Рабочая программа "Логика" 5-7 классы
рабочая программа по математике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
____________________________________________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Принято на заседании педагогического совета Протокол № от «___» ______ 2017 г. | Утверждено Директор МБОУ СОШ № 3 ___________Э.А.Ковалева Приказ № от « » августа 2017 г. |
Л О Г И К А
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов
Учитель: Чернышев Э.Н.,
высшая квалификационная категория
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО учителей
Внеурочной деятельности _____________ С.В. Марук,
________ Е.А. Иванова заместитель директора по УР
Протокол №
от « » августа 2017 г. « » августа 2017 г.
г. Красный Сулин
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Для развития познавательных способностей и творческой деятельности учащихся, которые обучались в начальной школе по системе Занкова, а также для расширения их математического кругозора, начиная с 5 класса необходимо обучение школьников элементам логики.
Введение этого предмета дает возможность расширить и углубить у учащихся умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, классифицировать, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, строить гипотезы и проверять их, развивать способности к обобщениям, уметь использовать математическое знания в практических работах, нестандартных математических ситуациях.
Выполнение содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет способствовать:
- развитию у учащихся мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;
- формированию специфических математических способов действий: обобщения, классификации, моделирования и т.д.
- проявлению творческой инициативы, интуиции;
- формированию умений практически применять полученные знания как в конкретной ситуации, так и в измененной.
Элементы логики 5 – 6 классы.
Выражения, предикаты, высказывания и их преобразования. Азбука рассуждений, истина, ложь. Понятия: следует; не следует; если; то; и; или. Решение задач на разливание, развешивание, отыскание фальшивой монеты. Графы. Решение задач с помощью графов. Круги Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера. Знакомство с софизмом. Принцип Дирихле.
Логика – 7 класс.
Множества. Пересечения. Объединение. Высказывание. Следования, эквивалентность, равносильность. Необходимые и достаточные условия. Главные, существенные признаки предметов, объектов. Конструирование понятий, определений. Круги Эйлера. Графы. Принцип Дирихле. Решение задач логического характера. Софизмы. Элементы комбинаторики, вероятности событий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основы логики – 5 класс.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ СОШ № 3 на 2017-2018 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения | |
5а | 5б | |||
1-2 | Выделение свойств предмета | 2 | ||
3-4 | Общие и отличительные свойства предмета | 2 | ||
5-6 | Существенные и несущественные признаки предмета | 2 | ||
7-8 | Родовые и видовые отношение между понятиями | 2 | ||
9-10 | Классификация | 2 | ||
11-12 | Азбука рассуждений | 2 | ||
13-14 | «Следует», «не следует» | 2 | ||
15-16 | Если …, то … | 2 | ||
1718 | Истинно или ложно | 2 | ||
19-22 | Решение задач на взвешивание и переливание | 4 | ||
23-24 | «и» и «или» | 2 | ||
25-26 | Волшебные квадраты | 2 | ||
27-28 | Вычерчивание фигур одним росчерком | 2 | ||
29-30 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
31-34 | Решение логических задач | 5 |
Основы логики – 6 класс.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ СОШ № 3 на 2017-2018 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения | |
6а | 6б | |||
1-2 | Главные, существенные признаки | 2 | ||
3-5 | Необходимо и достаточно | 3 | ||
6-7 | Составление таблиц истинности | 2 | ||
8-11 | Задачи с игровыми ситуациями | 4 | ||
12-13 | Эквивалентность, равносильность | 2 | ||
14-16 | Геометрические задачи на разрезание | 3 | ||
17-21 | Графы. Решение задач с помощью графов | 5 | ||
22-24 | Вероятность события | 3 | ||
25-27 | Об истории возникновения и развития комбинаторики | 3 | ||
28-30 | Знакомство с софизмом | 3 | ||
31-34 | Решение логических задач | 4 |
Основы логики – 7 класс.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ СОШ № 3 на 2017-2018 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения | |
7а | 7б | |||
1 | Повторение. Решение логических задач. | 1 | ||
2 | Восстановление чисел. | 1 | ||
3 | Зашифрованные действия. | 1 | ||
4-6 | Пересечение и объединение множеств. | 3 | ||
7-8 | Круги Эйлера. | 2 | ||
9-10 | Решение задач с помощью кругов Эйлера. | 2 | ||
11 | Знакомство с принципом Дирихле. | 1 | ||
12-14 | Применение принципа Дирихле в задачах. | 3 | ||
15-16 | Введение в комбинаторику. | 2 | ||
17 | Перестановки. | 1 | ||
18 | Размещения. | 1 | ||
19 | Сочетания. | 1 | ||
20 | Треугольник Паскаля. | 1 | ||
21-23 | Решение комбинаторных задач. | 3 | ||
24-25 | Решение логических задач методом обратного действия. | 2 | ||
26-27 | Решение логических задач с помощью таблиц. | 2 | ||
28-29 | Решение задач методом исключения. | 2 | ||
30-34 | Решение логических задач. | 5 | ||
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Повторение - решение логических задач; - восстановление чисел; - зашифрованные действия. | 3 (1) (1) (1) |
2 | Множества. Пересечение и объединение множеств | 3 |
3 | Круги Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера | 4 |
4 | Принцип «Дирихле» | 4 |
5 | Комбинаторные задачи: - введение в комбинаторику; - перестановки; - размещения; - сочетания; - треугольник Паскаля. | 6 (2) (1) (1) (1) (1) |
6 | Решение нестандартных задач: - решение задач методом «с конца»; - задачи, решаемые почти без вычислений; - задачи, решаемые методом исключения с применением таблиц; - решение олимпиадных задач. | 10 (2) (3) (2) (3) |
7 | Решение задач логического характера | 3 |
8 | Резерв времени | 1 |
Литература и учебники:
- Агаханов Н.Х., Кузнецова Г.М. Школьные математические олимпиады. М.:Просвещение, 2000.
- Германович П.Ю. Сборник задач по математике на сообразительность. М.: Дрофа, 2001.
- Гусев Д.А. 200 занимательных логических задач. М.:Прометей, 2015.
- Зак Л.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей (развивающее обучение, практические задания).М.: Просвещение, 2015.
- Зак Л.З. Как развивать логическое мышление? М.:Просвещение, 2007.
- Копытов Н.А. Лучшие задачи для развития логики. Волгоград, изд-во «Учитель», 2008.
- Нострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов. М.: Просвещение, 2010.
- Пантыкина М.И. Сборник задач и упражнений по логике. Тольятти, 2002.
- Челпанов В.Г. Учебник логики.М.:Научная Библиотека, 2010.
- Шарыгин И.Ф., ШевкинА.В. Математика. Задачи на смекалку.-М.:Дрофа, 2011.
- Швардцбург С.И., Чесноков А.С. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Волгоград, изд-во «Учитель», 2015.
- Шиманская П.С., Шиманский В.И. Логические игры и задачи. М.:Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...