Методическая разработка
проект по музыке на тему

Шмотина Кристина Сергеевна

Направления в музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая работа148.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский государственный педагогический колледж» №1

Шмотина К.С.

«Пути приобщения школьников к направлениям в музыке»

Методические рекомендации студентам музыкального отделения Педагогического колледжа №1

Челябинск, 2014

Министерство образования науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский государственный педагогический колледж» №1

Шмотина К.С.

«Пути приобщения школьников к направлениям в музыке»

Методические рекомендации студентам музыкального отделения Педагогического колледжа №1

Шмотина К.С. Пути приобщения школьников к направлениям в музыке. –Ч.: Муз.пед, 2015.

Методическое пособие предназначено для использования на уроках музыки, а также внеурочное время школьников на практике студентами педагогических колледжей и в учебной деятельности учителями музыки.

Содержание

Аннотация        

1.Напрвление в музыке. Их различия и особенности        

2.Методическая разработка. Сценарий кругозора на тему: «рок-музыка»        

Заключение        

Список литературы        

Введение

Музыкант – это развлечение, которое всегда под рукой. У музыкантов разных направлений музыки взгляды на окружающий мир очень различаются. Например, рокер видит мир в темных тонах, а поп исполнитель в розовых. Для хип-хопа свойственно видеть мир в бедных тонах и т.д. Музыка так разнообразна, что порой сложно дать правильное направление той или иной композиции. Все люди любых возрастов слушают и любят музыку, но не всю. Одни слушают только попсу, а все остальные направления на дух не переносят. А люди, слушающие рок или рэп, не переносят попсу и шансон. А есть люди, которые не понимают современных музыкальных направлений, и поэтому слушаю ретро, народные песни либо классику.

Во всем этом разнообразии школьникам очень трудно найти четкое представление о музыке и ее истокам. По этому очень важно будучи учителем музыки знать и разбираться в этом разнообразие представлений. Для чего и создана это методическое пособие. Но помните, здесь только часть информации, каждый день появляются все новые и разные музыкальные композиции, поэтому удачи вам, будущие учителя музыки!

Направления в музыке. Их история и особенности

В современном мире разнообразие музыкальных стилей и направлений поражает. Время летит, люди создают что-то новое, и если в средние века существовал лишь один «музыкальный мир», который был у всех на виду и либо нравился людям, либо нет, то сегодня каждый может выбирать, что слушать, руководствуясь собственными вкусами, мировоззрением и даже философскими идеями.

 Многообразие музыкальных течений, порой не просто различных, а вовсе противоположных, помогает найти что-то своё. Существует так называемая «поп-музыка», то есть то, что быстро становится популярным в массах, что нравится большинству людей, приносит создателям хороший доход, делает исполнителей знаменитыми. Но многие по-прежнему предпочитают классику, великих композиторов прошлых эпох, чьи творения бессмертны, в отличие от быстро забывающихся популярных песенок, которые чаще всего полностью исчезают, как только мода на них проходит.

 

Первое направление – народная музыка

Это не просто музыка, это необыкновенно раскрепощение души народа. Её исполнители в с основном самоучки, народная музыка раньше никуда и не записывалась, передаваясь из уста в уста. Иногда она могла подвергаться изменению. Например, ту же самую песню пели в одной деревне с одним мотивом, а в другой, с абсолютно другим. В нашем разделе будет рассматриваться русская народная музыка.

Русская народная музыка.

