Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока по математике (5 класс)

Формирование навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; обучение правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формирование умения решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx21.72 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Тоцкая средняя общеобразовательная школа

им. А.К.Стерелюхина

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАСС

«Сложение и вычитание обыкновенных дробей

с одинаковыми знаменателями»

Составил: Ширинских Ольга Викторовна

учитель математики

МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К.Стерелюхина

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Тип урока: урок открытия нового знания

Участники: обучающиеся 5 класса

Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умения к их практическому применению.

Задачи урока:

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Развивающие: формировать умение обрабатывать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию творческой активности учащихся, развитие самостоятельности

Воспитательные: воспитывать у учащихся умение слушать и вступать в диалог; развитие познавательного интереса, объективно оценивать свой труд и труд своих товарищей, чувство взаимопомощи

Планируемые результаты:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, формировать умение работать в парах

Предметные: знать правило сложении и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями , развитие навыков устных и письменных вычислений

Основные понятия: обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель

Формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные УУД: коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Личностные УУД: воспитывать любовь к математике, формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная и работа в парах

Средства обучения:

Мультимидийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник по математике, доска

Методы обучения:

Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

ХОД УРОКА

І Оргмомент. Слайд № 1

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня урок посвящён открытию новых знаний. Поэтому я вам всем желаю успехов во время урока, быстрого понимания и отличных оценок. А для этого нужно активно поработать.

ІІ Самоопределение к учебной деятельности:

а) Устный счет:

А начнём мы работу с устного счёта. слайд №2

б) Повторение правил:

А теперь ребята вспомним все правила, которые изучали про обыкновенные дроби

Итак,

  1. Какая дробь называется обыкновенной?
  2. Основное свойство дроби
  3. Что значит сократить дробь?
  4. Что значит привести дроби к общему знаменателю?
  5. Какую дробь называют правильной?
  6. Какую дробь называют неправильной?
  7. Какое число называют смешанным?
  8. Как смешанное число превращаем в неправильную дробь?
  9. Как из неправильной дроби получить смешанное число?

А теперь на применение всех этих правил выполните тест. Слайд №3

У вас на столах лежат карточки «тест: здесь вы будете выбирать один правильный ответ и записывать в карточке под номером выбранную букву. (приложение 1)

Всем понятно? Приступаем

Проверяем. Ставите за каждый верный ответ ставите +. Не верный –

У вас на столах лежат оценочные листы запишите фамилию, имя и заполним результаты теста. проверяем по слайду. (Приложение 2)

5+ - 5 баллов

4+ - 4 балла

3+ - 3 балла

2+ - 2балла

1+ - 1 балл

0 –о баллов

Поднимите руки у кого 5б? 4б? 3б? 2б? 1б? 0б?

ІІІ Актуализация знаний и пробное учебное действие:

а) Постановка проблемы:

Ну, а теперь такое задание.

Слайд №4

  1. Какая часть фигуры закрашена красным цветом?
  2. Какая часть фигуры закрашена зелёным цветом?
  3. Какая часть фигуры закрашена и красным и зелёным цветом?

А как вы определили это?

Какое действие применили? (сложение) Чего? (дробей) Каких дробей? (с одинаковыми знаменателями)

  1. Какая часть фигуры не закрашена?

Как здесь находили?

Какое действие применили? (вычитание) Чего? (дробей) Каких дробей? (с одинаковыми знаменателями)

IV Постановка учебной задачи

Так, значит какая тема сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

Какую цель урока поставим? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, вывести правило сложения и вычитания)

Хорошо

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тема урока. Слайд №5

V Открытие новых знаний

Вот, вы только что , ребята, определяли какие фигуры закрашены вместе красные и зелёные части фигуры по рисунку.

Сможете ли вы без фигур выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей?

А как же складывать и вычитать , чисто арифметически?

Слайд № 6

Задача. Решение записываем в тетрадь

Всего 17 конфет. Из тарелки забрали 2 конфеты. Какую часть забрали? (2/17). После ещё забрали 3 конфеты. Какую часть? (3/17). Сколько всего забрали? (5/17) Как посчитали?

