Мои разработки
материал по литературе (5 класс) на тему

Конспекты и разработки уроков по русскому языку,тесты, проверочные работы, кроссворды по русскому языку и литературе, презентации по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка в технологии деятельностного метода УМК Т.А. Ладыженской

(Русский язык, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./,  М.: Просвещение, 2008

Учитель Супрядкина О.Н.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока:  «Фразеологизмы»

Тип урока: Открытие нового знания

Количество часов – 2 (т.к. тема сложная, но интересная).

Цели урока:

предметные:

1. познакомить  с понятием «фразеологизмы»;

2. находить  фразеологизмы и их значения в словарях, давать толкование лексического значения фразеологизма;

3. развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи;

4. продолжить работу над развитием связной речи;

-воспитывать внимание к языковым явлениям в русском языке 

метапредметные:

- формирование у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Ход урока:

I.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Здравствуйте.  Сегодняшний урок я хочу начать с небольшой игры. Я буду загадывать загадки, а вы должны их докончить.

Игра «Доскажи фразеологизм»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольешь».

Мы исходили городок

Буквально … (вдоль и поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочим ноги).

Фальшивят, путают слова,

Поют,.. (кто в лес, кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни … (уши вянут).

Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать с тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

- Вы знаете, что означают ваши отгадки. (Нет, не знаем).

- Значит перед нами загадка? Надо ли вам раскрыть эту тайну русского языка? Готовы ли вы к новым открытиям?

Желаю, чтобы сегодня вы открыли еще одну тайну могучего русского языка. И тогда их у вас останется на одну меньше. Готовы?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Что вы сейчас должны сделать? (повторить то, что изучали раньше).

- Давайте вспомним, какие разделы есть в русском языке? (учащиеся говорят, пишут в опорную карту, учитель пишет на доске).

Разделы

Фонетика

Морфемика

Лексика

Морфология

Синтаксис

- Что же изучает каждый из разделов? (Фонетика изучает звуки речи, Морфемика – значимые части слова, Морфология – части речи и их формы, Синтаксис – словосочетания и предложения, Лексика изучает слова.)

- Какой из этих разделов мы изучали на предыдущих уроках? (Лексика).

- А что же входит в лексику? ( Синонимы, антонимы, жаргонизмы и т.д).

-Что же такое «медвежья услуга», «волочим ноги», «вдоль и поперек»? (не знаем).

- Хотите раскрыть эту тайну? Где мы можем это узнать? (в учебнике)

III. Выявление места и причины затруднения.

- В русском языке есть еще один раздел, с которым вы еще не сталкивались. Этот раздел называется Фразеология.

Разделы

Фонетика

Морфемика

Лексика

Морфология

Синтаксис

Фразеология

Фразеологизмы

- Откройте, пожалуйста, учебники и посмотрите, что же изучает фразеология? (изучает фразеологизмы)

- А что же такое фразеологизмы? (Учащиеся читают правило и записывают в словарь-справочник). (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению).

- Есть затруднения, после прочтения правила? Если есть, в карте успеха поставьте «?», если нет – «+» . (Есть затруднения, непонятно правило).

- Ребята, чему сегодня мы с вами должны научиться? Какую цель вы должны перед собой поставить? Как можно сформулировать тему нашего урока? (учащиеся записывают число в тетрадях,  тему урока, говорят цель, которую поставили).

IV. Построение проекта выхода из ситуации.

Гонять лодыря мы на уроке не будем, и будем выпутываться из ситуации.

- В правиле написано, что фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, значит они неделимые. Фразеологизмы употребляются в речи как единое целое по смыслу. Они не создаются каждый раз в процессе общения, а запоминаются и извлекаются из памяти целиком.

Фразеология

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания, неделимые

- Если фразеологизм разделим на отдельные слова, то смысл устойчивого сочетания потеряется. Не будем путать словосочетания и фразеологизмы. Возьмем сочетание «бросать в урну мусор». Можем изменить? Да. Мусор можно бросить в ведро, в ящик. Но сочетание бросаться в глаза – устойчивое. Допустим, у Светы платье бросается в глаза, т.е. яркое. Можно изменить, например, бросается в уши? Нет. (примеры пишем на доске).

- Давайте на это обратим внимание и выполним задание.

- Я буду диктовать сочетания слов, а вы будете писать в 2 столбика

Словосочетания

Фразеологизмы

 (выполнение 1 задания, один выполняет на доске.).

Задание: медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство, браться за ум, сделать открытку.

- Молодец, спасибо Проверьте по эталону и поставьте «+», если нет ошибок,  «?» , если есть.  (учащиеся проверяют по эталону и ставят «+», если нет ошибок,  «?» , если есть).

- Какими членами предложения являются словосочетания и фразеологизмы? (Вы знаете, что фразеологизм является одним членом предложения, а  словосочетание – разными.) Давайте закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике. (Выполнение 2 задания).

V. Реализация построенного проекта.

- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме.

В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

- Давайте выполним упражнение 99. Какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки? (сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос). (выполнение3 задания).

- А что же они означают? ( затруднение)

- А почему мы не знаем фразеологизмы и их значения? (потому что не используем в своей речи).

- Где мы можем найти фразеологизмы и фразеологические обороты? (в словарях и в произведениях писателей).

-  Сейчас поработаем в группах и со словарем.

- Вспомните, пожалуйста, правила работы в группах и со словарем).

- Вам нужно найти фразеологизмы. 1 группа найдет с общим словом голова, 2 группа – глаза. (всего 2 группы, т.к. в классе малое количество детей). Найти по 4 фразеологизма. Вы также должны записать их значение. (Выполнение 4 задания)

- Давайте прочитаем и разберем.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

- Я вам скажу, что с одним словом «рука» имеется около 50 фразеологических оборотов. Сейчас я буду приводить примеры, а вы будете объяснять, что обозначает данный фразеологизм. Сам фразеологизм запишем в тетрадь.

Валится из рук, голыми руками взять, мастер на все руки, не покладая рук, дать руку на отсечение, легкая рука,  рукой подать, из рук вон плохо, из рук в руки, положа руку на сердце, под горячую руку. (Выполнение 5 задания)

- Немного отдохнем. Поиграем в игру «Собери фразеологический оборот». Вам даны карточки. Одна карточка – начало фразеологизма, вторая – конец. Ваша задача – закончить фразеологизм товарища. Например – начало – волков бояться – другой заканчивает – в лес не ходить.  (Выполнение 6 задания.)