Истоки русской народной музыки восходят к творчеству восточнославянских племен, населявших территорию Руси до возникновения в 9 веке Киевской Руси. Ко времени образования древнерусского государства народная песня занимала важное место в семейном и общественном быту, были известны музыкальные инструменты различных типов. Уже в 6 веке гусли – один из любимых инструментов славян. Широкое распространение получил обрядовый фольклор, связанный с языческими верованиями и ритуальными действиями. Многие языческие обряды продолжали жить в народе и после введения Христианства на Руси в конце 10 века, несмотря на суровое осуждение и преследование со стороны церкви. Вплоть до 17 века церковью и государством издавались указы и грамоты, направленные против народных («бесовских») игр и песен. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные, обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические. Народная музыка была больше песенной чем инструментальной (возможно под влиянием запрета на русские музыкальные инструменты). В середине 19 века возник новый жанр – частушка. Инструменты: струнные(балалайка, гудок, гусли); духовые (дудка, жалейка, рожок, кугиклы или флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. Такие инструменты, иногда ассоциируются с русской музыкой, как баян (гармонь), мандолина, семиструнная гитара, распространились в России сравнительно поздно (19-20 века).

Второе направление – духовная музыка

Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают  церковную музыку христиан; в широком подразумевают  духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанные на основе или под влиянием священных книг (для христиан – Библии). Христ.: хорал, псалом, гимн (в том числе te deum, ave Maria), месса (в том числе заупокойная – реквием), секвенция и страсти (пассионы). Писали такие произведения изначально только служители церкви: dies irae, stabat mater, позже страсти. Позже появились оратории. Оратории Генделя «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон» и «Иуда Маккавей» («de profundis» Глюк). Псалмы – самый древний жанр. Мессы – собрание частей католической литургии. Реквиемы – изначально заупокоенные мессы. Страсти – произведения, посвященные страстной недели. Stabat mater – католическое песнопение (секвенция) на латинский текст Якопоне да Тоди. Te deum - католический благодарственный гимн на текст. К православию относится всенощное бдение, спиричуэлс – духовные песни афроамериканцев (ветка от христианства).

Третье направление – индийская классическая музыка

Одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой». Мелодические построения называются рага, ритмические – тала. Рага- это непросто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный филосовско-поэтический комплекс. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала – лотос, рага-мегха-тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара с чувством любви, рага- хасья – с весельем и т.д. две основные традиции: хиндустани, карнатака. Музыкальные инструменты, обычные для музыки хиндустани – ситар, сарод, танпура, бансури, шенай, саранги и табла. Обычные для музыки карнатаки: индийская продольная флейта (вену), готтувадьям, вина, мридангам, канджира, гхатам и скрипка.

Четвертое направление – арабская классическая музыка

Сформировалась в результате слияние арабского искусства с искусством стран некогда входивших в арабский халифат. В ранний «бедуинский», период музыка и поэзия представляли одно целое. Сохранились сведения о древних арабских поэтах – певцах (шаирах), о песенных жанрах – караванные песни (хида), песни конников (хабаб), о музыкальных инструментах – дуфф (бубен), ребаб (однострунная скрипка), мизхар (лютня). Наиболее распространенный жанр АКМ – ВИА. Ведущая роль в нем принадлежит певцу.

Пятое направление – Европейская классическая музыка

Само слово классика означает образец, пример какого-либо понятия. Не удивительно, что европейская классическая музыка по истечений столетий, все равно носит название самой сильной основы для всех существующих форматов. Живые инструментальные концерты во все времена считались возможности приобщиться к высокому уровню этого искусства. Европейская классическая музыка представлена в мире школами легендарных, таких как Бетховен, Баха, Моцарта, Вивальди, Генделя, Шопена, Чайковского, Рахманинова. Их гениальные арии, оперы, кантаты, концерты и сонаты стали олицетворением высокого профессионализма в композиторском ремесле. Именно классическая европейская музыка – это тот исток, с которого должен начинаться путь образования для будущего музыканта. В работах указанных творцов один найдет – лекарство для души, другой – вдохновение и напутствие, третий – самую настоящую мотивацию к своему дальнейшему развитию на жизненном пути. Европейская классическая музыка – кладезнь мудрости для современного поколения.

Шестое направление – Латиноамериканская музыка

Латиноамериканская музыка — обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран  Латинской америки,выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества. В разговорной речи часто используется сокращённое название «латинская музыка».

