конспекты уроков музыки
план-конспект по музыке по теме

разработки уроков музыки в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portrety_v_muzyke.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon pro_noty.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Портреты в музыке».

На данном уроке используется технология проблемного обучения. У обучающихся формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать, развивается умение сравнивать, сопоставлять.

На уроке используется частично-поисковый метод, методы моделирования, пластического интонирования, графического иллюстрирования, эффект неожиданности.

Цели урока: 

обучаюшие:

  1. формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать
  2. развитие умения сравнивать, сопоставлять
  3. формирование навыка интеграции различных видов искусства

коррекционная:

  1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
  2. развитие импровизации в доступных для детей формах
  3. создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят

воспитательная:

  1. воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
  2. воспитание грамотного слушателя

Тип урока: Изучение нового материала

Методы: 

  1. словесно-индуктивный (беседа, диалог)
  2. наглядно - дедуктивный (сравнение)
  3. частично - поисковый (импровизация)
  4. моделирование
  5. пластическое интонирование
  6. графическое иллюстрирование

Оборудование урока:

  1. портреты композиторов
  2. «Детский альбом» П.И. Чайковского
  3. аудиозаписи для музыкального ряда
  4. презентация POWER POINT
  5. фортепиано, ноты, музыкальный центр
  6. иллюстрации по теме, рисунки учащихся

I. Организационный момент.

Е. Тиличеева «Музыкальный урок».

II. Объявление темы и задач урока.

III. Ход урока.

 У: Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».

Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?

Д: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

У: Кто является автором этой сказки?

Д: Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (На экране проецируется портрет Пушкина).

У: Верно. А кто является автором оперы? (На экране проецируются портреты русских композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, если ребята дают правильный ответ, портрет Римского-Корсакова увеличивается в размере, остается на экране один).

Д: Музыку написал Н.А. Римский-Корсаков.

У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?

Д: Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.  

У: Хорошо. А что такое «опера»? (На экране появляется термин «опера», пояснение термина).

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (На экране появляется пояснение термина).

У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса?

(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).

У: Чья тема только что прозвучала?

Д: Прозвучала тема белочки. ( На экране появляется изображение белочки).

У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?

Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.

У: Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?

Д: Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде».

У: Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? ( Показать богатырскую осанку и стать).

Д: Прозвучала тема богатырей. ( На экране появляется изображение богатырей).

У: Какая здесь музыка? Как она звучит?

Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш.

У: А это что за чудо?

Д: Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».

У: Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка? ( На экране появляется изображение Царевны – Лебедь).

У: Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует фигуру лебедя).

Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.

У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский. ( На экране появляется портрет П.И. Чайковского).

Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.

(Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского).

У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?

Д: Злой, недобрый.

У: А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?

Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…

У: Кому же из перечисленных героев  подошла бы такая музыка?

Д: Бабе-Яге!

У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.

У: А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?

Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.

У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?

Д: Выделяет. ( На экране появляется термин «акцент»).

Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием – акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке. ( На экране появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).

У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски – графическое иллюстрирование).

У: Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? ( На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).

У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Д: Темп быстрый, живой, не останавливается. (На экране появляется изображение  летящей Бабы-Яги).

У: На каком инструменте исполняют пьесу?

Д: Пьесу исполняют на фортепиано.

У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.

(Чтение стихотворения: учитель и ученик).

У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?

Д: Да.

У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию пьесы П.И. Чайковского.

(Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).

У: Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини! (Повторное исполнение в характере).

У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).

Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

(Пластическое интонирование).

У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием.

(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!

А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба-Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.

(На экране появляется изображение «Детского альбома»).

Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?

Д: «Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д.

У: Молодцы! Не забыли!

Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.

Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?

Д: В мультфильме «Летучий корабль».

У: Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки - Ёжки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский. (Демонстрируется портрет).

(В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют частушки и также быстро убегают).

У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.

Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.

Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря сказочному образу Бабы-Яги (на экране проецируются портреты П.И. Чайковского и М.И Дунаевского без фамилий). 

Кто из вас сможет назвать их фамилии? (При правильном ответе, на экране высвечиваются фамилии композиторов).

Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский.

У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном слайде? Что их может объединять?

Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.

У: Совершенно верно. Но они по-разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого, что еще нового вы узнали?

Д: Мы узнали про ударение в музыке.

У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?

Д: Акцент – это ударение в музыке.

У: Верно. Вы все  правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).

Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «Баба-Яга» П.И. Чайковского.

В заключение мне хочется сказать, что сказок существует очень много, они всегда гуляли и будут гулять по свету, и вы об этом нам сейчас споете.

( Жестом руки учитель просит учащихся встать,

дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется изображение сказочных персонажей).

Всем спасибо за урок! До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

 1 класс

Урок и презентацию подготовила Макарова Светлана Геннадиевна,

учитель музыки высшей категории, МОУ «Гимназия Дмитров», г. Дмитров.

Авторы программы «Музыка. Начальная школа» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Тема урока: «Музыкальная азбука».

Цель урока: 

 -  знакомство с нотной грамотой.

Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательные:

-  дать понятия о нотной грамоте;

-  научить запоминать и называть ноты;

-  развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

-  умения выполнять коллективные действия;

-  развить инициативу учащихся;

-  пробудить интерес к музыкальной грамоте.

Развивающие:

-  развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;

-  целостность восприятия.

 Оборудование к уроку:

Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).

