Главные вкладки

    Открытый урок музыки "Мордовская народная песня"
    план-конспект урока по музыке по теме

    Макаркина Елена Николаевна

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Урок музыки в 4 классе63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока музыки в 4 классе.

    Тема: Мордовская народная песня

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Форма урока: диалог.

    Общедидактическая цель (предметная): организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов музыкально-практической деятельности.

    Цели и задачи урока:

    Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.

    Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.

    Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.

    Методы: импровизация, наблюдение, сопоставление, ассоциативный поиск, активный диалог, эмоциональная драматургия, метод актуализации знаний, метод успеха.

    Музыкальный материал:

    МНП «Масторавась лужакадсь», «Валт, пиземне!»

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Встреча детей:

    - Добрый день, ребята!  К уроку готовы? Тогда начинаем наш урок!!!

    Введение в тему урока. Презентация

    Учитель. Ребята, обратите внимание на экран, прочитаем высказывание «Композитор – имя ему народ» ……….(используем интерактивную доску)

    - Кого называют композитором? (сочинитель музыки)

    - Каких композиторов вы знаете?

    - В нашем высказывании композитор – это народ.

    - Как это понимать?

    - Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.

    Учитель.

    - Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!

    - Как вы думаете, только русские проживают на территории России?

    - Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.

    Учитель. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

    (просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)

    В продолжение фрагмента: ….

    У: В песнях мордовских тоже свои кружева и узоры - музыкальные. Если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других. Только надо внимательно слушать.

    У.  Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

    А теперь давайте,  все вместе произнесем тему нашего урока:  «Мордовская народная песня». 

    (используем интерактивную доску)

    II. Актуализация знаний учащихся.

    У: Мордовия – наша малая Родина! Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.  

    Мы должны гордиться своей Родиной, любить её, знать её историю и культуру.

    - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    - Конечно, мы познакомимся с мордовской народной песней.

    - А ещё у вас на партах лежат веточки. Веточки необыкновенные, потому что они расцветают только тогда, когда звучит музыка. А для этого нам нужно просто вслушаться в музыку, проникнуться ею. Запомните, музыка поможет веточкам расцветать!

    III. Основная часть.

    Работа по теме урока.

    В старину мокшане и эрзяне любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная песня звучала везде – во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Они сопровождали человека всю его жизнь. 

    У: Так же как и у других народов, эти разнообразные народные песни мордвы  разделяются на жанры.

    - Ребята, а какие жанры народной песни вообще вам известны?

    - А теперь давайте выясним и постараемся запомнить с вами, на какие жанры подразделяются мордовские народные песни!

    Итак, жанры мордовской народной песни: (используем интерактивную доску)

     (заостряем внимание на обрядовых)

    -Календарно-обрядовые песни исполняются в определенное время года?

    - Ребята, а вы знаете какие-нибудь обряды, народные праздники?

    Вот у мордовского народа их множество. А связаны они, в основном, с земледельческим календарем. Мокша и эрзя народ трудолюбивый, любящий землю-кормилицу, поэтому часто обращался к природным стихиям с молениями, просьбами о хорошей погоде.

    Сейчас я предлагаю для вашего слушания весеннюю календарно-обрядовую песню «Масторавась лужакадсь». (используем интерактивную доску)

    - Что – нибудь есть знакомое для вас в названии этой песни?

    -  А вы знаете, что означает слово Масторава?

    - В этой песне поется о том, что Мать-земля запричитала, заплакала, т.к. сначала бог солнца Чипаз и богиня ветра Вармава обожгли ее и накалили, но потом пошел дождь полил, намочил её и она благодарна.

    - Ребята будьте внимательными слушателями.  Обратите внимание на особенности её мелодии.

    (Слушание песни «Масторавась лужакадсь» в исп. Ансамбля «Торама»)

    У: Ребята, похожа на русскую народную? Почему.

    Какие особенности в русской музыке?

    Д:(Напевность, протяжность, распевность, ровный ритм.)

    У: А какие особенности этой мордовской песни вы можете выделить?

    - А давайте попробуем нарисовать мелодию. Сначала русскую, потом мордовскую.

    (дети рисуют воздушную линию, либо на интерактивной доске)

    (Ритм – четкий, острый, упругий. Звучит песня напряженно и громко)

    У:  И это  отличительные особенности мордовской музыки.

    - Вы обратили внимание в один голос исполняли произведение?

    У: Да, песня многоголосная.

    Многоголосие также является характерной особенностью мордовской песни.

    - Вот видите ребята, нам удалось выявить особенности мордовской народной музыки.

    Итак, повторим и постараемся запомнить эти особенности.

    (используем интерактивную доску)

    У:  Эта песня серьезная, сложная и, ее обычно исполняют взрослые.

    - Ребята, а как вы думаете, дети могли участвовать в обрядах?

    - Конечно, участвовали и исполняли свои детские песенки. Мелодия у них была простая, незамысловатая.

