программа кружка "Школа вокала"
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме

Перепечина Надежда Васильевна

программа по дополнительному образованию для учащихся 5-6 классов в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnoe_estradnoe_penie_2.doc121 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Муниципальное  Общеобразовательное Учреждение

               «Вырубовская средняя общеобразовательная школа»

                                      Никифоровского района

                                        Тамбовской области                                                            

                                 

                                                                                Утверждена на заседании

                                                                                  педагогического совета

                                                                                  протокол заседания №

                                                                                  от «   »                     2009г.

                                                                                Директор школы:

                                                                               ____________(Вавкин П.К.)

     Образовательная программа дополнительного образования детей

                            « ШКОЛА  ВОКАЛА»

 

        ( Для детей среднего и старшего школьного возраста.

                             Срок реализации 1 год.)

                                                                        Составитель: Перепечина

                                                                         Надежда Васильевна –

                                                                         педагог дополнительного

                                                                         образования.

                                       д. Вырубово

                                               2009 г.

                                   Пояснительная записка.

  Вокальному воспитанию придаётся особо важное значение, т.к. пение является одним из самых доступных  и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда: умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитывается организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребёнка. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса сольного эстрадного пения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют свой кругозор.

  Программа предусматривает как групповое обучение (пение в дуэтах, трио, ансамблях) для всех обучающихся, так и индивидуальное обучение  талантливых детей.

  Особенностью данной программы является ориентация на сформированную мотивацию детей заниматься пением. Принцип построения учебного процесса предусматривает проведение конкурсного отбора  и  работу с детьми, обладающими  музыкальными и вокальными способностями.  Данная программа учитывает индивидуальные возможности детей и позволяет прокладывать индивидуальную трассу её прохождения.

 Существует много подобных программ направленных на обучение детей вокалу, однако, каждая программа, по-своему индивидуальна и интересна.  

 Цель программы – художественно – эстетическое воспитание и духовное развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его вокальных способностях в частности, оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации его в современных условиях жизни, воспитание певческой и общемузыкальной культуры учащихся.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать у детей вокальные  навыки (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, чёткую дикцию);

- сформировать навыки  выразительного исполнения народной, современной отечественной и  эстрадной  вокальной музыки;

- обучить детей основным приёмам сценического движения, актёрского мастерства;

- познакомить с основами физиологии голосового аппарата;

- познакомить с жанрами вокальной музыки;

- научить основам музыкальной и вокальной грамотности.

Развивающие:

  1. содействовать развитию  фантазии детей;

  1. развивать активность и самостоятельность воспитанников;

  1. способствовать развитию творческой деятельности, самообразования;

  1. содействовать развитию вокальных возможностей детей;

  1. содействовать развитию артикуляции и дикции;

Воспитательные:

  1. содействовать воспитанию самостоятельности и чувства коллективизма, само-и-взаимоконтроля;

  1. содействовать формированию общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе;

  1. содействовать воспитанию эстетического вкуса, трудолюбия, терпения.

                                Ожидаемые результаты:

В конце обучения дети должны

знать:

  1. строение голосового аппарата;
  2. музыкальные термины: темп, ритм, тембр, дикция, динамические оттенки, лад, мелодия;
  3. основы музыкальной грамоты в пределах программы;
  4. правильное положение корпуса во время пения;
  5. дирижёрские жесты («вступление», «дыхание», «начало звукоизвлечения и его окончание»).

      Уметь:

  1. исполнять образцы народной и современной вокальной музыки;
  2. петь мягкой атакой звука;
  3. обращаться с техническими средствами;
  4. правильно артикулировать;
  5. чисто интонировать;
  6. проникаться настроением песни и передавать его в своём исполнении

Данная программа «Школа вокала» составлена с учётом психологических и физиологических особенностей учащихся 10 – 15 лет и рассчитана на 72 часа.

 Срок реализации 1 год.

 Основной формой обучения являются групповые и индивидуальные занятия, периодичность их проведения 2 раза в неделю по 1 часу.

