обобщение опыта работы
статья по теме

Галкович  Оксана Вячеславовна

Данный материал содержит  обобщение опыта работы по теме"  Опрос и виды упражнений на уроках русского языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.rar14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы  учителя МБОУ СОШ № 16 Станицы Ильинской Новопокровского района Краснодарского края Галкович О. В.

ОПРОС И ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

     Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая нам, учителям, вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно  корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: дает индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений» (Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1986. – С. 147).

     Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.

     Велика и воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В.А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного. Б.Г. Ананьев считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников» (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т.2 – С. 145).

     Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной, гибкой системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

     Теперь рассмотрим виды опроса, применяемые на уроках русского языка.

Фронтальный вид опроса. Он имеет ряд положительных сторон: достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти школьников ранее изученное. Но у такого вида опроса есть и слабые стороны: он не дает полного впечатления о глубине усвоения материала; учащимся предлагаются дробные вопросы, на которые, как правило, они дают краткие, односложные ответы. Следовательно, на уроках исчезает монологическая речь, у школьников не вырабатывается умение строить, создавать связное высказывание на предложенную тему, что отрицательно сказывается на их общем развитии.

     При фронтальном опросе фиксируется не уровень знаний школьников, а главным образом их активность на уроке. Используя этот вид опроса, учитель должен требовать от школьников развернутых ответов, обоснованности выдвигаемых положений.

     Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок понятий, умения провести факты, подтверждающие то или иное положение. Это может быть устный монологический ответ (по обобщающей таблице, по опорным примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера.

     Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяется при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объему самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам; различных упражнений с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек – информаторов.

     Организация на уроке систематического индивидуального опроса учащихся дает возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика, повышает личную ответственность школьников за результаты своего труда.

     Из форм коллективного контроля чаще всего я использую на уроках русского языка такие виды письменных проверочных работ как: «предупредительный диктант», словарный диктант, объяснительный диктант. Но наиболее интересной, эффективной проверочной работой я считаю такой вид диктанта, как: «Проверь себя». С помощью данного вида работы я смогу оценить за короткий промежуток времени примерно 8-9 учащихся.

     При организации индивидуального опроса особое внимание следует уделять монологическому высказыванию на лингвистическую тему, в основе которого лежит усвоенная учащимися научная информация. Овладение школьниками учебной разновидностью научного стиля способствует речевому, а значит, и общему развитию учащихся.

     Это могут быть задания такого типа, как, например, составить устное монологическое высказывание о роли причастия в словосочетании; о правиле написания –Н, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий; правописание безударных гласный О-Ё (Е) под ударением после шипящих, Ы и И после Ц, правописание НЕ с глагольными формами, возможно ли соединение слова м приставкой НЕ. При изучении данных тем я стараюсь давать учащимся опорные схемы, которые помогают быстрее запомнить материал. Вот некоторые из них:

Схема № 1

           

Корень слова                               Окончания и суффиксы

Есть чередование с е        нет чередования с е                существительных,                   глагольных форм

          Ё(Е)          О                                             прилагательных, наречий       только ё (е)

                                                                   Как правило, о

Схема 2

     

Корень                            окончание                        суффиксы

обычно – и                         ы                              ы                          и

                                                                             в притяжательном         в остальных

                                                                            суффиксе- ын                 суффиксах.

                                                                                                                     -ист, -изм, -ировать

        Схема № 3

     Выбор буквы зависит от того, в какой части слова она употребляется

   Черный, крючок,                        цифра, отцы, куцый,             съел, въехал, двухъярусный,

плечом, парчовый,                         сестрицын, публицист,        адъютант, бью, воробья,

течет, увлечен                                газифицировать                     лисьи

     Особый интерес у учащихся вызывает устный диктант с использованием сигнальных карточек. Весь класс полностью включается в работу. Этот вид работы хорошо проводить на обобщающих уроках.

     Практически на каждом уроке я уделяю внимание орфоэпической разминке. Этот вид работы дает возможность обогащать словарный запас

 учащихся, формировать навыки правильного произношения.

     Для организации дифференцированного обучения рекомендуется применять карточки-информаторы. Эти карточки я раздаю только слабо успевающим учащимся. Данные карточки содержат в себе подсказку, что позволяет слабым ученикам выполнить это задание на твердую «3».

     Для слабых учеников я также провожу «тихий» опрос, при котором использую магнитофон. Ученик тихо проговаривает свой ответ на заданную тему на магнитофон (в это время класс выполняет какой-то вид работы).

