Рабочая программа для 1 класса
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Васильева Ираида Васильевна

Рабочая программа для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon музыка 5 класс203.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. Москва, Дрофа, 2010г.)

        Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного                                   и методически целесообразного литературного и изобразительного                                        рядов.

        Рабочая программа имеет целью:

- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре                        как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

        Рабочая программа способствует решению следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему                    миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность                   в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- воспитывать культуру мышления и речи.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

В 5 классе

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

        В 5 классе новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (2 часа), где учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей, а также с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои первые творческие работы с применением ИК технологий. Помимо этого, тема «Подводим итоги» объединена с темой «Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

     Программа рассчитана на 34 (1 час в неделю).

В 6 классе программа составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 6-х классах   34 часа в год (1час в неделю).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка». В данной программе заложены возможности предусмотренного                    стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных                                 действий.

В 5 классе

В области личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

 - совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих

задач.

В  области метапредметных результатов:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;  

- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

 - знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений,пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

5. Содержание рабочей программы предмета «Музыка»

5 класс

Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» – реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».

        Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)

        Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.

        Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка  в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).

И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).

Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».

2. Древний союз (3 часа)

        Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.        

        Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка

К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»;  Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»;  Литература

А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой. «Живопись

А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини  Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта  «Природа в искусстве».

Часть первая. Музыка и литература

3. Слово и музыка (3 часа)

        Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.        

        Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню  чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П. Чайковский концерт №1  для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский, украинская народная песня

Живопись

Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».

Творческое задание: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи».

4. Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» (1 час)

        Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор учащихся.  Тест по пройденным темам.

5. Песня (3 часа)

        Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.        

        Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновенияХудожественный материал:

Музыка

В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент.

Литература

Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.

Живопись

И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».

6. Романс (2 часа)

        Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).

Живопись 

И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь.

7. Хоровая музыка (2 часа)

        Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник;  родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.   Что может изображать хоровая музыка.

Художественный материал:

Музыка

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание).

Живопись 

В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».

8. Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» (1 час)

Итоговое тестирование.

9. Опера (2 часа)

        Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).

Живопись 

А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».

10. Балет (2 часа)

        Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский.

Живопись 

Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»;  А. Бенуа, «Петербургские балаганы».

 11. Музыка звучит в литературе (2 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».

Художественный материал:

Музыка

К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

М. Яковлев, стихи А. Пушкина,  «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).

Литература

А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев,  «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».

12. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (2 часа)

        Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство.

13. Образы живописи в музыке (2 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник;  родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка – сестра живописи. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.

Художественный материал:

Музыка

С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); Г. Струве, Живопись

 И.Грабарь, «Иней», «Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах»;  К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».

Поэзия

А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».

14. Музыкальный портрет (1 час)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник;  родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня  о картинах» (пение).

Живопись

Н. Репин, «Протодьякон».

15. Пейзаж в музыке (2 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.  Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»; М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).

В. Серебренников, стихи В. Степанова.

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».

Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.

 16. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).

 С. Никитин, стихи Ю. Мориц,  «Сказка по лесу идёт»; А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»; Былина о Добрыне Никитиче (пение).

 Живопись

Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин.

Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

17. Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Музыка

Ф. Торрес, «Danza Alta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).

Живопись

Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы», «Придворный бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила».

18. Обобщающий урок по теме года

 «Музыка и другие виды искусства» (1 час)

        Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

        Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Музыкальный материал

Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

5 класс

Содержание (разделы, темы)

Характеристика видов деятельности.

1.

Тема года: «Музыка и др. виды искусства».

Музыка рассказывает обо всём.

1. Различать характерные признаки видов искусства.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки.

3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием.

2.

Древний союз. Истоки.

1. Выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

2. Понимать единство истоков различных видов искусства.

3. Исполнять музыку, передавая её художественный смысл.

3.

Искусство открывает мир.

1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.

2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

4.

Искусства различны, тема едина.

1. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

3. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусства.

5.

Два великих начала искусства.

1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

 3. Рассуждать об общности и различии музыкальных средств музыки и литературы.

6.

«Стань музыкою, слово!»

7.

Музыка дружит не только с поэзией.

1. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки.

8.

Песня – верный спутник человека.

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человекам.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2 Четверть

Содержание (разделы, темы)

Характеристика видов деятельности.

9.

Обобщение по теме: Древний союз.

1. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки.

2. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием.

10.

  Мир русской песни.

1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы.

2.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала).

3. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики

11.

Песни народов мира.

Анализирозать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

  1. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.
  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме

12.

Романса трепетные звуки.

1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

3. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

13.

Мир человеческих чувств.

  1. Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.
  2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.

3.Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке

14.

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

1. Изучать специфические черты русской народной музыки.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

15.

Что может изобразить хоровая музыка.

1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

2. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

16.

Заключительный урок.

3 Четверть

Содержание (разделы, темы)

Характеристика видов деятельности.

17.

Самый значительный жанр вокальной музыки.

1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

4.Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.

18.

Из чего состоит опера.

1. Анализировать многообр. связей музыки, литературы и изобразит. искусства.

