Разработка урока
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кияева Альфия Талгатовна

Урок по теме: "Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Парус"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_parus.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Советская СОШ»

Технологическая карта

урока литературы в 6 классе

по УМК автора-составителя Г.С.Меркина

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Кияева Альфия Талгатовна

С.Советское

2019 г.

Технологическая карта

урока

Разработчик

 Кияева Альфия Талгатовна

Должность

учитель русского языка и литературы

Образовательная организация

МБОУ «Советская СОШ»

Предмет

литература

Класс

6

Раздел

Из литературы XIX века.

Тема урока

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

Тип урока

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Форма урока

Урок-исследование.

Цель урока

выявление идеи произведения, проявляющейся в стремлении олицетворенного образа паруса к неуспокоенности и мятежу; особенностей художественного мира стихотворения, проявляющихся в дополнении состояния внутренней дисгармоничности, последовательной контрастности, лежащей в основе «Паруса», единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое

Задачи урока

  1. Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста.
  2. Формирование чувства оптимизма, веры в собственные силы.
  3. Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова

Основные понятия, используемые на уроке

Художественное произведение, текст, тема, мотив, идея, художественный образ, лирический герой.

Межпредметные связи

История, музыка, информатика, ИЗО

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

Владение литературоведческими терминами: антитеза, инверсия, метафора.

Понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма.

Противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, вечно стремящейся к чему-либо и не знающей счастья ни в покое, ни в буре.

Постоянный поиск истины — непременное условие обретения гармонии.

Методы обучения

1. Проблемный  (создание ситуации затруднения в выполнении действий).

2.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: эвристическая беседа, групповой метод.

3.Методы формирования новых умений: практическая работа, работа с текстом.

4.Методы стимулирования учебной деятельности: создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта.

5.Кластер

Технология работы с информацией

технология смыслового чтения при работе с художественным текстом

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная      парная

индивидуальная    самостоятельная

групповая

Ресурсы

Авторская презентация, учебник «Литература. 6 класс» Г.С.Меркина, видеозаписи актёрского чтения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» и исполнения романса А.Варламова «Парус»,

Оборудование

для учителя

мультимедийный комплекс, авторская презентация,   видеозаписи

для обучающихся

карточки для индивидуальной и парной  работ

Организация пространства

Организация пространства на  уроке  предполагает  наличие составляющих:

- благоприятного психологического климата;

- мотивации обучающихся;

-обучения в сотрудничестве;

-продолжительности и частоты чередований видов учебной деятельности.

Предварительная подготовка

Один из учащихся готовит и проводит на уроке физкультминутку любого типа.

Технология проведения.

№ этапа

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующиеся УУД

предметные

метапредметные

личностные

1

Мобилиз.начало Психологический настрой.

 Здравствуйте , ребята. Начнем наш урок литературы с необычного вопроса: Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?

 Действительно, человек всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей.

А что вы ощущаете, когда слышите слово «одиночество»?

Увы, эмоции далеко не положительные. В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода , когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества .

Приветствуют учителя.

 Когда болеет; Когда получает плохие оценки;     Когда у него нет друзей;      Когда одинок.

грусть, растерянность, печаль и т.д.

Умение вести диалог.

Способность к коммуникации.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Подводит к формулированию темы урока:

-  Рассматривали акварель М.Ю.Лермонтова, о ком и о чём пойдет речь на уроке?

 - Если мы говорим о чувствах, какой род литературы будем изучать?

-Верно, мы будем говорить о парусе, как будет называться произведение?

-Определим тему нашего урока.

 Скажите, как образовалось слово «Вольнолюбие» ?

Подберите синонимы к слову «вольнолюбие»

 - Теперь  поставим цели.

Добавляет цели.

Открывайте тетради,  запишите число, тему:

Видят изображения с лодкой, парусником.  