Латиноамериканская музыка, роль которой в повседневной жизни Латинской Америки весьма высока, является сплавом многих музыкальных культур, однако основу её составляют три компонента: испанская, индейская, португальская музыкальные культуры. Как правило, латиноамериканские песни исполняются на испанском  или партугальском языках, реже— на французском. Латиноамериканские исполнители, живущие в США, обычно двуязычны и нередко используют тексты на  английском языке.

Собственно испанская и португальская музыка не относится к латиноамериканской, будучи, однако, тесно связана с последней большим количеством связей; причём влияние испанской и португальской музыки на латиноамериканскую обоюдно.

Несмотря на то, что латиноамериканская музыка крайне неоднородна и в каждой стране Латинской Америки имеет свои особенности, стилистически её можно подразделить на несколько основных региональных стилей:

Следует, однако, иметь в виду, что такое деление весьма условно и границы этих музыкальных стилей сильно размыты.

 Седьмое направление – Блюз

 Музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившийся в конце 19 века в афроамериканском сообществе Юго-востока США,  в среде выходцев с плантаций «хлопкового пояса». Является наряду с рэгтаймом, ранним джазом, хип-хопом и др. Блюз сложился из таких ее проявлений, как «рабочая песня», холер (ритмические  выкрики, сопровождающие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских, религиозных культах, спиричуэлс, шант и баллада (короткие стихотворные истории). Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.

Восьмое направление – ритм-н-блюз

Музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. Изначально, обобщенное название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930-1940 годов. Способствовало возникновению рок-н-ролла.

Девятое направление – кантри

Обобщенное название формы музицирования, возникшей среди белого населения сельских народов юга и запада США, народная музыка США. Подразделяется на сельскую (кантри) и ковбойскую песенно-балладную (вестерн). Инструменты: гитара и мандолина преимущественно,  скрипка-фидлл – основной музыкальный инструмент у сельских фермеров, далее использовали банджо и губную гармонику.

Десятое направление – шансон, романс, авторская песня

Шансон с французского переводится как песня, французская эстрадная песня в стилистике кабаре.

Авторская песня – это песенный жанр, возникший в середине 20 века в разных странах. Его отличительными знаками является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Одиннадцатое направление – электронная музыка

Широкий музыкальный жанр, обозначающий, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий. Пример, звуки телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают, применяя такие инструменты как термевокс, синтезатор и компьютер.

Двенадцатое направление – рок

Такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо. Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого вышли первые рок-жанры – рок-н-ролл и рокабилли. Основные центры возникновения и развития рок-музыки – США и западная Европа.

Тринадцатое направление – ска, рокстеди, регги

СКА – музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950 годов. Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба, тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии. Рокстеди – музыкальный стиль, существовавший на Ямайке и в Англии в 1960-е. Основа стиля-карибские ритмы на 4/4 с повышенным вниманием к клавишным и гитарам. Регги – направление современной музыки, сформировавшееся на Ямайке в конце 60-х годов. Большинство песен регги построено на растфарианской идеалогии и насыщены символикой этого религиозно-философского течения.

Четырнадцатое направление – поп

Направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Простота, мелодичность, вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части. Форма поп музыки это песня.

Пятнадцатое направление- Рэп (хип-хоп)

Музыкальный жанр. Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как поп-рэп, до агрессивных – хардкор-рэп, хорроркор. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринужденного, вроде воспоминаний о «старых добрых временах», до поднятия социальных проблем.

Истоки хип-хопа лежат в фанке, который является главным «прародителем» этого направления. Однако влияние на становление хип-хопа оказали и другие жанры – ритм-н-блюз, соул, джаз, регги.

Субкультура хип-хопа зародилась в 1974 году в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса. Хип-хоп развивался на улицах Нью-йорка как сочетание четырех элементов – МС, диджей, граффити, танец.

Методическая разработка. Сценарий кругозора на тему: «классическая музыка».

