Обобщение опыта
материал по музыке на тему

Круглая Лариса Владимировна

Активизация познавательной деятельности на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Кореновский район, станица Платнировская

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25

Активизация познавательной деятельности на уроках музыки.

Учитель: Круглая Л. В.

МОБУ СОШ № 25

Активизация познавательной деятельности на уроках музыки.

«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский.  

Можно  вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг композитором), слушая музыку, нарисовать в своем воображении самые разные картины(попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на физкультминутке.

 В начальной школе первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его .Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра.

Представим, что в руках у каждого из нас – роза.  Вдруг на наших глазах она распускается и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо говорим: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и… поем звук  «фа» на гласный «а». Первое задание, первое удивление, первое активное познание.

Музыка и жизнь – генеральная тема программы. Изучая музыку, ребята с первого класса должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

В 5 классе начинаю учебный год с вопроса: «А где берет начало музыка?». Ответы самые разные. Наиболее часто мнение, что музыка начинается с композитора.   

- А если отделить композитора от окружающего мира: запереть его в комнате, закрыть окна шторами. Создаст он новые мелодии?
- Нет. Он не увидит природы, не узнает о происходящих событиях, не сможет общаться с людьми.
- А каким словом или словосочетанием можно объединить такие понятия как природа, происходящие вокруг нас события, человеческие чувства?
- Это человеческая жизнь.

Так постепенно мы вместе с ребятами приходим к выводу, что музыка берет свое начало в жизни, значит, музыка – это сама жизнь. И в 7 классе, начиная разговор о музыкальной драматургии, мы возвращаемся уже в который раз к этому своему выводу. Если музыка – это жизнь, значит и жизнь музыкальных образов проходит по законам человеческих отношений: иногда эти образы живут в музыкальном произведении мирно, дополняя друг друга.

Сопоставление музыки и жизненных ситуаций всегда увлекает ребят, делает более доступными для них многие музыкальные понятия.  

 Колыбельная песня. Начало начал в воспитании человека человеком. Может быть в том, что наши современные дети лишены материнских колыбельных песен, и кроется одна из причин всевозрастающей духовной глухоты нынешних поколений ребят? Любви надо учить и учиться…

А что на нашем уроке? На минутку зажмуримся,   послушаем, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая,  добрая и красивая.  И пусть это не развернутая мелодия, а всего лишь несколько раз повторенная интонация, может быть, без слов, но она сконцентрирует в себе все лучшее, что есть в ребячьей душе. И прозвучать она может не только в голосе, но и в движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. И каким бы голосочком, какую бы «несуразицу» ребенок ни исполнит потом дома, это станет отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому он прикоснулся. Это и есть начало – начало пути к созданию музыкального образа.

Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...