 О творчестве М.Ю.Лермонтова

 

Лирику

Стихотворение «Парус»

 

«Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

от слов «воля» и «любить»

свободолюбие

Ставят цели

 

Пишут в тетрадях

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма.

3

Актуализация знаний

В течение урока вы сами будете себя оценивать, потом подсчитаете свою оценку.-раздаёт оценочные листы.

И ещё: по ходу урока будем заполнять кластер

Проверим ваши знания по биографии поэта

Сверьте ваши ответы с ответами на доске, оцените себя

слайд 1

Решают тест-индивидуально

Выполняют тест

Сверяют ответы,

оценивают

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 

Противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, вечно стремящейся к чему-либо и не знающей счастья ни в покое, ни в

4

Работа по теме урока

Включает  запись шума моря

  Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

-Что вы увидели?

А лодку видите?  Люди строили лодки, крепили к ним паруса.   Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.

Какие чувства может испытывать человек в этот момент?

-Начнём работать с кластером напишите, с чем ассоциируется у вас парусник

-Сколько лет было Лермонтову, когда он написал стих-е «Парус»? Расскажите историю создания стих-я

 Анализ стих-я

1.Выразительно читает  стихотворение  М.Ю Лермонтова «Парус».

-У каждого человека своё прочтение, послушайте запись – Скажите, что общего и чем различны прочтения?

-Попробуем «погрузиться» в художественный мир стихотворения.

2. Выявляет первоначальные читательские впечатления:

- Понравилось стихотворение?

- Что представляли, слушая его?

- Хотели бы оказаться под парусом?

Связь с живописью

Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать . А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину и картины других художников

Удалось ли художникам передать эти чувства с помощью красок, перспективы, сюжета картин?

Связь с музыкой

Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова  

Прослушаем романс

- Ваши впечатления?

-Вы увидели, услышали мотив свободы в этих произведениях? Как он выражается?

Подойдите и дополните кластер новыми впечатлениями.

-Прежде, чем приступим к анализу стих-я, вспомним литературоведческие термины, необходимые в работе с текстом

Раздаёт карточки с заданием №2

Сверьте свои ответы  с правильными  (на слайде), оцените себя.

Организует физкультминутку.

 

человек волнуется, гордится, любуется красотой моря

чертят схему:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/15/s_587b72c8281a2/529407_2.png

рассказ-т твор.историю стих-я

 

слушают

сравнивают

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Смотрят

Слайды        с картинами парусников

да

Слушают романс

В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.

 Образы бури, моря и паруса,    свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями

Пишут на доске

Читают и выполняют задание №2 самостоятельно.

 

Сверяют, оценивают

Море волнуется раз…

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

 

Владение литературоведческими терминами: антитеза, инверсия, метафора и т.д.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, вечно стремящейся к чему-либо и не знающей счастья ни в покое, ни в буре.

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма.

5

Первичное закрепление материала. Работа с текстом.

Организует исследовательскую работу с текстом.

 Сколько строф в стихотворении? Какова его композиция? 

Каждая пара работает  с одной строфой-даю вам по 5 мин на подготовку, потом отвечаем- 

Раздаёт карточки с заданиями №3

Зачем нужны антитезы, контрасты?

-Итак. Сколько образов в стих-и? Работа в группах:

1-с образом паруса

2-с образом моря

 Слово учителя

- Стихотворение «Парус» философское, т.к. оно о смысле жизни.  

Работа со словарём. 

 Найдите в словаре значение слова «Мятежный» - (словарь Ожегова).

- Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение?

- Почему жизнь поэта можно назвать мятежной? На какого человека похож парус?

Есть у вас что-то дописать в кластере?

 Познакомимся с новым понятием - инверсией.

На стр.153 учебника есть определение, зачитайте его, дома запишите в тетрадь .

Найдите в тексте. 

Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.

Работа в парах  

отвечают

Три.

 

Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, вольнолюбие, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром

2-парус и море

Выполняют задания, делают выводы по исследовательской работе:

 

тревожный, неспокойный, бурный

Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое

Лермонтов воспевает сильного, свободного, борющегося человека, гордится им

пишут

Читают вслух

Белеет парус одинокий..

