Мои разработки
план-конспект по литературе

Жильцова Оксана Сергеевна

Мои разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова»

Курской области

Сценарий

внеурочного занятия в 5 классе, посвященного творчеству

 курского писателя  А.П.Гайдара– юбиляра 2019г.

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№3 г.Льгова»

Жильцова О.С.

Льгов 2019

Цель: познакомить с жизнью и творчеством А.П.Гайдара, совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся, развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения.

Задачи: совершенствовать навыки выразительной речи, самостоятельного чтения, формировать нравственную позицию и эстетическое отношение к действительности; воспитывать любовь и уважение к историко-культурному наследию родного края.

Формирование УУД:

Познавательные:стимулировать познавательную активность обучающихся, формировать умения выделять главную информацию, делать выводы и обобщения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формировать умения строить речевое высказывание в устной форме, слушать и слышать другого ученика, доносить до собеседника свою точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу других.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, ответственности за конечный результат.

Ресурсы: детские рисунки к произведениям писателя, презентация о жизни А.П.Гайдара и его книгах, буктрейлер по книге "Чук и Гек".

                                        Ход мероприятия.

1.Организационный  этап. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня в музей? Как вы  думаете , о ком  мы будем говорить?Вы обратили внимание на памятник при входе в музей? Кто это? Вы готовы узнать много нового и интересного о нём? Тогда в путь.

2. Этап открытия новых знаний.

1 ученик читает стихотворение об А.П.Гайдаре (С. Михалков "Аркадий Гайдар"). Слайд .№1

2 ученик.  Мы собрались для того, чтобы вспомнить одного из лучших детских писателей, нашего земляка А.П.Гайдара, которому в этом году исполняется 115 лет. Мы помним талантливого писателя, так как  в нашем городе его имя носит улица, детская библиотека, плодосовхоз и оздоровительный лагерь для детей. В сквере установлен памятник А.П.Гайдару. Мы помним, значит, он живёт в наших сердцах.

3ученик. Хочется начать повествование о великом земляке с рассказа о его семье и детстве.  В доме под номером 31 по улице К.Либкнехта города Льгова в январе 1904 года в семье Голиковых родился сын Аркаша, известный миру писатель А.П.Гайдар. Прожил здесь до 1909 года. Родители, участвовавшие в революционных событиях 1905 года, покинули Льгов, опасаясь ареста. О жизни во Льгове Гайдар помнил мало. Слайды № 2,3

1 ученик.  "...Большие синие сливы, разноцветные маленькие домики в саду и над ними рой золотистых пчёл, да верстак со стружками, пахнущими сосновым лесом..."

2 ученик. Здесь у Аркадия появились сёстры. В 1905 году - Наташа, три года спустя - Ольга. В семье это время было счастливым. В 1908 году усилились репрессии, начались аресты. Супруги Голиковы с детьми покинули обжитой дом и уехали.

3 ученик. Детство писателя, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сражениями" на пруду -  прошло в городе Арзамасе и совпало с Первой мировой войной. Аркадий был самоотверженным человеком уже в раннем возрасте.  К 17 годам он уже командовал полком.(Слайд № 4,5). Очень любил Гайдар читать. В 1917 году на вопрос анкеты "твоё любимое занятие" ответил коротко и исчерпывающе: "книга". В 1922 году он был демобилизован и занялся литературной деятельностью. Ему хотелось рассказать мальчишкам и девчонкам о том, какая она была жизнь. Аркадий Гайдар любил детвору и удивительно хорошо понимал ребят, знал их достоинства и маленькие слабости, дружил с ними.  26 октября 1941 года А.П.Гайдар был убит. Он погиб за то, во что верил - счастье своего народа.

1  ученик. Дом, в котором жил писатель сохранился, и сейчас мы в нём находимся. Это музей А.П.Гайдара, открытый в 1972 году.

3. Демонстрация книг А.П. Гайдара(проектирование ожидаемого результата деятельности).

2 ученик. А.П. Гайдар за свою жизнь написал много интересных произведений. Вспомним некоторые из них. "Чук и Гек", "Мальчиш-Кибальчиш", "Тимур и его команда", "Судьба барабанщика", " Горячий камень", "Голубая чашка" и другие - советские школьники знали эти произведения  практически наизусть и очень завидовали героям, мечтая стать тимуровцами. В этом была какая-то магия. Мы до сих пор пытаемся понять, в чём секрет успеха рассказов А.П.Гайдара. Слайды №6-12.

4. Диалог с автором через текст. ( Обучающиеся заранее  познакомились с содержанием рассказа "Голубая чашка").

Ученики читают по ролям  отрывок  из рассказа"Голубая чашка"(от слов "...С волнением приближались мы к дому... и до конца).

5. Первичное закрепление знаний.