Игра «Собери фразеологический оборот»

Нет дыма …

без огня

Куй железо…

пока горячо

Знает кошка…

чьё мясо съела

Под лежачий камень…

вода не течёт

Старый друг…

лучше новых двух

Близок локоть…

да не укусишь

Лучше поздно…

чем никогда

Маслом кашу…

не испортишь

Работать…

как лошадь

Шила в мешке…

не утаишь

Слышно, как…

муха пролетит

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Отдохнули, поиграли. Теперь давайте  поработаем с текстом. Запишите, пожалуйста, текст. (Выполнение 7 задания).

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

-Ваша задача – подчеркнуть фразеологизмы в данном тексте, написать их значение. Затем проверить по эталону. В карте успеха поставить соответствующие символы.

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

- Справились. А сейчас посмотрите на доску. Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения.

Играть
Мартышкин
Ахиллесова
Замести

Наломать

Навострить

Надуть

Рукой

следы
на нервах
труд
пята

губы

дров

лыжи

подать

(Выполнение 8 задания).

-Если все верно, в карте успеха ставим «+», «?» - если нет.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Где вам может помочь новое полученное знание?

(при выполнении самостоятельной работы, домашнего задания, других заданий в учебнике, более сложных).

 - Прочитав правило в учебнике, мы узнали, что фразеологизм, оборот может быть синонимом и антонимом слова. Вспомните, что такое синоним, антоним? (ответы)

- Сейчас я вам буду читать фразеологические обороты.

Вам нужно заменить фразеологические обороты словами-синонимами. Затем вы обменяетесь тетрадями и проверите правильность друг у друга и оцените своего товарища после совместной проверки. (Выполнение 9 задания)

Во что бы то не стало. (Обязательно.)

Рукой подать. (Близко.)

Перемывать косточки. (Сплетничать.)

Бок о бок. (Рядом.)

Лицом к лицу. (Вплотную.)

Время от времени. (Иногда.)

Навострить лыжи. (Убежать.)

Надуть губы. (Обидеться.)

Поднять на смех. (Осмеять.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Пускать пыль в глаза. (Обмануть.)

Не за горами. (Близко.)

Вставлять палки в колеса. (Мешать.)

Со всех ног. (Быстро.)

В двух шагах. (Близко.)

Не успел глазом моргнуть. (Быстро.)

Зарубить на носу. (Запомнить.)

Под боком. (Близко.)

- Спасибо. Сейчас я раздам вам карточки. Вам нужно найти пару фразеологизма-синонима. Соедините линией соответствие. В конце урока карточки с ответами сдадите на проверку.(Выполнение 10 задания. (Каждому учащемуся по 4 пары).

Не покладая рук

Не успел оглянуться

Все от мала до велика

Рукой подать

Не успел глазом моргнуть

И стар и млад

В двух шагах

До седьмого пота

Хоть пруд пруди

Белый как мел

Ни кровинки в лице

Как сельдей в бочке

Яблоку негде упасть

Как в воду канул

Поминай, как звали

Как звезд на небе

Со всех ног

Молоть ерунду

Грош цена

Ни куда не годится

Нести охинею

Сломя голову

Из рук вон

Гроша ломаного не стоит

Все как на подбор

От корки до корки

От доски до доски

Один на один

С глазу на глаз

Спрятать концы в воду

Замести следы

Молодец к молодцу

Мизинца не стоит

С глазу на глаз

Лицом к лицу

В подметки не годится

На седьмом небе

Довести до белого коления

Вывести из себя

На верху блаженства

- С заданием справились. Мы уже говорили, что фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –

Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой. (Выполнение 11 задания)

- А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать фразеологизмами. Только не будем кричать, а поднимать руку.

Что вешают, приходя в уныние? (повесить нос.)

Не цветы а вянут? (Уши вянут.)

Куда садится неудачник? (Сесть в калошу.)

Что делает дорогая покупка с нашим карманом? (Ударит по карману.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

Где можно утонуть, опечалившись? (Утонуть в слезах.)

Может ли вопрос заболеть? ( Это будет «больной вопрос».)

Есть ли у вопроса ребро? (Ставить вопрос ребром.)

Какую часть лица надувают, обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.) (Выполнение 12 задания)

 - Хорошо. С этими загадками справились. А сейчас проведем творческий диктант. Я буду говорить вам начало фразеологизма, а вы будете писать и продолжите.

Я спал без задних (ног)

Я не бросаю слова на (ветер)

Взять голыми (руками)

Водить за (нос

Вывести на чистую (воду)

Зарубить себе на (носу)

Гроша медного (не стоит)

(Выполнение 13 задания)

        

- Очень часто в ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, в которых требуется найти предложение с фразеологизмом. Я вам раздам небольшой тест, в котором при правильности ответа вы должны поставить галочку. (Выполнение 14 задания)

1. В каком случае выражение является фразеологизмом?

1) чёрный муравей
2) белая ворона
3) белый заяц
4) рыжий лев

2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?

1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки

IX. Рефлексия учебной деятельности.

-  Какую цель ставили сегодня на уроке?

- Достигли этой цели? Докажите.

- Посмотрите на карту успеха и поставьте галочки на листке «Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”» по пятибалльной шкале.

 Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”

Я знаю

понятие фразеологического оборота

 

отличие устойчивого выражения от слова

 

Я умею

давать толкование лексического значения фразеологизма

 

подбирать фразеологические синонимы

 

находить фразеологизмы в тексте

 

составлять предложения с фразеологизмами

 

- Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться)

- Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?

- Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке)

 - Домашнее задание. Повторить правила, навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова и  из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения в  игре «В мире животных». И с одним из фразеологических оборотов составить небольшой рассказ.

… наплакал

Черепашьим

… носа не подточит

зайцев

… шагом

Кот

Убить двух …

Комар

… не клюют

Куры

Стреляный …

Гусь

Белая …

Собаку

… лапчатый

воробей

Желторотый …

птенец

… съел

ворона

Делить шкуру неубитого …

конька

Сесть на любимого …

медведя

Купить … в мешке

сельдей

Пустить … в огород

кота

Набито, как … в бочке

козла

Дуется, как … на крупу

быка

Брать … за рога

курица

Смотреть, как … на новые ворота

курам

Писать, как … лапой

мышь

… на смех

баран

Короче … носа

Курице

… по колено

воробьиного

С … не сыщешь

Голубь

Вот где … зарыта

собаками

… мира

собака

Ревет как …

Крокодиловы

Нем как …

белуга

… слезы

Осиное

… возня

Мышиная

… гнездо

рыба

- Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.

Карта успеха

План урока

Нет затруднений – «+»

Есть затруднения – «?»

