Методические разработки уроков
план-конспект урока (6 класс) на тему

Щербинина Татьяна Владимировна

Уроки по математике с использованием технологии "педагогических мастерских"

Скачать:


Подписи к слайдам:

+ - + + - - + - + +
Чему равна длина отрезка АВ
,
если
A(
-5)

и
B
(9)
?
-5+x=9
x=9-(-5)
x=14
Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой
,
надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца
.
Станция «Лесная -1»
Среди сосен есть дерево
,
возраст которого примерно 4700 лет
.

Эта сосна имеет свое имя
.
Выполните вычисления
.
Используя найденные ответы
,
запишите соответствующие им буквы на рисунке
.
Прочитайте название самой древней сосны
.
Станция «Литературная»
Выражение зашифровано примерами
.
Решите примеры
,
замените ответы буквами
,
прочтите
.
Почему мы так говорим
?
«
Цифры (числа) не управляют миром,
но они показывают,
как управляется мир
»
(И. ГЁТЕ)
Грецкий орех - символ хитрости

За дверью
счастливого
человека должен стоять кто-нибудь с молоточком
,
постоянно стучать и напоминать
,
что есть
несчастные
и что после непродолжительного
счастья
наступает
несчастье
?
A(-3)
B(-2)
C(-1)
D(2)
F(4)
x
Физкультминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали
,
А теперь мы дружно встали
,
свои косточки размяли
.
На счет раз- кулак сожмем
,
на счет два – в локтях сожмем
.
На счет три- прижмем к плечам
,
на 4 – к небесам
.
Хорошо прогнулись
,
и друг другу улыбнулись
.
Про пятерку не забудем-добрыми всегда мы будем
.
На счет шесть прошу всех сесть
ДЕРМОХЕЛИС
Станция «Лесная -2»
С давних времен разные растения
,
деревья и кустарники
,
люди наделяли определенной символикой
.
Так
,
например
,
лавр символизирует славу
,
олива- мир
,
береза – грацию
.
Выполните вычисления
.
По совпадающим ответам выясните
,
какие деревья символами каких качеств являются
.
Поставьте стрелки
.
Что символизирует оставшееся дерево
?
У Дениса очень много конфет-целая большая коробка
.
Сперва он съел 3 конфеты
,
потом папа дал ему 5 конфет
.
Затем Денис отдал брату 9 конфет
.
Мама дала Денису 6 конфет
.
Стало ли у Дениса в конечном итоге больше или меньше конфет
,
чем было вначале
?

при измерении температуры воздуха
при изменении величин
при сжатии
,
растяжении пружины
высота гор
,
глубина океанов
лента времени
доход
,
расход семьи
Вычитание
8+3=11
11-8=3 ,
11+(-8)=3
Чтобы из данного числа вычесть другое
,
надо к уменьшаемому прибавить число
,
противоположное вычитаемому
:

а-в=а+(-в)
-18-14=-32
,
-18+(-14)=-32
-8+6-
k=-8+6+(-k)
Станция «Биологическая -2»
На островах Тихого океана живут черепахи- гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире. Название этих черепах зашифровано в примерах.
Поздравляем с праздником
!
вычитание
Урок проведен в 6 А классе 4 марта 2014
Учитель математики
:
Щербинина Т
.
В
.
Брахмагупта

ФЛАМИНГО
Найти сумму всех целых чисел от -499 до 501
.
-499+(-498)+(-497)+
…+497+498+499+500+501
Цель урока
:
способствовать формированию умений учащихся
:
изображать числа на координатной прямой,
сравнивать числа ,
записывать числа в порядке возрастания и убывания,
приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы,
выполнять действия сложения и вычитания с целыми числами, с обыкновенными дробями разного знака
,
аргументировано отвечать на поставленные вопросы,
оформлять решения, аргументировать способы исправления ошибок
,

учиться работать в группе
,
культуре письма и речи
.
Сосна Мафусаил
Отрицательные числа довольно долго не получали признания.
Права гражданства отрицательные числа получили лишь после того, как Рене Декарт применил их в построении аналитической геометрии.
Отрицательные числа он рассматривал как самостоятельные, расположенные на оси
x
влево от начала координат.
Декарт называл их ложными. Так отрицательные числа вошли в математику.
Кто с детских лет занимается математикой
,
тот развивает внимание
,
тренирует свой мозг
,
свою волю
,
воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели
.