-Почему папа и девочка ушли из дома?

-Только ли прямое значение имеет название рассказа?

-Приведите слова из рассказа о жизни, которые можно назвать обобщением всего рассказанного.

-Что помогло близким людям понять друг друга и простить?

-Что делает отношения между взрослыми и детьми доверительными?

6. Погружение в тему.

3 ученик. А теперь совершим увлекательное путешествие из Москвы на Дальний Восток.

Демонстрируется буктрейлер по книге "Чук и Гек", созданный обучающимися.

7.  Включение обучающихся  в творческую деятельность

Инсценировка отрывка из книги "Чук и Гек"(Чук и Гек наряжают ёлку).

сцена1

Старик - Принимайте таёжницу.

Чук - Мама, ёлка!

Гек - Ух, какая!

Мама - Ну, вы как добрый волшебник!

Старик - Какой такой волшебник?

Мама - Да только я подумала о ёлке, а ёлка уже здесь!

Чук - А чем мы её будем украшать?

Гек -Что-нибудь придумаем. Правда, мам? (все вместе под музыку делают игрушки и украшают ёлку)

 Гек - Мам, смотри, как красиво!

Мама - Молодцы!

Старик - Красавица!(Слышен лай собак, смотрят в окно)

Старик - Должно быть, едут!

Чук и Гек - Папа приехал! Ура!

Сцена 2.

(Накрывают стол, танцуют, Чук и Гек ведут папу к ёлке)

Чук и Гек - Папа, ищи наш секрет!

Папа - А где искать?

Чук - Он на ёлке висит.(Папа ищет. Холодно- теплее - горячо; находит телеграмму).

Папа читает: "Папа, мы никогда больше не будем терять телеграммы, а если потеряем, то сразу признаемся. Чук и Гек."

Папа - Ну что ж, если вы всё поняли и обещаете говорить правду, то я телеграмму принимаю.

Чук и Гек - Обещаем! Обещаем! (подбегают к маме) мама, папа телеграмму принял!

Папа - Гек, теперь споёшь нам песенку? ( все собрались, Гек стал под ёлку и поёт, все хлопают)

Папа - Товарищи, внимание! (бьют куранты по радио)

Чук и Гек - Это Москва?

Папа - Да, это Москва!

Мама - " Что такое счастье, каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю, которая зовётся Советской страной."

1 ученик. У детей - героев произведений - сложный душевный мир. Они дружат, играют, ссорятся, обижаются, переживают, но живут общей жизнью со взрослыми, интересуются всем, что происходит вокруг. Жизнь так насыщенна, что за короткий срок они переживают такие потрясения, что в конце они уже другие, повзрослевшие, поднявшиеся на новую нравственную ступеньку.

8. Систематизация знаний.

2 ученик. -Чему учат произведения Гайдара? (Ответы обучающихся: нельзя воровать, драться, плохо быть такими, как Фигура и Квакин, надо с пользой проводить свободное время, как Тимур и его команда, готовить себя даже в игре к взрослой жизни, книги учат нас быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными и скромными, надо уметь радоваться верному слову и помнить всегда добро).

- Какие  ещё книги А.П. Гайдара я обязательно прочитаю?

Экскурсовод.

А теперь, ребята, отправимся в путешествие по музею. В нашем музее создана трогательная атмосфера того ушедшего времени, наверное, потому, что все вещи здесь "с историей" - каждой больше века. Предлагаю посмотреть комнату матери писателя, кабинет отца - сохранились даже полочка и рамка для фотографии, которые он смастерил, - классную комнату, где Голиков-старший обучал местных ребятишек. В отдельном кабинете  предлагаю посмотреть собранные экспонаты, касающиеся личности писателя: черновики рукописей, газетные публикации периода, когда он был корреспондентом "Комсомольской правды", книги Гайдара, иллюстрации к произведениям, кое-что из личных вещей. Курительную трубку писателя , например, передал музею его сын Тимур Аркадьевич.

Сейчас предлагаю исторический урок письма (всем раздаются настоящие перьевые ручки и чернильницы).

Разрешаю подержать в руках горн и барабан, сфотографироваться за штурвалом, в красном галстуке.

9. Рефлексия

Учитель. Ребята, закончите предложение:

Хочу сказать спасибо...

Я считаю, что прошедшая литературная экскурсия...

Я испытывал удовольствие от...

10. Заключительное слово работника музея.

Сейчас в наш музей приходит много ребят, им нравится здесь бывать. Наверное, потому, что для А.П.Гайдара творчество было счастьем. Творчество для нас, его земляков. Творчество для всех людей.

Спасибо, ребята, за подготовку  к мероприятию и участие в нём.

Литература:

1.А.П.Гайдар. Повести и рассказы. М., «Правда»,1987г.

