Конспекты уроков по музыке в среднем звене
план-конспект урока по музыке (5, 6, 7, 8 класс)

Цветенко Анастасия Геннадьевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 8.04

Учитель музыки: Калачева Е.П

МБОУ СОШ «Школа-интернат №4»

Класс: 5

Учитель музыки: Калачева Е.П

Студентка 40 группы

Цветенко Анастасия

Тема урока музыки: «Застывшая музыка»

Цель: раскрытие взаимообогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры. 

Планируемые результаты:

Предметные: умение выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений

Метапредметные: проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

Личностные: воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

Тип занятия: «открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель, гитара

Музыкальный реп-р: «Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), «Аве Мария»  (Дж. Каччини), «Богородице, дево радуйся» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия Соль-минор» (И.С. Бах).

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Рефлексия;
  5. Итог урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Хронометраж

Организационный момент

Добрый день 5 класс! Очень рада видеть Вас, сядем тихо на места, поработаем сейчас!

Ребята, скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку? Посмотрите на экран. С каким видом искусства предстоит встретиться сегодня?

ИЗО, литература.

- Архитектура.

Организация слушательской деятельности

- Как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного?

Сегодня мы попытаемся на него ответить. Знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете это высказывание?

- В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи.

- Перед вами на экране продемонстрированы знаменитые здания великолепной архитектуры. Давайте попробуем найти общее у архитектуры и музыки.

Мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности.

Гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;

Ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

Лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;

Тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;

Темп (движение) – отражение происходящего;

Регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

Динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

Звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

Форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

- Итак, как мы видим, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

- Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.

- Что же это за сооружения?

- Правильно. Как звучала музыка?

- Посмотрите на экран. На нем вы видите католический и христианский храмы. К какому из них подходит прослушанная нами только что музыка?(метод наглядности)

- Сейчас мы еще раз прослушаем это произведение, а вы составите синквейн, который ее опишет.

- У кого что получилось?

- Верно. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. А чем же отличается католический храм?

- Отлично, молодцы. В начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?

- Правильно. Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.(метод наглядности)

- Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.  Сейчас мы прослушаем его Прелюдию Соль-минор, а вы потом ответите на вопрос: о чем эта музыка? Была ли в ней только один голос или было несколько?

- О чем же эта музыка? И сколько вы услышали голосов?

- Хорошо. Сейчас мы еще раз прослушаем это произведение, а вы попробуете понять, подходит ли эта музыка к какому-то из этих соборов? (метод наглядности). Называются они Нотрдам-де-Пари и Нортрдам-де-Реймс.

- Что скажете, ребята?

- Хорошо, сейчас прослушаем еще одно произведение, просто для того, чтобы услышать красоту, которая звучала в католических соборах.

Учащиеся слушают музыку.

- Храмы и соборы.

-К христианскому.

учащиеся слушают музыку и составляют синквейн.

Учащиеся рассказывают синквейны.

- Очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. 

- Орган.

- Она о многоголосии, регистрах. Голосов было несколько.

- Эти соборы очень похожи, поэтому музыка подойдет и к тому, и к другому.

- О музыке и архитектуре.

- Христианском и католическом.

- Много.

- «Прелюдию Соль-минор», «Аве Марию», «Богородице, дево радуйся».

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

П (структурирование знаний — общеучебные действия)

К ( планирование  учебного сотрудничества с учителем)

К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)

П (изучение нового музыкального материала)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Организация исполнительской деятельности

Ну и на такой песенной ноте мы переходим к нашей песне под названием «Мир похож на цветной луг».

ВХР трудности

Методы и приемы

1. Повторение мелодии от разных звуков(секвенция).

2. Восходящее и нисходящее движение мелодии.

3. Плавное соединение звуков.(легато)

1. Звуковысотный показ

2. Звуковысотный показ, дирижерский жест.

3. Дирижерский жест.

Учащиеся прохлопывают ритм и проговаривают текст.

Рефлексия

Правильно. А теперь мы с вами оценим каждый свою работу на уроке. На экране вы можете увидеть критерии оценивания, т.е. оценки вашей работы на уроке. Если вы внимательно слушали музыку, хорошо пели, и отвечали на вопросы — ставите себе «5». Если например, вы не сделали что-то одно, к примеру — плохо пели или не пели вовсе, тогда «4». Если же вы не выполнили два пункта — невнимательно слушали музыку и не отвечали на вопросы — это «3».