2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

19.

Единство музыки и танца.

1. Выявлять круг музыкальных образов в различных муз. произведениях.

2.Творчески интерпретировать содержание муз.  произведений в пении.

20.

«Русские сезоны» в Париже.

  1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.
  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
  3. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).
  4. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация).

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

21.

Музыкальность слова.

22.

Музыкальные сюжеты в литературе.

23.

Живописность искусства.

  1. Исследовать значение изобраз. искусства для воплощения музык. образов.
  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
  3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

24.

«Музыка – сестра живописи».

25.

Может ли музыка выразить характер человека?

1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев. представленных в учебнике).

26.

Образы природы в творчестве музыкантов.

1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Рассуждать об общности и различии выраз. средств музыки и изобр. искусства.

3. Самостоятельно подбирать сходные поэтич. и живописн. произведения к теме.

4. Использовать образов. ресурсы Интернет для поиска худож. произведений.

27.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов.

1.Понимать характерные черты музыкального импрессионизма и называть его основных представителей.

2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4 Четверть

Содержание (разделы, темы)

Характеристика видов деятельности.

28.

Волшебная красочность музыкальных сказок.

1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

3. Воспринимать муз.произв-я с точки зрения единства содержания и выражения.

29.

Сказочные герои музыки.

1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

30.

Тема богатырей в музыке.

1. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

2. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.

31.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

32.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

33.

Подводим итоги.

1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

34.

Заключительный урок.

6 класс

1 Четверть.

Содержание (разделы, темы)

Характеристика видов деятельности.

1.

Тема года: «В чём сила музыки».

«Музыка души».

1.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

2. Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека.

2.

Наш вечный спутник.

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.

Искусство и фантазия.

1. Осознавать интонац.-образные, жанровые основы музыки как вида иск-ва.

2. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений

4.

Искусство – память человечества.

1. Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

2.Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.

5.

Какой бывает музыка.

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

4. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

5. Сравнивать музыкальный язык в произв. разного смысл. и эмоц. содержания.

6.

Волшебная сила музыки.

7.

Музыка объединяет людей.

1. Рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

8.

Музыка объединяет людей.

2 Четверть

Содержание (разделы, темы)

Характеристика видов деятельности.

9.

Обобщающий урок по темам 1-й четверти.

1.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2. Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека.

10.

Единство музыкального произведения.

1. Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.

2. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами.

11.

«В начале был ритм».

1. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения.

2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

12.

О чём рассказывает музыкальный ритм.

1. Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

13.

О чём рассказывает музыкальный ритм.

14.

Диалог метраритма.

15.

От адажио к престо.

1.Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов — JI. Бетховена и А. Хачатуряна

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Узнавать по характерным признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности.

16.

От адажио к престо.

3 Четверть

Содержание (разделы, темы)

Характеристика видов деятельности

17.

«Мелодия – душа музыки».

1.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта).

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта).

18.

«Мелодией одной звучит печаль и радость».

19.

Мелодия «угадывает» нас самих.

1. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.

2.Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов (П. Чайковского).

20.

Что такое гармония в музыке.

1. Понимать значение гармонии в создании музыкального произведения.

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

21.

Два начала гармонии.

1.Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке.

  1. Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении.

3.Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания.

22.

Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

23.

Красочность музыкальной гармонии.

1.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

2.Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

24.

Мир образов полифонической музыки.

1.Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

2.Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта).

25.

Философия фуги.

1. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха).

2. Находить ассоциативные связи между худ. образами музыки и изобр. искусства

26.

Какой бывает музы-кальная фактура.

1. Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры).

2. Рассуждать о яркости образов в музыке.

27.

Пространство фактуры.

4 Четверть

Содержание (разделы, темы)

Характеристика видов деятельности

28.

Тембры – музыкальные краски.

1.Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощ-й в муз. произв-ях.

 2.Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки.

29.

Соло и тутти.

1.Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений

в музыкальных произведениях.

2.Понимать значение средств художественной выразительности

30.

Громкость и тишина в музыке.

1.Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

  1. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях.

31.

Тонкая палитра оттенков.

1. Выявлять внешние связи между звуками природы и их муз.-динамич.воплощ-ми.

 2.Исследовать разнообразие и специфику динамич. воплощений в муз. произв-ях.

32.

По законам красоты.

1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

2. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.

 Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений.

33.

По законам красоты.

34.

В чём сила музыки (заключение).

7. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы.

Наглядно-печатные пособия.

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов.

3. Учебник: Искусство. Музыка 5 класс для общеобразовательных учреждений. ФГОС. Авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.И.Кичак. 2013год.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, интерактивная доска, DVD.

Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано);

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь. Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Медиаресурсы

1. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

2. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

3. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса по музыке

для 5 класса.

Учащийся научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание.

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др.

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

        Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Согласовано                                                                Согласовано

Протокол МО                                                        Зам. директора по УР

От 28.08.2014 1                                                    ___________Ю.А.Климкина _________О.А.Носова                                            _________________2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...


 

Комментарии

Мальсагова Ольга Аркадьевна

Отличное планирование. Соответствует ФГОС.