1

Повторил

2

Выполнил пробное действие

3

Выявил причину затруднения

4

Открыл новое знание

5

Выполнил самостоятельную работу

6

Потренировался, выполнив задания

Дидактический материал

Нет дыма …

без огня

Куй железо…

пока горячо

Знает кошка…

чьё мясо съела

Под лежачий камень…

вода не течёт

Старый друг…

лучше новых двух

Близок локоть…

да не укусишь

Лучше поздно…

чем никогда

Маслом кашу…

не испортишь

Работать…

как лошадь

Шила в мешке…

не утаишь

Слышно, как…

муха пролетит

Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”.

Я знаю

понятие фразеологического оборота

 

отличие устойчивого выражения от слова

 

Я умею

давать толкование лексического значения фразеологизма

 

подбирать фразеологические синонимы

 

находить фразеологизмы в тексте

 

составлять предложения с фразеологизмами

 

Домашнее задание Игра «В мире животных»

… наплакал

Черепашьим

… носа не подточит

зайцев

… шагом

Кот

Убить двух …

Комар

… не клюют

Куры

Стреляный …

Гусь

Белая …

Собаку

… лапчатый

воробей

Желторотый …

птенец

… съел

ворона

Делить шкуру неубитого …

конька

Сесть на любимого …

медведя

Купить … в мешке

сельдей

Пустить … в огород

кота

Набито, как … в бочке

козла

Дуется, как … на крупу

быка

Брать … за рога

курица

Смотреть, как … на новые ворота

курам

Писать, как … лапой

мышь

… на смех

баран

Короче … носа

Курице

… по колено

воробьиного

С … не сыщешь

Голубь

Вот где … зарыта

собаками

… мира

собака

Ревет как …

Крокодиловы

Нем как …

белуга

… слезы

Осиное

… возня

Мышиная

… гнездо

рыба


Фразеологизмы-синонимы

Не покладая рук

Не успел оглянуться

Все от мала до велика

Рукой подать

Не успел глазом моргнуть

И стар и млад

В двух шагах

До седьмого пота

Хоть пруд пруди

Белый как мел

Ни кровинки в лице

Как сельдей в бочке

Яблоку негде упасть

Как в воду канул

Поминай, как звали

Как звезд на небе

Со всех ног

Молоть ерунду

Грош цена

Ни куда не годится

Нести охинею

Сломя голову

Из рук вон

Гроша ломаного не стоит

Все как на подбор

От корки до корки

От доски до доски

Один на один

С глазу на глаз

Спрятать концы в воду

Замести следы

Молодец к молодцу

Мизинца не стоит

С глазу на глаз

Лицом к лицу

В подметки не годится

На седьмом небе

Довести до белого коления

Вывести из себя

На верху блаженства

Карта успеха

План урока

Нет затруднений – «+»

Есть затруднения – «?»

1

Повторил

2

Выполнил пробное действие

3

Выявил причину затруднения

4

Открыл новое знание

5

Выполнил самостоятельную работу

6

Потренировался, выполнив задания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Диалог 5 класс Цели: - познакомить с понятием диалог, научить составлять и правильно записывать диалоги; - развивать умение формулировать мысль, выбирать главное; - воспитывать культуру общения.

Слайд 2

Прочитайте тексты 1. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!» 2.— Что ты, еж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! ( Б.Заходер )

Слайд 3

Как называются предложения, которые вы прочитали?

Слайд 4

1. Предложения с прямой речью 2 . ???

Слайд 5

Что вы сейчас должны сделать, чтобы узнать, как называется речь, представленная во втором отрывке ? Где мы можем это увидеть? Правильно, мы найдем и узнаем правило в учебнике.

Слайд 6

Откройте учебник на странице 101 и напишите тему нашего урока. Тема урока – «Диалог»

Слайд 7

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Слайд 8

Задание № 1 Расставьте знаки препинания в тексте Здравствуй сестрица что ты кушаешь спрашивает волк. Рыбу отвечает лисица. Дай мне лисичка хоть одну. Ты братец ступай на реку и опусти хвост в прорубь. Волк пошел на реку опустил хвост в прорубь. Сидит и приговаривает ловись рыбка большая и маленькая.

Слайд 9

Проверьте З дравствуй, сестрица, что ты кушаешь? - спрашивает волк. Рыбу, - отвечает лисица. Дай мне, лисичка, хоть одну. Ты, братец, ступай на реку и опусти хвост в прорубь. Волк пошел на реку опустил хвост в прорубь. Сидит и приговаривает: - Л овись , рыбка, большая и маленькая.

Слайд 10

Что вы не смогли сделать? Какую цель вы должны перед собой поставить?

Слайд 11

Цель Научиться составлять и правильно записывать диалоги.

Слайд 12

Задание № 2 Составьте план постановки знаков препинания при диалоге, прочитав правило на странице 103.

Слайд 13

Алгоритм П, -а. П, -а. А: П. А: П. Девочка Света зашла в магазин. Здравствуйте, - сказала Света. Здравствуйте, - ответила продавщица . Мальчик Петя спросил у отца: Папа, а что едят белки? Отец на это ответил: - Белки едят орехи, грибы , шишки.

Слайд 14

Используя алгоритм, попробуйте открыть новые знания Упражнение 243 (устно)

Слайд 15

Что мы будем делать? Тренироваться! Работа в парах. Упр. 246. давайте вспомним правила работы в группах, парах. П роверка. У кого ответы совпали, в карте успеха ставим «+», у кого нет – «?»

Слайд 16

Самостоятельная работа Выполните упражнение 247 в учебнике. Проверьте правильность выполнения задания по эталону. Поставьте соответствующие символы в карте успеха.(+, ?)

Слайд 17

Эталон 2, 3, 5, 1, 4, 6, 7, 8.

Слайд 18

Включение в систему знаний и повторений Где вам может помочь полученное знание? Выполните упражнение 245. Проверьте правильность написания у соседа. Поставьте соответствующие символы в карте успеха.(+, ?)

Слайд 19

Рефлексия Какую цель ставили? Достигли ли этой цели? Докажите. Посмотрите на карту успеха и поставьте себя на «Лестницу достижений». Что нужно сделать учащимся, у которых возникли затруднения, у кого не осталось?

Слайд 20

Домашнее задание Параграф 49, упражнение 248.



Предварительный просмотр:

Произошла ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу или повторите попытку через несколько минут.

Чтобы узнать больше о редакторах Google Документов, посетите наш Справочный центр.


Приносим извинения за доставленные неудобства.
- Команда Google Документов



Предварительный просмотр:

Кроссворд по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Кроссворд по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 9 класс.

4

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

6

17

10

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

14

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

1. Управляющий в казенном месте.