Ведущий: классический значит образцовый, а классическая музыка значит образцовая, значит, она прожила несколько столетий, но осталась для людей самой прекрасной, самой правильной музыкой, самой эстетичной.

Сегодня мы с вами услышим много классической музыки, правда, в переложение для фортепиано.

Чтобы слушать классическую музыку, нужно знать, откуда она появилась и почему была именно такой.

Звучит:  И.С. Бах «шутка»

Каждое истинное музыкальное произведение скрывает за определенным набором звуков глубокий смысл, который касается не только уха, разума слушателя, но и его души. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов.

Звучит: В.А. Моцарт «симфония № 40»

Это уникальное произведение в творчестве Моцарта, никогда еще трагедия души не раскрывалась так широко, так искренне и не достигала такой силы – ни до этого произведения, ни после него. Симфония многогранна, как многогранна сама жизнь, но главной преобладающей является сфера трагедии.

Звучит: Л. Бетховен «Лунная соната»

Трагичность этого произведения связана с жизнью самого композитора. Вы можете услышать в первой части такую скорбь, какой вы никогда еще не слышали; во второй части такую – такую светлую, но в то же время грустную улыбку, какой раньше не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…»

Звучит: Э.Х.Григ «Сердце поэта»

Однако этот бурный процесс становления и роста национальной культуры таил в себе и глубокие противоречия, коренившиеся в своеобразии исторического развития Норвегии. Экономическая отсталость страны не могла не отразиться и на характере норвежской общественной жизни, которая, наряду с весьма прогрессивными чертами, всегда носила известный отпечаток консерватизма. Атмосфера мещанской ограниченности и. застоя препятствовала развитию прогрессивных общественных сил и заставляла таких виднейших деятелей норвежской культуры, каким был Ибсен, вступать в беспощадную борьбу с ханжеством и лицемерием норвежского буржуазного общества.

Звучит: Ф.Лист «Венгерские рапсодии»

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Обьяснение автора: когда мы слушаем классическую музыку,  нам может она нравится или нет, но мы можем ее понимать только тогда, когда знаем, что-нибудь о ней, ее истории, композиторе. Так, отдельно для классической музыки, можно устроить вечер слушания, как и для других направлений, с объяснениями, почему они были написаны именно так. Почему звучат в таком направлении, истоки музыки, история. Это важно знать и понимать, особенно учителю музыки.

В завершении можно провести разговор с залом, что понравилось особенно. Или главный вопрос «нужна ли классическая музыка современному миру?», с его разнообразием форм и образами.

Заключение

Музыкальное направление — это не просто разновидность форм музыки, это то, что человек выбирает для себя. Из работ многих ученных, таких как, например, Д.Петрушин «музыкальная психология», говорится, что музыка влияет на наше мировоззрение, понимание этого мира, восприятие. Но в современном мире, с его разнообразием и свободой форм, очень трудно определиться, а главное понять, ту или иную музыку.

Ведь музыка это единный многонациональный язык, если мы не будем понимать направления музыки, мы не сможем понять людей, что слушают или создают ту или иную музыку.

В своей работе для меня было важным указать, что истоки у всех направлений приблизительно одиннаковые, некоторые напрвления — это и есть разновидность другого направления музыки. Но что более важное любую музыку можно понять, если хоть что-нибудь важное знать для себя. Она становится понятной нам, а значит и детям, которым мы можем рассказать о музыке больше, чем это продуманно по учебной программе.

Список литературы

  1. Направления в музыке [электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki

2. «Шутка» И.С. Бах [электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/articles

  1. Классическая музыка, опера, балет [электронный ресурс]: http://belcanto.ru/s_mozart
  2. Мирный диалог разных логик [электронный ресурс]:http://dialogika.info/grig-tvorchestvo
  3. Классическая музыка [электронный ресурс]: http://www.classic-music.ru
  4. Энциклопедия кругосвет [электронный ресурс]: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka
  5. Электронная энциклопедия [электронный ресурс]: http://dic.academic.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...