Метель в синтезе искусств (конспект)
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Петухова Светлана Анатольевна

Констект для открытого  урока  по музыке для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metel_v_sinteze_iskusstv_konspekt.docx30.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Мари Эл  «Верхушнурская  средняя  общеобразовательная (национальная) школа с углубленным изучением отдельных предметов»

«Метель» в  синтезе  искусств».

( Открытый  урок  по музыке для учащихся 6 класса)

                                                                                    Петухова Светлана Анатольевна,                                                                    

                                                                                    учитель музыки,                                                                                                                                          

                                                                                    I квалификационной категории

13 апреля  2016 г.

Цель:  Формирование  у детей  способности  нравственно-эстетического переживания через произведения искусств.

Планируемые результаты обучения:                                                                               Предметный:     базовый уровень:                                                                                                                               - Подвести  итог  знакомству  с Музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к  повести А.С.Пушкина «Метель».                                                          повышенный уровень:                                                                                                                                            - Углубить понимание школьниками русской природы музыки Г.В.Свиридова.                                                                                                           Метапредметный:                                                                                                                - Развивать представление школьников о широких связях музыки, литературы и живописи.                                                                                                                                           Личностный:                                                                                                                                                    - Воспитывать в детях доброе отношение к людям, чувство любви к родной природе, чувство патриотизма.

Формирование  УУД:                                                                                                             Познавательные:  - уметь отличать лирические образы от драматических,        - знать историю возникновения жанра Музыкальные иллюстрации.                                      Регулятивные: самостоятельно  отличать главные мелодии музыки Свиридова.                                                                                                                       Коммуникативные: отличать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературных сочинений.                                                                             Личностные: знать интонации музыкальных иллюстраций.

Тип урока:  урок развивающего контроля с презентацией.

Методы обучения:                                                                                                                               - интеграция                                                                                                                                              - частично-поисковый

Формы:                                                                                                                                                        - фронтальная                                                                                                                                               - парная                                                                                                                                                          - индивидуальная

Оснащение урока:  магнитофон, аудиозаписи, баян, компьютер, проектор, интерактивная доска, повесть «Метель» А.С.Пушкина.

Учитель:  - Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют учителя музыки нашего района. Давайте мы их поприветствуем:

 «Добрый день, добрый день,

Добрый день, учителя…»          (с пением)

1 слайд - картина Э.Шерер «После дождя»

(На фоне музыки «Пастораль» звучит стихотворение Пушкина.Отрывок из «Деревни».)

Учитель: …Люблю сей тёмный сад                                

               С его прохладой и цветами,                                

               Сей луг, уставленный скирдами,

               Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

               Везде передо мной подвижные картины,

               Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,

               Где парус рыбаря белеет иногда.

               За ними ряд холмов и нивы полосаты,

                 Вдали рассыпанные хаты,

               На влажных берегах бродящие стада;

               Везде следы довольства и труда.

                                        

- Так пишет о своей любви к сельской природе и  жизни людей  русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении «Деревня».

2 слайд - портрет А.С.Пушкина

?  - Ребята, а чья музыка была фоном  моему поэтическому прочтению?

2 слайд – портрет Г.В.Свиридова

?  - Из какого произведения этот фрагмент?                

-  Сегодня мы вновь обратимся к произведениям этих авторов и тема нашего урока называется: ««Метель» в синтезе искусств.» - 2 слайд  

(запись в тетради)

 - эпиграфом  нашего  урока служат  строки из стихотворения А.С.Пушкина «Бесы»  (прочтение хором)

3 слайд

…Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

 Учитель :  - На сегодняшнем уроке мы с вами подведем итог знакомства с Музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина «Метель», постараемся углубить своё понимание русской природы музыки Георгия Васильевича Свиридова  и ознакомимся с иллюстрациями картин зарубежных, русских и марийских художников.  Это задачи урока, но мне бы хотелось, чтобы вы поставили перед собой проблему, которую мы будем решать с вами вместе на уроке.   ( высказывания детей )

- «Почему произведение называется «Метель»?»

4 слайд - картина Н.Сверчкова «В метель»

2. Проверка и закрепление знаний предыдущих уроков.

Учитель: - Музыкальные иллюстрации – это новый жанр в музыке, возникший в середине 20 века. К его созданию предшествовало написание музыки к одноимённому кинофильму режиссёра Басова в 1965 году, а для симфонического оркестра сочинение появилось в 1974 году.

?  – К какому жанру он близок по своей форме, построению?..

    ( опрос детей определения  « сюиты» - несколько детей, хором )

? – Сколько частей в сюите Свиридова?

      (7 частей)  - перечисляем…

? – Как называется часть, прозвучавшая в начале урока?