2.О.Т Ковалевская «Две школы А.Гайдара», Л., «Детская литература», 1988г.

3.Н.Н.Орлова «А.П.Гайдар», М., «Просвещение», 1984г.



Предварительный просмотр:

Пункт локального акта о соблюдении орфографического режима.  Дисграфия.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова. Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференкциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

 Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;

2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;

3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;

4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;

5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;

6. перестановки букв и слогов: онко-окно;

7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;

8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;

9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;

10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;

11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;

2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;

3. замена слов по звуковому сходству;

4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;

5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

4. зеркальлное написание букв: с, э, ю;

5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Виды нарушений процесса письма:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме. Акустическая дисграфия (наоснове фонемного распознавания, дифференкциация фонем) Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).

  • Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

1. пропуски согласных;

2. пропуски гласных;

3. перестановки букв;

4. добавления букв;

5. пропуски, добавления, перестановки слогов;

6. слитное написание слов;

7. раздельное написание слов;

8. слитное написание предлогов с другими словами;

9. раздельное написание приставки и корня.

  • Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

  • Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:

• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);

• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);

• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);

• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:

•смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».

Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах:

Вид диктанта

Нормы оценок (количество ошибок)

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая

+

1 негрубая пунктуационная

+

1 дисграфическая

2орфографических

+

2 пунктуационных

+

3 дисграфических


5 орфографических +

4 пунктуационных

+

4 дисграфических

6  орфографических

+

8 пунктуационных

+

6 дисграфических

Словарный

0

1-2

3-4

до 7

Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

Литература:

1) Коваленко, О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод.пособие / О.М. Коваленко.-М, 2008г.

2) Дроздова Н.В., Зайцева Л.А. , Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Нарушения устной и письменной речи: Учеб.-метод. пособие — Мн.: УО «БГПУ», 2003.

3) Л.П.Барылкина., И.П.Матраева., Л.П.Обухова Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания,2005.

4) Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с  нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие/ Науч.ред. О.В.Защиринская.-СПб.: Издательсво «Речь», 2005.



Предварительный просмотр:

План-конспект внеурочного мероприятия

Жильцовой Оксаны Сергеевны

Учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3 г. Льгова Курской области

Класс: 5

Предмет: Русский язык

Название темы: «Письмо»

Цель: Знакомство с разными видами писем, с правилами написания письма, создание условий для формирования умений строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, развитие речевой деятельности и образного мышления обучающихся, воспитание бережного отношения к слову.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД:самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, работа по алгоритму при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Литература

ЛадыженскаяТ.А.Учебник русского языка для 5 класса. Москва. Просвещение, 2017г.

Правила по заполнению конверта  «Почта России» Москва. 2014г.

Ладыженская Т.А. «Школьная риторика» 5класс. Москва. Просвещение, 2013г

   Ход мероприятия

На доске записан эпиграф к уроку: Прошу тебя, пиши мне письма!

                                                             В наш громкий век им нет цены.

                                                                                     Н. Кузовлева.

1.Оргмомент. Мотивация деятельности в игровой форме.

Стук в дверь. Входит почтальон.

- Ребята! К нам на почту пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот что написано на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу».

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста.

- Мы с ребятами постараемся вам помочь. Скажите, ребята, что нужно знать, чтобы правильно написать письмо и заполнить конверт? Всё ли знаете о письме? (Запись темы урока). Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. А почтальон будет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма по адресу.

«Экскурсия» в прошлое.

- К нам на урок приехали гости из прошлого. Встречайте экскурсовода музея почтовой связи. Он расскажет нам о появлении почтового ящика. (Сообщение ученика).

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в 17 веке и весел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать еще позднее.

В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит с наружи листовым железом. Дата его рождения считают 1 декабря 1848 года. Конструкция его оказалась неудобной: без труда ящик можно было открыть. Злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

- Госпожа Бревер – жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне – расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт. (Сообщение ученицы).

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку. Бумажная пирамида в витрине привлекала внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Владелец магазина стал получать от своих покупателей жалобы по этому поводу, которые навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем. Бревер, придумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал их вручать своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был велик, и Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти 200 лет. За это время менялись формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней – нести по почте вести людям.

Раздается звук почтового рожка. Появляется ученик, переодетый в ямщика. Он рассказывает историю о символе российской почты.

В 16-17 веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к селению, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Петр 1 решил сломать эту традицию и сделать все как в Европе. При нем для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. Сначала он использовался на линии Петербург-Нарва. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В 19 веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях.

Почтовый рожок и лихая почтовая тройка на бескрайних российских просторах так и не смогли соединиться. Но выход был найден. С 70-х годов 18 века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок остался как почтовый символ, колокольчику с этим не повезло.