 Итогом реализации данной программы является тестирование и  отчётный концерт.

                                Учебно – тематический план.

           Раздел, темы

  Количество

     теории

    Количество

      практики

    Всего

    часов

1.

Введение в программу.

    0,5

    0,5

         1

2.

  Музыкальная грамота.

    5

     15

        20

3.

 Вокально-хоровая работа.

     8

     18

        26

         

4.

Песенное творчество.

     6

     17

        23

5.

Итоговое занятие.

    0,5

     1,5

         2

                                            Всего:

    20

     52

        72

                                     Содержание программы.

                          1.   Введение в программу – 1 час.

Теория –  создать эмоциональный настрой учащихся для занятий вокалом, рассказать о  правилах пения, провести викторину «Как зарождалась музыка?».

Практика – определить уровень музыкальных способностей воспитанников, провести начальную диагностику, обсудить репертуар.

                             2.    Музыкальная грамота – 20 часов.

Тема 1. Длительность нот.

Теория – дать объяснение понятию «музыкальный звук», его свойствах,

                 видах нот: целые, половинные, четвертные.

Практика – освоить  правильное написание длительностей нот в нотной

                      тетради;

                      освоить музыкальный счёт нот;

                      исполнить упражнения  с различными длительностями нот –  

                     от целой до  четвертной.                      

Тема 2. Паузы.

Теория – познакомить со знаками молчания в  музыке, видами пауз:

                 целая, половинная, четвертная.

Практика – освоить навыки написания пауз, работая в нотной тетради;

                      освоить счёт пауз;

                      исполнение  музыкальных упражнений по данной теме.

Тема 3. Ключи.

Теория – рассказать о нотных ключах  в музыке и их видах;

Практика – освоить написание музыкальных ключей: скрипичный,

                      басовый в нотной тетради;  

                      исполнить музыкальные упражнения в разных голосовых

                       регистрах.

Тема 4 . Синкопа.

Теория – объяснить  термин «синкопа», «синкопированный ритм».                  

Практика – исполнить  музыкальные упражнения с синкопированным    

                       ритмом;

                       музыкальный счёт в «синкопе».

Тема 5. Альтерация.

Теория – познакомить с ключевыми и случайными знаками альтерации:

                  диез, бемоль, бекар.

Практика – освоить написание знаков альтерации в нотной тетради;                      

                      исполнить   упражнения со знаками альтерации.  

Тема 6. Трезвучия.

Теория – дать представление о главных трезвучиях  лада и их видах.

Практика – исполнить упражнения основанных на минорных и                       

                      мажорных  трезвучиях.                                                  

                                                         

                       

Тема 7. Обобщающее занятие.

Теория – проверить знания  терминологии по разделу.

Практика -  выполнить тестовые задания.

                 

                                3.  Вокально-хоровая работа - 26 часов.

Тема 1. Дыхание.

Теория – познакомить с особенностями певческого дыхания, моментами  

                  вдоха и выдоха;

                  взаимосвязь певческой установки, дыхания и

                  качества звучания голоса.

Практика –  освоение навыка певческого дыхания, выполнение                       

                       упражнений  на распределение дыхания.

Тема 2. Звукообразование.

Теория – дать определение понятию «звук», как взаимодействие дыхания,

                 голосовых связок и резонатора ;    

                 познакомить с  правилами звукообразования, видами атак.                   

Практика – формировать напевный, лёгкий звук, выполнение  

                     упражнений  легато, нон легато, стаккато.

Тема 3. Дикция и артикуляция.

Теория - познакомить с основными правилами вокальной речи, строением

                 артикуляционного аппарата;

                  доказать зависимость качества певческого звука от чёткости  

                  произносимого текста и степени связанности звуков          

Практика -  овладеть приёмом утрирования согласных, выполнение    

                      упражнений на качество произносимых согласных, гласных.

Тема 4.  Ладовое чувство.