2. Секретарь Фамусова.

3. Жанр "Горе от ума".

4. Где происходит действие?

5. Кто "метит в генералы"?

6. Как звали Чацкого?

7. Кто говорил слова: "Служить бы рад, прислуживаться тошно"?

8.сколько дней длится комедия?

9. Кто рос и воспитывался вместе с Чацким?

10. Кто переводит часы?

11. Кто вечно ходит с обновкой и с разодранным локтем?

12. Имя сослуживца Чацкого.

13. с какого животного упал Молчалин?

14. О ком говорят: "Отъявленный мошенник, плут, При нем остерегись: переносить горазд

15 свояченица Фамусова.

16. Кто из Хрюминых разговаривал на французском?

17. Что происходит в доме Фамусова?

4

3

м

о

с

к

в

а

1

о

ф

2

м

о

л

ч

а

л

и

н

е

м

8

о

д

и

н

у

6

17

10

л

и

з

а

5

с

к

а

л

о

з

у

б

я

о

л

9

а

в

е

с

л

к

о

с

ф

7

ч

а

ц

к

и

й

н

я

12

д

11

п

е

т

р

у

ш

к

а

л

13

л

о

ш

а

д

ь

15

х

л

е

с

т

о

в

а

14

з

а

г

о

р

е

ц

к

и

й

16

в

н

у

ч

к

а



Предварительный просмотр:

Кроссворд по теме «Фразеологизмы» для обучающихся 10 класса

Впишите в клетки слова, наиболее точно выражающие смысл приведенных ниже фразеологизмов, и в горизонтальной выделенной строке должно получиться название такого рода выражений.

  1. Разодеться в пух и в прах.
  2. Во что бы то ни стало.
  3. Задавать вопросы.
  4. Рукой подать.
  5. Перемывать косточки.
  6. Бок о бок.
  7. Дать согласие.
  8. Лицом к лицу.
  9. Время от времени.
  10.  Брать начало.
  11.  Хранить молчание.
  12. На всех парах.
  13.  И там и сям.
  1.  Лить слезы.
  2.  Часовых дел мастер.
  3.  Бросить упрек.
  4.  Сколько душе угодно.
  5.  Вылетело из головы.
  6.  Не покладая рук.
  7.  Идти на лад.
  8.  Как по команде.
  9.  Подать весть.
  10.  В один голос.
  11.  Остаться в живых.
  12. Вести переписку.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Расфрантиться. 2. Непременно. 3. Спрашивать. 4. Близко. 5. Сплетничать.    6. Рядом. 7. Согласиться. 8. Вплотную. 9. Иногда. 10. Начинаться. 11. Молчать. 12. Стремительно. 13. Повсюду. 14. Плакать. 15. Часовщик. 16. Упрекнуть.    17. Навалом.  18. Забыл. 19.Усердно. 20. Налаживаться. 21. Дружно.

22. Известить. 23. Единодушно. 24. Выжить. 25. Переписываться.



Предварительный просмотр:

Словарный диктант для обучающихся 5 класса

Р   сти,   выр   сли,   р  сток,   зар   сли,   предл   жить,   разл   жить,    изл    гать,    

предпол   гать,   выр  сти,    р   стительность,    сл   жение,    бе    крайний,     бе  предел,    

 

бе   граничный,    бе   заботный,   в  поминать,  и    пытание,     бе    шумный,   во   кликнуть,  

бе   воздушный,     ж   сткий,      ш   рох,    сч    т,    ч   рточка,     ш    пот,       щ    лкать,  

  капюш    н,     реш    тка,    ш    лк,     крыж   вник,    ч    рный,    ж    нглёр,     дисц   плина,

  ц    плята,    акц    я,     ц    фра,     ц    ганка,    ц    рковой,     мотоц   клист,

  революц    я, синиц   н,     ц  нк,      ц   ферблат,     на ц    почках.

Р   сти,   выр   сли,   р  сток,   зар   сли,   предл   жить,   разл   жить,    изл    гать,    

предпол   гать,   выр  сти,    р   стительность,    сл   жение,    бе    крайний,     бе  предел,    

 

бе   граничный,    бе   заботный,   в  поминать,  и    пытание,     бе    шумный,   во   кликнуть,  

бе   воздушный,     ж   сткий,      ш   рох,    сч    т,    ч   рточка,     ш    пот,       щ    лкать,  

  капюш    н,     реш    тка,    ш    лк,     крыж   вник,    ч    рный,    ж    нглёр,     дисц   плина,

  ц    плята,    акц    я,     ц    фра,     ц    ганка,    ц    рковой,     мотоц   клист,

  революц    я, синиц   н,     ц  нк,      ц   ферблат,     на ц    почках.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Повторение изученного» 9 кл.

Вариант 1.

1. Сделайте фонетический разбор данных слов:

задуматься, спокойно, честный, снег.

2. Сделайте морфемный разбор данных слов:

оставалось, проходящих, коробочками, захотели.

3. Сделайте морфологический разбор слов.

Он (лес) помогает человеку сохранить влагу в почве.

4. Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

Придя на это страшное место, он легко проскользнул вперед и снова увидел то же самое.

Вариант 2.

1. Сделайте фонетический разбор данных слов:

предлагает, солнце, расчет, одеяло.

2. Сделайте морфемный разбор данных слов:

горелый, одиночество, оглушить, закрепитель.

3. Сделайте морфологический разбор слов.

Ягненок в жаркий день зашёл к ручью напиться.

4. Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

Письмо, написанное тобою, меня ничуть не испугало и не встревожило.

Вариант 3.

1. Сделайте фонетический разбор данных слов:

завтра, жёлтые, вестник, столб.

2. Сделайте морфемный разбор данных слов:

соседский, беззвучность, ошибка, удивительный.

3. Сделайте морфологический разбор слов.

Все преподаватели советовали мне продолжить учебу.

4. Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата.

Вариант 4.

1. Сделайте фонетический разбор данных слов:

сбить, ярмарка, окрестный, ёж.

2. Сделайте морфемный разбор данных слов:

дружеский, охранник, удивить, досуха.

3. Сделайте морфологический разбор слов.

Искусство создаёт хороших людей и формирует их душу.

4. Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

На большинство вопросов, задаваемых мне, я не смог ответить.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

Тема: Односоставные предложения 8 класс.

1. Какие основные группы односоставных предложений вы знаете? Правило, пример.

2. Что такое неполное предложение? Приведите примеры.

3. Замените данные личные предложения  безличными.

Вот уже приближается вечер. Наступают сумерки. Мороз становится все сильнее. Меня пробирает озноб. Очевидно, я нездоров.

 4. Укажите односоставные назывные предложения.

