Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Галактионова Эльвира Викторовна

Рабочая программа по русскому языку 7 класс; автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7_rus.docx50.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена на основе:

         1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;

      2. Примерная программа по русскому языку, созданная на основе федерального     компонента государственного образовательного стандарта;

         3. Авторская программа для 5-9 классов С.И. Львовой;

         4. Учебный план МБОУ «Мухинская СОШ»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

7 КЛАСС

Предметные результаты:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
  • по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

Основные умения по развитию речи:

Чтение и аудирование. 

  • выразительно читать текст публицистического стиля.
  • просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
  • слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

 Анализ текста. 

  • Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.

 Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

 Создание текста. Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.

 Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.

Метапредметные результаты.

При обучении русскому языку в 7 классе  продолжается совершенствование общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативную коммуникацию: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее содержания и адекватности поставленной цели;  развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной целью (ознакомительное чтение — с целью определения основного содержания текста; изучающее — с целью полного понимания информации; просмотровое — с целью первичного ознакомления с представленной в тексте информацией; поисковое — с целью извлечения искомой информации и др.); оценка и редактирование текста; следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

   Таким образом, в процессе изучения русского  языка совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Личностные результаты.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенции, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

8 КЛАСС

Предметные результаты 

Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Метапредметные результаты 

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные результаты 

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

9 КЛАСС

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

7 КЛАСС (140 часов)

№ п\п

Название раздела.

Содержание раздела.

1

Язык как развивающее явление (2часа)

Понятие о языке как о развивающемся явлении.

Сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка.

Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов.

2

Разделы лингвистики на основе изученного в 5-6 классах(32 часа)

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Фонетика. Орфоэпия.

Основные средства звучащей речи.

Изменение звуков в речевом потоке.

Соотношение звука и буквы.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка

Основные выразительные средства фонетики.

Словообразование самостоятельных частей речи.

Морфологические способы образования сов.

Неморфологические способы образования слов.

Словообразование наречий.

Типичные морфемные модели наречий.

Способы образования наречий (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение)

Основные выразительные средства словообразования.

Лексикология. Фразеология.

Деление лексического состава русского языка на группы (особенности лексического значения слова, смысловая связь разных слов в языке, особенности употребления слов в речи, происхождение слов)

Основные лексические нормы русского литературного языка.

Смысловые и структурные различия однокоренных прилагательных.

Фразеологический словарь, его строение, назначение, содержание.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Грамматика: морфология и синтаксис.

Морфология.

Система самостоятельных частей речи в русском языке, их грамматическое значение и морфологические признаки, синтаксическая роль.

Глагол и его формы (причастие и деепричастие)

Трудные случаи образования причастий и деепричастий.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Синтаксис.

Основные виды словосочетания по морфологическому способу выражения главного слова (именные, глагольные, наречные)

Причастие и деепричастие в роли главного и зависимого слова в словосочетании.

Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний.

Морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого.

Морфологические средства выражения второстепенных членов предложения..

Синтаксическая роль причастных и деепричастных оборотов.

Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса.

Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография.

Правописание морфем (слитное, раздельное и дефисное)

Употребление строчной и прописной буквы.

Пунктуация.

Знаки препинания, их функции.

Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Знаки препинания в простом предложении.

Культура речи.

Правильное употребление самостоятельных частей речи.

3

Текстоведение

(15 часов)

Текст как произведение речи.

Основные этапы создания текста (тема, основная мысль, содержание)

Создание текста.

Редактирование текста.

Основные требования к связному высказыванию.

Точность и логичность речи.

Ключевые слова текста.

Структурные особенности текста.

Разные способы развития основной мысли текста

Правильность связного высказывания как соответствие его литературным номам современного русского языка.

Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту.

Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения.

Рассуждение как тип речи.

Структурные особенности текста-рассуждения.

Сочетание типов речи в тексте.

Морфология 77 часов.

4

Наречие (35 часов).

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

Разряды наречий по значению.

Семантические особенности местоименных наречий.

Группы местоименных наречий.

Образование степеней сравнения наречий.

Категория состояния в системе частей речи.

Правописание наречий (слитное, раздельное, дефисное)

правописание наречий с частицей не.

Правописание суффиксов наречий.

Употребление ь в наречиях.

Культура речи. Правильное употребление наречий.

Синтаксическая роль наречия в словосочетаниях и предложениях.

Наречия в тексте.

Служебные части речи и междометия 42 часов

5

1 час

Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи.

6

Предлог (9 часов)

Предлог как служебная часть речи.

Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении.

Употребление предлога с одним и несколькими падежами.

Предложное и беспредложное управление как вид подчинительной связи.

Основные грамматические значения предлогов.

Пространственные значения предлогов.

Разряды предлогов по происхождению и по составу.

