Доклад на родительском собрании по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"
материал на тему

Зуева Валентина Анатольевна
 
           Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_sreda_vystuplenie_na_rod._sob.docx9.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Средняя  общеобразовательная школа № 3 г. Талдома.

Доклад  на  родительском  собрании

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"

Докладчик:

Зам. директора  по  УВР: В.А.Зуева

 

           Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Что входит в понятие каждого вида здоровья?

Психическое здоровье – комфортное существование в социуме, умение снимать психоэмоциональное напряжение и стрессы, умение управлять своими эмоциями.

Физическое здоровье – отсутствие функциональных отклонений, гармоничность физического развития, сохранение и укрепление своего здоровья.

Нравственное здоровье – преобладание в структуре личности гуманистических ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Мир, Культура.

Обратимся к данным исследований Минсоцразвития России:

из 13,4 миллионов детей школьного возраста:

- только 14% являются практически здоровыми;

- 50% имеют функциональные отклонения;

- 35-40% имеют хронические заболевания;

- ко времени окончания школы у каждого четвертого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой системы;

- у каждого третьего - близорукость и нарушение осанки;

- количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому образованию, превышает 32%;

- лишь 10% выпускников ОУ РФ могут быть отнесены к категории здоровых.

Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний у детей и подростков Госкомсанэпиднадзора России

l  учебно-воспитательный процесс особо отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной системы в 11-м классе регистрируются у 32,6 % девушек и 16,4 % юношей, а 50 учащихся нуждаются в помощи психолога.

Особого обсуждения требует вопрос профилактики суицидального поведения, ибо проблема самоубийств в современном мире чрезвычайно велика.

§           По данным ВОЗ, вследствие суицида ежегодно погибают около 1 миллиона человек,  среди них:    350 000 китайцев,    110 000 индийцев,   45 000 россиян,  31 000 американцев, 30 000 японцев,   12 000 украинцев,  10 000 французов.

§      Ежегодно от 10 до 20 миллионов человек  в   мире совершают суицидальные попытки.

§  За последние 60 лет частота суицидов в мире увеличилась на 60%.

§  Суицид занимает 8 место в списке причин смерти и 1 место среди причин насильственной смерти.

§   От самоубийств гибнет людей больше, чем во всех вместе взятых вооруженных конфликтах.

§  Самоубийств совершается в 2 раза больше, чем убийств.        

§  Самоубийство стало ведущей причиной смерти среди лиц молодого и среднего возраста.

   На что же нужно обращать внимание? У подростков, склонных к суициду, наблюдается снижение настроения, жизненной активности, утрата интересов к удовольствиям, резкие перемены в настроении, косвенные разговоры:- уснуть и не проснуться, - когда же все это кончится? - когда-нибудь вы об этом пожалеете и т.п.

Каковы же причины такого поведения?

l  В подростковом возрасте 10-14 лет – переориентация авторитетов

l  Катастрофическая «потеря лица» - изгой

l  Интернет преследование и мобинг

l  Любовные драмы

l  Сатанистские секты, другие молодежные движения (Готы, Эмо)

l  Сексуальные насилия (2010 год-2500, за полгода 2011 - 6 000)

l  Негативное видение будущего

l  Чувство вины (корень неврастенического поведения – низкая самооценка)

Следует внимательно относиться к таким настроениям и стараться вызвать подростка на доверительную беседу, которая

   -должна иметь цель,

   -предварительное формирование определенной системы ожиданий и результатов беседы,    

   -искренняя заинтересованность в своем собеседнике

   -при несовпадении мнений или позиций беседа не      должна переходить в спор и заканчиваться конфликтом

   - ребенок должен быть убежден в том, что с ним  беседуют, а не допрашивают

   -корректность

     Отчитывание подростка при всех – недопустимо!

            Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.  Тому есть много причин, наиболее значимыми среди них можно назвать следующие:

  • Ухудшение социального положения семей учащихся (многие родители получают очень низкую заработную плату, на уровне  прожиточного минимума);

·        Неполноценное питание детей;

·        Наличие неблагополучных семей, не занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

·        Низкий  уровень общей культуры населения.

Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда организационно-педагогических факторов:

  • Стрессовая педагогическая тактика.
  • Интенсификация учебного процесса.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  • Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
  • Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  • Функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.
  • Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  • Провалы в существующей системе физического воспитания.
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).

           Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Платные  медицинские услуги,  отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый. Систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов не доступны нашим детям. Поэтому  задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста очень актуальна для наших учащихся. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Традиционной формой организации  учебной деятельности в школе является урок.

Принципы построения здоровьесберегающего урока следующие

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущего темперамента);

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает:
- сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки;
- сокращение и индивидуализацию домашнего задания;
- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций;
- повышение мотивации учащихся

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся следующие:

  • Витаминизация и аромотерапия 
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз- самокоррекция
  • Гимнастика  дыхательная
  • Гимнастика  бодрящая (оживлялки)
  • Организация работы в режиме смены позы

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться...

           Большую и лучшую часть своей жизни мы отдаем работе, и мне нравится формула счастья, которая звучит «С удовольствием ходить на работу, с удовольствием работать и получать кроме финансового, еще и моральное удовлетворение».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Новые подходы при организации учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе.

Школа является базовой площадкой ГОУ ДПО «Хакасского республиканского  института повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме: «Интегрированное воспитание детей с...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Опираясь на традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса Дубровская детская музыкальная школа решает такие задачи, как: увлечение детей освоением нового музыкального репертуа...

Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе

В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...

«Организация учебно-воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида»

В статье говорится об учебно-воспитательной работе в школе VIII вида, о коррекционной работе с данной категорией детей....

Cоздание специальных индивидуализированных условий организации учебно-воспитательного процесса в школах VIII вида

Презентация выступления на педагогическом совете по диссеминации педагогического опыта на уроках социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе VIII вида...