      («Пастораль»)

? – Что такое пастораль?

-  Чтобы подтвердить это определение найдите в повести  соответствующий фрагмент.    (Прочтение отрывка.)

5 слайд - картина Н. Сверчкова  «На тройке»

-  А эта  иллюстрация приводит нас к части под названием….  – «Тройка»

(на фоне музыки прочтение фрагмента из повести)

6 слайд - картина М.Зичи «Бал в Зимнем дворце»

(звучит фрагмент «Вальса»)

? – Ребята, а вам приходилось видеть этот танец в жизни?...     (ответы детей)

Учитель:  – Интересно, а как называется пьеса с образами природы из Музыкальных иллюстрации, которой нет в повести Пушкина?... ( «Весна.Осень»)

7 слайд - картины И.И.Левитана  «Весна. Большая вода»

«Золотая осень»

-  Название следующей музыкальной иллюстрации определит наше исполнение

(Исполнение классом романса  Г.Струве на стихи А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»)

? – К какому жанру относится это произведение?  -  романс

? - А какая  из Музыкальных иллюстрации  соответствует  ему? -  «Романс»

8 слайд - картина  К.А.Коровина  «Вечер»

Учитель:  - Много романсов написано русскими композиторами. Но и марийские композиторы  обращаются к этому жанру. Например, автор Гимна Республики Марий Эл Юрий Тойварс (Ю рий Савватеевич Евдокимов) сочинил несколько романсов. В них и любовь, и природа, и  отношение к жизни, и судьбы человеческие. Один из романсов – «Тендалак илаш  точем».

(Исполнение романса учителем)

10 слайд - картина А.Н.Бенуа «Парад при Павле Первом»

(физкультминутка)

- Ребята, давайте мы с вами представим себя на этом параде и ничуть не хуже промаршируем под этот марш.

(Звучит «Военный марш».  Дети маршируют)

- Последняя часть Музыкальных иллюстраций Г.Свиридова называется «Венчание».  Я предлагаю вновь обратиться к повести Пушкина -  читаем и отвечаем на вопрос учебника .

? -  Почему композитор заканчивает цикл именно этой иллюстрацией?

(прочтение отрывка из повести)

11слайд - картина Лонги Пьетро «Таинство брака».

- Итак, мы с вами вспомнили и прослушали все части иллюстраций. Все они подчинены одной теме – Метель. Почему Свиридов назвал именно так свои иллюстрации?  – (ответы детей)

ВЫВОД:  Да, именно метель является причиной такого поворота событий в повести. Она вторглась в судьбы главных героев повести, И музыка Свиридова не только запечатлела образы пушкинской повести, но и наполнила их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным  слушателям.  Георгий Свиридов своей музыкой учит нас, слушателей, любить родную природу, беречь её, с уважением относиться к людям, нести им добро; любить и защищать свою Родину.        

Учитель: «Метель».Музыкальные образы всех 7 пьес можно разделить на лирические и драматические. Какие из них относятся к тем или другим образам?     - 1 задание

 ( работа в парах – после обсуждения  ответы озвучиваются).

Запись в тетради:

 Лирические  - «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль»

Драматические – «Тройка», «Военный марш», «Венчание»

12 слайд  «Музыкальные образы»

2 задание – соотнести  музыкальные  образы к частям произведения.

(работа в группах )

Образ   тревоги                                     «Весна и осень»

Образ  праздности                                «Пастораль»

Образ  призыва                                        «Тройка»

Образ  безмятежности                        «Вальс»

Образ  природы                                        «Военный марш»

(После обсуждения  представители группы показывают на интерактивной доске. )

Рефлексия:

- Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?

- Как думаете, музыка Свиридова или картины художников глубже раскрывают содержание повести?

- Свиридов повесть Пушкина иллюстрировал  звуками, а возможно ли иллюстрировать музыку Свиридова красками?

- Давайте ещё раз вспомним эти части, а дома кто-то из вас понравившуюся пьесу покажет в красках.

3 задание – музыкальная викторина.  (Правильность выполнения оценивают сами дети.)                                

13 слайд – названия пьес

Оценивание ответов учащихся, исполнения песни.

Дом.зад. (заранее написать на доске) : Небольшое мини-сочинение или рисунок к понравившейся пьесе.

На фоне музыки «Тройка»  (читаю)

…Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин.

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...

урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"

Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...

Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».

Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...

Конспект урока по искусству для 9 класс на тему: Храмовый синтез искусств

Конспект по искусству 9 класс. Тема: Храмовый синтез искусств. Составлен с использованием диалектического способа обучения...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Открытый урок пл МХК " Искусство.Виды искусств. Синтез искусств", 10 класс

Материал содержит разработку урока, презентацию, рабочие материалы, задания....