Александр Мордкович
Поставь вместо
?
число
,
чтобы получилось верное равенство
:

-6

+
? = -15
-16 + 23 = ?
-16 – 18 = ?
-37 + ? = - 11
? – 5 = - 8
-15 + (-16) = ?
Станция «Биологическая -1»
На земном шаре обитают птицы – безошибочные определители прогноза погоды на лето. Они строят из песка гнёзда в форме усечённого конуса, в верхнем основании его делают углубления, в которые складывают яйца. Если лето будет дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, а если засушливым-то более низкими. Название этих птиц зашифровано в примерах
Хитрая как лиса
Домашнее задание
Посчитать среднемесячную температуру за февраль месяц этого года
;
Верно ли утверждение
:
«Если к отрицательному числу прибавить квадрат этого числа
,
то всегда получится положительное число
?
№ 1091


Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

как творческий метод реализации философии

образования

  •             Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.                                                                                                                                    

                                                                                                                                Н.Бердяев

  • Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса.

  • В конце ХХ века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы — представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии — «Мастерской»:
  • 1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.
  • 2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.
  • 3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.
  • 4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.
  • 5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.
  • 6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.

Целевые ориентации

  • •  Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
  • •  Проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Концептуальные соображения

  • •  Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.
  • •  Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
  • •  На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
  • •  Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  • •  В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
  • •  Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
  • Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. Один из ведущих отечественных ученых в области педагогической психологии Нина Федоровна Талызина считает, что это оправданно, потому что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого... Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать».
  • Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских — задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.
  • На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога — помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития.
  • В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.
  • Индивидуальный способ при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личность ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.
  • Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.
  • Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации, предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.
  • Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.
  • Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.
  • Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.
  • В ходе мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.
  • В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания -очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Структура учебного занятия

  • Индуктор -налаживание социального взаимодействия.
  • Самоконструкция –доступное задание
  • Социоконструкция –создание продукта в группе
  • Социолизация-обсуждение , разработка в группе мини-проекта
  • Афиширование – представление результатов деятельности группы
  • Обсуждение ( корректировка , разрыв)
  • Рефлексия.

1.Индуктор- налаживание социального взаимодействия.

  • Первый этап обращен к личности каждого школьника, студента, к его «Я», его подсознанию, его опыту, его знаниям. Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность, включающий чувства, подсознание, формирующий личностное отношение к предмету обсуждения. Для этого применяется индуктор — слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т. д. — все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую работу участников. Задание предлагается необычное, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Индуктор — своего рода свернутый смысл темы. Действие с ним предполагает открытие внутреннего пространства чувств, ассоциаций, включение «спящего» внешнего смысла во внутренний мир участника мастерской. Познавательный смысл индукции в том, что абстрагирующая работа мысли помогает идти вперед при недостатке практических знаний.

2.Самоконструкция-простое , доступное задание 

  • Каждый ребенок решает посильное задание
  • Когда опыт актуализирован, знания предъявлены себе и учебной группе, все участники включились в работу, наступает этап прозрения, разочарования в полноте и совершенстве имеющихся знаний.
  • Происходит работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос — смешение слов, явлений, событий.
  • На этом этапе каждому предоставляется возможность после инвентаризации знаний определить пути поиска нового знания.

3.Социоконструкция

  • Этап мастерской , создание продукта в группе,
  • сравнение опыта своего с опытом другого ( в парах, в группах)
  • Преподаватель (мастер) предлагает ученикам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, иллюстраций, таблиц, схем, фактических данных — все, что способно пробудить фантазию, мысль, позволяет по-новому взглянуть на давно известное.