Кто может вывести правило сложения дробей с один знам

А теперь такая задача. Из тарелки забрали 5 конфет, т.е. какая часть забрана? (5/17) А какая часть осталась? (12/17) Как посчитали? А назовите компоненты при вычитании.

Тогда попробуйте сформулировать правило

Кто ещё повторит?

Давайте проверим правильно ли мы сформулировали правило?

(раздать всем правила пока кто-нибудь из детей проговаривает) Приложение 3.

Слайд № 7

Слайд № 8 задание из учебника № 422 выполним у доски с проговариванием

VI Физкультминутка слайд № 9

VII Закрепление во внешней речи слайд № 10

№ 423 Выполняем устно с подробным проговариванием

VIII Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой

Слайд №11 Следующий номер 424 Работаем в парах следующим образом

1 вариант выполняют задание и проговаривают при решении ученикам 2 варианта. После того как первый вариант себе записал и проговорил решение. Приступает записывать и решать второй вариант, первый слушает и смотрит.

Двое у доски с оборотной стороны выполняют, потом проговаривают и после проверяют.

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность данного решения соседа по парте. Если верно ставите +, не верно –, если забыли сократить ? (слайд №12)

Теперь заполните оценочные листы

У кого 2+ ставите 2 балла

1+ 1балл или два? 1 балл

1? Или 2- 0 баллов

Поднимите руки у кого 2 балла? 1? 0?

А теперь выполните самостоятельную работу по вариантам слайд №13

Самопроверка. + или -

Заполняем оценочные листы

5+ - 5 баллов

4+ - 4 балла

3+ - 3 балла

2+ - 2балла

1+ - 1 балл

0 –о баллов

Поднимите руки у кого 5б? 4б? 3б? 2б? 1б? 0б?

IX. Включение в систему знаний

Давайте еще раз вспомним правила, которые вы сегодня использовали.

Учитель демонстрирует слайд с текстом правил сложения и вычитания обдр с од знам с пропущенными словами, предлагает детям вставить эти слова.

Правило 1-2. Слайд 14

X. Информация о Д/з слайд 16

XI. Подведение итогов занятия

Оценки Слайд 17

Оценочный лист

Суммируйте баллы

Результат записать

У кого оценка 5? 4? 3? 2?

XII. Рефлексия Слайд 15

Закончите предложения

Какая была цель урока?

Цель урока выполнили?

Слайд 18

Спасибо за урок. Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – _________, знайте, Под чертою – __________. Дробь такую, непременно, Надо звать ____________. числитель знаменатель обыкновенной Что показывает знаменатель? Что показывает числитель? Какая дробь называется правильной? Какая дробь называется неправильной?

Слайд 3

Прочитайте дроби.

Слайд 4

Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 5

Расположить дроби в порядке возрастания

Слайд 6

Как решить? Математика - Русский язык – Литература - На, что Лёша потратил больше времени? На сколько дольше мальчик выполнял литературу, чем математику? Сколько времени потратил Лёша на выполнение всех заданий?

Слайд 7

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Слайд 8

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило сложения можно записать так:

Слайд 9

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило вычитания можно записать так:

Слайд 10

Задача. Математика - Русский язык – Литература -

Слайд 11

Выполните действия устно.

Слайд 12

Решим задачу устно.

Слайд 13

Рассмотрим примеры.

Слайд 14

Самостоятельная работа № 1011(2 строка) стр.157

Слайд 15

Кластер правильные Дробь из чего состоит дробь числитель знаменатель виды дробей неправильные действия с дробями сравнение сложение вычитание дробная черта

Слайд 16

Домашнее задание. Стр. 155 – 156 (выучить правила), написать сказку о приключениях дробей – по желанию.

Слайд 17

Оцените своё настроение в конце урока. отличное остались вопросы чуть не уснул

Слайд 18

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.

Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Я буду рада, если вам пригодится данный материал. Эта разработка будет интересна учителям, работающим в 5 классе....

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямиУчитель: Журбина Мария АнатольевнаЦели: 1) закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения выполнять действия с дробями, пр...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

данная работа содержит технологическую карту( где по этапно расписаны УУД) и презентацию к уроку....

Урок по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями  ФИО (полностью)Пестрикова Наталья Григорьевна Место работыГБОУ СОШ с. Хворостянка Дол...