- Спасибо нашим гостям. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже все чаще и чаще по электронной почте.

2.Объяснение нового материала.

- Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наш век письмам нет цены? Какие виды писем вам известны? Уточните свой ответ, пользуясь схемой.

 ПИСЬМО

             ↓                         ↓

    Деловое                   Личное

             ↓                  ↓ ↓

письмо-поздравление       письмо-рассказ  

письмо-просьба

благодарственное

3.Словарный диктант «Подскажи слово».

- А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем в тетради.

1) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

2) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

3) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

4) Цифровое условное обозначение населенного пункта.

5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

Ученики записывают слова и подчеркивают орфограммы.

- Мы совсем забыли еще два главных слова, без которых не обойдется ни одно письмо. Назовите их.

Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания. (Запись слов на доске и в тетради)

4. Работа в группах.

- Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма личного характера и правильно заполнять конверт. Для этой работы вы разделитесь на группы. Каждая группа получит задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки, правила заполнения конверта.

       Задания для групп

1.Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова-подсказки

У меня к Вам (к тебе) большая просьба…

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

2. Напишите учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки

Поздравляю…                                  От всей души…

Разрешите поздравить…              От всего сердца…

Позвольте пожелать…                 Сердечно…

Дорогая…

Уважаемая…

3. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.

Слова-подсказки

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

Алгоритм написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

  1. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  3. Заключение – выражение уважения, любви, формулы прощания.

Подпись. Дата.

Правила заполнения конверта

От кого Иванова И.И.

Откуда  ул. Кирова д. 34, кв. 5, город Льгов, Курская область.

Индекс  307750

Кому  Сидорову А.П.

Куда   ул. Радищева, д. 148, г. Курск.

Индекс   612205

  1. Отчет групп. Чтение лучших работ

А сейчас передайте свои письма почтальону.

  1. Заключительная часть урока (рефлексия)

- Что нового вы узнали на уроке?

С каким настроением вы сегодня работали? Довольны ли вы собой?

Комфортно ли работалось в группе? Какие затруднения были в общении?

На ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме «Письмо»и понравился урок, то выберите лепестки с восклицательным знаком. А если остались вопросы, то выберете листок с вопросительным знаком.

Наконец пришло время открыть вам секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А.П.Чехова – Ванька Жуков. И пока вы учились писать письма, мои помощники его разыскали. Вот он встречайте. Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки.

К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа. Конечно, вам интересно будет узнать, о чем написал Ваня дедушке.

Прочитайте дома рассказ Чехова «Ванька Жуков» и определите вид письма. А Ване напишите письмо-рассказ о нашем уроке. Не забудьте правильно заполнить конверт.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Льгова» Курской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по                 _литературному краеведению____________

                         (указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)  начальное общее,          4      класс______________

                   (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов          18                       Уровень                 базовый

                                                                                                                                  (базовый, профильный)  

Срок реализации программы  ___1 год____________                                      

Разработчик  

Жильцова Оксана Сергеевна, учитель русского языка и   литературы                          

Льгов 2018

Пояснительная записка

  Программа разработана на основе Примерных Программ по внеурочной деятельности ФГОС НОО и предназначена для изучения основ литературного краеведения в 4 классе в образовательном учреждении Курской области, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа направлена на социокультурную адаптацию младших школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

  Программа рассчитана на 18 часов(1 раз в 2 недели).

  В программе реализуются следующие направления деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое.

  Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России "является осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни."

  Изучение родного края необходимо уже в начальной школе, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

  Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик природы Черноземья - всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.

  Литературное краеведение вводит обучающихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве.

                                 

Общая характеристика курса

  Литературное краеведение - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Знание культуры  своей "малой" родины является важным звеном в образовании и воспитании истинного гражданина  и патриота своей страны.  Историко- литературный материал обогатит обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать живую красоту,постепенно сливается с чувством Родины,переходит в глубокие патриотические убеждения.

  В основе программы - системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств как патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. Также при разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть психологические и возрастные особенности детей. Все материалы соответствуют интересам обучающихся, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию.

Цели курса:

- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего культуру и национальные традиции;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, обогащение мира эмоций и чувств детей через произведения писателей родного края;

- развитие творческих способностей обучающихся, коммуникативных умений;

- организация условий,  благотворно влияющих на реализацию литературного творчества, самовыражения личности через творчество(сочинение. иллюстрирование, изготовление поделок, театрализация).

Задачи курса:

- пробуждение интереса к родному краю, судьбам её людей;

- развитие чувства патриотизма и уважения к малой родине;

- воспитание чувства привязанности к родному краю и готовности к активному участию в жизни региона;

- воспитание культуры межнационального общения;

- формирование у обучающихся собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего;

- развитие творческих способностей обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности обучающихся.