Такой прием опроса имеет большое и обучающее, и воспитывающее значение: как правило,  слабоуспевающие ученики, отвечая у доски, занимают много времени на уроке. Учащиеся начинают отвлекаться (им неинтересно слушать чащу всего вялый, скучный ответ товарища по классу), да и подобный ответ не является тем образом, примером, который должен звучать в классе. На практике это приводит к тому, что слабые ученики вообще устно не опрашиваются, а оценки за устные ответы им чаще всего выставляются на основе фронтального опроса. Постепенно эти ученики привыкают к мысли о том, что их вообще не спрашивают, и совсем теряют интерес к уроку, к предмету, перестают его изучать.

     А ведь иногда такой ответ ученика является отражением не состояния знаний, а состояния психики ребенка – он может смущаться отрицательной реакции класса. «Тихий» опрос снимает это напряжение. Данный опрос учит ребят отвечать быстро, связно, не растягивать ответ, не создает у них закомплексованности, чувства обиды за то, что учитель махнул на них рукой.

     Очень важно отмечать постоянно рост таких учеников в овладении этим умением. Периодически наиболее удачные ответы надо давать прослушивать всему классу, отмечать в присутствии всех успехи товарища и поощрять их. Постоянно внимание со стороны учителя к таким школьникам, осознание ими того, что они будут опрошены, заставляет их по - другому относиться к выполнению заданий.

     Для того чтобы проверить уровень знаний и сэкономить время, очень часто я пользуюсь таким видом работы, как перфокарта. Данный вид работы выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Перфокарту я использую при повторении пройденного ранее, при подготовке к контрольному диктанту.

     Использование таблиц обобщающего характера при опросе особенно эффективно на уроках повторения при подготовке учащихся к ЕГЭ. Приведу несколько примеров таблиц, которые я использую на различных уроках.

Употребление Ь после шипящих для разграничения грамматических форм

Отыменные и отглагольные прилагательные

Таблица № 1

Образованы от существительных и прилагательных

Образованы от глаголов

Воробьиный           воробей

кожаный                 кожа

полотняный           полотно

осенний                  осень

барабанный           барабан

жизненный            жизнь

хозяйственный      хозяйство

дискуссионный     дискуссия

Поношенный             поносить

растерянный              растеряться

вареный                      варить

некошеный                 косить

ломаный                     ломать

бешеный                    беситься

Таблица № 2

С Ь

Без Ь

  1. Существительные им. п. ед.ч. ж.р.

Ночь, рожь, роскошь.

  1. Неопределенная форма глагола

Беречь (ся), печь(ся).

  1. Повелительное наклонение глагола

Спрячь          режьте

  1. 2-е лицо ед.ч. изъявительного наклонения

читаешь        смеешься

  1. Наречия

Сплошь           вскачь

Наотмашь       прочь

(кроме: уж, замуж, невтерпеж)

  1. Частицы

Лишь                 бишь

Ишь                   вишь

  1. Существительные им.п. ед.ч. м.р.

Меч, плащ, камыш, нож.

  1. Существительные род.п. мн.ч.

Дач, чащ, пастбищ

  1. Краткие прилагательные

Горяч, блестящ, хорош,

сведущ, свеж

Роль упражнений в формировании орфографических навыков

     Роль упражнений, которые следуют за этапом объяснения нового материала, четко определена Д.Н. Богоявленским:  «Упражнения  в применении правил не только закрепляют правильные образцы слов, но, что для морфологической орфографии особенно существенно, в упражнениях отрабатываются те мыслительные операции, те приемы умственной работы, которые необходимы для распознавания грамматической природы орфографии и для выбора соответствующего правила, дающего правильный образец письма».

     После того как учитель объяснил суть орфографического правила, указал познавательный признак соответствующей орфограммы, рассмотрел способ применения изучаемого правила, дал образцы письменного и устного анализа в соответствии со схемой орфографического разбора, учащиеся приступают к выполнению специальных орфографических упражнений.

     К специальным орфографическим упражнениям относятся, как известно, упражнения типа списывание, диктанты различных видов, работа творческого характера: подбор примеров, изложение небольшого текста, в котором имеются слова с орфограммами, подлежащими закреплению, создание текста (по типу сочинения) и анализ слов с нужными орфограммами.

     Итак, для того чтобы обеспечить дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их развития и степени подготовленности по русскому языку, целесообразно всякий раз заготавливать несколько разных заданий – от менее трудных до более сложных, требующих не только репродуктивного подхода к воспроизведению знаний, но и творческого решения познавательных задач. Не нужно зацикливаться на каких-либо 2-3 видах опроса, а нужно их все применять на практике.

     Выше перечислены основные виды упражнений; все они тесно связаны с умениями: каждое умение формируется определенными видами упражнений. При обучении учащихся это обстоятельство необходимо укоснительно соблюдать, выбирая для урока те упражнения, которые формируют соответствующие умения.

О – Ё (Е) под ударением после шипящий

Ы – и после ц

Разделительные

Ъ и Ь

Ы, и после ц

О,Ё под ударением после шипящих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...