а. Ветер. Ночь. Путевые огни.

Водокачка. Тень семафора.

Песня! Ты их в пути догони

И скажи, что встретимся скоро.

б. Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный?

5. Укажите виды односоставных предложений.

А. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Б. Лежал с закрытыми глазами.

В. Сегодня сообщили о предстоящем летнем походе.

Г. Не бросай друга в несчастье.

Д. Люблю грозу в начале мая.

Е. Вложи закладку в книгу в том месте, где останавливались на прошлом уроке.

Ж. Сегодня идешь в библиотеку?

З. В колхозе убирают урожай.

И. В кассе не осталось билетов.

К. Уже совсем рассвело.

Л. Нас пригласили поужинать.

6. Составьте односоставные предложения, укажите вид:

а) глагол 1 лица ед. ч.

б) глагол 2 лица ед. ч.

в) глагол 1 лица мн. ч.

г) глагол 3 лица мн. ч.

д) глагол 3 лица ед. ч.

7. Составьте текст с неполными предложениями.

Контрольная работа по русскому языку

Тема: Односоставные предложения 8 класс.

1. Какие основные группы односоставных предложений вы знаете? Правило, пример.

2. Что такое неполное предложение? Приведите примеры.

3. Замените данные личные предложения  безличными.

Вот уже приближается вечер. Наступают сумерки. Мороз становится все сильнее. Меня пробирает озноб. Очевидно, я нездоров.

 4. Укажите односоставные назывные предложения.

а. Ветер. Ночь. Путевые огни.

Водокачка. Тень семафора.

Песня! Ты их в пути догони

И скажи, что встретимся скоро.

б. Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный?

5. Укажите виды односоставных предложений.

А. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Б. Лежал с закрытыми глазами.

В. Сегодня сообщили о предстоящем летнем походе.

Г. Не бросай друга в несчастье.

Д. Люблю грозу в начале мая.

Е. Вложи закладку в книгу в том месте, где останавливались на прошлом уроке.

Ж. Сегодня идешь в библиотеку?

З. В колхозе убирают урожай.

И. В кассе не осталось билетов.

К. Уже совсем рассвело.

Л. Нас пригласили поужинать.

6. Составьте односоставные предложения, укажите вид:

а) глагол 1 лица ед. ч.

б) глагол 2 лица ед. ч.

в) глагол 1 лица мн. ч.

г) глагол 3 лица мн. ч.

д) глагол 3 лица ед. ч.

7. Составьте текст с неполными предложениями.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

7 класс

Тема: Предлоги

1. Что такое предлог? Приведите примеры.

2. Составьте словосочетания «глагол  + существительное» с предлогом, который обозначает

а) место

б) время

в) состояние

г) причину

д) количество

е) цель

3. В данных словах над существительными надпишите падеж:

Войти в лес, работать на фабрике, вход по билетам, возвращаться из школы, прийти к сестре, ушел с товарищами, несмотря на дождь, альбом для рисования, танцевать на балу.

4. Чем отличаются простые и составные предлоги? Приведите примеры.

5. Как образуются производные и непроизводные предлоги? Приведите по три примера.

6.  Запишите предложения. Сделайте морфологический разбор предлогов.

а) Дети перелезли через забор и тихонько остановились за спиной художника. б) Холодный вихрь, нёсшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал пребывание на воздухе суровой пыткой.

7. Напишите правильно:

Выйти на (встречу) гостям, ждать (в) течени.. суток, (на) против дома, (в) переди отряда, (на) счёт работы, (в) течени.. часа,                     (в) продолжени.. часа, (в) заключени.. доклада, (в) силу обстоятельств, (в) следстви.. обстоятельств, (в) виду дождей,           (в) последстви.., (на) подоби.. террас, (не) смотря (на) дожди, (в) доль дороги.  

Контрольная работа по русскому языку

7 класс

Тема: Предлоги

1. Что такое предлог? Приведите примеры.

2. Составьте словосочетания «глагол  + существительное» с предлогом, который обозначает

а) место

б) время

в) состояние

г) причину

д) количество

е) цель

3. В данных словах над существительными надпишите падеж:

Войти в лес, работать на фабрике, вход по билетам, возвращаться из школы, прийти к сестре, ушел с товарищами, несмотря на дождь, альбом для рисования, танцевать на балу.

4. Чем отличаются простые и составные предлоги? Приведите примеры.

5. Как образуются производные и непроизводные предлоги? Приведите по три примера.

6.  Запишите предложения. Сделайте морфологический разбор предлогов.

а) Дети перелезли через забор и тихонько остановились за спиной художника. б) Холодный вихрь, нёсшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал пребывание на воздухе суровой пыткой.

7. Напишите правильно:

Выйти на (встречу) гостям, ждать (в) течени.. суток, (на) против дома, (в) переди отряда, (на) счёт работы, (в) течени.. часа,                     (в) продолжени.. часа, (в) заключени.. доклада, (в) силу обстоятельств, (в) следстви.. обстоятельств, (в) виду дождей,           (в) последстви.., (на) подоби.. террас, (не) смотря (на) дожди, (в) доль дороги.  



Предварительный просмотр:

Практическая работа по русскому языку по теме «Словообразование» для обучающихся 6 класса.

1. В корне -кос-  – -кас- в безударном положении пишется буква а, если в после корня стоит …, и буква о, если…

2. В корне с чередованием -гор- – -гар- в безударном положении пишется буква …

3. После приставок на согласные пишется буква …, если однокоренные слова без этих приставок начинаются….

4. Когда пишется приставка при-, а когда пре-?

5. Напишите в два столбика: в первый – слова, образованные при помощи суффикса, во второй – при помощи приставки: бумажный, безлистный, сверхмощный, разъехаться, безвкусный, презабавный, атомоходный, футболист, некогда, счастливый, двадцать, какой-либо, домище, разбежаться, краснота, дружески, бумажный, подыскать, никто, болотистый, преспокойный.



Предварительный просмотр:

Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса (уч. Коровина)

1. В какой басне И.А. Крылова главная мысль выражена в следующих словах:  А если корень иссушится,

        Не станет дерева, ни вас?

а) «Свинья под дубом»  б) «Листы и корни»    в) «Стрекоза и муравей!»

2. Кому посвящены начальные строки стихотворения А.С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»?

а) Дельвигу    б) Кюхельбекеру   в) Пущину

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение «Зимнее утро»?

а) ямб    б) хорей         в) амфибрахий

4. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым         б) уважение к богатому соседу  

в) любовь к Марье Кирилловне

5. Почему отказалась от помощи Дубровского Марья Кирилловна?

