конспект урока музыки
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме

конспект урока музыки тема: "Вечные темы искусства. Рок - опера "Иисус Христос - суперзвезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_muzyki_po_teme.docx26.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока музыки по теме "Вечные темы искусства. Рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда»

   Цель урока: познакомить обучающихся с направлениями современной музыки, научить в них ориентироваться.

  Задачи урока:

Образовательные:

              1.Обеспечить усвоение знаний обучающихся о направлениях рок-музыки.          

            Развивающие:

1.Развивать музыкальный  уровень обучающихся, способность чувствовать, понимать, любить  явления искусства.

2.Развивать умение давать эмоциональную характеристику музыкальных образов.

3. Развивать умение вести беседу.

4. Развивать память и речь, музыкальный слух.

            Воспитывающие:

            1.Воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.                          

Тип урока: усвоение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, школьная доска, ноутбук.

                                                   Ход урока.

    Организационный момент.

 Готовность к уроку. Приветствие учеников.

     Работа по теме урока.

Учитель. Сегодняшний урок мы начинаем со слушания музыки. Вашему вниманию будет представлен небольшой музыкальный фрагмент. Постарайтесь определить – к какому жанру он относится.

Звучит начало песни «Суперстар». (1 мин. 48 сек.)

- К какому жанру относится прозвучавшая музыка?  

(Сейчас звучала увертюра из  рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда»).   (СЛАЙД 1)

 - Вы можете сказать, что такое увертюра?

- Ребята, а вы знаете, что такое опера?

- Что такое ария?

Тема нашего урока: «Рок- опера» ( Запишите тему урока в тетрадь)

Рок-опера – это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.

Жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). Жанр рок-оперы появился во второй половине 20-го века.

«Иисус Христос – Суперзвезда» – одна из самых известных и величайших рок-опер в мире, с довольно длительной историей, ставшей шедевром и легендой мира музыки.

Появлением  ЭТОЙ  рок-оперы  мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту Тиму Райсу. (записать в тетрадь)

(слайд 2)

Никому не известный до этого момента молодой композитор Эндрю Ллойд Уэббер практически в одночасье стал знаменитостью. 12 октября 1971 года на Бродвее состоялась премьера  рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда». Молодые авторы были потрясены успехом постановки. Уже в августе 1972-го шоу открылось в Лондоне. А в 1973 году рок-опера была экранизирована. Фильм сняли в Израиле, в тех самых местах, где и происходили события, продемонстрированные в фильме.  За 40 лет существования рок-оперы  «Иисус Христос – Суперзвезда» постановки шоу прошли на сценах 17-ти стран мира.

(слайд 3)

 Основной вопрос, на который мы с вами должны ответить сегодня на уроке:

    ? – Почему композитор написал  это произведение  в стиле рок ?             

- Можете ли вы мне сказать, что лежит в основе любой оперы?

-Вспоминаем, что обозначает слово либретто? ( слайд 4)

(Либретто – это литературная основа оперы. Без него  композитор не может написать оперы, т. к. в либретто записывается сюжет оперы или балета. В основу либретто может быть положен какой-нибудь исторический факт или литературное произведение.)

В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие.

- Что такое Евангелие?

(Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа.           (слайд 5)

Основой для сюжета рок-оперы стали евангельские повествования, события, произошедшие на заре Христианской Эры. В сюжете рассказывается о последних семи днях жизни Иисуса Христа.

Постановка рок-оперы сопровождалась большим скандалом. Представители церкви буквально прокляли её, потому что библейские события в либретто были представлены от имени Иуды, который впоследствии предал Иисуса Христа за «тридцать сребреников». Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением (как повествует Евангелие). Высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.

Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступной библейскую легенду о Христе широкому кругу молодежи.

 - Сейчас мы посмотрим фрагмент из кинофильма «Иисус Христос – суперзвезда» снятого по сюжету рок- оперы. Будет звучать ария Иуды.

      Обращаю ваше внимание на то, что при прослушивании каждого музыкального фрагмента вам предстоит заполнить таблицу, постарайтесь определить, какие чувства испытывают действующие лица рок - оперы в тот или иной момент.  