Музыкальный материал:

«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,

«До, ре,ми…»

Учителю необходимо объяснить детям, что музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами, а нотами. Ноты пишутся на пяти линейках, которые вместе образуют нотный стан. Надо подчеркнуть, что линейки в нотном стане отсчитываются снизу. Ноты нужно писать на линейках, между линейками и на добавочных линейках. Нужно объяснить различие между звуком и нотой: звук – это то, что мы слышим, поем; нота – то, что пишем, читаем по записи.

После того, как учитель объяснит детям нотную запись, они на каждом уроке систематически должны упражняться в пении по нотам (2 – 3 минуты).

Музыка вызывает положительные эмоции, оказывает благотворное влияние на умственное развитие детей. Известно, что положительные эмоции стимулируют деятельность человека. Я считаю, что именно применение презентации на уроках музыки помогает детям воспринимать информацию более  доступно, более эмоционально и понятно.

Музыка пробуждает в человеке творческие силы, воображение и фантазию.



ХОД  УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Вход в класс под музыку («Песня о школе» Д.Б. Кабалевский).

Занимают свои места.

2.

Музыкальное приветствие детей.

Ответное приветствие.

3.

Сегодня, ребята, вы зашли в класс под музыку. Мы с вами недавно познакомились с музыкальными жанрами.

- Как они называются?

- Какой жанр музыки нас встретил?

- О чём поётся в этой песне?

Правильно. Школа всегда вам рада и уже многому вас научила за это время. На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова.

Ответ: песня, танец, марш.

Песня.

О школе.

4.

  У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Так называется сегодня наш урок.

Слайд №1.

- Что же это за знаки? Отгадайте загадку.

Слайд №2.

 Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет. А помогать нам будет как всегда наша Муза.

Ответ: ноты.

5.

Давным-давно музыку записывали так.

Слайд №3.

Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.

6.

Все ноты живут в музыкальном доме. Посмотрите какой он красивый.

Слайд №4.

- Почему этот дом называют  нотоносцем?

Его ещё называют нотный стан и состоит он из пяти линеек. Не зря же у нас дом пятиэтажный. Линейки мы считаем снизу. 1,2,3.4,5.

Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный.

Слайд № 5.

Посмотрите, как он пишется.

Я сначала нарисую

Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь.

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовется он скрипичный.

Ответ: носит ноты на себе.

7.

Вот мы и попали в дом к ноткам. Пора с ними познакомиться.

- А кто из вас знает, сколько нот в музыке?

Слайд №6.

Правильно. Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь. Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи.

- Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь?

Ответ: семь.

- Семь дней в неделе, семь цветов радуги.

8.

 Слайд №7-13.

Знакомство с нотами в стихах.

Фундамент дома – нота ДО,

Она живет в пристройке,

Квартира первая её –

Начало всей постройки.

Слайд.

 Нота РЕ, ах, нота РЕ,

Подняться не решилась

А рядом с нотой ДО

Тихонько поселилась.

Слайд.

На первом этаже, смотри,

Из всей большой семьи

В квартире теплой номер три

Живет там только МИ.

Слайд.

Нота ФА, скажи на милость,

С нотой МИ там поселилась.

Слайд.

Ну а ЛЯ все посмотрите

Вдруг повисла словно в лифте

После ноты соль она.

Слайд.
Нота СИ, взяв свой багаж,

Третий выбрала этаж.

А теперь проверим вместе:

Все ли ноты здесь на месте?

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Дети по порядку называют ноты.

9.

Слайд №14.

Все на месте до одной

По порядку всех их пой.

Первый раз исполняют «эхом» за учителем, повторно исполняют звукоряд вместе с учителем.

10.

Слайд № 15.

А вы знаете,  ребята, что у нашей Музы есть песенка про ноты.  Она называется « До, ре, ми». Давайте её послушаем.

Слайд №16.

«До, ре, ми»  – разучивание.

 Напоминание о певческой посадке.

Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с интонационно и ритмически точным пропеванием.

Работа над выполнением правильного ритмического рисунка в песне.

Дети разучивают с учителем песню.

Прохлопывают ритмический рисунок.

Далее предлагается исполнить песню вместе с учителем.

11.

Игра «Живой звукоряд».

Учитель- «дирижер» раздает таблички с названием нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре.

Дети вместе с учителем поют свои звуки.

Затем выбирается ученик – «дирижер».

12.

Откройте учебники по музыке на стр.22. Вы видите здесь немые клавиши. На клавишах можно играть, но зазвучать они могут только с помощью вашего голоса.

Давайте попробуем исполнить.

Исполняют звукоряд.

13.

 Сегодня для урока я  подготовила ребусы.

-Что такое ребусы?

Разгадывание ребусов, ответы в слайдах.

Слайд №17-22.

Ответ: это загадки в картинках.

Фазан, соль, поляна, сирень, дом, помидор.

14.

Давайте подведём итог:

Как назвали итальянцы музыкальные знаки?

Сколько нот в музыкальной азбуке?

Где записываются ноты?

А как попасть на нотный стан?

Ответ:

- ноты

- семь

- на нотном стане, нотоносце

- нужен скрипичный ключ.

15.

В подарок для вас мультфильм «До, ре, ми…», про то, как телёнок учил ноты.

Слайд №23

Урок окончен, пожелания успехов.

Смотрят мультфильм

( отрывок).

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...