4.Социолизация +обсуждение

  • Это основной, мучительно сложный и в то же время радостный этап, он протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, в молчании, в бурном словесном и эмоциональном выражении. На основе материала предыдущего этапа происходит создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. На четвертом этапе можно работать индивидуально, в паре, либо в группе.
  • Следует особо отметить, что в течение мастерской этапы социоконструкции и социализации могут повторяться несколько раз — до 15-20.

5.Афиширование.

  • Предъявление продукта другим участникам.
  • Формы: афиширование , защита,   прочтение.

    Это этап предъявления созданного продукта, наработок, идей, планов, их реализации всем участникам, аудитории. Произведения (тексты, рисунки, схемы, проекты, решения) учеников и педагога (мастера) вывешиваются в аудитории, и все с ними знакомятся — ходят, читают, обсуждают. Результаты работы может зачитывать вслух автор или другой участник, а также педагог (мастер).

6.Обсуждение (корректировка или разрыв).

  • В сделанное ранее вносятся исправления, дополнения. Происходит промежуточная рефлексия, самокоррекция деятельности и на этой основе формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем). Существенно, что на этом этапе происходит кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, либо выдвижению новых проблем, к поиску ответов. Для продвижения к новому знанию участники обращаются к словарям, тестам, учебникам, справочникам.

7.Рефлексия.

  • Отражение воспоминаний своего проживания в мастерской, чувств, ощущений, эмоций.
  • Самооценка учащимися своей мыслительной деятельности и её результатов.

Рефлексия -это этап возвращения назад, предметного рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. На этом этапе рекомендуется не давать оценочные суждения: «Это хорошо, а это плохо», а провести анализ движений мысли каждого участника, его чувств, мироощущения. Кроме того, этот этап дает богатый материал для рефлексии педагогической деятельности самого преподавателя (мастера), усовершенствования мастерской.



Предварительный просмотр:

В ваших рабочих листах записаны примеры. Рядом с каждым примером написана буква. Здесь зашифровано имя математика Древней Индии, который ввел в обиход отрицательные числа. Кто этот математик? Ответить на этот вопрос вы можете, решив примеры, записав в таблицу ответы в порядке возрастания с соответствующими буквами.

А) -5+9               =

Б) – 10 – 3          =

У) -10 ,5 + 20,5  =

А)   (-8,5) + 3,5  =

Г)  - 4 – ( - 10)    =

А) – 24  + 49      =

Т) – 10, 7 + 30,7 =

М) 2  + =

Р) – 19 + 10 =

Х) 6,9 + (- 6,9)=

П) – (- 7) + 4,5 =

 

                                                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

Тема урока: Масштаб

Тип урока:  Урок открытия новых знаний

Класс: 6

Учитель:Щербинина Т.В.., МБОУ «СОШ №14», г Новомосковск , Тульская область.

Учебник:  Виленки, Н.Я. Математика –6: Учебник .-М.: Мнемозина, 2012.

Технология:  педагогическая мастерская

Дидактические цели:

Учащиеся знают: определение масштаба, определяют на картах численный масштаб. Отличают масштабы крупнее и мельче.

Учащиеся умеют по карте вычислять расстояние между объектами.

Учащиеся учатся слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Учащиеся учатся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Учащиеся развивают  глазомер .                                                                                                                                                                                                                         Учащиеся учатся культуре письма, монологической речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Учащиеся развивают умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.                                                                                                              Учащиеся развивают навыки научно-исследовательской деятельности.                                                                                                                                                 Учащиеся умеют пользоваться линейкой, картами                                                                                                                                                          Учащиеся развивают  пространственное воображение;

Методы:

  • Наблюдение;
  • Эвристическая беседа;
  • Диалог;
  • Работа в группах;
  • Создание ситуации успеха;
  • Проверка по эталону;

По источникам знаний:

 Исследовательские, практические, наглядные

По степени взаимодействия учитель-ученик:

эвристическая беседа; групповая  работа

Относительно дидактических задач:

формирование умений; закрепление знаний, применение навыков;

Относительно характера познавательной деятельности:

проблемный, частично-поисковый;

Формы:  Фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.