Теория – познакомить  с  понятием «лад» и его видами: мажор, минор.

Практика – научить распознавать мажорный и минорный лад, определять

                    на слух особенность их звучания и исполнения.

Тема 5. Динамические оттенки.

Теория – познакомить с подвижными и неподвижными нюансами,

                 системой обозначения динамических оттенков;

                 охрана  детского голоса.

Практика – работать над устранением форсированного звука;

                      исполнение упражнений с различными нюансами;    

                      исполнение песен с применением различных  

                      динамических оттенков.

Тема 6. Обобщающее занятие.

Теория - проверить знания  терминологии по разделу.

Практика -  выполнить тестовые задания, упражнения,

                      исполнить песни.

                               4.    Песенное творчество – 23 часа.

      Теория – познакомить со средствами художественной

                       выразительности: мелодия, форма произведения, ритм, темп;    

                        значение средств   выразительности и исполнительской  

                        техники в достижении результатов;

                        разучивание музыкальных произведений.                      

       Практика –  освоение исполнительских средств выразительности:  

                             ритмичности, эмоциональности;

                            этапы работы над песней: показ песни, разучивание нотного

                            и литературного текста, фразировки, преодоление  

                            вокальных, интонационных, ритмических трудностей;                                                                              

                             навыки работы с микрофоном.

                                                                                                                                 

                         

                                5.    Итоговое занятие – 2 часа.

Теория – провести тестирование, разгадывание кроссворда для                    

                 определении уровня освоения  программного материала                                                                             

                 воспитанниками.

Практика – составление программы, выбор ведущих и солистов,

                      оформление зала, репетиция;  

                       отчётный концерт.

                                      Методические  указания.

  Выбор способов педагогического воздействия зависит от психофизических способностей каждой возрастной группы обучающихся.

 Формы занятий: групповые, индивидуальные, репетиционные.

Педагогические методы: словесные (беседа, рассказ, диалог, лекция);

                                              наглядные (иллюстрация, показ, демонстрация);

                                         практические ( упражнения).  

                                                                                             

  Стимулирующие  методы обучения: игра, звукоимитация, дискуссия, разъяснение, поощрение.

  Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля: устный и письменный контроль, тестовые задания, викторина.

  Дидактический материал: речевые упражнения, скороговорки, вокализы, распевки.

            Форма оценки качества реализации программы.

За период обучения учащиеся получают определённый объём знаний, умений и навыков, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводятся контрольные мероприятия: конкурсные и репетиционные прослушивания, участие в концертах,  фестивалях, конкурсах. Итоговая аттестация проводится в форме концерта для родителей и педагогов.

           

                              Методическое обеспечение.

Наименование

     раздела

   Формы

   занятий

Методы, приёмы

Дидактический материал, техническое обеспечение

Формы подведения

итогов

1.

Введение

Беседа, игра

Словесный, наглядный,

социологический,

 репродуктивный, викторина.

Баян, музыкальный центр.

Диагностическое анкетирование.

2.

Музыкальная

   грамота

Практическое

        и теоретическое

    занятие

Словесный, наглядный,

практический.

Комплект дидактических карточек, таблицы, ребусы, баян.

Собеседование, тестирование.

3.

Вокально-хоровая работа

Беседа,

практическое занятие,

репетиции

Словесный, наглядно-слуховой,

организационный,

практический.

Баян, музыкальный центр, плакаты, таблицы.

Устный опрос,

тестирование,

контрольное занятие

(исполнение песни, упражнения).

4.

Песенное творчество

Беседа,

 разучивание песен,

репетиции

Словесный, наглядно-слуховой,

организационный,

практический.

Дидактическая игра, баян, музыкальный центр, шумовые инструменты, таблицы.

Творческое задание,

практический контроль

(исполнение песни, упражнения)

5.

Итоговое занятие

Обобщающее занятие

Словесный, практический,

организационный.

 

Комплект дидактических карточек,

плакаты,

кроссворд,

музыкальный центр, баян.

