сценарий мероприятия конкурсной разработки
методическая разработка по музыке на тему

Гатальская Елена Олеговна

сценарий мероприятия конкурсной разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_meropriyatiya.doc132.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Региональный  конкурс научно – исследовательских и методических работ «ПЕДАГОГ – 2015»

Номинация – «Сценарий мероприятия»

«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины – матери»

посвящается Дню Матери в России.

Сценарий -  разработка

внеклассного мероприятия по музыке для 7 - 8 классов.

             

Жанр:    Семинар.

Автор работы -  Гатальская Елена Олеговна.

Должность – учитель музыки.

Школа - № 18. Ст. Ивановская.

Наименование муниципального образования -   Красноармейский район.          

Цели для команды учащихся:  Умение использовать наработанный материал для использования   собственного проекта. Закрепление первых шагов в реализации концепции школы (отработка умения анализировать собственную деятельность, вычленять проблему и строить пути её решения).  Выполнение задания на уровне выступления об основных событиях земной жизни Богородицы.

Задачи:  Формирование у учащихся  представлений о земной жизни Пресвятой Богородицы, о роли и  значении образа Пресвятой Богородицы в жизни людей, использовании его в произведениях поэтов, художников и композиторов.                                                                                                                                   -  Развитие образного мышления  выразительными средствами различных видов искусств.

-  Развитие интереса к духовной музыке и  литературе, иконописи как к яркому явлению русской православной культуре.

Задания: Разбиться на 5 групп и разработать собственный сценарий выступления о выбранном событии земной жизни Пресвятой Богородицы. Реализовать его, составить таблицу, сделать вывод.

Музыкальный ряд:

  • С.В. Рахманинов. Вокализ.
  • Тропари к праздникам; Рождества Пресвятой Богородицы. Введения во храм Пресвятой Богородицы. Благовещения. Рождества Христова. Успения Пресвятой Богородицы.

Зрительно-литературный ряд:

  • икона  «Рождество Богоматери»;
  • икона «Введение во храм»;
  • икона «Благовещение»;
  • икона «Рождество Христово»;
  • икона «Успение Богоматери»;
  • «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;
  • «Сикстинская мадонна» Рафаэля;
  • икона «Владимирская Богоматерь»;
  •  икона Божией Матери «Казанская»;
  • К. Петров-Водкин «Мать»;
  • М.А. Савицкий «Партизанская мадонна;
  • С.Островой  «Песня о женщине»;

ТСО:

 Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски.

Подготовительный период.

Деятельность команды учащихся:

-  помощь в организации визуальной среды (стенды с иконописными изображениями Богородицы, репродукции картин русских художников с изображением образа женщины и ребенка, тексты тропарей, аксессуары);

-  подбор музыкального и поэтического материала;

-  знакомство с основными событиями земной жизни Богородицы и распределение объема материала для исполнителей.

Деятельность команды преподавателей:

-  изменение визуальной среды кабинета (ломка стереотипа восприятия знакомой среды: оформление стен в соответствии с тематикой, доски);

-  отработка канвы сценария;

-  отработка методики и навыков проведения семинара.

                                     Ход семинара:

Цель: формирование собственных оценочных позиций слушателя.

Условия общения посредством диалога, через фиксацию:

  • Что я вижу (что происходит);
  • Что я слышу (ассоциации);
  • Что я чувствую (эмоции).

Эмоциональное погружение в ситуацию:

  • использование  музыкальных, слуховых и визуальных эффектов для пробуждения эмоций;
  • сотрудничество команды преподавателей с командой учащихся (растормаживание, активизация, провоцирование на деятельность и инициирование диалогов);
  • диспут-беседа «Что такое идеал материнства?»;
  • подробный рефлексивный анализ (детьми) собственной деятельности на семинаре с фиксацией на доске основных моментов в виде таблицы (систематизация знаний, выход на основные события земной жизни Богородицы, идеал женской красоты).

Звучит фон. С.В. Рахманинов. Вокализ. Исполняет детский хор.

Учитель литературы:

С древнейших времен до настоящего времени во всех странах с разными уровнями развития культуры, с различными религиями находим мы в литературе образ матери с ребенком.

Мама – нет слов ярче и милей!  

Мама – нет глаз мягче и добрей!  

Слайд  № 1.    ( Икона  Казанской  Божией Матери, стихотворение  на  фоне музыки.)

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!)

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с  ребенком на руках.

Все на свете лепится следами,

Сколько б ты не вышагал путей,

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

-Ребята, что же являлось и является главным идеалом в красоте женщины в творчестве поэтов? (Ответы детей).

- Да, идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства.

