Конспект урока музыки
план-конспект урока по музыке

Данный урок проводился в 4 классе по теме "Что за прелесть эти сказки!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_4_klasse.docx63.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Урок музыки в 4 классе

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки»

Педагогическая цель: сформировать у учащихся понимание регистра через музыку Римского-Корсакова.

Задачи: познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; расширить понятие регистр; вызвать интерес к классической музыке.        

Планируемые результаты:

Предметные: формировать соотношение музыки с собственными жизненными впечатлениями, слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции;

Личностные: понимать значение музыкальных занятий, как способа эмоциональной разгрузки

Метапредметные:

Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы;

Познавательные: формировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении;

Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения; задавать вопросы уточняющего характера; участвовать созданию композиций;

Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова, синте    затор. Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты). Презентация к уроку.

Тип урока: Изучение нового материала. Урок-игра.

                                                   

Ход урока.

Этапы

Основная форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

Давайте познакомимся, меня зовут Лариса Шойнхоровна.  

Вход детей под музыку «В гостях у сказки» в класс.

Здравствуйте,  учитель!

Личностные: проявление интереса к познанию Регулятивные:
организация волевой саморегуляции..

    I. Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний

Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие сказочные образы возникнут у вас при прослушивании.

Посмотрите, какие разные у всех образы.

Художник создает образ при помощи кисти и красок.

Поэт с помощью слова.

Интересно, а какими музыкальными красками пользуются композиторы в создании музыкальных образов?

Как называется голоса разных инструментов?

Сегодня мы с вами еще раз попробуем разобраться и, как композитор создаёт  музыкальные образы.

Музыкальных инструментов.

Тембр- окраска голоса разных инструментов

Познавательные: классификация средств выразительности; структурирование знаний.
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения.

II Подготовка к теме

Послушайте отрывок из сказки и продолжите его.

Три девицы под окном …

- Вы уже догадались какая это сказка?

- А  кто сочинил «Сказку о царе  Салтане»?

- Правильно, ребята, Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? 

-  Молодцы, ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией.

Кто догадался - как зовут  композитора? 

- Правильно, ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Он написал оперу «Сказка о царе Салтане»

Вспомним , что такое опера? (слайд 1)

- 0 чем сегодня будем говорить?

- О каких?

……………………..

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир"…

«Сказка о царе Салтане». А. С. Пушкин. 

Волшебством.

 

Николай Андреевич Римский – Корсаков.

о сказках

о музыкальных

Познавательные: классификация средств выразительности; структурирование знаний.
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения.
Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

III.Работа по теме урока.

1.Постановка темы урока.

Работа в рабочей тетради

- Откройте рабочие тетради, запишем тему нашего урока (на доске  тема записана)

Итак, опера Н.А.Римского – Корсакова  «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости, чтобы  поближе познакомимся с самыми яркими фрагментами оперы. В опере Римского – Корсакова сюжет такой же, как и в сказке. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

-  Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

-  Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Звучит вступление к опере «Сказка о царе Салтане».

-  Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

-  А каким образом?

- Какие именно симфонические инструменты услышали?

- Правильно, ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

- Одинаково звучали инструменты?

 

- Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.

Что такое регистр?

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий). (Учитель показывает на инструменте звучание разных регистров на примере  звука медведя, воробья, мышки.)

Давайте запишем в тетради, что такое  регистр? (слайд 2)

«Что за прелесть эти сказки!»

Со вступления. 

Помогла.

Звучали разные инструменты.

Инструменты симфонического оркестра.

Скрипка, флейта, трубы

нет, у каждого инструмента свой тембр голоса

Регулятивные:
целеполагание;
саморегуляция.
Познавательные: 
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли.

Личностные: 
эмоциональная отзывчивость на музыку;
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности через развитие творческого потенциала учащегося в игровой музыкальной деятельности: в восприятии музыки и исполнении;
формирование эстетических чувств.
Регулятивные: понимать смысл творческих заданий;
Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности. 
Познавательные:
Выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки;
определять 
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Пластическое интонирование.

дети встают

-  Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к  опере Римского – Корсакова еще раз, но перед нами будет стоять задача: показать изменение динамики музыки пластическими движениями рук.