СЛУШАНИЕ: «Ария Иуды»

  - Какие чувства испытывает Иуда?

   - Как композитор с помощью музыки показал характер Иуды.

( Иуда возмущён: музыка гневная, бурная; он не понимает, почему Христос не хочет себя спасти, хотя это в его силах.)

  Иуда в опере является воплощением человека, отягощённого земными страданиями. Он понимает, что Иисус Христос знает о его предательстве, но не меняет своего отношения к нему  и даже не пытается ничего изменить, хотя может творить чудеса.

(слайд 6)

 Звучит фрагмент из Евангелия от Марка. Гл.14,32-42      

- Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно миновал его час сей; и говорил: Авва , Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты…

 -О ком идёт речь в этом отрывке? (об Иисусе Христе)

На  последней «Тайной вечери» Иисус сказал ученикам. Что один из них предал Его. Он знал об этом, знал, что последует после ареста. И когда усталые ученики уснули, Он в Гефсиманском саду молит Отца о помощи, просит помочь избежать смертных страданий.

Слушание «Ария Иисуса Христа в Гефсиманском саду»

- Как звучал голос певца? (Сначала мягко, умоляюще, потом взволнованно, срываясь на крик)

-  Ребята, охарактеризуйте музыкальный образ арии Христа.

- Как вы считаете, какой фрагмент арии можно назвать кульминационным?

- Как композитор с помощью средств музыкальной выразительности смог нам это передать?

 ( Перед последним куплетом звучат мощные, трагические аккорды в исполнении медных духовых инструментов).

Иисус осознает, что его ждет впереди, но не совсем понимает цели собственной жертвы, хоть и относится к этому как к судьбе, не подлежащей изменению. Иисус страдает от этого знания, он хочет понять, зачем Бог-отец посылает его на смерть.

-А теперь обратимся ещё к одному фрагменту.

 -Под эту музыку появляется царь Ирод.

- Знаете ли вы, какую роль сыграет он в судьбе Иисуса Христа?

Слушание «Ария Ирода» 

- О чём в этом фрагменте Ирод просит Иисуса Христа?

- Какая музыка по характеру? ( Танцевальная, «бездумная», глуповатая)  

Почему ария царя Ирода написана композитором в танцевальном стиле?      ( Потому что он глупый и не понимает, что чудеса в этой жизни просто так не происходят).

Теперь давайте проанализируем ваши таблицы. В чём сходства и различия между рассмотренными музыкальными образами. Кому из них вы сопереживаете и почему?

Итог урока.

(слайд 7)

-А сейчас пришло время вернуться к основному вопросу нашего урока.

- Почему Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку этого произведения  в стиле рок ?

- На слайде вам предложены варианты ответа на этот вопрос. Выберите   (выпишите) тот, который вы считаете наиболее верным.          

 (Именно рок, как одно из направлений современной музыки, наиболее остро и точно передаёт всю гамму человеческих страданий и переживаний.

  Рок-музыка сделала более доступной  библейскую легенду об Иисусе Христе широкому кругу молодежи.

 Время создания рок- оперы совпало с периодом расцвета рок- музыки).

-Давайте попробуем доказать актуальность и современность этого произведения.

( События, показанные в этой рок- опере до сих пор волнуют сердца людей.  Ведь во все времена композиторы обращались, обращаются и будут обращаться к человеку, его чувствам, мыслям. Будут отражать их в своих произведениях музыкальным языком, характерным для данной эпохи, страны.)

 А поскольку авторов рок- оперы, судя по всему, волновали судьбы творческих людей вообще и музыкантов в частности, то и Иисус в постановке напоминает рок-звезду (что и отражается в названии). И судьба его походит на судьбы знаменитостей – то толпа превозносит своего бога, то требует его крови. Чем не взлеты и падения мировых рок - идолов? 

- Понравилась ли вам музыка, которая сегодня прозвучала? Опишите свои чувства.

-Если вас заинтересовала тема нашего урока, я советую вам прослушать ещё несколько произведений этого жанра.

(Подведение итогов. Оценки)

( СЛАЙД  8)

Мне было приятно с вами общаться, надеюсь и вам тоже. Спасибо, до свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...