Итог урока

Итак, о чем мы сегодня говорили?

- А каких соборах мы сегодня говорили?

- Молодцы. А много ли общего у музыки с архитектурой?

- Хорошо. Какие произведения сегодня слушали?

Учащиеся отвечают на вопросы

П (структурирование знаний)



Предварительный просмотр:

Дата: 6.04

Учитель музыки: Калачева Е.П

МБОУ СОШ «Школа-интернат №4»

Класс: 6

Студентка 40 группы

Цветенко Анастасия

Тема урока музыки: «Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»»

Цель: обогащение представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л. В. Бетховена.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с программной музыкой на примере увертюры «Эгмонт», построением увертюры.

Метапредметные: умение проводить аналогии с литературным произведением, с драматургией, умение осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки.

Личностные: формировать мотивацию к изучению программной музыки на примере увертюры «Эгмонт», развивать умение в процессе рефлексии проводить самооценку, учиться анализировать и сравнивать музыкальные темы, развитие вокального мастерства в исполнительской деятельности.

Тип занятия: «открытие» нового знания.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель, гитара.

Музыкальный реп-р: Л.В. Бетховен увертюра «Эгмонт», «Господа пода купите зонтик» муз. «Белой гвардии».

 Структура» урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Рефлексия;
  5. Итог урока.

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Хронометраж

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки- урок творчества!   На доске вы видите портрет великого композитора. Скажите кто это?

Правильно, это великий немецкий композитор -  Л.В.Бетховен. (На слайде показан портрет) А Вам интересно было бы узнать, как композитор сочиняет свои произведения.

- Так вот, сегодня есть уникальная возможность узнать это. Для этого мы отправимся в прошлое и узнаем, как великий музыкант - Бетховен сочинял свои произведения. (звучит музыка, как будто мы летим)

Ученики приветствуют учителя

Л.В. Бетховен

Да!

К - Учебное планирование

2 мин

Орг-зация слушательской деятельности

 - Итак, ребята, мы очутились   в 18 веке, в Германии! Смотрите, мне кажется, этот тот дом, в котором живет композитор! Сейчас на дворе 1809 год. Бетховен получил интересное предложение от дирекции Придворного театра Вены на создание музыки к постановке драмы Гёте «Эгмонт». Композитор с радостью согласился на выполнение заказа, отказавшись от прибыли в знак уважения к творчеству писателя.

Репетиции спектакля шли одновременно с сочинением музыки. 

Бетховен – это уникальная личность, во-первых, потому что он является последним представителем «венской классической школы», после которого началась эпоха романтизма! А, во-вторых, наш композитор - автор нового симфонического жанра – программной увертюры. Кто-нибудь знает, что обозначает это слово – увертюра?

Увертюра - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм. Увертюра до Бетховена была обычной, но с его творчеством появилось новое понятие «программная увертюра». Кто-нибудь знает, что значит программная?

Программная музыка - это музыка, которая имеет программу или сюжетное название.

- Как Вы считаете, какие из жанров относятся к программной музыки? Правильно! Сейчас я включу увертюру, она имеет сюжет (так как она программная). Ваша задача состоит в том, чтобы, прослушав музыку, попытаться увидеть сюжет произведения.

- Ребята, какую картину нарисовала Вам музыка, какой сюжет?

События увертюры относятся к XVI веку и показывают восстание жителей Нидерландов против поработивших их испанцев. Граф Эгмонт возглавил борьбу за независимость Нидерландов, за что был посажен в тюрьму, а позднее приговорён к смерти. Казалось бы, всё кончено, но народ продолжал борьбу, что привело в итоге к победе. Эгмонт боролся за свободу, и смерть его была не напрасной.

- Сейчас мы послушаем тему вступления увертюры, определите, образ чего рисует нам это тема?

-Правильно, а как вы думаете, какой прием использован в этом моменте, если есть 2 противоборствующих стороны? Прием контраста (можно будет послушать и сравнить). Далее начинает звучать главная партия – тема народа Нидерландов, которая перерастает в тему борьбы. Прослушав её попытайтесь ответить изменялась ли она? (слушают) Кроме главной партии есть еще и побочная партия. Она тоже является важной в музыкальных произведениях. Сейчас мы послушаем снова с Вами, и вы ответите на вопрос, что необычного вы услышали? чередуются интонации обеих тем вступления: зловещий ритм сарабанды (старинного испанского танца) и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры.

