Рабочая программа "Музыка" 5 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс)

Еремеев Владимир Сергеевич

Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами «Изобразительное искусство», «Литература».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc111.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya-zapiska.doc138 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Тема,
тип урока

Основное
содержание
темы, термины
и понятия

Планируемые результаты

Виды дея-
тельности,
форма
работы

Формы
контроля

Самостоятельная
деятельность
обучающихся,

домашнее задание

Предметные
умения

Универсальные учебные
действия (УУД) и личностные

Музыка и литература (17 ч)

1

Что роднит музыку с литературой?
(открытие нового знания)

Что стало бы
с музыкой, если бы не было литературы?

Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи).

Связь музыки
и литературы.

Единый стержень этих искусств –
интонация

Познакомятся с понятиями: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка.

Научатся выявлять связи музыки и литературы

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; понимать, что изучает музыка, учиться практически применять музыкальные знания; добывать новые знания из различных источников.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тетради и учебнике.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: проявлять
любознательность и интерес
к изучению музыки, нравственно-этически оценивать усваиваемое содержание

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Исследовательская деятельность.

Подобрать стихи известных авторов, ставшие текстами песен.

Найти в Интернете литературные произведения, в которых говорится о музыке и музыкантах

2–4

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивейЗвучащие картины 
(постановка и решение учебных задач)

Песня – самый распространенный жанр му-

зыкально-литературного творчества, душа народа.

Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку. Отличие му-
зыкальной речи
от литературной

Познакомятся 
с отличиями музыкальной речи от речи литературной.

Научатся:

– называть основные жанры русских народных песен;

– определять значение песни в жизни общества;

– отличать романс от песни

Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы ее успешного осуществления
в реальных жизненных
ситуациях.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
(отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: слушать других, определять способы взаимодействия. 

Личностные: иметь представление о социально-политическом устройстве России, оценивать усваиваемый материал. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к му-
зыкальным произведениям при их восприятии и исполнении; выражать свое эмо-
циональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове,
рисунке, жесте, пении

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Устный контроль. Хоровое пение

Записать названия известных народных песен, любимых в семье.

Творческая тетрадь (с. 4–5).

Разучить народные песни своего края, объяснить их сходство и различие

5–6

Фольклор в музыке русских композиторов.

Стучит, гремит Кикимора… Что за прелесть эти сказки! (решение учебных задач)

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

Познакомятся с понятием программная музыка.

Научатся анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; добывать новые знания (информацию) из различных источников.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы
(задачи).

Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения
с их учетом, иметь мотивацию к учебной деятельности

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Нарисовать героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего.

Сочинить небольшую сказку в восточном стиле.

Творческая деятельность. 

Творческая тетрадь (с. 17)

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Мелодией одной звучат печаль и радость

Вокальная
и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная, инструментальная, баркарола

Познакомятся с понятиями: вокальная, инструментальная музыка.

Научатся называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать свое отношение к вокальной и инструментальной музыке

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Устный контроль. Хоровое пение

Послушать му-

зыкальный цикл
П. И. Чайковского «Времена года»
(«Баркарола»). Творческая тетрадь
(с. 18–19)

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (открытие нового знания)

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке.

Связи между
композиторским и народным
музыкальным искусством

Познакомятся с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация.

Научатся определять связи между композиторским
и народным музыкальным искусством

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрыть сюжеты, темы, образы искусства, интонационные особенности языка
народной, религиозной
музыки.

Регулятивные: формулировать и удерживать в памяти учебную задачу.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Хоровое пение

Устный
и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль
(игра на музыкальных инс-трументах)

Послушать современные интерпретации народной музыки. Выписать названия музыкальных коллективов, работающих в жанре этнической музыки

9

«Всю жизнь мою несу родину
в душе…».

«Перезвоны»

(решение учебных
задач)

Колокольный звон в музыке.

Звучащие картины

Познакомятся с понятиями: симфония-действо.

Научатся выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; само-стоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые электронные диски.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять, что связывает тебя с культурой, судьбой твоего народа

Хоровое

пение. Беседа по теме
занятия. Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста»

Интонационно-об-разный анализ музыкального и художественного ряда

Подобрать произведения, близкие по настроению музыке и картинам. Творческая тетрадь (с. 29)

10

«Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

(постановка и решение учебной задачи)

Определение кантаты.