а) разлюбила его.     б) обиделась на него за опоздание.

в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить верность.

6. Сколько выстрелов было в рассказе А.С. Пушкина «Выстрел»?

а) один       б) два          в) три

7. Сколько мальчиков отправились в ночное? (Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг»)

а) трое    б) пятеро          в) четверо

8. Как погиб Павлуша?

а) утонул в реке     б) разбился, упав с лошади      в) сгорел во время пожара

9. Тысячи мужиков, строивших железную дорогу, явились во сне:

а) Ване   б) генералу       в) графу Петру Андреевичу Клейнмихелю

10. Дорога, о которой идет речь в стихотворении Н.А. Некрасова была построена между:  а) Москвой и Ярославом

  б) Москвой и Петербургом         в) Москвой и Петрозаводском

11. Какую работу должен был выполнить Левша и что он сделал?

а) делал подковы      б) выбивал на подковах имена

в) ковал гвоздики, на которых держались подковы

12. Почему толстый почувствовал к тонкому внезапную неприязнь?

а) потому что тонкий вел себя подобострастно

б) потому что тонкий был бедным чиновником

в) потому что толстому не понравились жена и сын тонкого

13. Что подразумевается под «глашатаем медным» в стихотворении А.А. Фета  «Ель рукавом мне тропинку завесила…»?

а) колокол    б) фанфары    в) рог

14. Что стало причиной ссоры Насти и Митраши?

а) упрямство Митраши        б) желание Насти взять вверх над братом

в) желание идти по разным тропам

15. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь?

а) Настя      б) собака Травка     в) охотники

16. Мальчик в рассказе В.П, Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:      а) не любил бабушку    б) не хотел собирать землянику

в) поддался на уговоры деревенских детей

17. Что символизирует подаренный бабушкой подарок в виде коня?

а) стремление побаловать внука    б) желание выполнить просьбу внука

в) ее мудрое умение любить и прощать

18. Рассказчик из «Уроков французского» В.Г. Распутина стал играть на деньги, чтобы:     а) послать их матери      б) купить конфеты

в) покупать молоко, чтобы не умереть от малокровия

19. Учительница играла со своим учеником в азартную игру:

а) чтобы завоевать доверие мальчика

б) потому что ей было интересно играть в азартные игры

в) чтобы мальчик мог покупать еду

20. Какое мероприятие сорвало урок математики в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?    а) уколы против тифа  

б) поход в краеведческий музей        в) профилактические прививки

21. В древнегреческой мифологии Геракл – это сын:

а) бога Аполлона     б) Царя Элиды      в) бога Зевса и Алкмены

22. Победители на Олимпийских играх получали в награду:

а) оливковый венок   б) терновый венок      в) медали

23. Ариона спас:    а) кит       б) Геракл        в) дельфин

24. Родиной Одиссея является:

а) Остров Крит      б) остров Итака       в) Гавайские острова

25. Одиссей и его спутники сумели сбежать от Циклопа:

а) найдя потайной ход    б) спрятавшись под брюхом у овец     в) убив Циклопа

26. Сын Маттео Фальконе получил за предательство от сержанта:

а) деньги         б) часы        в) ружье

27. Маленький принц встретился с писателем:

а) на берегу Карибского моря    б) в пустыне Сахаре     в) в Гималаях

28. Маленький принц оставил на своей планете:

а) лилию    б) розу    в) одуванчик

29. Определив жанр «Маленького принца» можно как:

а) рассказ     б) повесть       в) философская сказка-притча.

30. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов называется

а) композиция   б) сюжет       в) кульминация



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по русскому языку для 7 класса   1 вариант

1. Отметьте слова, в которых пишется буква к:

а) дости  ший      б) во  зал    в) рю   зак    г) попере..

2.  Отметьте слова, в которых пишется буква з:

а) Ра  цвет   б) во   торг    в) ра  чет   г) карни..  

3. Отметьте слова, в которых пишется буква д:

а) баске   бол   б) силуэ..   в) по ковать    г) ре  кий

4. Отметьте слова, в которых пишется буква е:

а) без им  ни    б) лед  ной    в) ветр  ный день   г) недос   гаемый.

5. Отметьте слова, в которых пишется буква я:

а) се  ть    б) потер   нная   в) земл   проходец     г) песч  ный.

6. Отметьте слова, в которых пишется буква а:

а) оч  рование   б) заг  рать   в) прик  снуться   г) развеш    нное белье.

7. Отметьте слова, в которых пишется буква и:

а) р  форма   б) пост   лить   в) слыш   мый   г) пр   мудрый.

8. Отметьте слова, в которых пишется буква у (ю):

а) вер   щий   б) лепеч   щий   в) ненавид   щий   г) грохоч  т шаги.

9. Отметьте слова, в которых пишется буква о:

а) ш  рох   б) ш  пот   в) поч  т   г) стерж  т.

10. Отметьте слова, в которых пишется буква ы:

а) калач..    б) роз   грыш    в) ц   ганский    г) скворц…

11. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная буква:

а) те(нн)ис    б) ма(сс)а     в) коло(нн)а     г) пье(сс)а

12. Отметьте слова, в которых пишется нн:

а) мороже   ое мясо   б) уроки сдела   ы     в) вяза   ая крючком кофта     г) испуга   ый

13. Отметьте слова, в которых буква пишется:

а) ор  ентироваться   б) ровес  ник   в) уча   ствовать     г) следу   щий.

14. Отметьте слова, в которых пишется ь:

а) сем  надцать   б) трудиш  ся    в) отреж   те    г) из-за туч…

15. Отметьте слова, в которых пишется дефис:

а) (кое)кто    б) (как)будто     в) (пол)листа   г) чуть(чуть)

16. Отметьте слова, которые пишутся слитно:

а) (не)решенная задача   б) (в)последствии   в) (не)зная    г) (в)двое

17. Отметьте предложения, в которых знаки препинания поставлены правильно:

а) Хозяйка, стараясь не шуметь посудой наливала чай.

б) Взвейтесь, соколы, орлами!

в) Дождь приостановил барабанную дробь звучавшую в продолжение часа.

г) Как гласит русская пословица, обещанного три года ждут.

д) Ба! Знакомые всё лица!

е) Утки и гуси сбивались в стаи, и собирались в дальний путь.

ж) Вся античная культура построена на представлении о космосе, обладающем душой и разумом.

з) Ты кажется, обещал дать мне свой ножик.

и) Журнал «Домоводство» советует – «Оклеивать стены обоями можно только вполне просохшей поверхности».

к) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Итоговый тест по русскому языку для 7 класса        2 вариант

1. Отметьте слова, в которых пишется буква г:

 а) овра...   б) э   замен   в) аквалан..   г) ле  кий.