Какие образы получают здесь развитие?

-Ребята, а скажите мне, пожалуйста какие тембры инструментов вы услышали в главной и побочной партиях? (на доске в виде таблицы характеризуем тембры инструментов партий: гл. и п.)

Знакомство с сюжетом этой увертюры мы продолжим на следующем уроке.

- Опера, балет, песня, романс.

Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения

- Образ жестоких завоевателей – испанцев и порабощенный народ Нидерландов

Главная тема - тема народа перерастает в тему борьбы, героического порыва.

 Чередуются интонации обеих тем вступления: зловещий ритм сарабанды (старинного испанского танца) и интонации вздоха, горя, народного страдания.

М - умение проводить аналогии с литературным произведением, с драматургией

Л - формировать мотивацию к изучению программной музыки на примере увертюры «Эгмонт»,

Л - учиться анализировать и сравнивать музыкальные темы.

15 мин

Организация исполнительской деятельности

-Ребята, уже в 18 веке, когда жил и творил Бетховен, многие музыканты играли на таком инструменте -  как гитара. Уже в 15 веке она получила распространение, молодые люди пели своим возлюбленным песни под гитару. И сегодня мы с Вами будем петь под гитару. Гитара -  это струнный инструмент, имеет 6 струн и применяется как аккомпанирующий и сольный инструмент. Вот так она выглядит (показываю).

Я Вам спою сейчас добрую песню называется «Господа, пода купите зонтик», а потом мы её споем все вместе! (нас доске проиллюстрирован текст песни)

ВХТ

Вокально-хоровые трудности

Методы и приёмы

  1. Высокие ноты

1.Собственный показ, метод сравнения

  1. Подвижный темп
  1. Разучивание в медленном темпе, постепенно ускоряя
  1. Четкое произношение согласных звуков
  1. Выделение главных слов в песне

Учащиеся вместе с учителем учат песню

Л -  развитие вокального мастерства

15 мин

Рефлексия

Что показалось Вам сложным?

Что Вам понравилось? Что не понравилось? Как можете себя оценить, почему что-то не получилось?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке

Л - развивать умение в процессе рефлексии проводить самооценку.

3 мин

Итог урока

Итак, ребята, с каким произведением мы познакомились с Вами?

На какой драматический сюжет была сочинена увертюра?

Что значит увертюра?

Какое новое понятие ввел Бетховен для увертюры?

 

До свидания, ребята!

Увертюра «Эгмонт»

На драмат. произведение Гёте.

Увертюра -  это вступление к спектаклю, опере.

Программная, т.е. имеющая сюжет.

П – структуирование знаний

3 мин

 

                                                                                                         



Предварительный просмотр:

Дата: 28.10.19

Учитель музыки: Бабенко Н.П.

Лицей №35                                                                                            

Руководитель практики ЧПК№1: Шелепова Д.А.

Класс: 8                                                                                              

Преподаватель фортепиано: Фоменко И.В.

Студентка ЧПК № 1 40 группы

Преподаватель вокала: Булатова А.С.

Цветенко Анастасия

Тема урока музыки: «Балет Ярославна, «Битва с половцами»

Цель: Расширение и углубление знания учащихся о жанре «балет» через обращение к творчеству Тищенко Б.И.

Планируемые результаты:

Предметные:  формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки через обращения к музыкальным произведениям

Личностные: Воспитывать различную эмоциональную отзывчивость на произведения схожего характера, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки

Развивать способность усвоения теоретических знаний, развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение, развитие слуха, интонации в голосе, внимания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип занятия: «открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод музыкальных обобщений, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноты, раздаточный материал (скрипичные ключи)

Музыкальный репертуар: «Плач Ярославны» из балета «Ярославна», «Первая битва с половцами» из балета «Ярославна»

Структура урока:

1.Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

4. Итог.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

(мин)

1

Организационный момент

К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня мы с вами познакомимся с прекрасным балетом «Ярославна» музыку на который написал Борис Иванович Тищенко. Название балета не случайно. Образ Ярославны – это символ  Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

Дети заходят в кабинет под музыку и садятся за парты.

5 мин

2

Организация слушательской деятельности

П - формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки.

Л - Воспитывать различную эмоциональную отзывчивость на произведения схожего характера, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки;

-Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из балета «Плач Ярославны».