Тестирование, концерт.

                                      Список литературы.

  1. Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995 г.
  2. Арнхейм  Р.А. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974 г.
  3. Выготский Л.С. Гимнастика чувств. – М.: Просвещение, 1985 г.
  4. Журавлёв А.П. Звук и смысл. – Просвещение, 1991 г.
  5. Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Ретро-шлягер. – М.: «Молодая гвардия» 1999г. – с. 51 – 65.
  6. Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Современные хиты. - М.: «Молодая гвардия» 1997г. – с. 82 – 108.
  7. Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Песни для детей. - М.: «Молодая гвардия»2000г. – с.69 – 111.
  8. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. – М.: Музыка, 1990.
  9. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988.
  10.  Песенник для детей «Буратино». – Ленинград «Советский композитор» 1991г.
  11.  Попов В. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 1990. – 206 с.
  12.  Сборник «Хиты для всех. Мелодии и тексты». – М.: «Музыка»2000г. – 53 с.
  13.  Сборник «Жемчужины российской эстрады». –  М.: «Союз» 2000г. – 28 с.
  14. Способин И. В. Элементарная теория музыки. – М.: издательство «Музыка», 1973.
  15. Энциклопедия для юных музыкантов / авторы-составители

И.Ю. Кутерский, Е. В. Минина; оформл. «Диамант». – СПб.:

ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. – 576 с.

                                                           

                         Учебно – тематический план.

           Раздел, темы

  Количество

     теории

    Количество

      практики

    Всего

    часов

1.

Введение в программу.

    0,5

    0,5

         1

2.

  Музыкальная грамота.

    11

    21

        32

3.

 Вокально-хоровая работа.

     8

     18

        26

         

4.

Песенное творчество.

     2

     10

        12

5.

Итоговое занятие.

    0,5

     0,5

         1

                                            Всего:

    21

     51

        72

                 Календарно-тематический план

           Раздел, темы

     Всего

    часов

                     Дата

1.

Введение в программу.

         1

         

2.

  Музыкальная грамота.

         20

1.

Длительность нот.

         6

2.

Паузы.

         4

3.

Ключи.

         3

4.

Синкопа.

         4

5.

Альтерация.

         8

6.

Трезвучия.

         6

7.

Обобщающее занятие.

         1

3.

 Вокально-хоровая работа.

         26

1.

Звукообразование.

         5

2.

Дыхание.

         3

3.

Дикция и артикуляция.

         6

4.

Ладовое чувство.

         6

5.

6.

Динамические оттенки.

         5

Обобщающее занятие.

         1

4.

Песенное творчество.

         23

     

1.

Введение.

        1

       

2.

Мелодия.

        3

3.

Форма произведения.

        8

4.

Ритм.

        5

5.

Темп.

        6

5.

Итоговое занятие.

        2

     

         

                                            Всего:

        72

     

       

                                                                                                                                       

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа обучения Вокал

Программа обучения эстрадно-джазовому вокалу, состоящая из трех этапов и расчитанная на 3 учебных года...

Программа кружка "Вокал"

Данная программа ставит своей задачей изучение основ искусства сольного пения и дальнейшее развитие искусства сольного пения, создана с целью обеспечения  наиболее полной реализации творческих во...

Программа "эстрадный вокал" (5-6 лет обучения)

Программа  обучения  эстрадно-джазовому  вокалу  ставит  своей  целью  дать  возможность  ученикам  получить  основы  вокального и...

программа "Эстрадный вокал"

Программа дополнительного образования «Эстрадный вокал»  5 - 9 классов (от 11 лет)  Сроки реализации - 5 лет.    Программа «Эстрадный вокал» имеет художест...

Образовательная программа «Эстрадный вокал»

Целью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.Для ...

Программа "Эстрадный вокал "Серпантин" начальная"

Данная программа имеет художественную направленность, предназначена для учащихся 7-18 лет, рассчитана на два года обучения.В основе программы лежит система воспитания детского и подросткового певческо...