Система динамического накопления рейтинговых баллов на уроках истории и обществознания
методическая разработка по теме

Лебедев Игорь Вадимович

Система оценивание основных компетенций учащихся требует серьезной модернизации. Для этой цели мою создана и опробирована в нескольких школах в течение 4 лет система накопления баллов учащимися на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система динамичного накопления рейтинговых баллов на уроках истории и обществознания.

        В современных условиях формирующегося информационного общества актуальной становится проблема перехода от информативного подхода в образовании к компетентностному. Если при информативном подходе оценивание знаний, умений и навыков учащихся в пятибалльной системе не представляло никаких сложностей, то при новом подходе к обучению это оценивание вызывает значительные трудности, а порой наталкивается на непреодолимые проблемы.

При информативном подходе существовали довольно чёткие критерии оценки: основываясь  на сумме информационных единиц, усвоенных учеником, можно было довольно точно установить (измерить) степень овладения учебными умениями при проверке навыков написания ответов на вопросы или выполнении заданий на контурных картах. Правда, всегда вызывали трудности способы оценивания  знаний и умений в обществознании. В этом предмете значительно меньше измеряемых параметров. Но, всё – таки, удавалось и это измерить и поставить оценки. Теперь же, когда знания стали инструментом компетенции, а умения и навыки превратились собственно в «содержание» образования, пятибалльная система  вообще неприменима. Парадоксом современности является то, что пятибалльная система узаконена, и изменить её быстро не удастся. Поэтому является абсолютной необходимостью решение задачи адекватного оценивания компетентности учащихся в условиях существующей пятибалльной системы.

        Моя идея сводится к следующему:

  1. Компетентность в истории и обществознании это способность вести квалифицированную беседу на историческую или обществоведческую тематику
  2. Установить уровень сформированности такой компетентности  возможно только по отношению к данной конкретной теме.
  3. Формировать данную компетентность возможно только в процессе общения по данной конкретной теме
  4. Оценивать степень сформированности данной компетентности возможно только в ходе самого общения
  5. Оценить степень сформированности данной компетентности сразу окончательной оценкой невозможно, поскольку процесс общения открыт, незавершен.

Из выше приведенного рассуждения следует:

  1. Пятибалльная система на самом уроке, если это урок формирования исторической и обществоведческой компетентности, неприменима
  2. В ходе урока возможно и нужно только фиксировать участие каждого в обсуждении темы

Эти выводы привели меня к следующей системе:

  1. Во время урока я фиксирую участие каждого ученика в обсуждении, выставляя на экране балл в таблицу  «участие в обсуждении», для простоты восприятия эта таблица представляет собой страницу классного журнал (таблица 1). В течение урока ученик может набрать неограниченное количество баллов. Такая работа продолжается в течение двух уроков подряд, т.е. в течение одной недели при двухчасовом режиме изучения предмета. За два урока есть возможность высказаться, или опросить, всех учащихся класса.
  2. По итогам работы учащихся в течение двух уроков баллы суммируются (таблица 2)
  3. По сумме полученных баллов выстраивается рейтинг учащихся класса за два урока (таблица 3)
  4. Далее следует перевод  рейтингов в пятибалльную систему (таблица 4):
  1. Занявший (занявшие) 1 место  получает (получают) 5 (пять)
  2. Занявший (занявшие ) последнее место получает (получают) 2 (два)
  3. Оставшиеся места распределяются в соотношении 1:3 – «верхняя» треть списка получает 4 (четыре), «нижние» две трети списка получают 3 (три)

Из таблицы 4 понятно, что на практике суровые правила математики приходится делать более гибкими. В зависимости от ситуации, складывающейся в течение двух уроков, распределение баллов в пятибалльной системе может отступать от строго математического принципа.

Эта система  позволяет успешно решать целый ряд педагогических задач:

  1. Активизация учебной  деятельности учеников на уроке
  2. Повысить эмоциональный «градус» урока
  3. Стимулировать познавательную активность учащихся
  4. Формировать способность адекватно воспринимать мнение другого участника обсуждения
  5. Научить учащихся  адекватно оценивать собственное место в группе обсуждающих проблему  

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня компетентности учащихся в исторических и обществоведческих вопросах
  2. Развитие у учащихся коммуникативных навыков
  3. Развитие у учащихся способности адекватно оценивать свое место в группе
  4. Формирование эмоционально окрашенного отношения к процессу обучения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными учащимися на уроках истории и обществознания.

Система работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию. Цель работы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности....

Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.

Данные материалы являются тезисными и находятся в стадии разработки, в ближайшее время работа будет выложена полностью....

Методическая система учителя: "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания".

Структура методической системы: цели,задачи,содержание, результат....

Мастер-класс по теме "Использование системы голосования VOTUM на уроках истории и обществознания"

Хочу поделиться опытом работы по теме "Использование системы голосования VOTUM  на уроках истории и обществознания". Практическая значимость результатов использования VOTUM: 1.Повышение...

шкала перевода баллов егэ по истории и обществознанию

Материал содержит таблицу перевода баллов ЕГЭ по истории и обществознанию...

Система организации и проведения контроля знаний на уроках истории и обществознания

Презентация поможет при выступлении на заседаниях методического совета или педагогического совета по данной проблеме...

Качество знаний и уровень успеваемости, СОУ и средний балл по предметам "История России", "Обществознание"

Сводные аналитические таблицы: «Показатели успеваемости, качества преподавания предметов «История России», «Обществознание».Отчетный период: 2021-2022 учебный г...