- «Плачь Ярославны» -характеризующий главную героиню – центральный эпизод балета. Использование интонаций плача, причитания в русской народной музыке имеет древние традиции. Плачи исполнялись во время проводов в армию, похоронах или свадебных церемониях.

  • Сейчас мы с вами прослушаем ивы ответите на вопрос Какое эмоциональное состояние героини передает эта музыка?
  • Сейчас мы прослушаем еще раз вы подумайте и ответьте:
  • Какие музыкальные инструменты поют плач?
  • Что такое плач? Где вы еще встречались с этим жанром?

Музыка балета с большой выразительной силой не только предаёт образы поэмы, но и рисует картины сражений. Живописная батальная сцена балета « Первая битва с половцами» насыщена грозными интонациями трубных кличей, энергичных воинственных барабанных ритмов. Развитие музыки идёт по нарастающей: от чередования коротких мотивов тревожного характера вначале до напряжённого безостановочного движения в конце, имитирующего скачку многочисленных всадников. Привычные движения восточного танца ассоциируются с разрушительной женской силой , с действиями бездушного механизма. Лица половцев скрыты. Подчёркнутая ритмичность их движений сочетается с рисунком танца, построенным на прямых линиях, мгновенных перестановках, переменах. Для характеристики половцев композитор использует фон непрерывное и равномерное гудение басов на гнусавых созвучиях. В его фон врезаются не менее фантастические скольжения духовых инструментов- тромбона, трубы.

-Слушаем первую битву с половцами. После прослушивания ответьте на вопрос какие инструменты использовал композитор что бы передать нам все то что происходило в этом балете?

-Сейчас мы прослушаем еще раз подумайте и скажите мне Каковы характерные интонации русских и какие половцев?

- Старинный русский жанр

- Плач Ярославны из оперы Князь Игорь Бородина.

- Начальные скольжения флейты из вступления к балету превращаются в этих живописных зарисовках в монотонно- волнообразное свистящее движение.

15 мин

3

Организация исполнительской деятельности

Развитие слуха, интонации в голосе, внимания

Так как на улице у нас золотая пора «Осень» мы разучим песню  композитора Александра Ермолова «Осенний блюз». А я посмотрю как вы умеете дружно и красиво петь!

ВХР

Методы и приемы

Ритмические: пунктирный ритм, шестнадцатые

Объяснение,

Интонационные: скачки в мелодии

Графический показ,  хоровой жест

- Я буду Вас просить петь по командам, по рядам, а может даже отдельно каждого.

- Хорошо

15 мин

4

Итог

Л - способность усвоения теоретических знаний

В жизни любого народа женщине 
принадлежит ключевое значение в 
сохранении самобытности народа, его 
национальных традиций и духовных 
ценностей. Однако в истории русской 
нации значение и роль женщины 
неизмеримо выше. Она коренится в 
специфике исторической судьбы России 
и, в частности, в военном характере её 
истории.

Ну вот и закончился наш урок, ребята скажите пожалуйста что вам больше всего запомнилось и понравилось ? Что вы узнали нового?

- Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

- Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?

5 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 03.10.19

Учитель музыки: Бабенко Н.П.

МАОУ лицей №35                                                                                            

Руководитель практики ЧПК№1: Шелепова Д.А.

Класс: 6                                                                                              

Преподаватель фортепиано: Фоменко И.В.

Студентка ЧПК № 1

40 группы

Преподаватель вокала: Булатова А.С.

Цветенко Анастасии                                                            

Тема урока музыки: «Два музыкальных посвящения»

Цель: раскрытие единства формы и содержания произведений, несущих лирический образ ч.

Планируемые результаты:

Предметные:  формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки через обращения к музыкальным произведениям М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Вальс-фантазия» Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и романса М.И.Глинки.

Личностные: Воспитывать различную эмоциональную отзывчивость на произведения схожего характера, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки через обращение к романсу М.Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия».  Развивать способность усвоения теоретических знаний, развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение, развитие слуха, интонации в голосе, внимания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип занятия: «открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод музыкальных обобщений, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноты, раздаточный материал (скрипичные ключи)

Музыкальный репертуар:  «Я помню чудное мгновенье», «Вальс-фантазия» М.И. Глинки, «Песня гардемаринов» муз. В.Лебедева, сл, Ю. Ряшенцева.