Для решения задач используются следующие технологии: ИКТ, здоровьесберегающие,  технология развивающего обучения.

           Планируемые результаты освоения учебного курса

Предметные: обучающийся научится ориентироваться в произведениях писателей Курского края, в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей на примере литературных героев,  приобретет способность к самооценке.  

Приобретёт понимание роли книги  в жизни человека. Обучающийся научится анализировать и синтезировать необходимую информацию, осознанно выразительно читать, усвоит основы литературной речи;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели. Обучающийся научится узнавать произведения и авторов родного края; использовать различные справочные издания(словари, энциклопедии и т. д.) и литературу о нашем крае с целью поиска извлечения познавательной информации; использовать творческие приёмы при работе над произведениями; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение.

Метапредметные:  обучающийся научится планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации; выполнять учебные действия; проявлять инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке собственных работ; использовать речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся научится анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели.

    Личностные: приобретёт способность развивать в себе чувство стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, даст возможность почувствовать свою сопричастность к окружающему миру, настоящему, прошлому и будущему своей родины.

Обучающийся  получит возможность готовить и выступать с собственными сочинениями; формировать навыки  коллективной деятельности; аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности, получит возможность для формирования:

основ гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданин Курского края, чувства сопричастности и гордости за свой край, мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с литературными произведениями курских писателей и поэтов;  чувства гордости за свой народ, свой край, своих земляков.

Содержание учебного курса "Литературное краеведение"

с указанием форм организации и видов.

Раздел 1. "С кем я рос"(4ч.)

Произведения о родных и близких людях, о доме, семье, друзьях, братьях наших меньших, которые согревают особым теплом, делают отношения между взрослыми и детьми доверительными.

Е.Благинина "Гори-гори ясно!", "Огонёк", "Верба", "Рябина", "Про малину", "Чудо", "Лодочки", "Посидим в тишине".

В.Чемальский "Солнышко", "Весной", "Синичка", "Оттепель".

Е.Полянский "Делёжка", "Клубника", "Ракита", "Чучело", "Царь-горох".

В. Детков "Такая арифметика", "Бабушкины пироги".

О.Алёнкина "Кактус", "У меня сегодня мама...", "Колыбельная для бабушки".

М.Малец "Ты да мы", "Как уехали игрушки", "Кошка заболела", "Домик".

Л. Наливайко "Помощник".

Ю.Асмолов "Наш сын кружился рядом".

В.Фисенко "Жаворонки".

В.Бородаевский "Жаворонки".

А.Шитиков "Жаворонок".

А.Гайдар "Голубая чашка".

Н.Артюхова "Трудный вечер", "Бабушка и внук", "Подружки".

В.Корнеев "С кем я рос".

Раздел 2. "Добрая планета сказок"(4 ч.)

Так называется раздел,который приглашает в удивительную страну добра и волшебства. Здесь собраны сказки народные и литературные, прозаические и стихотворные. Произведения побуждают ребёнка к творческому диалогу.

Сказки Курской губернии. "Коза", "Петушок и курочка", "Злая мачеха".

Е. Благинина "Про хрустальный башмачок".

Л.Зарецкая "Я для бабушки своей...", "Я возьму свою подушку...".

Ю.Асмолов "Луна", из цикла "Васильку".

Ю.Сухов "Морская песенка".

Ю. Пусов "Мой знакомый паровоз", "Найти Деда Мороза".

В.Бородаевский "Печаль мою снежинками...".

А.Афанасьев "Накануне".

П,Эшов "Слово на ладони", "Мальчик на крыше".

В.Тутенко "Малиновая кошка". В.Гордейчев "Ах и Ох".

Т. Плаксина"Оладушка , или добрая планета сказок"

Раздел 3. "Не наступить!"(3ч.)

Раздел, ценностным ядром которого является мир природы и экология души.сюда включены произведения, в которых человек - неотъемлемая часть мира, и от его разума и душевной щедрости зависит счастье планеты.

А.Фет "Маленькое солнце на моей ладошке...", "задрожали листья, облетая..."

Е.Благинина "Мороз".

Е.Носов "Тридцать зёрен".

А.Шитиков "Богомолка"

Ю.Асмолов "Ворона", "Тишина", "Иней".

А.Судженко "Ранняя русская осень...", "Слепой дождик",  "Все снежинки так легки".

В,Корнеев "Минута тишины".

П.Пехлецкий "Зачем зимой, в мороз и иней...", "Берёза плакучая".

Т.Погорелова "Котик".

Г.Гатилова-Янкова "Щенок".

М.Колосов "Ежишка".

К. Воробьёв "Синель", "У кого поселяются аисты".

Е.Амелина "Июньский дождик", "Летний концерт".