    У: Сейчас, ребята, я вам предлагаю познакомиться с мордовской песенкой-закличкой «Валт, пиземне!»

    Карточки с текстом данного музыкального произведения у вас на партах. Позже вы их сможете приклеить себе в рабочую тетрадь. Ну, а пока разбираем текст песни. (читаем – переводим - проговариваем).

    У: Ребята, как вы думаете, кого закликают дети?

    - В песне мы слышим не только просьбу, но и обещания. Дети обещают дождику подарки (петушка с красивым голосочком, очень сладкий пирог).

    - В старину, когда люди обращались с молениями к природным стихиям, например, к дождю, они поднимали руки к небесам и очень громко начинали закликать, в надежде, что дождик обязательно прольется на землю. (используем интерактивную доску)

     - Ребята, давайте представим на мгновенье, что мы с вами сочинители этой песни, мы – композиторы. Какую бы вы сочинили мелодию к этим замечательным словам, не забывая и особенности МНП – упругий, четкий ритм, громкое исполнение. Давайте попытаемся сочинить.(ответы детей)

    - Ребята, чья мелодия кажется вам более удачной? Почему? (ответы детей)

    У: А сейчас послушайте  песенку-закличку «Валт, пиземне!» Именно так  написал её народ.  (используем интерактивную доску)

     (Слушание песни «Валт, валт, пиземне!» в исполнении учителя)

    У: Ребята, сложная мелодия в закличке? Сколько звуков в мелодии использовано?

    - Конечно, мелодия построена всего лишь на трех звуках! (РЕ,МИ, ФА,МИ, РЕ)

    - Ребята, когда вы сочиняли мелодию, у кого-то в мыслях была подобная мелодия?

    - Молодцы! Значит, вы хорошо запомнили особенности МНП.

    У: Но прежде чем исполнить эту закличку, мы должны подготовить свой голосовой аппарат, т.е. распеться и правильно подышать. Я вам предлагаю это сделать очень просто. В старину люди использовали часто в исполнении песен различные звуки природы (подрожали голосам птиц и животных).

    (используем интерактивную доску)

    (выполняют упражнения на дыхание и на развитие артикуляции)

    - А сейчас постараемся разучить мелодию, используя текст..

    (Дети разучивают мелодию, подчеркивая особенность мнп – громкое пение)

    У: А сейчас постараемся выделить следующую особенность мнп – четкий ритм.

    (сравниваем выделение сильной доли в русской песне и мнп)

    У: Выучим ритмический рисунок мелодии (использование хлопков)

    - Обычный ли для нас с вами ритм музыки? Что особенного вы заметили?

    У: Конечно, произошло смещение сильной доли (синкопа). И это тоже является особенностью мордовской народной музыки.

    У: Молодцы, но вы помните, что мордовское пение многоголосно?

    - Давайте в нашей песне подчеркнем и эту особенность!

    У:   1-ую партию, которую мы разучили, исполните вы ребята, а вторую партию исполню я. Итак, постараемся исполнить громко, ритмично как исполняются мнп!

     (смешанное исполнение)

    У: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны .

    У: Народные песни часто исполняли  в сопровождении музыкальных инструментов.

    У: Какие народные инструменты вы знаете?

    У:  Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.

     (Видеофрагмент  - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)

    - Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?

    У: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился  оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют  и  мордва, и русские.

    - Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец,  кто-то играть на инструментах.

    Исполнители готовы?

    В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет  ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).

    У. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!

    - А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.

    - Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.

    У: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?

    - Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.

    У. Ну, вот и завершается наш урок. (используем интерактивную доску)

    У: На протяжении всего урока все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!

    У: Ребята, на ваших партах лежат медальки «Я-композитор», «Я-исполнитель», «Я-слушатель». Я предлагаю вам сейчас выбрать ту медальку, которая на ваш взгляд, больше соответствовала вашей музыкальной деятельности  на уроке. Выбираете для себя медаль, достойную вас.

    -  Так, кто же у нас больше Слушатель? Композитор? Исполнитель?

    У. Я, надеюсь, что вам на уроке  понравилось, и вы продолжите знакомство с мордовской музыкой!

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по народному творчеству для 1 класса фольклорного отделения "Красная горка"

    Цель: возрождение белгородских народных традицийЗадачи:1.    познакомить учащихся с традициями празднования Красной горки в Белгородском крае2.    познаком...

    Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

    Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

    Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"

    Методическая разработка по русскому народному  танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес...

    Открытый урок "Мир авторской песни"

    Видеоурок в 6 классеСсылка на видео:Мир авторской песниПрилагаемые материалы:1) Сценарий урока2) Презентация к уроку...

    Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"

    Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...

    Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу

    Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока....

    Открытый урок "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

    Урок изобразительное искусства в 5 классеТема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)Дата проведения: 23 декабря 2019 года...