Культура речи. Правильное употребление предлогов.

7

Союз (13 часов)

Союз как служебная часть речи.

Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Разряды союзов.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Союз как средство связи предложений в тексте.

Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные.

Попарное соединение союзом однородных членов предложения.

Культура речи. Правильное употребление союзов.

8

Частица (16 часов)

Частица как служебная часть речи.

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола.

Разряды частиц по значению и по составу.

Интонационные особенности предложений с частицами.

Культура речи. Правильное употребление частиц.

9

Междометия и звукоподражательные слова. (3 часа)

Междометия и звукоподражательные слова, их грамматические особенности.

Разряды междометий.

Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи.

10

Трудные случаи разграничения языковых явлений (10 часов)

Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов.

Омонимия слов различных частей речи.

Разные виды омонимов.

Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

11

Повторение изученного (4 часа)

8 КЛАСС (105 часов)

№ п\п

Название раздела

Содержание раздела.

1

Русский язык – национальный язык русского народа

(2 часа)

Язык как основное средство общения в национальном коллективе.

Русский язык как государственный язык в РФ

Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ

2

Основные разделы лингвистики (7 часов)

Слово как основная единица языка.

Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления в речи.

Трудные случаи различения слов различных частей речи.

Трудные случаи орфографии.

Основные функции знаков препинания.

Трудные случаи пунктуации.

3

Текстоведение

(10 часов)

Функциональные разновидности языка.

Основные сферы общения.

Задачи речи.

Основные способы воздействия на читателя.

Основные признаки устной и письменной речи.

Разговорная речь.

Особенности разговорной речи по цели высказывания., по сфере применения.

Основные жанры разговорной речи.

Интонационные особенности.

Синтаксические средства разговорной речи.

Официально-деловой стиль речи.

Особенности содержания официально-делового стиля речи.

Стандартное расположение материала в деловых документах.

Основные жанры официально-делового стиля.

Синтаксические особенности официально-делового стиля.

Публицистический стиль.

Цель публицистического высказывания.

Сфера применения публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля.

Интонационные и синтаксические особенности публицистического стиля.

Параллельный способ связи предложений в тексте.

Язык художественной литературы.

Особенности стиля по цели высказывания.

Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет как средства выразительности художественной речи.

Синтаксис и пунктуация (73 часа)

4

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (2 часа)

Синтаксис как раздел лингвистики.

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса.

Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличительная роль.

Пунктуация как раздел лингвистики.

Основные разделы лингвистики и составляющие их правила постановки знаков препинания.

Роль пунктуации в письменном общении.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации.

5

Словосочетание как единица синтаксиса (3 часа)

Словосочетание и его признаки.

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

Основные модели словосочетаний.

Виды словосочетаний по способу связи слов.

Окончание как средство связи в словосочетании.

Особенности связи слов в словосочетании, построенном по способу примыкание.

Виды словосочетаний по степени спаянности компонентов.

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний.

6

Основные признаки предложения

(5 часов)

Предложение как основная единица синтаксиса

Признаки предложения.

Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли.

Соотнесенность предложения с действительностью.

Грамматические средства выражения предикативности.

Речевое высказывание и речевая ситуация.

Цели речевого высказывания.

Виды предложений по цели высказывания.

Интонация повествовательного предложения.

Интонация вопросительного предложения.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Виды предложения по характеру выражения отношения к действительности.

Виды предложений по наличию второстепенных членов.

Виды предложения по наличию необходимых членов предложения.

Предложение как элемент текста.

Контекстуальное значение слова в предложении.

Слово-предложение.

7

Строение простого предложения

(10 часов)

Грамматическая основа предложения.

Морфологические способы выражения подлежащего и различных видов сказуемого.

Способы связи подлежащего и сказуемого.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Синонимия распространенных и нераспространенных предложений.

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения.

Члены предложения выраженные фразеологическими оборотами.

Культура речи. Правильное построение простого предложения.

Прямой и обратный порядок слов.

8

Односоставные предложения

(10 часов)

Односоставные предложения, их грамматические признаки.

Виды односоставных предложений.

Типичные модели назывных предложений.

Типичные модели односоставных глагольных предложений.

Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.

9

Простое осложненное предложение

(43 часа)

Простое осложненное предложение и его признаки.

Предложения с однородными членами, их признаки, способы связи.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными признаками.

Однородные и неоднородные определения.

Особенности интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.

Предложения с обособленными членами.

Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения.

Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения.

Обособление уточняющих членов предложения.

Обособление определения и приложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями.

Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

Обособленные обстоятельства.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами.

Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.

Сравнительный оборот.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом.

Уточняющие члены предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами предложения.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

Группы вводных слов и выражений по значению.

Вводные предложения.

Вставные конструкции.