Раздел 4. "А вы знаете?"(3ч.)

Раздел приглашает к игре и розыгрышам, активизирует детское "почему?", провоцирует на шутки и смех. Произведения научат  ребёнка быть наблюдательным, внимательным, научат видеть необычное в привычных вещах.

Д.Хармс "Врун", "Весёлый старичок", "Неожиданный улов", "Цирк Принтинпрам", "Семь кошек".

Л. Медведев "Приходят мысли", "Почемучины". "Календарик", "Вовкины фантазии", "Про слова", "На даче", "Школьные загадки", "Такие слова".

В.Шеховцов "Изостихотворение".

А.Пехлецкая "Спорщики", "У ежа - иголки...", "Эгоист".

Е.Благинина "Ветер".

О.Алёнкина "Аист может спать в полёте...", "Я скажу вам по секрету".

Е.Полянский "Что белее молока?"

М.Малец "Вороний интеллект".

Раздел 5. "К малой родине любовь"(4ч.)

В разделе помещены произведения о городах, реках, посёлках, знаменитых людях Курского края. Произведения  создают атмосферу любви и таинственности, приглашают ребёнка вслушаться в названия и имена, которыми гордятся земляки.

Легенды и предания Курского края.

"Тускарь", "Обоянь", "Льгов", "Поныри", "Медвенка", "Рыльск".

Ю.Першин "Моя Родина".

Е.Носов "Родина  моя -  Курщина".

Н. Асеев "Город Курск", "Дом".

Н.Корнеев "Курская земля".

В. Рябинин "Где Тускарь сливается с Куром...", "На свете нет красивее...".

Т.Кравец "Мне нравятся тихие улочки старого Курска...", "Грусть по детству".

Н. Гребнев "Домовой".

Л.Медведев "Из размышлений о городе Курске".

И.Зиборов "С невысокого пригорка...".

В. Золоторёв "Чудесны ландшафтами курские дали..."

Ю.Асмолов  "Журавли", "Песня о Курске", "Экспромт Васильку".

Гимн города Курска.

   Программа ориентирована на системную творческую деятельность школьников. Формы организации занятий по курсу "Литературное краеведение" во внеурочное время могут быть разнообразными: беседы (с презентацией), викторины,  экскурсии в музеи города ( краеведческий, музей Н.Асеева, музей А.Гайдара), исследовательская работа на базе музеев,  интерактивные экскурсии,  творческие задания, создание и защита собственных проектов, подготовка и театрализация произведений писателей Курского края, конкурсы чтецов, конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведению, игры,  встречи с замечательными людьми, посещение библиотеки, ведение читательского дневника (допускается электронного).

                                 Тематическое планирование

                Тема

Сроки  и место проведения

     Элемент содержания

Раздел 1. "С кем я рос"(4ч)

1

Е.Благинина "Гори-гори ясно!", "Огонёк", "Верба", "Рябина", "Про малину", "Чудо", "Лодочки", "Посидим в тишине".

В.Чемальский "Солнышко", "Весной", "Синичка", "Оттепель".

Е.Полянский "Делёжка", "Клубника", "Ракита", "Чучело", "Царь-горох".

сентябрь, ОУ

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Беседа с презентацией.

2

В. Детков "Такая арифметика", "Бабушкины пироги". А.Гайдар "Голубая чашка".

сентябрь,  музей А.Гайдара

Подготовка докладов, живых картин, иллюстраций к произведениям А.Гайдара

(по группам). Реализация ДЗ.

Умение составить репортаж  о знаменитых людях нашего города.

3

О.Алёнкина "Кактус", "У меня сегодня мама...", "Колыбельная для бабушки".

М.Малец "Ты да мы", "Как уехали игрушки", "Кошка заболела", "Домик".

Л. Наливайко "Помощник".

Ю.Асмолов "Наш сын кружился рядом".

В.Фисенко "Жаворонки".

В.Бородаевский "Жаворонки".

А.Шитиков "Жаворонок".

октябрь, ОУ

Защита проектов

"Роль традиции в жизни человека и его семьи".

(О народных обычаях, детских играх, забавах и  увлечениях родного края).

4

Н.Артюхова "Трудный вечер", "Бабушка и внук", "Подружки".

В.Корнеев "С кем я рос".

октябрь, ОУ

Герои произведений, восприятие их эмоционально-нравственных переживаний. Выразительное чтение, использование интонаций.соответствующих смыслу текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Раздел 2. "Добрая планета сказок"(4 часа)

5

Сказки Курской губернии. "Коза", "Петушок и курочка", "Злая мачеха". Е. Благинина "Про хрустальный башмачок".

Л.Зарецкая "Я для бабушки своей...", "Я возьму свою подушку...".

Ю.Асмолов "Луна", из цикла "Васильку".