Структура урока:

1.Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

4. Итог.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

(мин)

1

Организационный момент

К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Дети заходят в кабинет под музыку и садятся за парты.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут  Анастасия Геннадьевна, и я буду  сегодня вести у вас урок музыки. Он будет необычным, а в виде баттла. Ваш класс  мы поделим на 2 команды. Выберите капитана.Со своей командой Вы будете проходить испытания, за что будете получать скрипичные ключи, у какой команды их окажется больше, та и выиграла.

 - Теперь вы можете придумать название своей команде и сказать мне. Время дается 30 секунд. Итак, название первой команды, и название второй.  Отлично! Тогда начнем!

Дети придумывают название команд

Говорят названия

5 мин

2

Организация слушательской деятельности

П - формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки.

Л - Воспитывать различную эмоциональную отзывчивость на произведения схожего характера, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки;

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты» Как вы считаете, кому принадлежат эти строки?

О чем это стихотворение? И кому оно посвящено? Хорошо, а как Вы думаете, можно было бы на это стихотворение сочинить вокальную музыку? Как назывался бы такой жанр? Одним из шедевров романсной лирики является  музыкальное произведение русского композитора М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». Он жил в 19 в. И является основоположником русской клас.школы.  А.С. Пушкин посвятил своё стихотворение Анне Керн, а М.И. Глинка посвятил романс её дочери – Екатерине Керн. Откройте учебник на стр.14. Вы видите стихотворение. Пусть каждый из вас прочтет по четверостишию. Ниже вы видите названия: встреча, порыв, радость и т.д. Вам нужно подобрать эти названия к четверостишиям, которые соответствуют их образно-смысловому содержанию. Как вы думаете, музыка должна передавать эти эмоции?  Сейчас мы послушаем романс Глинки, Вам нужно будет услышать, как музыка будет меняться?

- Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Керн. Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение  для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Композитор написал этот вальс сначала для фортепиано, но вскоре он сделал оркестровку, то есть переложение для оркестра.  Ребята, а вы знаете, что такое вальс?

- Мы с Вами послушаем его сейчас. Вам нужно определить вальс звучал всегда одинаково или по-разному? Как звучит основная тема фрагмента? (включаю тему)

- А как музыка дальше развивается? (включаю продолжение)

- А как Вы думаете, почему Глинка назвал вальс-фантазия?

Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны, так как у М. Глинки была жена и у Е. Керн, поэтому были они нерешительными…

Ребята, сегодня мы познакомились с 2-мя музыкальными посвящениями М.И. Глинки, потому что оба произведения посвящены женщине, которую он любил,  и чувства к ней он передал через музыку. До сих пор мы с удовольствием слушаем музыку Глинку и радуемся!

-Русскому поэту А.С. Пушкину

- О признании в любви девушке, Анне Петровне Керн

- Романс

В 1 ч. музыка лирическая,  нежная,

В 2 ч. грустная,

В 3 ч. мелодия порывистая, страстная, волнующая, тревожная

В 4 части музыка отчаянная, безнадежная,

В 5 ч. радостная

В 6 ч.торжественная.

- Любовь к женщине

Вальс – это музыка для танца.

 - Тема звучит легко, грациозно

- Музыка становится волнующей, интригующей

- Потому что композитор мечтал о любви

15 мин

3

Организация исполнительской деятельности

Развитие слуха, интонации в голосе, внимания

Ребята,

Тогда мы сейчас это проверим, Вы должны максимально слушать друг друга, свои голоса.  Я Вам сыграю песню гардемаринов  из кинофильма «Гардемарины, вперед!»

Это фильм о трех друзьях, которые являются курсантами морского училища. Они оказываются вовлеченными в дворцовый переворот и вынуждены бежать из столицы. Для молодых юношей самым главным в жизни является служба Родине, честь и отвага, а также дружба.  Композитор песни Виктор Лебедев, автор слов Юрий Ряшенцев. Какого настроения эта песня?

ВХР

Методы и приемы

Ритмические: пунктирный ритм, шестнадцатые

Объяснение,

Интонационные: скачки в мелодии

Графический показ,  хоровой жест

Темповые: быстрый темп, нечеткое произношение согласных

Учить в медленном темпе

- Я буду Вас просить петь по командам, по рядам, а может даже отдельно каждого, поэтому будьте готовы, за это тоже будут выдаваться ключи!