Оборудование:  

  • медиапроектор,
  • компьютер,
  • альбомные листы,
  • карты Новомосковска
  • фото Новомосковска
  • фломастеры,
  • презентация
  • карточки с заданиями (6 вариантов ).

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Актуализация опорных  знаний( индуктор) . (4-5 мин.)
  3. Введение в тему.

      Постановка учебных задач ( Самоконструкция ) Индив работа (2-4 мин.)

  1. Социоконструкция ( работа в группе)
  2. Афиширование работ . Гимнастика для глаз
  3. Ознакомление с новым материалом.  

Афиширование работы группы (12-18 мин.)

  1. Первичное осмысление и закрепление изученного.(Обсуждение) (8-10 мин.)
  2. Рефлексия. (2-3 мин.)
  3. Домашнее задание. (1-2 мин.)

11.  Итог. (1-2 мин.)

Технологические особенности:

Технические условия.

  • Урок проводится с применением компьютера и медиапроектора
  • Наличие проектора обязательно.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Введение в урок

  1. Индукция

Создание эмоционального настроя, «включить» чувства ученика

  1. Самоконструк-ция

Индивидуальное создание гипотезы, текста, рисунка. Прошу записать все, что они знают о познавательном объекте

Знакомит  со стихотворением, чтобы задать тему урока.

Учитель: Дорогие ребята ! Отгадайте загадку – ответ к ней – тема нашего урока.

Всем профессиям он нужен
Рисовать, чертить.
Знай, что трудно в этом мире
Без него прожить.
Дом любой, любую карту,
Чтоб нарисовать,
Нужно просто на отлично
Всем
(   масштаб   )нам знать. ?

Слайд

Сегодня на уроке речь пойдет о масштабе. Записали тему урока в тетрадь.

Я сейчас расскажу Вам сказку о масштабе, а Вы попытайтесь вспомнить и записать в тетрадь все, что вы знаете об этом термине. Подумайте, на каких предметах вы уже встречались с ним ,  в каких областях человеческой деятельности он находит свое применение.

Давайте отгадаем название сказки

Дороги имеются – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть –косить нельзя,

В реках , морях воды нет.

О чем идет речь ?

Слайд

СКАЗКА О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

Слайд

Жил-был Капризный Король. Однажды он объехал своё королевство и увидел, как велика и прекрасна его земля.

Слайд (фото Новомосковска и его окрестностей)

Слайд

Слайд

Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту,

Слайд

на которой были обозначены все горы, крупные города и большие озёра и реки.

Слайд

Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только очертания гор, но и изображение каждой горной вершины. Не только крупные города, но и мелкие, и селения. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки.

Слайд  

Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту,

Слайд

 размером в два раза больше предыдущей. Но теперь Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки, крестьянские домики на окраине селений. Картографы рисовали все новые и новые карты.

Капризный Король умер, так и не дождавшись окончания работы. Наследники один за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недовольным плодами труда, находя карту недостаточно подробной.

Слайд (Какой крупнее?

Слайд

Наконец картографы нарисовали Невероятную карту !!! Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях — и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.

Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение вроде ангара, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? (нет )

А почему ? (Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.)

Как вы думаете у самой последней карты какой был масштаб ?

Слайд

(В этой сказке получилась карта с масштабом 1:1).

Итак, проверим , что Вы записали в тетрадках ?

Где мы на практике сталкиваемся с масштабом ?

  1. география ( карты)
  2. строительство ( планы )
  3. промышленность ( детали, чертежи)
  4. пошив одежды ( выкройки)
  5. водители ( атлас дорог)

Слайд (4 вида)

Очень часто в жизни приходится иметь дело с увеличением или уменьшением реальных объектов для создания их реальных изображений.

Мы не можем нарисовать на альбомном листе здание в натуральную величину и чтобы его изобразить- мы его уменьшаем. А если нам захочется нарисовать микроорганизм Дафнию, то нам придется его изображение увеличить, чтобы было понятно, что это микроорганизм.

Слайд

Слайд

Отгадывают загадку.

