урок в 6 классе
план-конспект занятия по музыке (6 класс) по теме

Алешина Елена Владимировна

П. И. Чайковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Программа  В.В.Алеева, Т.И.Науменко.

                                                   

  6 класс,  4 четверть, 6 урок

Тема: Жизненная сила музыки И.И.Чайковского. Интервью с композитором.

Тип урока: Обобщение изученного материала.

Цель: Составить вопросы для интервью с  известным человеком (П.И. Чайковским.)

Задачи: 

  • Обобщить знания о жизни и творчестве композитора.
  • Выявить стилистические черты музыки П.И.Чайковского
  • Развивать способность к изложению мыслей.
  • Воспитывать чувство коллективного сотрудничества.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский. «Времена года». «Апрель» (слушание)

                                           П.И.Чайковский.   «Неаполитанская песенка» (исполнение)

                                            П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей» (приветствие)

План урока

  • Орг. Момент. Приветствие     - 3мин.
  • Беседа                                        - 5мин
  • Слушание                                  - 7мин
  • Вокально-хоровая работа         - 10мин
  • Работа с тестом                          - 5мин
  • Составление вопросов              - 10мин
  • Оценка деятельности                - 5мин

 

Ход урока

Приветствие на музыку из балета Чайковского «Танец маленьких лебедей»

-Учитель: Я очень рада видеть вас

-Ученики: Мы очень рады видеть вас

- Учитель: Ваш дружный класс

- Ученики: наш дружный класс

- Знакома ли вам эта мелодия? В каком произведении встречается?

-О каком композиторе пойдёт речь?(о П.И.Чайковском)

Сегодня вам предстоит встреча с великим русским композитором.

Представьте, что  вы работаете в модном музыкальном журнале. Вас редакция журнала отправляет в командировку на машине времени, чтобы взять у него интервью.

-Что вы должны как журналисты знать о композиторе, чтобы ваше интервью попало на первые полосы журнала?

- Известные факты его жизни, его произведения, его вкусы, взгляды, высказывания.

-Давайте вспомним, что вам уже известно об этом композиторе.

-Что вы запомнили из его детства, юности, зрелых лет?

Слайд.

-Какую первую профессию получил П.И.Чайковский?

Слайд. -

-. Что воспевал П.И.Чайковский в своих произведениях? (красоту, богатство природы, человека и самой жизни)

Слайд.

-Ещё в прошлом веке регулярно стали проводить Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Перед вами 3 марки. Определите, как часто проводится этот конкурс. Когда он был впервые.

Слайд.

-Какая картинка лишняя, почему?

Слайд.

-Что объединяет две фотографии?

Слайд.

- Вспомним, в каких жанрах работал П.И.Чайковский.

Работа в парах.

- Романс, концерт.

Слайд.

- Какое произведение зашифровано?

Слайд.

1.-Времена года

2.-Детский альбом

3.-Патетическая симфония №6

Назовите 2оперы и 3 балета

Слайд.

Пиковая дама, Евгений Онегин, Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик.

Проверяем ответы.

Слайд.

Времена года.

Слайд.

- Сколько пьес в этом фортепианном цикле? (12)

- У каждой пьесы есть свой подзаголовок. Сейчас прозвучит один из весенних месяцев, а вы попробуйте сопоставить музыкальный образ с названием.

1) Песня жаворонка

2) Подснежник

3) Белые ночи

Слушание «Апрель»

- Какой характер пьесы? (трепетный) Есть ли повторения? Определите музыкальную форму (3х ч)

- Что можно сказать о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика, лад)?

В мелодии — короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. У Чайковского это — переживания цветка, хотя, конечно, в этой аллегории угадываются человеческие чувства.

- Черты какого жанра вы услышали? (танцевальность).

- Какой образ открылся вашему воображению?

Слайд.

Апрель – «Подснежник». Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. В лесу появились первые цветы. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля»

В качестве эпиграфа Чайковский взял стихотворение А.Майкова

Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастье ином...

Повторное прослушивание в исполнении оркестра.

- Какие новые краски приобрела пьеса?

- Определите, какие характерные черты музыки Чайковского вы услышали в этом произведении.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

Слайд.

Детский альбом

-Какие пьесы в него входят?

Одну из них мы исполним.

Работа над песней.

Настройка (по трезвучию)

- Как вы думаете, что самое сложное в исполнении?

Пропеваем припев медленно с  мелодической поддержкой. Активно и быстро, но не громко, произносим слова в ритме песни (слежу за артикуляцией и чётким замыканием слов).

Исполняем в темпе (обращаю внимание на высокую вокальную позицию, атаку звука «сверху»).

Первый куплет. (внимание на лёгкое стаккато и плавное окончание в конце фраз «мо-ря», «спо-рит»). Слежу за дыханием.

П. Чайковский писал: «в Италии я испытал приятные музыкальные впечатления».

В этой стране композитор слышал много профессиональной и народной итальянской музыки, которую позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, является подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: в "Детском альбоме» и в III действии балета «Лебединое озеро».

- Как нужно исполнить песню, чтобы передать итальянский колорит, тёплое море, яркие краски?

- Повторяющееся четверостишье куплетов исполним с разной динамикой.

 «парус в море» – споём трепетно.

Вместе с учащимися составляем исполнительский план.

Динамика:  pmf,  mp, p

Исполнение Неаполитанской песенки.

Прошу петь не по слогам, а по фразам, делая смысловой акцент на последнем слове, окончания пропевать «прикрытым» звуком на хорошем дыхании.

Слайд.

- Последнее произведение П.И.Чайковского (Шестая симфония)

Мы повторили с вами основные моменты жизни и творчества П.И.Чайковского и теперь можем приступить к работе над интервью с композитором.

Разделимся на 4 группы.

Каждая группа должна выбрать одно из высказываний как эпиграф для интервью.

Составить 6 вопросов для интервью.

Выступающую группу оценивают 3 остальные.

Д/З  Придумать вопрос, который мог бы задать П.И.Чайковский, оказавшись в нашем времени.

Используемые материалы и технологии:

  1. Презентация в MS Power Point
  2. Сайт http://music-fantasy.ru
  3. Википедия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...