2. Отметьте слова, в которых пишется буква з:

а) витя   ь    б) во   питание    в) замер   ший    г) ..давать.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква д:

а) гиган   ский   б) препя   ствие     в) пре   сказание    г) ре  кий

4. Отметьте слова, в которых пишется буква е:

а) у знам  ни    б) кост  ной    в) ветр  ной    г) тысяч   летие.

5. Отметьте слова, в которых пишется буква я:

а) ма   ться    б) земл   ника   в) недос   гаемый    г) прощ  ние.

6. Отметьте слова, в которых пишется буква а:

а) замеш  нное тесто     б) слыш   щий   в) з   ря   г) карик   тура.

7. Отметьте слова, в которых пишется буква и:

а) зам   рать   б) невид   мый   в) замоч   к    г) пр  тензия.

8. Отметьте слова, в которых пишется буква у(ю):

а) терп   щий   б) се   щий   в) завис  щий     г) рокоч   т моторы.

9. Отметьте слова, в которых пишется буква о:

а) капюш  н   б) ж  кей   в) освеж   нный    г) береж   т.

10. Отметьте слова, в которых пишется буква ы:

а) птенц..     б) с   грать    в) акац   я    г) ц   кнуть.

11. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная буква:

а) дра(мм)а     б) кро(сс)    в) кла(сс)ик    г) ба(сс)ейн.

12. Отметьте слова, в которых пишется нн:

а) книга прочита   а     б) соле   ая в бочке капуста  в) краше  ый пол    г) жёва  ый.  

13. Отметьте слова, в которых буква пишется:

а) буду   щий    б) сверс   ник     в) чу  ствовать    г) путеше   ствие.

14. Отметьте слова, в которых пишется ь:

а) пят  десят    б) почтал   он    в) пять задач…    г) настеж…

15. Отметьте слова, в которых пишется дефис:

а) (видимо)невидимо   б) что(бы) мне сделать   в) (юго)восточный   г) опять(таки)

16. Отметьте слова,  которые пишутся слитно:

а) (по)двое  б) (не)растраченная энергия  в) (на)совесть  г) стихотворение (не)выучено

17. Отметьте предложения, в которых знаки препинания поставлены правильно:

а) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей.

б) Склонного к постоянной грусти человека, называют меланхоликом.

в) Нет, пожалуй, гриба лучше, чем боровик.

г) В ведерке у Петьки плескались лини,  уклейки и окуни.

д) Договор подписанный обеими сторонами, вступит в силу с начала будущего года.

е) Убедившись в нашем миролюбии белка подбежала ближе, и быстро взяла угощение.

ж) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», - писал Ломоносов.

з) Ах, как холодно в дороге!

и) Ель – дерево особое.                 к) Но вот с реки потянул ветер, содрал молодой снег с наста, и погнал к стенам монастыря.



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по русскому языку для 7 класса   1 вариант

1. Отметьте слова, в которых пишется буква к:

а) дости  ший      б) во  зал    в) рю   зак    г) попере..

2.  Отметьте слова, в которых пишется буква з:

а) Ра  цвет   б) во   торг    в) ра  чет   г) карни..  

3. Отметьте слова, в которых пишется буква д:

а) баске   бол   б) силуэ..   в) по ковать    г) ре  кий

4. Отметьте слова, в которых пишется буква е:

а) без им  ни    б) лед  ной    в) ветр  ный день   г) недос   гаемый.

5. Отметьте слова, в которых пишется буква я:

а) се  ть    б) потер   нная   в) земл   проходец     г) песч  ный.

6. Отметьте слова, в которых пишется буква а:

а) оч  рование   б) заг  рать   в) прик  снуться   г) развеш    нное белье.

7. Отметьте слова, в которых пишется буква и:

а) р  форма   б) пост   лить   в) слыш   мый   г) пр   мудрый.

8. Отметьте слова, в которых пишется буква у (ю):

а) вер   щий   б) лепеч   щий   в) ненавид   щий   г) грохоч  т шаги.

9. Отметьте слова, в которых пишется буква о:

а) ш  рох   б) ш  пот   в) поч  т   г) стерж  т.

10. Отметьте слова, в которых пишется буква ы:

а) калач..    б) роз   грыш    в) ц   ганский    г) скворц…

11. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная буква:

а) те(нн)ис    б) ма(сс)а     в) коло(нн)а     г) пье(сс)а

12. Отметьте слова, в которых пишется нн:

а) мороже   ое мясо   б) уроки сдела   ы     в) вяза   ая крючком кофта     г) испуга   ый

13. Отметьте слова, в которых буква пишется:

а) ор  ентироваться   б) ровес  ник   в) уча   ствовать     г) следу   щий.

14. Отметьте слова, в которых пишется ь:

а) сем  надцать   б) трудиш  ся    в) отреж   те    г) из-за туч…

15. Отметьте слова, в которых пишется дефис:

а) (кое)кто    б) (как)будто     в) (пол)листа   г) чуть(чуть)

16. Отметьте слова, которые пишутся слитно:

а) (не)решенная задача   б) (в)последствии   в) (не)зная    г) (в)двое

17. Отметьте предложения, в которых знаки препинания поставлены правильно:

а) Хозяйка, стараясь не шуметь посудой наливала чай.

б) Взвейтесь, соколы, орлами!

в) Дождь приостановил барабанную дробь звучавшую в продолжение часа.

г) Как гласит русская пословица, обещанного три года ждут.

д) Ба! Знакомые всё лица!

е) Утки и гуси сбивались в стаи, и собирались в дальний путь.

ж) Вся античная культура построена на представлении о космосе, обладающем душой и разумом.

з) Ты кажется, обещал дать мне свой ножик.

и) Журнал «Домоводство» советует – «Оклеивать стены обоями можно только вполне просохшей поверхности».

к) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Итоговый тест по русскому языку для 7 класса        2 вариант

1. Отметьте слова, в которых пишется буква г:

 а) овра...   б) э   замен   в) аквалан..   г) ле  кий.

2. Отметьте слова, в которых пишется буква з:

а) витя   ь    б) во   питание    в) замер   ший    г) ..давать.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква д:

а) гиган   ский   б) препя   ствие     в) пре   сказание    г) ре  кий

4. Отметьте слова, в которых пишется буква е:

а) у знам  ни    б) кост  ной    в) ветр  ной    г) тысяч   летие.

5. Отметьте слова, в которых пишется буква я:

а) ма   ться    б) земл   ника   в) недос   гаемый    г) прощ  ние.

