырёх вёрстах от Лиса, где жила юная мечтательница Ассоль.

   А начать наше путешествие я предлагаю со знакомства со страной, созданной фантазией писателя. А. Грин говорил, что «если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить».

III. Сообщение ученика о личности и судьбе А. Грина.

(демонстрация слайдов – портрет А. Грина, дом – музей писателя в Феодосии)

- Александр Грин – Александр Степанович Гриневский – прожил тяжёлую жизнь. Всё в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из него преступника или злого обывателя. Но этот угрюмый человек, не запятнав, пронёс через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

   С детства у Грина была отнята любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь невыносимой. Он старался уйти от неё, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня.

   Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей. Как все неудачники, он всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье.

   Мечтами об «ослепительном счастье» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Эту повесть – пленительную и сказочную – Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпного тифа он бродил по обледенелому городу и каждую ночь искал нового ночлега у случайных, полузнакомых людей.

  Повесть утверждает, что «человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса». (К. Паустовский)

   А. Грин «… любил живую, красивую, сильную жизнь, его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа».(Н. Тихонов)

Чтение учеником стихотворения Андрея Дементьева «Старый Крым»

Мы приехали не вовремя;

Домик Грина на замке;

Раскричались что – то вороны

На зелёном сквозняке.

Домик Грина в тишине.

Я смотрю поверх калитки.

И почудилось в окне

Мне печаль его улыбки.

Нас к нему не допускают,

Нас от Грина сторожат.

И ограда зубы скалит,

Точно сорок лет назад…

Но спасибо добрым людям;

Снят замок, открыта дверь.

Не одни мы Грина любим,

Не одни скорбим теперь.

Мы заходим в домик низкий,

В эту бедность и покой.

Свечи – словно обелиски

Над оборванной строкой.

Всюду даты и цитаты.

Не изменишь ничего.

Все мы горько виноваты

Перед памятью его.

И за то, что прожил мало,

И за то, что бедно жил.

И за то, что парус алый

Не всегда нам виден был.

IV. Анализ содержания повести.

- Повесть «Алые паруса» заканчивается фразой «И думал о счастье…». Когда А. Грин, создавая это произведение, то, наверное, тоже «думал о счастье». А что такое -  счастье? Наверное, ответить каждый может по – своему. Поговорим о героях Грина, о том, как они понимали счастье.

- Что необычного, яркого вы запомнили в образе Лонгрена?

- Был ли он счастлив?

- Почему он занялся изготовлением игрушек?

- А что это была за «чёрная игрушка», сделанная им?

- Найдите описание поведения Лонгрена по отношению к Меннерсу в бурю.

- Почему автор сравнивает его с судьёй?

- Не кажется ли вам, что карает негодяя не Лонгрен, а сама природа?

- Заслужил ли он такую кару?

- Мечтал ли о счастье Меннерс?

- А теперь обратимся к героине, а именно к тому эпизоду в книге, где она встречает собирателя сказок Эгля. Как по – вашему, счастлив ли Эгль – человек?

- Найдите портретное описание девочки.

- Подумаем, с каким чувством Грин описывает Ассоль? Как к ней относится? (очень трогательно живописует её автор, любуется ею, показывает светлый образ девушки)

- Что говорит мудрый старик Эгль об её имени?

- Как вы думаете, что это такое – Прекрасная Неизвестность? (Может быть судьба, а может быть, мечта)

- Что предсказал Эгль Ассоль?

- Услышав от дочери сбивчивый и радостный рассказ, отец сказал: «…будут тебе алые паруса». Что подразумевал, на ваш взгляд, он под этой метафорой?

- Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах? (Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе»; оскорбления, после которых ноет грудь как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грэй.)

- Как жила Ассоль?

- Как к ней относятся отец и жители городка?

- В чём описание внешности Грэя противопоставляется внешности Ассоль? (Ассоль – «в стиранном много раз платье» - бедность девушки; Грэй, воспитанный в обеспеченной семье, в роскоши, «с маленькими руками и внешностью девочки».)

- Какой художественный приём лежит в основе этого произведения? (Контраст, пртивопоставление, антитеза)

Использование антитезы в основе построения произведения.

- Давайте посмотрим, как Грин описывает блеск утра, как постепенно меняются краски, становятся более яркими, живописными, когда Грэй встречает Ассоль? (примеры из текста Гл. 3 «Рассвет»)

- Как показана природа у Грина? (в движении – одна картина сменяет другую)

Движущийся пейзаж.

- Чем мы можем доказать, что Грэю понравилась Ассоль?

- Как воспринимает историю, рассказанную  в таверне как старую сплетню, капитан  Грэй?

- Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне? (Грэй – необычный человек, который живёт для того, чтобы осуществить мечту, он с детства воспринимает чужую боль как свою.)

- Как он готовился к встрече? (выбор шёлка для парусов; Гл. 5)

- Назовите цветовые эпитеты, используемые автором.

- Обратите внимание, что писатель использует  разные оттенки цвета, чем достигается зрительное впечатление. Но только один цвет является определяющим.  Какой это цвет? (описание зачитать)

- Как вы думаете, почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья и царственности, гордый цвет; в нём не было ничего, что вызывает сомнение.)

- Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нём не может быть сомнения.

-  Если мечта исполняется, то алый приобретает ещё одно значение. Зачитаем в главе «Алый секрет» (гл. 7) описание корабля: «… лёгкие алые формы, полные роз…всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости». (во время чтения – «Утро» Э. Грига)

- Чьей радости? Ассоль и Грэя, который понял одну нехитрую истину?

- Она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками» (эпиграф). Грэй осветил алым цветом радости не только жизнь Ассоль. Он изменил палитру своей жизни.

  Давайте посмотрим, какие цвета использует Грин при описании дома, в котором родился Грэй.

Использование основных цветов.

- Если внимательно прочитать текст, мы услышим различные звуки, которые доносит до нас автор, пользуясь словами, как музыкальными знаками. Его страницы одухотворены, музыкальны, так и слышится мелодия.

(Звучит «Песня Сольвейг» Грига)

Звуковая насыщенность.

- Случайно ли название шхуны – «Секрет»?

- А что такое чудеса?

- Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне?

V. Заключительная беседа

- Теперь ответьте на вопрос: какого цвета мир?

- Почему для одних он серый и невзрачный, для других же состоит из ярких праздничных тонов?

- Как стать счастливым, каждый человек решает по – своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд?

- А вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех, кто прочитал эту повесть?

VI. Исполняется песня «Алые паруса»

Ребята, надо верить в чудеса.

Когда – нибудь,  весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон,

И алый парус правдой гордо реет

В той бухте, где отважный Грэй

Нашёл свою Ассоль,

В той бухте, где Ассоль дождалась Грэя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"

Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...

Программа деятельности детской организации «Алые паруса»

Программа «Я - Россиянин»  включает в себя программно-методические рекомендации по реализации пяти взаимообусловленных компонентов: «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и семья», «Я и Я», «Я и планет...

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Проектная работа "Двухмачтовый парус "Алые паруса"

Проектная работа "Двухмачтовый парус "Алые паруса" разработана в рамках кружка...