Обращение, и способы его выражения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением.

Основные функции обращения.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями, обращениями, междометиями.

10

Повторение изученного (10 часов)

9 КЛАСС (102 часа)

№ п\п

Название раздела.

Содержание раздела.

1

Русский литературный язык (2 часа)

Основные формы существования национального русского языка.

Понятие о литературном языке.

Нормативность – основная особенность русского литературного языка.

Языковая норма и ее признаки.

Виды норм русского литературного языка.

2

Лингвистика как наука о языке и речи (6 часов)

Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложений.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

3

Текстоведение

(7 часов)

Научный стиль и его особенности.

План и конспект как форма передачи содержания научного текста

Научно-популярные книги о русском языке как разновидность научного стиля речи.

Словарная статья как разновидность текста научного стиля.

Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации.

Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля.

Цитата в конспекте научного стиля.

Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля.

Текст и его комплексный анализ.

Чтение и изложение текста (подробное и сжатое)

Основные этапы подготовки и написания изложения послушанного или прочитанного текста.

Основные способы сокращения информации.

Сочинение. Основные этапы создания текста.

Создание текста и его редактирование.

Сложное предложение 37 часов

4

Сложное предложение как единица синтаксиса (2 часа)

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Бессоюзные и союзные сложные предложения.

5

Сожносочиненное предложение

(6 часов)

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение ССП.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения (соединительные, противительные, разделительные)

6

Сложноподчиненное предложение

(15 часов)

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение СПП.

Средства связи частей СПП.

Смысловые и стилистические различия СПП с синонимическими союзами.

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов.

СПП с придаточными присоединительными, местоименно-соотносительными.

Сложные предложения с несколькими придаточными.

Соподчинение придаточных частей в ССП.

7

Бессоюзное сложное предложение

(7 часов)

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями БСП

Виды БСП.

8

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

(7 часов)

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с различными видами связи.

Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с различными видами связи.

Периоды как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

9

Синтаксические конструкции с чужой речью

(6 часов)

Основные способы передачи чужой речи.

Прямая и косвенная речь.

Несобственно прямая речь.

Цитирование как способ передачи чужой речи.

Различные способы цитирования.

10

Повторение изученного

(10 часов)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ по теме

Тема урока

Дата

план

факт

Язык как развивающее явление 2 часа

1-2

1-2

Понятие о языке как развивающемся явлении. Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов

Раздела лингвистики 32 часа

3

1

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Фонетика и орфоэпия.

4

2

Словообразование самостоятельных частей речи. Основные способы словообразования.

5

3

Словообразование наречий

6

4

Неморфологические способы словообразования. Переход слова одной части речи в другую.

7

5

Контрольный словарный диктант.  Лексикология. Деление лексического состава русского языка на группы

8

6

Фразеология. Употребление фразеологических оборотов в речи

9

7

р\р Изложение «Крестьянская изба»

10

8

Грамматика. Морфология. Склоняемые части речи

11

9

Морфология. Имя числительное.

12

10

Грамматика. Морфология. Глагол

13

11

Грамматика. Морфология. Причастие

14

12

Грамматика. Морфология. Деепричастие

15

13

р\р Подготовка к домашнему  сочинению по картинам  К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево» и И.И.Шишкина «Зима». «Гимн русской зиме»

16

14

Синтаксис. Виды предложений и словосочетаний. Синтаксический разбор предложения и словосочетания

17

15

Синтаксис.  Простое осложненное и сложное предложения.

18

16

р\р Изложение «На лыжах - снайперы»

19

17

Контрольный словарный диктант. Правописание морфем. Правописание корней с чередованием. Удвоенные согласные в корне слова

20

18

Правописание морфем. Правописание приставок.

21

19

Правописание морфем. Правописание  суффиксов прилагательных и причастий.

22

20

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных

23

21

Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание НЕ с существительным, прилагательным, глаголом, деепричастием, местоимением

24

22

Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание НЕ с причастием

25

23

Повторение и обобщение изученного по теме «Орфография»

26

24

Контрольный диктант по теме «Орфография»

27

25

Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения

28

26

Пунктуация. Предложения с обособленными членами

29

27

Постановка знаков препинания перед союзом И

30

28

Пунктуация. Предложения с прямой речью

31

29

Пунктуация. Повторение и обобщение изученного по теме «Пунктуация»

32

30

Контрольный диктант по теме «Пунктуация»

33

31

р\р Изложение  с элементами сочинения-описания.

34

32

Культура речи. Правильное употребление частей речи

Текстоведение 15 часов

35

1

Контрольный словарный диктант. Текстоведение. Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста

36

2

Текстоведение. Точность и логичность речи. Ключевые слова текста

37

3

Виды связи предложений в тексте (последовательная и параллельная)

37

4

р\р Подготовка к домашнему  сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег».