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

Понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

Понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, вечно стремящейся к чему-либо и не знающей счастья ни в покое, ни в буре.

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма.

6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Даёт задание на дом: выучить стих-е, закончить анализ стих-я

Записывают задание в дневниках.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма.

7

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Организует формулирование вывода:

-  Какова тема урока?

 Что можно считать выводом?  

Работа с кластером Проводит беседу:

- Парус всегда является символом надежды и мечты, так вот пусть у вас всегда будут светлые и радостные надежды и пусть всегда исполняются все ваши мечты.  

Возьмите в руки кораблики и напишите, достигли мы цели урока? Что понравилось? Что было сложно? Что – интересно?

Выставляет отметки за работу на уроке.

Хочется закончить словами:

 Парус его поэзии все белеет…

Он победил и врагов, и время

Бессмертный Парус его поэзии все белеет

       (Кайсын Кулиев)

Записывают:

 Постоянный поиск истины – непременное условие обретения свободы.Пишут выводы, прикрепляют кораблики к морю.

Понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

 

Постоянный поиск истины — непременное условие обретения гармонии.

 

Тест «Биография М. Ю. Лермонтова».

1.В каком году родился М. Ю. Лермонтов?
а)1814;    б)1825;      в)1841,

2.Где родился М. 10. Лермонтов?

а) В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве.

3.Кому принадлежало поместье в Тарханах?
а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу.

4.Куда возила бабушка лечиться своего внука?
а) В Крым; б) за границу; в) на Кавказ.

5.Какими еще языками владел М. Ю. Лермонтов?

а) Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким.

6. Где учился тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов?

а) Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус.

  1. После окончания Школы в Петербурге М. Ю.. Лермонтов стал:
    а) военным; б) чиновником; в) дипломатом.
  2. В каком возрасте погиб М. Ю. Лермонтов?
    а) 33;      б) 26;      в) 29.

Тест «Биография М. Ю. Лермонтова».

1.В каком году родился М. Ю. Лермонтов?
а)1814;    б)1825;      в)1841,

2.Где родился М. 10. Лермонтов?

а) В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве.

3.Кому принадлежало поместье в Тарханах?
а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу.

4.Куда возила бабушка лечиться своего внука?
а) В Крым; б) за границу; в) на Кавказ.

5.Какими еще языками владел М. Ю. Лермонтов?

а) Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким.

6. Где учился тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов?

а) Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус.

  1. После окончания Школы в Петербурге М. Ю.. Лермонтов стал:
    а) военным; б) чиновником; в) дипломатом.
  2. В каком возрасте погиб М. Ю. Лермонтов?
    а) 33;      б) 26;      в) 29.

Задание 2.

Впишите термин по его определению

1._________________- образное определение.

2.___________________  - употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета  или явления с другим. Скрытое сравнение.

3._________________- построение художественного произведения

4.__________________-созвучие окончаний слов, завершающее стихотворные строчки или части строк

5._________________-резко выраженное противопоставление понятий или явлений.

6. _______________- группа стихов, составляющих единство.

7.______________- группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.

8.__________________- часть темы или устойчивый элемент сюжета.

9._________________- двусложный размер с ударением на втором слоге в стопе.

10.________________ - двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.

Задание 2.

Впишите термин по его определению

1._________________- образное определение.

2.___________________  - употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета  или явления с другим. Скрытое сравнение.

3._________________- построение художественного произведения

4.__________________-созвучие окончаний слов, завершающее стихотворные строчки или части строк

5._________________-резко выраженное противопоставление понятий или явлений.

6. _______________- группа стихов, составляющих единство.

7.______________- группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.

8.__________________- часть темы или устойчивый элемент сюжета.

9._________________- двусложный размер с ударением на втором слоге в стопе.