Звучащие картины. Взаимодействие музыки и литературы

Познакомятся с понятиями: зерно интонации, струнные инструменты.

Научатся выявлять родственные средства выразительности музыки и литературы

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выполнять универсальные логические действия.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста»

Творчество писателя В. Шукшина, поэта Б. Пастернака. Выучить стихотворение Б. Пастернака (на выбор). Творческая тетрадь
(с. 31)

11–

12

Писатели и поэты
о музыке
и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»
(открытие нового знания; постановка и решение учебной задачи)

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки

в творчестве русского

(Г. В. Свиридов) и западноевропейских
(Ф. Шопен,
В. Моцарт) композиторов

Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся
с основными событиями из жизни и творчества композиторов, с понятием реквием

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства, определять основное настроение и характер музыкального произведения

Хоровое пение. Беседа.

Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Подготовить пересказ сюжета. Выучить определения «музыкальный размер», «стихотворный размер».

Исследовательская деятельность.

Творческая тетрадь (с. 22–25; 46–47)

13

Первое путешествие в музыкальный театр.

Опера. Оперная мозаика
(постановка и решение учебных задач)

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического
и изобразительного) в опере.
В основе оперы – литературное произведение. Опера
Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

Познакомятся с сюжетом (либретто) оперы «Садко»; с историей развития оперного искусства; с понятиями: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.

Научатся приводить примеры к понятиям

Регулятивные: применять установленные правила
в планировании способа
решения.

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о музыкальном жанре – опера.

Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувства сопереживания героям му-
зыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы «Садко»

Подготовить пересказ либретто оперы «Садко».

Творческая деятельность.

Выполнить рисунок на тему былины «Садко». Творческая тетрадь
(с. 44–45)

14

Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет (постановка
и решение учебных задач)

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет
П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Познакомятся с историей развития балетного искусства; с понятиями: балет, солист-танцор, кордебалет.

Научатся анализировать составляющие средства му-

зыкальной выразительности

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о жанре – балет.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, использовать наряду с основными
дополнительные средства
(ИКТ, справочную литературу).

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ фрагментов из балета

Сказки
Э.-Т.-А. Гофмана. Музыкальные характеристики литературных героев

Подготовить пересказ содержания сказки «Щелкунчик и мышиный король».

Творческая тетрадь (с. 40– 41). Исследовательская деятельность.

Найти информацию в Интернете об известных хореографах и солистах балета своего края, подготовить сообщение

15

Музыка

в театре,

кино, на телевидении
(открытие нового знания)

Роль литературного сценария

и значение музыки в синтетических видах ис-кусства: в театре, кино, на телевидении

Познакомятся с ролью литературного сценария и значением музыки в синтетических видах искус-ства: в театре, кино, на телевидении.

Научатся участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании)

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленными задачами.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: осваивать способы отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Беседа по теме занятия

Современные композиторы – авторы музыки к спектаклям и фильмам. Послушать музыку к современным детским музыкальным фильмам

16

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл
(постановка и решение учебных задач)

Расширение представлений о жанре мюзикл. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Познакомятся
с понятием мюзикла, историей возникновения мюзикла.

Узнают, чем мюзикл отличается
от оперы.

Научатся называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о мюзикле.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленными задачами.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности

Хоровое пение.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Творческая деятельность.

Творческая тетрадь (с. 49). Создатели и актеры мюзиклов. Декорации и костюмы в мюзиклах. Послушать музыку из мюзиклов Л.-Э. Уэббера.

Разучить полюбившуюся мелодию мюзикла

17

Мир композитора (коррекция знаний)

Обобщение представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств

Познакомятся 
со взаимодействием музыки; с именами выдающихся русских и зарубежных композиторов.

Научатся передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую
инициативу

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей знания о сходстве
и различии музыки и литературы.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности

Слушание музыки. Хоровое пение.

Тест

Многообразие музыкально-театральных жанров

Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством?
(открытие нового знания)

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и му-
зыкальная живопись. Общее
в средствах вы-разительности музыки и изобразительного искусства

Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство,
средства выразительности музыки.

Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин-формационном материале учебника; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать значение музыкального искусства в жизни человека; осознавать роль прекрасного в жизни человека

Слушание музыки.

Устный контроль.

Хоровое пение

Послушать му-

зыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести
А. С. Пушкина «Метель»

19

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
(постановка и решение учебных задач)

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства. Музыкальные средства выразительности: мелодия, лад, ритм, регистр, темп, динамика

Познакомятся
с общностью языка различных видов искусства. 

