Технология проблемного обучения
методическая разработка по музыке по теме

Новикова Любовь Михайловна

 

 

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей,   то   педагогически   правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технология проблемного диалога.

Как зритель, не видевший первого акта,

В догадках теряются дети.

И все же они ухитряются как-то

Понять, что творится на свете.

С.Я. Маршак

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей,   то   педагогически   правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

(слайд3) Цель проблемного обучения- развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.

Механизм -поисковые методы; постановка познавательных задач.

(слайд 4) Проблемное обучение – не новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Дьюи, Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И.Махмудов, Т.В.Кудрявцев, Г.К.Селевко.

  (слайд 5) Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”.

(ИНСАЙТ (англ. insight - постижение, озарение) - неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.)

Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Таким образом,  причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.

(слайд 6)   Чем же отличается проблемное обучение от “не проблемного”, традиционного?

   (слайд 7)    При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

  ( Слайд 8) При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).

(слайд 9) Что же такое технология проблемного обучения? 

Под технологией понимаем СИСТЕМНУЮ совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

  Система методов проблемного обучения  представляющая  собой  органическое сочетание общих и бинарных методов.

  В целом  можно  говорить  о   шести  дидактических  способах  организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих  собой три вида изложения учебного материала учителем и  три  вида  организации  им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

 1) монологическом;

 2) рассуждающем;

 3) диалогическом;

 4) эвристическом;

 5) исследовательском;

 6) методе программированных заданий.

На уроках музыки возможно применение всех методов, но я хочу остановиться  более подробно на одном – диалогическом.

            (слайд10)           Метод диалогического изложения.

  Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель  в  созданной им проблемной ситуации сам  ставит  проблему  и  решает  её,  но  с  помощью учащихся, то есть они активно участвуют  в  постановке  проблемы  выдвижения предположений,  и  доказательства  гипотез.  Деятельности  учащихся  присуще сочетание репродуктивного и  частично-поискового  методов  обучения.  Основные формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

 (слайд 11)  Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

(слайд 12)На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  1. Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
  2. Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

(слайд 13) Различают два вида диалога:

  1. Побуждающий
  2. Подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

(слайд 14) Побуждающий диалог   состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

(сдайд15) Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками.  При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. 

 (слайд16) Методическими основами проблемного диалога на уроках музыки являются:

1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.

(слайд17)Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

Проблемно-диалогические методы являются основой развивающего обучения, которые так же лежат и  в основе «Педагогики искусства», применяемые на уроках музыки, разработанные  доктором педагогических наук Л.П. Масловой.

 (слайд18) «Педагогика искусства» отвечает всем требованиям гуманистической педагогики, так как в центре ее всегда человек – ребенок. А музыка – это средство для развития ребенка, а не цель. Наши уроки  – это постоянное общение. Общение между музыкой – учителем – детьми; композитором – исполнителем – слушателем; актером – зрителем – художником.

Сегодня большое симпатии специалистов завоевывает мысль о том, что искусство не столько предмет, сколько метод обучения на уроке, что главное не что усвоил, а что испытал ребенок, общаясь с искусством. Если искусство не прочувствовано душой, то оно не усвоено.

(слайд19)Постижение мира – задача всей жизни человека. А как познать мир? Через чувства. Цель жизни ребенка – познание окружающего мира.

Какова же роль искусства как искусства постижения себя, соседа по парте и всего мира? Прожить жизнь в искусстве, в произведении и, чем больше прожито жизней в искусстве, тем больший жизненный опыт он приобретет и адаптируется в обществе, в жизни. Поэтому урок музыки – это урок не развлекающий, а урок развивающий. Творчество на уроке – это скорее процесс, поиск, нежели результат. Творчество ученика – это свобода, нестереотипное видение мира, это шаг в незнаемое, отступление от нормы, расширение духовного пространства каждого.

Благодаря новым технологиям и методикам «Педагогики искусства» стало возможным совместное творчество учителя и ученика и путь художественного познания мира, стал путем познания самого себя.

(слайд 20)Уроки искусства строятся по законам драматургического действия, автором которого является русский театральный режиссер, актер и преподаватель  Константин Сергеевич Станиславский.

  1. начало урока -завязка-экспозиция( использование музыкального и литературного  эпиграфа).
  2. формулирование проблемы или вопроса нравственного плана.
  3. Разработка проблемы (вопросы и задания, которые ведут к разрешению проблемы).
  4. Кульминация – наивысшая точка напряжения в развитии урока.
  5. Развязка – выводы учащихся по разрешению проблемы.

«Мой основной метод – подходить от практики, от наглядного примера и от собственного ощущения к теории  и  ее творческим законам».

                                                                К.С. Станиславский

(слайд21) «Многое меняется – сердце остается одно», - в этих словах Ф. Достоевского образно дано важное направление педагогической деятельности учителя музыки. Все можно изменить… и сценарий урока, и музыкальный материал, и метод, но важно одно – путь учителя лежит к сердцу ребенка, и через сердце ребенка к диалогу с ним.  


(слайд22)Литература

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
5. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2010-01-21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...