6. Отметьте слова, в которых пишется буква а:

а) замеш  нное тесто     б) слыш   щий   в) з   ря   г) карик   тура.

7. Отметьте слова, в которых пишется буква и:

а) зам   рать   б) невид   мый   в) замоч   к    г) пр  тензия.

8. Отметьте слова, в которых пишется буква у(ю):

а) терп   щий   б) се   щий   в) завис  щий     г) рокоч   т моторы.

9. Отметьте слова, в которых пишется буква о:

а) капюш  н   б) ж  кей   в) освеж   нный    г) береж   т.

10. Отметьте слова, в которых пишется буква ы:

а) птенц..     б) с   грать    в) акац   я    г) ц   кнуть.

11. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная буква:

а) дра(мм)а     б) кро(сс)    в) кла(сс)ик    г) ба(сс)ейн.

12. Отметьте слова, в которых пишется нн:

а) книга прочита   а     б) соле   ая в бочке капуста  в) краше  ый пол    г) жёва  ый.  

13. Отметьте слова, в которых буква пишется:

а) буду   щий    б) сверс   ник     в) чу  ствовать    г) путеше   ствие.

14. Отметьте слова, в которых пишется ь:

а) пят  десят    б) почтал   он    в) пять задач…    г) настеж…

15. Отметьте слова, в которых пишется дефис:

а) (видимо)невидимо   б) что(бы) мне сделать   в) (юго)восточный   г) опять(таки)

16. Отметьте слова,  которые пишутся слитно:

а) (по)двое  б) (не)растраченная энергия  в) (на)совесть  г) стихотворение (не)выучено

17. Отметьте предложения, в которых знаки препинания поставлены правильно:

а) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей.

б) Склонного к постоянной грусти человека, называют меланхоликом.

в) Нет, пожалуй, гриба лучше, чем боровик.

г) В ведерке у Петьки плескались лини,  уклейки и окуни.

д) Договор подписанный обеими сторонами, вступит в силу с начала будущего года.

е) Убедившись в нашем миролюбии белка подбежала ближе, и быстро взяла угощение.

ж) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», - писал Ломоносов.

з) Ах, как холодно в дороге!

и) Ель – дерево особое.                 к) Но вот с реки потянул ветер, содрал молодой снег с наста, и погнал к стенам монастыря.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Деепричастие. Для обучающихся 7 класса

Вариант I

1.        Деепричастие отвечает на вопросы:

  1. Что делал? Что сделал?
  2. Что делая? Что сделав?
  3. Каков предмет?

2         Признаки какой части речи имеет деепричастие.

  1. глагола и прилагательного
  2. наречия и прилагательного
  3. глагола и наречия

3.        Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия совершенного вида.

  1. -нн-
  1. -в-,-вши-,-ши-
  2. -в-,-а-,-я-

4.        Укажите предложение, в котором есть деепричастие совершенного вида.

  1. Живя в маленьком домике, я наблюдал, как наступает весна в этом краю.
  2. Находясь еще в каком-то странном состоянии, он все-таки пошел в поле.
  3. Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул его в промасленную бумагу.

5.        Укажите грамматически верное продолжение предложения:

Пользуясь калькулятором,

  1. мне удалось получить точный результат.
  2. вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память.
  3. расчет производится быстро и легко.

6.        Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Ребята, сбежавшись наверх, смотрели на новенького.
  1. Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
  2. Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив...

7        Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно.

1) Сидели все (не)шевелясь.

2) Он работал (не) желая показать свою усталость.

  1. Я ушел, (не)годуя на друзей

8. Укажите ошибки в морфологическом разборе деепричастия в предложении:

Оставшись один, он сел работать.

  1. Оставшись — особая форма глагола — деепричастие
  1. Образовано от глагола остаться
  2. Совершенный вид
  3. В предложении является определением

9.В каком ряду даны слова, которые без НЕ не употребляются?

1) (не)угадав, (не)унывая, (не)увидев

2) (не)помогая, (не)говоря, (не)гуляя

3) (не)доумевая, (не)годуя, (не)домогая

4) (не)слыша, (не)любя, (не)успевая

10 В каком предложении НЕСМОТРЯ пишется раздельно?

1) (Не)смотря на сильные морозы, мы поехали на экскурсию.

2) Он продолжал длительные тренировки в спортзале, (не)смотря на полученные травмы.

3) (Не)смотря в словарь, он великолепно перевёл этот текст.

4) (Не)смотря на голод и холод, блокадный Ленинград продолжал жить и бороться

Тест по теме «Деепричастие. Для обучающихся 7 класса

Вариант II

1.        Деепричастие.

1) изменяемая часть речи

2) неизменяемая часть речи

3) имеет окончание

4) не имеет окончание

2.        Укажите признаки (или признак) глагола, которые не имеет деепричастие.

  1. Вид
  2. Возвратность
  3. Время

3 Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.

1)-вши-, -ши-

2) -а-, -я-

3)-в-, -вш-

4        Укажите предложение, в котором есть деепричастие несовершенного вида.

1) Проехав сто километров, путешественники сделали привал.

2) Дети сидели тихо, спрятавшись под столом

3) Он шел по полю, сильно взмахивая косой.

5.        Укажите предложение, в котором правильно употреблено деепричастия в речи.

  1. Отправляясь в поход, путь казался легким.
  1. Встретившись у метро, ребята пошли в парк.
  2. Читая книгу, необходимо хорошее освещение

6        Какое из определений является верным?

1)Деепричастие - это особая форма глагола (часть речи), которая обозначает признак предмета по действию.

2) Деепричастие - это особая форма глагола (часть речи), которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

3)Деепричастие - это особая форма глагол, которая обозначает основное действие.

4) Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает действие предмета

7        В каком ряду употреблены деепричастия только совершенного вида?

  1. включив свет, объясняя причину
  2. прочитав объявление, видя ситуацию
  3. пробежав кросс, упав в снег
  4. написав рассказ, жалея подругу

8        Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1 )расправив (2)крылья (3)взлетел со скалы.

  1. 1,2,3
  1. .1,2
  2. 1
  3. 1,3

9 Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастия в речи.

  1. Быстро сделав уроки, Маша пошла на улицу.
  2. Смущаясь, она быстро встала и вышла из комнаты
  3. Спеша домой, мне не удалось сесть в автобус.

10.        Укажите грамматически  верное продолжение предложения: Подъезжая к станции,

  1. у меня слетела шляпа.
  1. необыкновенное чувство радости охватило меня
  2. я немного взгрустнул.


Предварительный просмотр:

Тест: Знаки препинания при однородных членах препинания



Предварительный просмотр:

Правописание служебных частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....