Научатся выявлять общие черты в художественных и му-

зыкальных образах

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о взаимосвязи художников и композиторов; использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи.

Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения.

Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Устный контроль

Исследовательская деятельность.

Подготовить сообщение на тему «Иконы А. Рублева». Найти в учебнике и творческой тетради картины, созвучные музыке С. Рахманинова, древним песнопениям

20–

21

Звать через прошлое к настоящему.

Александр Невский. Ледовое побоище (решение учебных задач)

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

Познакомятся
с общими чертами

художественных и музыкальных образов, с основными чертами кантаты,
с богатством му-
зыкальных образов
(героические и эпические) и особенностями их драматургического развития.

Научатся сопоставлять героико-эпические образы музыки

с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую
инициативу

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о героических образах
в музыке и изобразительном искусстве; сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; расширять свои представления о музыке.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии
с поставленными задачами; самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, испытывать чувство сопричастности к истории своей Родины и народа; выражать в музыкальном исполнительстве свои чувства и настроения, понимать настроение других людей; эмоционально отзываться на доступные и близкие по настроению музыкальные произве-
дения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Устный контроль

Исследовательская деятельность.

Подобрать иллюстрации на тему «Ледовое побоище». Найди в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества.

Творческая тетрадь (с. 55– 57)

22–

23

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья. Дыхание русской песенности
(решение учебных
задач)

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Познакомятся с выразительными возможностями музыки и ее изобразительности, с выдающимися русскими и зарубежными композиторами: С. Рахманиновым, Ф. Шубертом, их творчеством.

Научатся:

– выявлять общее
в выразительных возможностях музыки и живописи;

– анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции; выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Коммуникативные: собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Слушание музыки. Рас-сматривание картин

Интонационно-об-разный анализ музыкальных
и художественных произведений

Исследовательская деятельность.

Подготовить сообщение на тему «Музыка, звучащая с полотен». Творческая тетрадь (с. 59–61)

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества (постановка и решение учебных задач)

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки
(на примере произведений

С. В. Рахманинова и В. Г. Кикты). Сходство и различие художественного воплощения образов фресковой живописи в музыке

Познакомятся с местом и значением колокольных звонов
в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон.

Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о красоте звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, развивать эмоциональное восприятие произведений искусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Устный контроль

Подобрать иллюстрации на тему «Фресковая живопись».

Творческая тетрадь (с. 35–37)

25

Портрет

в музыке
и изобразительном искусстве.

Звуки скрипки так дивно звучали...

(решение учебных задач)

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители.

Музыка и живопись. Портрет
Н. Паганини
в музыке и изобразительном искусстве. Портреты и автопортреты великих художников

Познакомятся
с историей создания скрипки, ее мастерами – изготовителями и исполнителями.

Научатся:

– сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

– анализировать, сравнивать произведения

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания об истории создания скрипки и ее мастерах.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное

поведение; воспринимать
музыкальное произведение и мнение других людей
о музыке.

Личностные: выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль.

Хоровое пение

Исследовательская деятельность.

Найти в Интернете информацию и подготовить сообщение о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери.

Творческая тетрадь (с. 68–69)

26

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира (рефлексия знаний)

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира

Познакомятся с понятиями: оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра.

Научатся называть имена известных дирижеров

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность.

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые энциклопедии, справочники.

Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, развивать эмоциональное восприятие произведений искусства

Устный контроль.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Письменный контроль (карточки), тест

Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из кн. А. С. Клёнова «Там, где музыка живет»)

27

Образы борьбы
и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!
(сообщение и усвоение новых знаний)

Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

Научатся:

– делать предположения о том, что предстоит услышать
(образный строй);

– проводить интонационно-образный анализ музыки

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Устный контроль

Исследовательская деятельность.

Подготовить сообщение на тему «Можем ли мы увидеть музыку». Творческая тетрадь
(с. 70–73)

28

Застывшая музыка. Содружество муз
в храме

(усвоение новых знаний)

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка. Характерные особенности музыкального языка
И.-С. Баха на основе интонационно-образного анализа

Познакомятся

с отличием католической и православной музыкальной культуры; с понятием акапелла.

Научатся сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слуша-
теля.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить
вопросы.

Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

Слушание музыки.

