Урок литературы в 7 классе по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Фирсова Татьяна Викторовна

Используемые приёмы: обращение к личному опыту, «дерево предсказаний», «мозговой штурм», синквейн, РАФТ, кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»

(по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)

 Урок составила и провела:

Фирсова Татьяна Викторовна

 учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 7 классе

по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Цели: используя приёмы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Обучающие и познавательные цели:

1. Знакомство с новым автором.

2. Отработка навыков анализа художественного произведения.

Развивающие цели:

1.Развивать критическое мышление во время работы с художественным текстом.

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать умение работать в группе.

Воспитательные цели:

1. Решение нравственных проблем поставленных в тексте (душевная черствость и равнодушие людей к миру животных)

2. Поддержать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

3. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.

Оборудование: рисунки с изображением собак; портрет писателя Л.Н. Андреева; рисунок дерева предсказаний; листы бумаги, цветные карандаши.

Используемые приёмы: обращение к личному опыту, «дерево предсказаний», «мозговой штурм», синквейн, РАФТ, кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Вводный этап

Приветствие

Приветствует учащихся. Настраивает на благоприятную атмосферу.

Отвечают на приветствие

1 мин.

2. Стадия вызова

Обращение к личному опыту

Формулирует цели урока. Формирует группы. Выдаёт задание каждой группе в конверте, где находятся рисунки собак и вопросы:

1. Посмотрите на стол, что вы видите?

2. А у вас есть собака?

3. Расскажите о ней, за что вы её любите?

4. А смогли бы вы обмануть, предать своего четвероногого друга? Почему?

5. Вспомните, кто из русских писателей до Л.Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногих друзей?

Подводит итог работы в группах: собаки во всех произведениях предстают перед нами как верные, добрые и ласковые друзья человека, надёжные его заступники. А сегодня мы с вами будем работать по рассказу Леонида Андреева «Кусака»

Знакомятся с целями урока. Работают в группах.

Отвечают на вопросы.

10мин

Рассказ

Учитель рассказывает об Андрееве

Слушают учителя, знакомятся с новым автором.

3 мин

3. Стадия осмысления

Мозговой штурм

Даёт задание каждой группе составить план рассказа, в котором должны быть отражены основные моменты жизни Кусаки.

 Консультации учащихся.

Примерный вариант плана:

1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».

2. Как Кусака получила своё имя.

3. Дружба Кусаки с Лёлей.

4. Отъезд дачников.

5. Кусака снова одна.

 Предлагает учащимся подготовить пересказ близкий к тексту 1 группе - Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми»; 2 группе – Кусака снова одна.

Работают в группе, составляют план.

 Записывают план на доске.

 Готовят пересказ.

10мин

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Задаёт «тонкие» вопросы:

1. Как Кусака получила своё имя?

2. Как она выражала свою ненависть к людям?

3. Как Кусака выражала свою любовь к людям?

4. Как меняется пейзаж в зависимости от положения собаки? (зачитать эти описания)

«Толстые» вопросы:

1. Объясните, почему Кусака не верила людям и боялась их?

2. Почему Кусаку не взяли в город?

3. Хорошо ли Лёля поступила по отношению к другу? А как бы вы поступили?

4. Как вы думаете, кто больше будет скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?

5. Какой ещё пример жестокости вы можете найти в рассказе?

6. Почему именно ток заканчивается рассказ?

7. Как вы думаете, почему мы в ответе за тех, кого приручили?

Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, высказывают свои мнения.

11мин

Дерево предсказаний

Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы.

Вместе с учащимися составляют дерево.

Работают в группах. Приводят веские аргументы и записывают их на листах.

8 мин

4. Стадия рефлексии

Синквейн

Предлагает составить синвкейн: 1группе о Кусаке, 2 группе о Лёле на большом листе бумаги.

Примерный вариант синквейна:

Кусака

Бездомная, одинокая

Голодает, страдает, боится

Верит людям, но ошибается

Бедолага

Лёля

Жестокая, безответственная

Жалеет, приручает, бросает

Предательница

Составляют стихотворение. Готовят защиту синквейна.

6 мин

РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Даёт задание написать письмо Лёле о Кусаке 1 группе– от соседа, 2 группе – от Кусаки.

Консультирует, направляет работу.

Заслушивает ответы.

Выполняют творческое задание. Высказывают свои чувства от лица героя. Зачитывают тексты писем.

30мин

5. Заключительный этап урока

Кластер

Предлагает составить кластер по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Анализирует ответ.

Примерный вариант: приложение 1

Работают в группе. Составляют кластер. Отвечают.

9 мин

6. Домашнее задание

Творческая работа

Предлагает учащимся написать мини-сочинения по теме «Мой четвероногий друг» или «Монолог брошенной собаки»

Записывают домашнее задание

2 мин

Приложение 1

Кластер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы  в 7 классе...

Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....

Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)

Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...