Записывают

тему  урока в тетрадь

индивидуальная работа

- учащиеся записывают в тетрадь все ассоциации, которые у них возникают при слове «масштаб»

-учащиеся понимают, что чем меньше второе число, тем больше изобразить объектов можно на карте и карта становится более подробной

-учащиеся записали в тетрадках, где мы на практике сталкиваемся с масштабом

  1. география ( карты)
  2. строительство ( планы )
  3. промышленность ( детали, чертежи)
  4. пошив одежды ( выкройки)
  5. водители ( атлас дорог)

Предметные УУД осознание ценности географических знаний

Личностные УУД

Метапредиетные УУД

Целеполагание

Как вы думаете. Какова цель нашего урока? 

Подведем итоги :

Слайд

определять на картах численный масштаб. Отличать масштабы крупнее и мельче.

учиться по карте вычислять расстояние между объектами.

учиться слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Работать в группах.

учиться культуре письма и речи.

Учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Учиться быть исследователями

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Объяснение нового материала

  1. Социоконструкция( работа в парах)

Оценивает учитель

  1. Социализация

( работа в группах)

  1. Афиширование работ

Предъявление коллективных работ учеников ( текстов, рисунков, схем,проектов) вклассе. Ознакомление всех с ними. Организация обсуждения полученных в групповой работе результатов. Даю пояснения по ходу представления группами результатов выполненных заданий. Задаются вопросы.

  1. Разрыв

Учащиеся осознают возникшие познавательные противоречия. Учащиеся пытаются ответить на вопросы, делают выводы

  1. Рефлексия

Итог урока. Выставление оценок

Комментирование домашнего задания.

Тема нашего урока «Масштаб». Что же это такое?

Посмотрим, что в переводе с немецкого означает слово масштаб.

«Мас» - от немецкого – мера, «штаб» - палка. Получается «Палку меряю»?

Что-то непонятное. А как вы думаете?

Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим схему нашего города.

Посмотрите внимательно , чего нет на этой схеме?

На картах , которые только что мы рассматривали он был, а на этой схеме его нет.                   ( Масштаб)

Ребята, какими единицами длины и какими инструментами измеряют расстояние на местности? (метрами и километрами; рулеткой, счетчиком спидометра).

Чтобы составить план или карту, необходимо провести  точные измерения расстояний между географическими объектами, а чтобы их нанести на бумагу, эти расстояния нужно уменьшить в определенное количество раз.

Слайд

Посмотрите на карты. (учитель показывает карты разных масштабов.) Чтобы нанести различные объекты на карту их необходимо уменьшить. На одних картах реки, моря, озера уменьшены сильнее, на других  - меньше.

Какой масштаб крупнее ? ( №1)

Учитель математики: как выразить уменьшение?

 Например, расстояние 1000 м изображают на карте отрезком в 1 см.

Так как 1000 м = 100 000 см, то каждый отрезок на карте в 100 000 раз меньше соответствующего отрезка на местности. Это записывают в виде дроби

1 : 100 000.

Запишите определение в тетрадь:

Слайд

Отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной  длине  на местности называют масштабом карты.

На доске заранее приготовлена запись:

Слайд

На карте

1 см

На местности

1 км=100.000 см

Масштаб

1:100.000

Ребята, обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1: 100.000 наз. численным.

Задача: Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты  1: 1 000 000.

Слайд

Решение.

На карте

3 см

На местности

x см

Масштаб

1: 1 000 000.

Обозначим длину отрезка на местности ( в сантиметрах) буквой Х и найдем отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности:  3:Х, которое и будет равно масштабу карты.

Значит, 3:Х=1:1 000 000. Решив уравнение, получим Х= 3* 1 000 000=3 000 000.Но 3 000 000 см=30 000 м = 30 км.

Ответ: длина отрезка на местности 30 км.

Задача. Длина отрезка на местности равна 240 м, а длина соответствующего ему отрезка на карте равна 2,4 см. Найдите масштаб карты.  

На карте

2,4 см

На местности

240м = 24000см

Масштаб

?

Согласно определению масштаб этой карты  равен отношению 2,4 см к 240 м.