39

5

Языковые средства выразительности

40

6

Языковые средства выразительности. Фонетические и словообразовательные средства выразительности

41

7

Языковые средства выразительности. Лексические  средства выразительности

42

8

Языковые средства выразительности. Морфологические средства выразительности

43

9

Языковые средства выразительности. Синтаксические средства выразительности

44

10

Проверочная работа по теме «Языковые средства выразительности»

45

11

р\р Рассуждение как тип речи

46

12

р\р Изложение «Сибирский кедр»

47

13

р\р Сочетание разных типов речи в тексте. Изложение «Снегири»

48

14

Контрольный словарный диктант. Сочетание разных типов речи в тексте.

49

15

р\р Сочетание разных типов речи в тексте Классное сочинение (по образцу социальной рекламы)

Наречие 35 часов

50

1

Наречие как часть речи

51

2

Разряды наречий по значению.

52

3

Местоименные наречия

53

4

Различение грамматических омонимов

54

5

Слова категории состояния

55-56

6-7

Степени сравнения наречий. Образование сравнительной и превосходной степени сравнения наречий.

57-58

8-9

р\р Подробное изложение

59

10

Слитное написание наречий

60

11

Контрольный словарный диктант. Слитное написание наречий

61

12

Слитное написание наречий. Грамматические омонимы

62

13

Дефисное написание наречий

63-64

14-15

Дефисное написание наречий. Грамматические омонимы

65-66

16-17

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями

67

18

Проверочная работа по теме «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий»

68

19

р\р Классное сочинение на морально-нравственную тему «Пожар»

69

20

Правописание Н и НН в наречиях на –О/-Е

70

21

Правописание Н и НН в наречиях на –О/-Е. Отличие наречий от кратких причастий среднего рода

71

22

Суффиксы –О и –А на конце наречий

72

23

О и Е(Ё) на конце наречий после шипящих

73-74

24-25

Употребление Ь на конце наречий после шипящих

75

26

р\р Сжатое изложение

76-77

27-28

Повторение и обобщение изученного по теме «Правописание наречий»

78

29

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»

79

30

Наречие в словосочетании и предложении

80

31

Наречие в тексте

81

32

Культура речи. Правильное употребление наречий

82

33-34

р\р Сжатое изложение

83-84

35

Зачёт по теме «Наречие»

Служебные части речи 1 час

85

1

Контрольный словарный диктант. Роль служебных частей речи

Предлог 9 часов

86

11

Предлог как служебная часть речи Грамматические значения предлогов

87

2

Употребление предлогов с разными падежами

88

3

Разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) и по составу (простые, сложные и составные)

89-90

4-5

р\р Подробное изложение «Воробей»

91-92

6-7

Правописание производных предлогов

93

8

Повторение и обобщение изученного по теме «Предлог»

94

9

Контрольный диктант по теме «Правописание производных предлогов»

Союз 13 часов

95

1

Союз как служебная часть речи. Разряды союзов по значению (сочинительные и подчинительные) и по составу (простые и составные)

96

2

Знаки препинания в предложении с союзом И

97

3

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

98

4

р\р Подготовка к домашнему сочинению по картине П.П.Кончаловского  «Сирень в корзине»

99-100

5-6

Правописание союзов

101-102

7-8

р\р Подробное изложение «О слепом псе Арктуре»

103

9

Контрольный словарный диктант. Союз в предложении и тексте

104

10

Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов

105-106

11-12

Повторение и обобщение по теме «Союз»

107

13

Контрольный диктант по теме «Союз»

Частица 16 часов

108-109

1-2

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц

110-111

3-4

Раздельное и дефисное написание частиц

112-114

5-7

Различение на письме частицы НЕ и НИ

115-117

8-10

Слитное и раздельное написание частицы НЕ со словами разных частей речи

118-119

11-12

Подробное изложение «Букет» с элементами сочинения

120

13

Частицы в предложении и тексте

121

14

Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц

122-123

15-16

Зачёт по теме «Служебные части речи»

Междометие 3 часа

124

1

Контрольный словарный диктант.  Междометия и звукоподражательные слова

125-126

2-3

 Знаки препинания в предложении с междометием и звукоподражательными словами

Трудные случаи разграничения языковых явлений 10 часов

127-128

1-2

Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов.

129-130

3-4

Повторение и обобщение изученного. Омонимия слов разных частей речи.

131-132

5-6

Омонимия слов различных частей речи.

133-134

7-8

Разные виды омонимов.

135-136

9-10

Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Повторение 4 часа

137

1

Повторение и обобщение изученного. Нормы орфографии

138

2

Повторение и обобщение изученного. Нормы пунктуации

139

3

Итоговый контрольный диктант

140

4

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....