Ю.Сухов "Морская песенка".

ноябрь, ОУ

  Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы и отвечать на них.

6

Ю. Пусов "Мой знакомый паровоз", "Найти Деда Мороза".

ноябрь, ОУ

Тема, главная мысль, события, последовательность изложения мысли. Умение давать характеристику действующим лицам произведения.

7

В.Бородаевский "Печаль мою снежинками...".

А.Афанасьев "Накануне".

П,Эшов "Слово на ладони", "Мальчик на крыше".

декабрь, ОУ

Конкурс чтецов

8

В.Тутенко "Малиновая кошка". В.Гордейчев "Ах и Ох".

Т. Плаксина"Оладушка , или добрая планета сказок"

декабрь, ОУ

Рассказ о своих впечатлениях о произведении.  Беседа с презентацией.  Умение сочинять свою сказку.

Раздел 3. "Не наступить!"(3 часа)

9

А.Фет "Маленькое солнце на моей ладошке...", "задрожали листья, облетая..." Е.Благинина "Мороз". А.Шитиков "Богомолка"

Ю.Асмолов "Ворона", "Тишина", "Иней".

А.Судженко "Ранняя русская осень...", "Слепой дождик",  "Все снежинки так легки".

В,Корнеев "Минута тишины".

П.Пехлецкий "Зачем зимой, в мороз и иней...", "Берёза плакучая".

Т.Погорелова "Котик".

Г.Гатилова-Янкова "Щенок".

январь, ОУ

Защита проекта

"Сборник стихотворений курских писателей"

(сбор материала по группам: литературоведческая статья, стихи, иллюстрации).

10

Е.Носов "Тридцать зёрен". М.Колосов "Ежишка".

январь, ОУ

Читательская конференция. (Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них).  

11

К. Воробьёв "Синель", "У кого поселяются аисты".

Е.Амелина "Июньский дождик", "Летний концерт".

февраль, ОУ

Сравнивать, сопоставлять, оценивать. Определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами.

Раздел 4. "А вы знаете?"(3 часа)

12

Д.Хармс "Врун", "Весёлый старичок", "Неожиданный улов", "Цирк Принтинпрам", "Семь кошек".

Л. Медведев "Приходят мысли", "Почемучины". "Календарик", "Вовкины фантазии", "Про слова", "На даче", "Школьные загадки", "Такие слова".

февраль, ОУ

Конкурс чтецов. Инсценирование рассказа "Семь кошек".

13

В.Шеховцов "Изостихотворение".

А.Пехлецкая "Спорщики", "У ежа - иголки...", "Эгоист".

Е.Благинина "Ветер".

О.Алёнкина "Аист может спать в полёте...", "Я скажу вам по секрету".

Е.Полянский "Что белее молока?"

март, ОУ

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы и отвечать на них.

14

М.Малец "Вороний интеллект".

март, ОУ

Пересказывать текст, делить на смысловые части. Писать отзыв о прочитанном.

Раздел 5. "К малой родине любовь"(4 часа)

15

Легенды и предания Курского края.

"Тускарь", "Обоянь", "Льгов", "Поныри", "Медвенка", "Рыльск".

Ю.Першин "Моя Родина".

Е.Носов "Родина  моя -  Курщина".

Н.Корнеев "Курская земля".

В. Рябинин "Где Тускарь сливается с Куром...", "На свете нет красивее...".

Т.Кравец "Мне нравятся тихие улочки старого Курска...", "Грусть по детству".

апрель,  экскурсия в сквер Н.Асеева

Выразительное чтение стихов. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.  Умение описывать памятник Н.Асееву.

16

Н. Гребнев "Домовой".

апрель, ОУ

Чтение в лицах. Написание отзыва о прочитанном.

17

Л.Медведев "Из размышлений о городе Курске".

И.Зиборов "С невысокого пригорка...".

В. Золоторёв "Чудесны ландшафтами курские дали..."

Ю.Асмолов  "Журавли", "Песня о Курске", "Экспромт Васильку". Гимн города Курска.

май, библиотека им.А.Гайдара

Сбор материала о Курском крае и знаменитых людях. Выразительное чтение  наизусть стихотворений курских поэтов.

18

Н. Асеев "Город Курск", "Дом".

май, музей им. Н.Асеева

Экскурсия. Отбор материала для создания презентации.

                      Условия реализации программы:

кабинет ОУ;

медиатека;

библиотека;

учебно-методические материалы;

музеи города.

                                        Список литературы

1.Федеральный закон от 10.06.1992г. №3266-1 "Об образовании".

2.Концепция модернизации доп. образования РФ.

3.ФГОС НОО.

4.ООП  НОО МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 г. Льгова" Курской области.

5.Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского, М., "Просвещение" 2011г.