0

Ответ: 1 : 10000

Слайд

УСТНО:

Клоун решил найти отношение массы мышки к массе бегемота.

Слайд

 Мышка весит 30 граммов, а бегемот  –3 тонны. «Составим отношение 30 : 3», - сказал клоун.

мышка

30 гр

бегемот

3 т

отношение

в 10 раз мышка тяжелее бегемота

Слайд

«Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун?

Слайд

Ответ: Нет, не прав. Ведь клоун использовал величины, выраженные в разных измерениях. Надо делать так:  3 т = 3 000 000 г ;    30 : 3 000 000 = 1 : 100 000.

Обращаю ваше внимание, что числа должны быть в одних и тех же единицах измерения.

Самостоятельная работа: ( у каждого ученика  есть карточка с общим заданием)

На карте

9 см

На местности

Х см

Масштаб

1: 100 000

Решение: 9:Х=1:100 000

Х= 9 * 100 000 = 900 000 см = 9 км

Ответ: 9 км

проверка  Слайд (поменялись тетрадками)

Учитель математики: давайте, определим масштаб карты  Новомосковска

Раздается карточка :Найти масштаб карты Новомосковска, если известно, что расстояние от нашей школы до Комсомольского шоссе по улице Рудничной 600метров.

На карте

6см

На местности

600 м = 60000см

Масштаб

x

6 :60000 =1 :10000

Ответ: 1 :10000

 Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте, каждый штрих – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Закрепление нового понятия

№ 822. Длина железной дороги Москва-Санкт-Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1: 10 000 000.

На карте

х см

На местности

650км=65 000 000 см

Масштаб

1 : 10 000 000

х : 65 000 000 = 1 : 10 000 000,      

 10 000 000x=65 000 000

x=6,5

Ответ: 6,5 см

                                                   

  1. Практическое задание (по группам)

По карте города Новомосковска  найдите:

1-я группа – длину самой протяженной улицы на нашем Гипсовом- улицы Рудничной. Как  Вы думаете, почему она получила такое название ?  (Ответ   950  км, название получила от Гипсового рудника - крупнейшего месторождения гипса в Европе)

2-я группа – найти длину реки Дон на территории Детского парка (Ответ: 1800 м). Перечислите достопримечательности  которые Вы можете увидеть в Детском парке.

3-я группа – найти площадь Пушкинского сквера. Почему его так назвали ?

4-я группа – Найти длину улицы Московской от МБУК «Центр народной культуры» до пересечения ее с улицей Маяковского. Перечислите достопримечательности  которые Вы можете увидеть гуляя по этому маршруту ?

5-я группа – найти длину улицы Комсомольская  от городского автовокзала до пересечения ее с улицей Московской. Перечислите достопримечательности  которые Вы можете увидеть гуляя по этому маршруту ?

6-я группа

Как на карте России легко отыскать наш город ?

1)Найдите расстояние от Новомосковска до Москвы. Изобразить это расстояние в масштабе

1см: 100 км, 1см: 10 км. Определить какой масштаб крупнее

На столе учителя лежат фотографии , открытки с видами улиц, памятниками, историческими местами. Выберите свои, что вы можете рассказать об этом объекте ?

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Найдите расстояние на карте , если  от Москвы до Владивостока 6412 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе одна деcятимиллионная ? ( 64,12 см  - нет, не уместится)

Пассажир вылетел на самолете из Москвы во Владивостока   31 декабря в 18 часов. Самолет летит со скоростью 916 км/ ч. Встретит ли он новый год прилетев во Владивосток  ? ( Нет, так как новый год во Владивостоке наступает когда в Москве 15 часов. А пассажир вылетел из Москвы, когда во Владивостоке уже встретили Новый год)

Как узнать: правильны наши выводы или нет?

На этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте.

На практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей

 (например, машины, деталей самолета, корабля) и очень маленьких (модель атома, деталей часового механизма и др.). Поэтому, при вычерчивании, изображения больших деталей уменьшают, а маленьких – увеличивают. Для этого тоже применяют масштаб. Об этом подробнее будем говорить на уроках черчения.  

