Конспект урока музыки 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

План - конспект урока музыки в  5 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 5 класс21.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока:

1.Организационный момент.

(Слайд с эпиграфом: «Человек-это звучит гордо!»  М. Горький)

Учитель: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

2. Подготовка к основному этапу урока.

Звучит гимн России.

Учитель: Каким образом связано музыкальное произведение, которое сейчас прозвучало с этим эпиграфом? С какого произведения начался наш урок?

Дети: С гимна Российской Федерации.

Учитель: Когда звучит гимн, в каких случаях? Как вы считаете, почему я так поступила?

Дети: Гимн звучит в торжественных случаях, когда люди гордятся своей страной. Эта музыка созвучна со словами Максима Горького «Человек-это звучит гордо!»

3. Изучение нового материала.

Учитель: Это современное произведение. А сейчас, я хочу познакомить вас с музыкой, которая заставляет трепетать сердца уже более 250 лет. Какие мысли, чувства, настроение вызывает эта музыка?

Звучит «Органная фуга» И.С.Баха.

(Предлагаю детям закрыть глаза во время прослушивания).

Дети: Музыка величественная, могучая. Она настраивает нас на серьёзный лад.

(Слайд:

Стихия музыки - могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои бездонные, сухие.

Слезами наполняются при ней.

                                           Евгений Виноградов)

Учитель: Созвучны ли стихи с  этой музыкой? Почему?

Дети: Созвучны. Они трогают душу. Заставляют задуматься о важном, сокровенном.

 Учитель: Как начинается это музыкальное произведение?

Дети: Это музыкальное произведение начинается с одного голоса.

Учитель: Почему?

Дети: Это главная тема. Она играет важную роль на протяжении всего произведения.

Учитель: Как вы думаете, какого человека изображает эта мелодия? Какой он? О чём  он думает?

 ( Исполняю главную мелодию.)

Дети: Это сильный, волевой человек, который думает  о чём-то серьёзном.

Учитель: Это другой человек? Почему?

(Исполняю тему в других голосах.)

Учитель: Это Разные люди? Почему? А думают об одном и том же?

Дети: Это разные люди, но их волнует одна общая проблема.

Учитель: Давайте послушаем, как  они решают эту проблему. Как развивается тема в разных голосах?

(Исполняю развитие темы.)

Дети: Каждый голос предлагает своё мнение, но решают они общую проблему, поэтому развитие похожее.

Учитель: Можно ли назвать этих людей собеседниками?

Дети: Можно.

Учитель: Собеседники бывают разные. Они перебивают друг друга или относятся с уважением к своему собеседнику?

Дети: Это вежливые собеседники. Они внимательно слушают мнение друг друга.

(Слайд:

Произведение, где слышен разговор нескольких равных и очень вежливых собеседников, где каждый имеет право и возможность высказаться, называется…ФУГА.)

Учитель: Фуга в переводе значит «бег». Мы слышим многократное повторение темы, которая как бы переходит из голоса в голос. Получается музыкальный разговор нескольких голосов.

(Слайд:

Море звуков заполнят класс

Сильно, мощно, благородно.

И таинственно, и гордо

Музыка звучит сейчас.)

Учитель:  С помощью этих слов мы выучим  мелодию главной темы.

( Разучивание главной темы.)

Учитель: У вас на парте лежат листочки со словами.  Задание: подчеркните гласные, которые мы распеваем.

(Дети выполняют задание.)

Учитель: Поменяйтесь своими работами и проверьте  выполненное задание своего соседа.

(Слайд с правильными ответами. Проверяем все распевы по очереди всем классом.)

Учитель: Оцените работу своего товарища.

А сейчас послушаем фугу полностью. Когда услышите главную тему – поднимите руку. Сколько раз вступала тема? Пришли собеседники к общему мнению?

(Звучит «Органная фуга», дети выполняют задание.)

Дети: Главная тема прозвучала                раз. Собеседники нашли решение проблемы.