10.________________ - двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.

Задание 2.

Впишите термин по его определению

1._________________- образное определение.

2.___________________  - употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета  или явления с другим. Скрытое сравнение.

3._________________- построение художественного произведения

4.__________________-созвучие окончаний слов, завершающее стихотворные строчки или части строк

5._________________-резко выраженное противопоставление понятий или явлений.

6. _______________- группа стихов, составляющих единство.

7.______________- группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.

8.__________________- часть темы или устойчивый элемент сюжета.

9._________________- двусложный размер с ударением на втором слоге в стопе.

10.________________ - двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.

Ответы: 1-а; 2-в; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-б.

Задание №3 – 1пара

  1. Как читаем 1 строфу?  (Спокойно, повествовательно)

  2. Где находится читатель, откуда он видит парусник?     Издалека.

3.Какими словами рисует Лермонтов море?  (Голубое)

4.Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение?

 ( Парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)

 5. Что обозначает слово отдаленный?

( Отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)

А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.

6. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

7. А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.

(Парус белеет, это можно заметить только с берега.)

Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.

8. А есть ли глаголы, относящиеся к морю?   (Нет.)

Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

  1. Выпишите антитезы из стихотворения.
  2. - Для чего используется этот прием?

(Чтобы ещё раз показать, что парус мечется между покоем и бурей и как не может определиться, что ему нужно)

  1. Прочитайте выразительно.

 Задание №3 – 2пара

  1. Что видим?  ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
  2. Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

3.Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».   А парус?  ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

4.А где сейчас по отношению к нам находится парус?

(близко, мы слышим скрип мачты)

Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.

5. Выпишите антитезы из стихотворения. Для чего используется этот прием?

(Чтобы ещё раз показать, что парус мечется между покоем и бурей и как не может определиться, что ему нужно)

6. Прочитайте выразительно.

 Задание №3 – 3 пара

  1. Что видим?

 (Ослепляющий своей красотой морской пейзаж)

  1. Как читаем?

 (Светло, торжественно)

  1. А где находится парус?

(Одинокий парус между небом и морем)

  1. Сколько раз употребляется в стихотворении слово парус?

 (Один)

  1. Чем потом заменяется оно?

(Местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)

  1. Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу?

(Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить о людях, гордых и смелых.) 

Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой далёкой страной.

7. Выпишите антитезы из стихотворения. Для чего используется этот прием?

(Чтобы ещё раз показать, что парус мечется между покоем и бурей и как не может определиться, что ему нужно)

8. Прочитайте выразительно.

Задание №4 -1 группа. Образ паруса.

Найти и выписать слова, относящиеся к парусу, сказать, что или кто подразумевается под парусом

 

Вывод: 

Задание №4 -2 группа. Образ моря.

Найти и выписать слова, относящиеся к морю, сказать, что или кто подразумевается под морем

 

Вывод:

 

Оценочный лист  учащегося _________________________________________________-     6 класса

Сколько правильных ответов

Оценка

Средний балл-оценка

1.Тест по биографии М.Ю.Лермонтова

2.Знание терминов

3.Работа в паре

4.Работа в группе

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок     «4»-1-2 ошибки     «3»-3-5 ошибок    «2»-больше 5 ошибок

Оценочный лист  учащегося _________________________________________________-     6 класса

Сколько правильных ответов

Оценка

Средний балл-оценка

1.Тест по биографии М.Ю.Лермонтова

2.Знание терминов

3.Работа в паре

4.Работа в группе

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок      «4»-1-2 ошибки      «3»-3-5 ошибок   «2»-больше 5 ошибок

Оценочный лист  учащегося _________________________________________________-     6 класса

Сколько правильных ответов

Оценка

Средний балл-оценка

1.Тест по биографии М.Ю.Лермонтова

2.Знание терминов

3.Работа в паре

4.Работа в группе

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок     «4»-1-2 ошибки       «3»-3-5 ошибок      «2»-больше 5 ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...