6."Соловушка". Хрестоматия для чтения в начальной школе. Курск, 2017г.

7.А.Н.Вырщиков. " Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников", М.," Глобус", 2007г.

8.О.Е.Жиренко "Я - гражданин России!" М., "Вако", 2008 г.



Предварительный просмотр:

 Разработка урока литературы в 5 классе   "Герои. Кто они?"    ( по стихотворению А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»)

         Цели урока:

Обучающие: расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, познакомить с лирическими произведениями  о войне.

учить анализировать и систематизировать изучаемый материал;

выявить особенности языка  произведения.

Развивающие:  совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному, развивать речь обучающихся, логическое мышление, творческие способности, интерес к чтению.

Воспитательные:  создавать условия для развития чувства патриотизма, гордости  за подвиги людей на войне, эмоциональной отзывчивости.

Средства обучения: презентация, портрет поэта, выставка книг А.Твардовского, словари.

Тип урока: урок художественного восприятия произведения.

Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная; вербальные( беседа, рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение), практические (словарная работа, анализ произведения,  творческая работа - д/з).

Формирование УУД.  Познавательные:  стимулировать познавательную активность обучающихся, формировать умения выделять главную информацию, делать выводы и обобщения.

Регулятивные:  планировать свою деятельность, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:  формировать умения строить речевое высказывание в устной форме, слушать и слышать другого ученика, доносить до собеседника свою точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу других.

Личностные:  формирование положительной учебной мотивации, ответственности за конечный результат.

                                               Ход урока

  1. Оргмомент

 (Здравствуйте,  ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Улыбнитесь друг другу. Начнём урок).               

2)  Актуализация знаний.

- Произнесите слово «война». Какие смысловые ассоциации у вас возникли? (Грохот снарядов, выстрелы,  крики, дым, гарь, смерть, разлука, слёзы, кровь, плен, боль, страх...)

 - Почему война с  фашизмом,  которую вел Советский Союз в 1941—1945 гг., называется Великой Отечественной войной?
  - Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага? (Слайд 1)
  - Сколько лет длилась эта война? Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
   - Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?"

-Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

-Сегодня мы будем читать произведение о Великой Отечественной войне, постараемся прочувствовать то, о чем писал поэт в своем стихотворении.

Звучит 1 куплет песни "Священная война.   

3)Вступительное слово учителя.  

 Поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны: Михаил Исаковский, Алексей Сурков, Александр Твардовский, Константин Симонов, Юлия Друнина и другие. 

  Слово о писателе. Слайд 2. Александр Трифонович Твардовский - участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом, сообщал в газеты о событиях на фронте, писал о подвигах советских людей. В своих стихах он призывал к борьбе с врагами.   Родился он в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то  ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Обратите внимание на выставку  книг Твардовского , в которых об этом можно прочитать.

-Теперь мы  с вами познакомимся со стихотворением  выдающегося поэта Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» (Слайд 3,4)

4) Прослушать аудиозапись стихотворения «Рассказ танкиста»

5)Беседа по стихотворению.(Сайды 5-8)

- О каком  событии рассказывается в стихотворении? (Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить. Оказывается, что в годы войны подвиги совершали не только взрослые, но и дети).

 - Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? (Гордость, интерес, страх...)

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»? Можно ли его назвать героем?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем. Мальчик и не думает о том, что он совершает подвиг. Это был порыв души. Вряд ли он будет хвастаться своим поступком, потому что настоящие герои ничего героического в своих поступках не видят).

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

 - Найдите и прокомментируйте описание боя.

 (Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.

Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

  - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью, показывая, что для героического поступка никакого значения не имеет ни внешность, ни возраст. Поэтому он разговаривает с ним на равных. Главное - внутренний настрой, желание быть полезным и нужным стране. )

 - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

(Танкист  чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)

 - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

 - Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада. Давайте посмотрим по словарю определение баллады и докажем принадлежность стихотворения к этому жанру.(Работа в парах).

6) Работа с лексикой стихотворения (работа в парах).

- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

- Заходим в тыл и полный газ даём

  И эту пушку, заодно с расчётом,

  Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём

(танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.)

7) Итог урока.

-Зачем поэт Твардовский поведал нам эту историю?

(Для того чтобы мы помнили  героев Великой Отечественной войны). Слайды 9-12.

-Вот как об этом сказал Роберт Рождественский.

Люди! Покуда сердца стучатся помните,

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста помните!

-Издавна защита Родины была святым долгом каждого гражданина.

8) Рефлексия

-Что же такое подвиг?

-Смогу ли я совершить героический поступок?

-Каковы истоки героизма?

-Герои бывают только на войне? А в мирной жизни?

9) Домашнее задание

 Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Написать письмо в прошлое неизвестному герою.

-Ребята, спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....