Учитель: Как вы думаете, можно ли представить фугу в виде схемы?

Предлагаю творческое задание по группам:   придумайте схему построения фуги.

(Дети предлагают свои варианты, обсуждаем, находим подходящий вариант.)

Учитель: Итак, мы видим, что в фуге  все голоса одинаково важны.

Сколько голосов в этом музыкальном произведении?

Дети: Четыре голоса.

Учитель: А мы с вами попробуем исполнить двухголосную фугу.

(1 голос - учитель, второй голос - ученики.)

Учитель: Кто помнит, в исполнении какого музыкального инструмента звучала фуга?

Дети: Орган.

Учитель: Кому доводилось слушать орган? Это величественный, могучий инструмент, соревноваться с которым трудно даже симфоническому оркестру.

(Слайд.)

Орган называют «королём инструментов».

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, для которого этот инструмент был самым любимым?

Дети: Человек с сильным характером.

Учитель: Таким человеком был Иоганн Себастьян Бах.

(Слайд: портрет И.С. Баха.)

Немецкий композитор, который жил в эпоху париков, галантных кавалеров, прекрасных дам и готических соборов.

(Слайд.)

Учитель: Музыку Баха сравнивают с соборами в готическом стиле. Такое же стремление к возвышенному, светлому.

(Демонстрирую наглядное пособие с изображением готического собора Парижской Богоматери и оставляю на доске.)

Учитель: Музыкальное наследие Баха огромно. Если поручить самому лучшему в мире переписчику нот переписать всё то, что создал Иоганн Себастьян, у него бы это заняло несколько лет.

Ведь не все сочинения Баха сохранились. Что-то утеряно. Представляете! Десятки лет на переписку! Но Бах не переписывал, а сочинял!

(Слайд.)

Последние годы своей жизни (27 лет) Бах провёл в городе Лейпциг.

(Слайд.)

4. Итог.

Иоганн Себастьян написал множество прекрасных сочинений, в которых ярко выражена жизненная сила, стремление поднять, возвысить, облагородить человека, сделать его свободным и смелым.

(Слайд.)

Его музыка оказывает на человека огромное влияние и в наши дни. Посмотрите, на какой творческий порыв вдохновила музыка И.С.Баха.

(Видео; звучит «Органная фуга».)

От скромного звучания одного голоса фуга непрерывно развивается до величественной звучности в заключительных тактах. Что необычного вы заметили в самом конце этого произведения?

Дети: Минорное произведение неожиданно заканчивается мажорным заключительным аккордом.

Учитель: Как вы считаете, что этим хотел сказать Бах?

Дети: Всё будет хорошо.

Учитель: Иоганн Себастьян любил ставить мажорную точку как надежду на  лучшее.

Не смотря на трудности в жизни, необходимо оставаться достойными людьми. Только тогда ты сможешь гордиться собой.

А сегодня могут гордиться собой все, кто прекрасно работал на уроке.

(Называю фамилии.)

В трудную минуту вам всегда поможет музыка, потому что она возвышает и облагораживает человека.

(Слайд.)

Вспомним величественное звучание органа, фугу, где все голоса важны и выступают как равные собеседники. 

(Слайд:  «Человек – это звучит гордо!»)

 Расправь плечи, гордо подними голову, помни, ты – человек!

(Исполняю песню «Ты – человек».)

5. Разучивание Песни «Ты – человек».

1). Куда подует ветер – туда и облака.

По руслу протекает послушная река.

Припев:

Но ты – человек, ты сильный и смелый!

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой!

2). Где рельсы проложили, там ходят поезда.

Куда пастух погонит, туда бредут стада.

Припев.

3). теперь не доверяют, как прежде, небесам.

На чудо не надейся! Судьбой командуй сам!

Припев.

Учитель: Какие слова в  этой песне вам показались главными?

Дети: Слова припева.

Учитель: Этими словами я и хочу закончить урок (цитирую). В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...