Рассматривание иллюстраций.

Хоровое пение

Интонационно- образный анализ

Подобрать иллюстрации архитектурных памятников Петербурга

29

Полифония в музыке и живописи (усвоение новых знаний)

Продолжение знакомства с творчеством
И.-С. Баха. Освоение понятий:
полифония, фуга, светская и духовная музыка. Любимый инструмент Баха – орган. Ведущие органисты мира. Органные мас-
тера

Познакомятся с понятиями: орган, полифония, фуга; с основными событиями из жизни и творчества И.-С. Баха

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о творчестве Баха и его любимом инструменте –
органе.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное

поведение; воспринимать
музыкальное произведение и мнение других людей
о музыке.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности

Слушание музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Послушать органные произведения, запомнить названия

30

Музыка на мольберте. 

Композитор – художник… Вселенная представляется мне большой симфонией… 

(усвоение новых знаний)

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы

Познакомятся с понятиями: триптих, соната.

Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Регулятивные: научиться планировать свою учебную деятельность и следовать
инструкциям учителя; выполнять действия в устной
форме.

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.

Коммуникативные: понимать содержание вопросов
о музыке и воспроизводить их; оформлять свои мысли
в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные: различать основные нравственно-этические понятия

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Устный контроль

Послушать музыку М. Чюрлёниса. Симфоническая поэма «Море»

31

Импрессионизм в музыке и живописи.

Музыка ближе всего к природе... (усвоение новых знаний)

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Творческая биография композиторов-импрессионистов

Познакомятся с понятиями: импрессионизм, интерпретация, джаз

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

Слушание музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Подготовить сообщение о художнике-импрессионисте (по выбору)

32

О доблестях, о подвигах, о славе… (коррекция ЗУН)

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Поэтические произведения о войне. «Реквием»

Р. Рождественского

Познакомятся с понятием реквием, произведениями литературы, живописи и музыки, раскрывающими военную тему – защиты Родины.

Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки (на примере музыкальных произведений С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.)

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться

в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное

поведение; воспринимать
музыкальное произведение и мнение других людей
о музыке.

Личностные: различать основные нравственно-этические понятия

Слушание музыки.

Хоровое пение

Интонационно-образный анализ

Выучить отрывок из «Реквиема». Исследовательская деятельность.

Подготовить сообщение о героях Великой Отечественной войны твоего города

33

В каждой мимолетности вижу я миры (рефлексия знаний)

Образный мир произведений
С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского.

Своеобразие творчества обоих композиторов.

Сравнение музыкальных зарисовок С. С. Прокофьева с картинами В. Кандинского, определение замысла и его воплощения в произведениях

Познакомятся с понятием интерпретация, со своеобразием музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского.

Научатся выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; добывать новые знания (информацию), полученную из различных источников и разными способами.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное

поведение; воспринимать
музыкальное произведение и мнение других людей

о музыке.

Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений
в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Слушание музыки.

Хоровое пение

Интонационно-образный анализ

Творческая, исследовательская деятельность. Подготовить сообщение на тему «Фортепианная миниатюра»

34–

35

Мир композитора. С веком наравне (решение учебных задач; рефлексия знаний)

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств

Познакомятся

с тем, что роднит
музыку, литературу и изобразительное искусство.

Научатся выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств

Познавательные: осуществлять поиск информации
(в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о взаимосвязи художников, литераторов, композиторов.

Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выбирать тему проекта с помощью учителя.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений

в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

Слушание музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Проектная деятельность. 

Темы проектов

в учебнике (с. 155)



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы, а также планируемыми результатами основного общего образования, с учётом возможностей авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой и др. (М.: Просвещение, 2016) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2018.

2. Сергеева, Г. П.  Музыка.  5 класс : творческая тетрадь [Текст] : учебное  пособие  для общеобразоват.  организаций  /  Г. П.  Сергеева,  Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2017.

3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты] : пособие для учителей общеобразоват. организаций / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014.

4. Музыка.  Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5–6 классы. Поурочные разработки [Текст] : пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014.