Учитель музыки:

Богородица была человеком, родившимся, как мы, в условиях земного ограничения; но как высоко вознесла её благодать. Мы не видели её, но мы знаем и чувствуем, что часто-часто заботливый и задумчивый взор Матери – Девы останавливается на нас. Дионисий Ареопагит, специально приехавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: « Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую перед Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятыя Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мной заблистало какое - то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От её благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел её истинным Богом».

Перед смертью своей Богоматерь говорила плакавшим перед ней христианам, что теперь ей будет легче помогать людям, всегда видя Сына своего. Она обещала посещать весь мир и заботиться  о нем.

Как мать, Она знает подходы к человеческому сердцу, и под Её безмолвную речь ослабевшая, одряхлевшая вера становится живым видением и ясным предчувствием. Слава, слава Деве Марии!  

Богоматерь – символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной любви и, конечно же, Матери.

Слайд № 2. Умиление Пресвятой Богородицы.

Учитель ИЗО:

(На экране слайды картин «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, иконы; «Владимирская Богоматерь», «Казанская», К. Петров-Водкин «Мать», М.А. Савицкий «Партизанская мадонна»).

Перед вами слайды картин известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины. Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну. Каждый открывал её по своему, но главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. От мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.                                                                                                                                                                                                                                    

Слайд  № 7.   Икона  «Владимирская Богоматерь»).

- Ребята, что вы видите? (Ответы учеников).

- Да, это икона  «Владимирская Богоматерь».  Эта икона была написана в Константинополе в 12 веке, а затем привезена на Русь.

- Глядя на иконы Божией Матери, какой образ мы воспринимаем? (ответы учеников).

- В целом Богородица является воплощением идеала образа женщины: матери, сестры, жены, помощницы, друга.

Её лик – воплощение материнской любви и скорби. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у неё защиты. Свершится то, что предназначено свыше.   Художник Грабарь назвал эту икону «несравненной, чудесной, извечной песней материнства». В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства: «Первая мать – Пресвятая Богородица, вторая мать – сыра земля» - гласит народная мудрость.

1 группа учащихся:

21 сентября по новому стилю родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына – Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом городе Назарете. Родителями Её  были праведные Иоаким и Анна. Глубоко страдая от того, что они оставались бездетными, они в течение многих лет молились о том, чтобы Бог даровал им дитя. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Архангел Гавриил принес им радостную весть, что молитвы их услышаны и у них родится Преблагословенная  Дочь Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, надежда», которой предназначено будет стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира. Рождение Марии принесло радость не только родителям, но и всем людям. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости.

Слайд № 8    « Рождество  Богородицы», звучит тропарь №8).

2я группа учащийся

Пресвятой Деве исполнилось 3 года, и родители решили выполнить своё обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели её в Иерусалимский храм. В храм вела лестница в пятнадцать  высоких ступенек. Младенец Мария, как только Её поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро  преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Готовясь к исполнению святого великого служения, Пресвятая Дева пробыла в Иерусалимском храме до четырнадцатилетнего возраста, где воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Праздник празднуется 4 декабря.

Слайд № 9 («Введение во храм Пресвятой Богородицы»,звучит тропарь № 9).

3 группа учащихся:

По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Её в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней. Переселившись в Назарет, в дом Своего обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. И вот с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Её словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами»… «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Его не будет конца»…Благовещение – один из величайших праздников Церкви, потому что это день Боговоплощения. Праздник празднуется Церковью  7 апреля и называется Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В лице Пресвятой  Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Её Сыном.

Слайд № 10  «Благовещение», звучит тропарь № 10.

4 группа учащихся:

Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. А как любовно и заботливо пеленают Его руки Матери Девы. Какие таинства совершились в этой молчаливой душе, полной и нежной заботы о младенце как о Сыне, и восторженного поклонения ему как Богу. Над этой пещерой впервые зазвучала на земле райская песня. Песнь отрады, примирения. Пришли пастухи, приехали волхвы с дарами. А Дева все не сводила глаз с Младенца и грела его своим дыханием. Это были единственные дни, когда материнская любовь Марии ещё не страдала от роковых пророчеств. То были дни неомраченной ещё радости, и она созерцала без конца сошедшего на землю Бога, который был и её Сыном, переживая то, что никогда не пережила и не переживет ни одна женщина. Праздник Рождества, а это 7 января, считается вторым по своей значимости после Пасхи. В службе Рождества Христова есть слова о том, что родившемуся Господу принесла дары вся вселенная: Ангелы -  принесли пение, небеса – звезду, пастыри – чудо, волхвы – дары, земля – вертеп, пустыня – ясли, люди – Матерь Деву. Слайд № 11    «Рождество Христово». Звучит тропарь № 11    

5 группа учащихся:

Праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на 28 августа и торжественно совершается в Гефсимании, на месте её погребения. Здесь возведен храм, в котором хранятся погребальные пелены Богородицы. Вся жизнь её была полна неперестающей  молитвой. Молитва служила Богоматери средством для  постоянного общения с Сыном. Кто знает, какими  озарениями просветлялась в часы молитвы Её великая душа, какую весть сердце Христово подавало сердцу Марии, безропотно томившемуся в разлуке с Божественным  Сыном? Можно лишь догадываться, о чем была молитва Матери Божией. Молилась Она, вероятно, о процветании христианского дела и церквей во всех уголках мира.  Успение Пресвятой Богородицы для нас всех – праздник торжества жизни и любви.

