Приёмы и методы повышения мотивации к обучению
материал

Пименова Юлия Васильевна

Обобщение опыта работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pimenova_motivatsiya.ppt2.11 МБ
Microsoft Office document icon zashchita.doc63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

Выполнила: Пименова Ю.В., учитель географии МОУ ИРМО «Бутырская СОШ» 2022 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» Б.И. Додонов

Слайд 5

Выделяют пять уровней мотивации: Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.) Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.) Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.) Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьнаядезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом.Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихсяотмечаются нервно психические нарушения.) 5

Слайд 6

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму» 6

Слайд 7

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Работа в группах и парах. Применение ИКТ на уроках Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать. Позитивная психологическая атмосфера урока. В обучении должны создаваться возможности для творчества. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся 7

Слайд 8

Методы и приёмы Метод «Дидактические игры» Метод «Ситуация успеха » Метод «Соревнование» Использование метода проектов Метод создания проблемной ситуации

Слайд 9

Метод создания проблемной ситуации говорит Москва. mp3 9

Слайд 10

приём «Прогнозирование» . Тема: «Наш демографический портрет». Разбираем каждое слово: портрет –изображение. Демографический – выделяем 2 слова: демо – народ, граф – пишу. А теперь определите тему урока и что мы узнаем. 10

Слайд 11

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Доказываем что ноябрь ещё не зима или иней это не снег. На схт убеждаем о необходимости знаний по посадке растений и сроках роста 11

Слайд 12

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? 12

Слайд 13

До утверждение После 1. Мировой океан – вода всей планеты 2. Можно выделить только 4 океана 3. Моря и заливы это части Земли 4. В Проливах вода не движется 5. Через заливы океаны обмениваются водами 13

Слайд 14

? 14

Слайд 15

Приемы повторения пройденного на уроке. Прием «Своя опора». t- ВД- О. нет T - НД- О есть Прием «Карты». Вопрос: Перечисли морских соседей России. Ответ: США, Япония Прием «Повторение с одновременным контролем» . 15

Слайд 16

На этапе самоконтроля и самооценки Приём «Открытые задания» . Это социологические опросы. Например какие реки протекают в вашей местности – 6 класс. 8 класс – какие национальные традиции в вашей семье. Расскажи про профессию своих родителей Использование дифференцированных заданий



Предварительный просмотр:

1

Добрый день, коллеги начнём с психологического настроя: Считай, ты потерял день,в который не улыбнулся.

2

Приемы и методы   повышения мотивации к обучению.

3

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

4

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов советский психолог, специалист в области психологии эмоций, создатель концепции эмоциональной направленности личности.).

5

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
  2. Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  
  4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.)  
  5. Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьнаядезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом.Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихсяотмечаются нервно психические нарушения.)

6

         Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации школьников.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму»,  - эта китайская пословица должна стать девизом для педагога на каждом проводимом им уроке

7

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  • Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  • Работа в группах и парах.
  • Применение ИКТ на уроках
  • Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.
  • Позитивная психологическая атмосфера урока.
  • В обучении должны создаваться возможности для творчества.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся

8

Я предлагаю следующие приемы и методы развития учебной мотивации:

Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Например определите какой океан

Итак, педагог постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса учащихся, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Использование метода проектов. В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. В основном на схт

Метод создания проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные учащимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.

 На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учащихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний.

Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

9

Что означает слово океан, говорит Москва

10

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование».

Тема: «Наш демографический портрет». Разбираем каждое слово: портрет –изображение. Демографический – выделяем 2 слова: демо – народ, граф – пишу. А теперь определите тему урока и что мы узнаем.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

11

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Доказываем что ноябрь ещё не зима или иней это не снег

12

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

13

Прием «До и после» составляется список утверждений, при активизации знаний и в режиме рефлексии выясняем согласны они с утверждениями + не согласны – 

Прием «Лови ошибку». Даётся любой текст, где допущены ошибки, кто найдёт их больше, тот получает больше баллов. За каждый правильный ответ + или «Лишнее слово» и т.п.

14

Использование игровых приемов.

Учащиеся любого  возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.           

15

Приемы повторения пройденного на уроке.

 На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, учащиеся самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример,т- ВД- О нет или Т- - НД – О есть

Прием «Карты». Составляются карты, сверху вопрос, снизу ответ. Игру выигрывает участник, у которого больше всего карт.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся проходят тест. Ответы находятся на доске (желательно доска складная) идёт самопроверка и рефлексия одновременно.

16

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию на уроке помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «учащийся - учащийся».

Когда идёт зачёт по карте, те ученики которые хорошо знают материал помогают учителю принимать зачёт

         Приём «Открытые задания» Большой интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

   Это социологические опросы. Например какие реки протекают в вашей местности – 6 класс. 8 класс – какие национальные традиции в вашей семье. Расскажи про профессию своих родителей

Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

 Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока часто использую и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию школьников.

Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый учащийся имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

В основном это через Листы Индивидуального обучения

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как метод повышения мотивации к обучению.

Данная работа содержит теоретический материал, полезный для тех, кто начинает знакомство с методом проектной деятельности на уроках, примеры творческих работ учащихся....

Творческая работа "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"

Творческая работа посвящена проблеме, над которой я работаю "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"....

Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.

Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.Активный метод ...

Методы повышения мотивации к обучению на уроках литературы

Мысли о том, как пробудить интерес школьников к чтению....

Доклад на тему "Приёмы и методы повышения мотивации на уроках английского языка"

Презентация на тему "Приёмы и методы повышения мотивации на уроках английского языка"...

Активные приёмы работы, способствующие повышению мотивации, при обучении русскому языку в средней школе.

В данной работе предложены приемы, способствующие повышению мотивации при обучении русскому языку в средней школе....