6. Музыка. 5–7 классы. Искусство. 8–9 классы. Сборник рабочих программ.  Предметная  линия  учебников  Г. П.  Сергеевой, Е. Д.  Критской  [Текст]  :   учебное  пособие   для  общеобразоват.   организаций  / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. – М. : Просвещение, 2016.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Изучение музыки как вида искусства в 5 классе направлено на достижение следующей цели : формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармонического развития личности.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи:

– приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

– освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

– установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством;

– воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

– развитие общей музыкальности и эмоциональности, творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

– освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;

– овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий)1.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных организаций Российской Федерации отводит музыкальным занятиям 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами «Изобразительное искусство», «Литература».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Искусство предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе.

Курс «Музыка» в 5 классе предполагает обогащение сферы художественных интересов обучающихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Содержание учебного предмета

Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой? Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, песня русская в хлебах...  Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки...

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою...

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

Раскрываются следующие содержательные линии: сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов.

Обобщение материала I четверти.

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной – черный гость...

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Мир композитора.

Раскрываются следующие содержательные линии: жанры «Симфония-действо», «Кантата». Средства выразительности музыки и литературы. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Музыкальные инструменты: струнные, челеста; флейта. Образцы колокольности в музыке и литературе. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке и литературе. Контраст интонаций.

Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).

Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.

Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.

Обобщение материала II четверти.

Музыкальный материал

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана. Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др. русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П.  Чайковский,  слова  А.  Плещеева.  Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из «Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”» (фрагмент). Г. Свиридов.

Кикимора. Сказание для  симфонического  оркестра  (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская  ночь. М.  Глинка,  слова  И.  Козлова.  Баркарола.  Ф. Шуберт,  слова Ф.  Штольберга, перевод А. Плещеева.

Концерт № 1  для  фортепиано с оркестром (фрагмент оригинала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. «Проводы Масленицы». Сцена из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина № 1. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Снег. Из вокального цикла «Земля». М.  Славкин,  слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон? Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Dona nobis расет. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Сказка о царе Салтане… Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Садко. Опера-былина (фрагменты).  Н.  Римский-Корсаков.  Орфей  и  Эвридика.  Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к  сказке  «Буратино».  Музыка  и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

Хлопайте в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина. Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Литературные произведения

Осыпаются листья в садах... И. Бунин. Скучная картина... А. Плещеев. Осень и грусть на всей земле... М. Чюрлёнис.

Листопад. И. Бунин.

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Война колоколов. Дж. Родари.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Снег идёт. Б. Пастернак. Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского фольклора.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Произведения изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов.  Книги и часы.  Неизвестный  художник.  Полдень.  В  окрестностях  Москвы.  И. Шишкин. Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки. Вечер.  Золотой  плёс. Над вечным покоем. И. Левитан. Золотая осень. И. Остроухов. Осень. А. Головин. Полдень. К. Петров-Водкин. Ожидание. К. Васильев. Песня без слов. Дж. Г. Баррабл. Итальянский пейзаж. А. Мордвинов. Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский. Вальсирующая пара. В. Гаузе. Моцарт и Сальери. В. Фаворский. Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. Садко. И. Репин. Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев. Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной...  Есть  сила  благодатная в созвучье слов живых...

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища.

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы – краски, мои краски –  напевы... И это все – весенних дней приметы! Фореллен – квинтет. Дыхание русской песенности.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло.

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.

Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет...

Раскрываются следующие содержательные линии: взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве.  Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган. Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность в музыке и изобразительном искусстве. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).

Образ музыки в изобразительном искусстве разных эпох. Музыкальная живопись и живописная музыка. Творческая мастерская композитора, художника. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска. Орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.

Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.

Роль дирижера в прочтении музыкального произведения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.

Симфония. Главные темы. Финал. Принципы развития симфонии.

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка в музыке и изобразительном искусстве.

Обобщение материала III четверти.

Застывшая музыка. Содружество муз в храме.

Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса...

Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечной красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией...

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.

О подвигах, о доблести, о славе.  О тех, кто уже не придет никогда, – помните! Звучащие картины.

В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского.

Мир композитора. Исследовательский проект. С веком наравне.

Раскрываются следующие содержательные линии: органная музыка. Хор a capella. Архитектура – застывшая музыка. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка.

Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые импровизации. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

Темы исследовательских проектов: «Быть может, вся природа – желанье красоты?», «Вся Россия просится в песню…», «Нужна ли музыка в театре, кино, телепередачах?», «Что за прелесть эти сказки…», «На земле родной не бывать врагу!», «Стань музыкою, слово…», «Всю жизнь мою несу Родину в душе…», «Распахни мне, природа, объятья…», «О подвигах, о доблести, о славе…», «Небесное и земное в звуках и красках», «Музыкальный театр: содружество муз», «Что сердце заставляет говорить…», «В каждой душе звучит музыка…», «Музыка и литература в залах картинной галереи».