Слайд № 12 «Успение Богоматери», Звучит тропарь № 12.

(На  мультимедийную доску  после выступления каждой группы фиксировались основные события земной жизни Богородицы. Таким образом, появилась таблица, которую учащиеся увидели на экране.)

Основные события земной жизни Богородицы. Тропари православного песнопения.

Дата

Значение события

Иконографическое выражение земной жизни Богородицы.

Характерные черты Богородицы

Рождение.

Тропарь№8

21 сентября

Появляется Пресвятая Дева Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.

«Рождество Пресвятой Богородицы»               15 век.

Смирение

Святость

Благоговение

Любовь  Поклонение Сыну

Жертвенность

Кротость

Доброта

Нежность

Усердие

Духовность

Заступничество

Материнская любовь

Материнская самоотверженность

Введение во храм.

Тропарь №9

4 декабря

Начало действия Божественного замысла о воплощении, проповеди, Крестной смерти и Воскресении Христа, Сына Божия.

«Введение во храм»  15 век.

Благовещение .

Тропарь №10

7  апреля

«Главизна нашего спасения», день Боговоплощения.

«Благовещение»12 век.

Рождество Христово.

Тропарь №11

7

января

Пришествие в мир и воплощение Сына Божия, Спасителя мира.

«Рождество Христово»          15 век.

Успение.

Тропарь №12

28

августа

Торжество жизни и любви.

«Успение Пресвятой Богородицы»             18 век.

Звучит фон  С. Рахманинов.  Вокализ №2

(Таблица анализируется и делается вывод, что прообразом женщины-матери является образ Пресвятой Богородицы.)

Результаты семинара:

Позиционный анализ собственной деятельности со стороны учащихся консультантов экспертов по схеме:

«Анализ собственной деятельности»:

  • Что я делал?
  • Как я это делал?
  • Что мне помогало?
  • Что мне мешало?
  • Что я узнал нового?
  • Что во мне изменилось в результате этой деятельности?

Командная рефлексия:

  • Мониторинг деятельности и творческого роста детей;
  • Четкое структурирование;
  • Отработка методов командной деятельности на более высоком уровне;
  • Выявление принципов технологии проведения семинаров;
  • Совместное обучение преподавателей и детей механизму реализации проекта;
  • Заинтересованность каждого участника (каждый ли достиг поставленной цели на этом семинаре).

Используемые сайты:

  1. http://days.pravoslavie.ru/
  2. http://pravkniga.ru/
  3. http://bogistina.info/

Литература

  1. Ветхий Завет
  2. Мир православия  « Богородица». Полное описание жизни и чудес. Москва «Эксмо» 2009г.
  3. Новый Завет
  4. Праздники православной церкви. Москва. «Эксмо» 2009г
  5. Т.С. Олейникова «Двунадесятые праздники». Рязань, « Зёрна» 2006г
  6. Энциклопедия изобразительного искусства. Иконопись. Эпоха Возрождения. Советские художники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Разработка общешкольного мероприятия (конкурсная программа) «Парад профессий».Автор Бабенкова П.И.

Цель мероприятия:Выявить профессиональную эрудированность обучающихся.Задачи:Расширить представление учащихся об огромном и многообразном мире профессий.Сориентировать учащихся на правильный выбор про...

Сценарий общешкольного мероприятия, конкурсной программы «Золотая осень»

Настала прекрасная пора, которую мы именуем словами русского поэта А.С.Пушкина «очей очарованье». Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов ...

Сценарий внеклассного мероприятия «Конкурсная программа «Путешествие в город Мастеров» (8-9 классы)

Мастер – это самый уважаемый человек. На мастерах держится жизнь. Всё, что нужно человеку, сделано руками мастеров. На мероприятии "Путешествие в город Мастеров" наши ребята показали с...

Сценарий досугового мероприятия конкурсно-игровой программы к международному дню музеев: «Музей приглашает друзей»

1.      Автор сценария: Саакян Д.Л.  студентка ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» 2021г., г. Черняховск.2.      Цель: познакомить уч...

Сценарий досугового мероприятия План разработки конкурсно-игровой программы (КИП)

Сценарий досугового мероприятияПлан разработки конкурсно-игровой программы (КИП) Название: «Открытия лагерной смены»Автор * (авторский коллектив). Саакян Джульетта Левоновна, место учебы Ф...