3.Работа над понятием Регистр

1 чудо:

музыкальная тема белки в опере Н. А. Римского-Корсакова

Слушание и восприятие муз.темы фрагмента

Белка из оперы

В « Сказке о царе Салтане» есть чудеса. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

- Какие чудеса происходят в сказке?

- Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

- Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

- Молодцы, ребята.

А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова и определите в каком регистре  звучит тема Белочки.

Как она звучит?

Обведите в рабочей  тетради рисунки  инструментов, которые услышали.( посмотрите в словаре)

Белка, 33 богатыря, Лебедь.

Белка.

Тема Белки звучит в высоком регистре.

Легко, отрывисто, подвижно.

 4.ВХР

распевка, упражнения на дыхание, упражнения для артикуляции

 В основе этого произведения лежит  русская народная песня « Во саду ли в огороде».

Итак, ребята, я вам предлагаю разучить  песенку белочки

 « Во саду ли в огороде».

Для  того чтобы красиво петь,  какие правила должны выполнять?

Во саду ли в огороде

Девица гуляла

Она ростом невеличка

 Лицом круголичка.

распевка, упражнения на дыхание, упражнения для артикуляции

 

Пропевание мелодии темы Белочки с ориентацией на нотную запись.

 Работа в Р/т.

Работа в парах

Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (свечка,насос,)-дыхание

Дровосек (упр стрельниковой)

Язычком, цоконье

Распевка а-а-а-а

Спасибо

Пропеванием мелодии темы Белочки с ориентацией на нотную запись в рабочей тетради.

«Во саду ли в огороде

Девица гуляла

Она ростом невеличка

Лицо круглоличка

.

Фронтальная

- Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию  с использованием шумовых инструментов (отметьте сильную долю…) И так , у кого инструменты играют на сильную долю.

Разучивание и исполнение песни

Шумовые инструменты

2 чудо:

музыкальная тема богатырей

Послушайте след фрагмент, узнайте какому чуду написана это музыка?

- А вот и 2 чудо.

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

-Обратите внимание, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке

- А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. (Звучит фрагмент)

-  На что похожа эта музыка?

Конечно же на марш - торжественный, величественный.

- В каком регистре звучал марш?

-  Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей.

Величественно, воинственно,, торжественно

марш

Марш звучал в низком регистре.

Личностные: 
устойчивая мотивация к музыкально-практической деятельности;
эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся.
Регулятивные: 
осуществлять контроль своего участия в пении.
Коммуникативные: 
выразительно исполнять хоровые произведения.

физминутка

фронтал

Я предлагаю вам изобразить волны девочки, и богатырей мальчики( маршируют)

4. - Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь.

- Мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане». Назовите  3 чудо. 

-  Посмотрите, как художник Михаил Александрович Врубель изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

- Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

- А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков. (Звучит фрагмент)

-  Совпало ли ваше воображение с композиторским?

- Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  

Царевна Лебедь

Работа в Р\т

Красивая, волшебная, таинственная…

Скрипка, флейта

(средний)

Совпало

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в р. Т. взаимопроверка

А теперь выполните задание №3 в раб.тетрадях

(соедините какими регистрами были озвучены герои симф.картины).А теперь обменяйтесь тетрадями проверьте друг друга

 - Ребята! С чем мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане».)

 

- А при помощи чего  отобразил в опере героев?

А где показывают оперу?

Каждый год президент РФ объявляет тему года. А 2019 год чего вы знаете?

 

При помощи инструментов.

В театре

Год театра


Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Викторина.

Итог урока.

Групповая

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

6. Рефлексия.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. 

-Хочется воскликнуть: «Что за прелесть эти сказки!» (все вместе)

Ребята дополните фразы:

-Я понял, что….

-Мне было интересно, потому что….

-Особенно мне удалось….

  -А теперь, оцените нашу работу на уроке.

На доске нотный стан, у вас на столах – смайлики.  Выбрав смайлик, прикрепите к нотному стану.

Вот и сложилась музыка нашего урока.

Домашнее задание.

Вокально-хоровая работа.

- Ребята, вспомните под какую музыку мы вошли в класс? Я предлагаю дома выучить песню  «Приходи сказка»  на обороте раб. тетрадей.

- Спасибо за работу на уроке. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...