Решите дополнительно №828  

Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе 1:5, равна 7,2. Чему будет равна длина этой детали на другом чертеже, сделанном в масштабе 1:3? 2:1?

1)1;5=7,2:x

x=36

2) 1:3=x:336

x=12

3) 2:1=x:36

x=72

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой. Совершая массажные движения вдоль пальцев рук учащиеся отвечают на вопросы:

Мизинец: Какие знания, опыт я сегодня получил?

Безымянный: Что я делал и чего достиг ?

Средний: Какое у меня настроение ?

Указательный: Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал ?

Большой : Что я сделал для своего здоровья ?

Слайд

Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”. Будем этому учиться!  

  1. Задание на дом

Итак, закончился урок,

Подведем сейчас итог.  

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

Масштаб на практике применили.

Задачи, находя решение,

Развивали мы мышление,

Память и внимание,

Закрепляли знание.

А теперь :

Слайд

    Домашнее задание: №841 (Измерьте длину и ширину своей комнаты. Начертите в тетради план этой комнаты в масштабе 1:200).

П.23 № 861 ( заполнить таблицу)

Не вызовет оно проблем,

Решенья ход известен всем.

Урок закончился, друзья,

До завтра, до свидания!

Слайд

Благодарю за урок.

Ученики дают свои определения масштаба

Записывают определение в тетрадь

Работа в парах

Работа в группах

Сами себя оценивают

Работа в группах

Выводы. Представление работ

Решают возникшую проблему

Проверка по эталону (параграф учебника)

Анализируют свою работу на уроке 

Записывают номер параграфа  и задания в дневник.

Познавательные, метапредметные УУД

Личностные УУД: действие смыслообразования. 

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД:  работа в группах, взаимопроверка.

Регулятивные УУД:  оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

применение  знаний и умений на практике

Афиширование работ около доски и на доске

Личностные, коммуникативные, регулятивные УУД

Личностные, коммуникативные, регулятивные УУД

Познавательные , коммуникаттивные, метапредметные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Личностные, познавательные УУД


Личностные УУД:
 установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 Коммуникативные УУД:  владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками, умение работать в группах

Регулятивные УУД:  способность к определению мотива учения.

Познавательные УУД: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. 

Знаково-символические УУД: выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя :____________________________

Самостоятельная работа

  1. Найти расстояние между городами на местности, если на карте расстояние между ними 9 см, а масштаб карты 1: 100 000.

На карте

На местности

Масштаб

Решение :

Ответ:

  1. Найти масштаб карты Новомосковска, если известно, что расстояние от нашей школы до Комсомольского шоссе по улице Рудничной 600 метров.

На карте

На местности

Масштаб

Решение :

Ответ:

№ 822.

На карте

На местности

Масштаб

Решение :

Ответ

По карте города Новомосковска  найдите:

1-я группа – длину самой протяженной улицы на нашем Гипсовом -  улицы Рудничной.

Как  Вы думаете, почему она получила такое название ? 

По карте города Новомосковска  найдите:

2-я группа – найти длину реки Дон на территории Детского парка. 

Перечислите достопримечательности  которые Вы можете увидеть в Детском парке.

По карте города Новомосковска  найдите:

3-я группа – найти площадь Пушкинского сквера. Почему его так назвали ?

По карте города Новомосковска  найдите:

4-я группа – Найти длину улицы Московской от МБУК «Центр народной культуры» до пересечения ее с улицей Маяковского. Перечислите достопримечательности  которые Вы можете увидеть гуляя по этому маршруту ?

По карте города Новомосковска  найдите:

5-я группа – найти длину улицы Комсомольская  от городского автовокзала до пересечения ее с улицей Московской. Перечислите достопримечательности  которые Вы можете увидеть гуляя по этому маршруту ?

По карте города Новомосковска  найдите:

6-я группа

Как на карте России легко отыскать наш город ?

1)Найдите расстояние от Новомосковска до Москвы. Изобразить это расстояние в масштабе

1см: 100 км,

 1см: 10 км.

Определить какой масштаб крупнее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...