Обобщение материала IV четверти.

Музыкальный материал

Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А. Н. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова B. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. Бах – Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». C. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта. Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст B. Костомарова. Фореллен-квинтет. Ф. Шуберт.

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Сюита-фантазия для двух фортепиано (фрагменты). C. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Чакона. Для скрипки соло (ре-минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрлёнис.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова. Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпретации).

Произведения изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухов. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев. Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд. Весна. Цветущие вишни. Дама в кресле. Водоем. В. Борисов-Мусатов. Пейзаж. Д. Бурлюк. Бурный ветер. А. Рылов. Формула весны. П. Филонов. Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа. Н. Паганини. С. Коненков. Антракт. Р. Дюфи. Скрипка. Р. Дюфи. Скрипка. И. Пуни. Скрипка. К. Петров-Водкин. Скрипка. Е. Рояк. Симфония (скрипка). М. Меньков. Оркестр. Л. Мууга. Три музыканта. П. Пикассо.

Ника Самофракийская. Восставший раб. Микеланджело. Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Соната моря. Триптих. М. Чюрлёнис.

Реквием. Цикл гравюр. Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Впечатление. Восход солнца. Руанский собор в полдень. К. Моне. Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Литературные произведения

Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой.

Островок. К. Бальмонт. Весенние воды. Ф. Тютчев. Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков. По дороге зимней, скучной… А. Пушкин.

Слёзы. Ф. Тютчев. И мощный звон промчался над землёю… А. Хомяков. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко… А. К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей – то скрипка пела… А. Блок. Берёзовая роща. В. Семерин.

Под орган душа тоскует… И. Бунин.

Реквием. Р. Рождественский.

Я не знаю мудрости, годной для других… К. Бальмонт.

Не привыкайте к чудесам… В. Шефнер2.

Результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

– сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

– сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

– развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

– сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

– воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

– расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

– овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

– сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Планируемые результаты обучения

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

– компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

– участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

– признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:

– умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

– умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

– смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД:

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию3.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретной образовательной организации

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 5 классе обучаются дети 11–12 лет, которые владеют разными видами музыкальной речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе. Для учащихся, которые будут осваивать учебный материал на репродуктивном уровне, предусматриваются зрительные опоры, инструкции, подсказки, алгоритмы действия. Для продуктивного уровня освоения – задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках. Также учащиеся умело ведут дискуссии на уроках, работают над проектами, используя справочную литературу, могут контролировать и оценивать работу.

Формы и средства контроля по музыке

Формы организации учебного процесса:

– групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

– выставка, экскурсия, путешествие.

Виды контроля:

– вводный, текущий, итоговый, периодический.

1. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

2. Письменная проверка – учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы, на которые они в течение 10–12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Тестирование.

3. Программированный контроль, или метод выбора. Учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых даются три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.

Описание материально-технической базы

Печатные средства обучения

Для учителя:

1. Никитина, Л. Д. История русской музыки [Текст] / Л. Д. Никитина – М. : Академия, 1999.

2. Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе [Текст] / Л. А. Рапацкая, Г. С Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : ВЛАДОС, 2003.

3. Гуревич, Е. Л.  История зарубежной музыки [Текст] / Е. Л. Гуревич. – М. : Академия, 1999.

4. Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй [Текст] / В. И. Петрушин. – М. : Просвещение, 2000.

5. Кабалевский,  Д.  Б.  Как  рассказывать  детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1989.

Для обучающихся:

1. Булучевский, Ю. С. Краткий  музыкальный  словарь  для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. – Л. : Музыка, 1988.

2. Агапова, И. А.  Лучшие  музыкальные  игры  для  детей  [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

1. Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.
  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для школьных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).

2. Информационно-коммуникационные средства.

  • Антология русской симфонической музыки (8 CD).
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).
  • Большая энциклопедия России: искусство России (1 CD).
  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).

3Технические средства обучения.

Музыкальный центр, видеомагнитофон/видеоплеер, CD/DVD-проигрыватели, компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотокамера цифровая, видеокамера цифровая.

4. Учебно-практическое оборудование: музыкальные инструменты; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...