Исследовательская деятельность на уроках истории. Доклад.
статья на тему

Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Учебно-исследовательская деятельность предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  • помощь в профессиональной ориентации;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 города Буденновска

Буденновского района»

Доклад

«Организация исследовательской деятельности

 учащихся на уроках истории»

 

Учитель  

истории и обществознания

                                                                                 Бражникова И.И.

2018 год

«Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Возрастает ответственность школы за их интеллектуальное, творческое развитие. Возрастает  востребованность педагогических технологий, которые адекватны целям модернизации образования. Одна из них – технология организации исследовательской деятельности школьников.

Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Учебно-исследовательская деятельность предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  • помощь в профессиональной ориентации;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции  является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения учащихся во времени.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности.

Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов  и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале.

Большое внимание в своей работе я отвожу урокам-практикумам, на которых отрабатываются умения работать с историческими источниками, анализировать документы, сопоставлять различные высказывания на то или иное событие, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Выполнение заданий предполагает групповую форму учебной работы, что определяется рядом обстоятельств: во-первых, учащиеся подросткового возраста психологически не готовы проводить индивидуальные исследования, для успеха дела им необходимы соратники; во-вторых, при достаточной наполняемости класса практически невозможно определить для каждого индивидуальное исследовательское задание.

Внутри группы каждый ученик выполняет свою определенную работу, связанную с частью группового задания. Индивидуализация обучения обеспечивается и на этапе оформления результатов учебного исследования, в котором каждый проявляет себя с учетом своих индивидуальных особенностей.

Для того чтобы исследования не были оторваны от реальной жизни, чтобы за каждым историческим фактом видеть историю отдельного человека практикуются сочинения подростков, исследующих прошлое своей семьи.

Создана замечательная коллекция исследовательских работ учащихся по истории XX века. Ведь история двадцатого века в нашей стране – это история забвения, искажения, вычеркивания. Однако кроме официальной истории, существует малая история семьи, которую можно забыть, но можно и восстановить, пока не умерли живые свидетели недавнего прошлого.

Повышение интереса к учёбе является первостепенной задачей педагога.  Наверное, только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению исследовательской работы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."

Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучаю...

Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье рассказывается о личном  опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории  и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они сам...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...