(Работаю с песней)

- Хорошо

- Боевая, гордая

15 мин

4

Итог

Л - способность усвоения теоретических знаний

- Ребята, а теперь заключительное задание для капитанов команд: 1)Назовите полностью ФИО композитора 2)В каком веке он жил? 3)Как называются произведения, которые кому-либо посвящаются? 4)Кому посвятил романс Глинка, а кому посвятил Пушкин стихотворение? 5)Как называется новая песня? Сейчас мы подсчитаем кол-во ключей, и выявим, какая команда была лучше! (подвожу итоги) До свидания, ребята!

- Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия Глинки

Екатерине Керн

5 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 03.10.19

Учитель музыки: Бабенко Н.П.

МАОУ лицей №35                                                                                            

Руководитель практики ЧПК№1: Шелепова Д.А.

Класс: 6                                                                                              

Преподаватель фортепиано: Фоменко И.В.

Студентка ЧПК № 1

40 группы

Преподаватель вокала: Булатова А.С.

Цветенко Анастасии                                                            

Тема урока музыки: «Уноси моё сердце в звенящую даль»

Цель: раскрытие формы и содержания произведений, несущих лирический образ и осознать степень влияния личности творца на создание им произведений искусства через обращение к творчеству С.В. Рахманинова

Планируемые результаты:

Предметные:  выявление  особенностей образов в романсах Сергея Васильевича Рахманинова, формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа. 

Личностные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Воспитывать различную эмоциональную отзывчивость на произведения схожего характера через обращение к произведениям С.В. Рахманинова «Сирень», «Островок». Развивать способность усвоения теоретических знаний, творческое мышление и воображение, расширять словарный запас детей, воспитывать любовь к Родине через обращение к музыке С.В.Рахманинова, развитие вокально-хоровых навыков, оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Тип занятия: закрепление изученного материала и «открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод музыкальных обобщений, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноты,

Музыкальный репертуар:  С.В. Рахманинов «Островок», «Сирень», Песня гардемаринов.

Структура урока:

1.Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности;

3. Организация исполнительской деятельности;

4. Итог.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Хронометраж

1.

Орг. момент

Л - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой,

Здравствуйте, ребята! Предлагаю поприветствовать музыкально друг друга. Сначала я вас поприветствую, а потом вы меня (здравствуйте, ребята! Здрав-ствуй-те!).

(Играю мелодию первой части романса «Я помню чудное мгновенье»)

Откуда взят этот отрывок? Какую форму строения  имеет это произведение?

Правильно, а кому был посвящен романс?

Учащиеся следуют указаниям учителя

Из романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье»

- Трехчастную, репризную форму

- Потому что 3 часть такая же как 1.

- Екатерине Керн

3 мин

2.

Организация слушательской деятельности

П - выявить особенности образов романсов С.В.Рахманинова

Л- воспитывать любовь к природе, Родине, через обращение к музыке С.В. Рахманинова

А сегодня мы познакомимся с гениальным русским композитором, который жил и творил в начале ХХ века – С.В. Рахманиновым (1873-1943). Время, в которое жил и творил Рахманинов было переломным для России.

Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в т.ч. и в искусстве, связаны с событиями Первой Мировой Войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты, отказывались от традиционного классического искусства, искали новые выразительные средства.

С.В. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил:

«Не хочу ради того, что я считаю только модой,

изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир» Как Вы понимаете его слова?

С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. 

Как вы думаете почему?

На своей Родине – в Новгородском краю у будущего композитора пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. Поэтому даже в своей музыке он использовал образ сирени.

Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса?

В поисках счастья, композитор, каждую весну и начало лета проводил в Ивановке. В одном из своих писем впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось”.

Эти воспоминания композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю. Нагибина “Сирень”.

«Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»

Как вы думаете, почему Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? 

Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом?

 А какими бы цветами вы бы нарисовали сирень?

Отлично,  а теперь я предлагаю Вам послушать другое произведение великого композитора романс «Островок»

Когда вы будете его слушать, закройте глаза и постарайтесь представить этот островок, а потом мне скажете, каким он представился вам.

Если сравнить этот романс с предыдущим , чем он отличается? Правильно произведение отличается характером, оно более спокойное и умиротворенное, темп здесь медленнее, контрастов в музыке не слышно

Какой Вам больше понравился из романсов и почему?

Ему не хотелось изменять своему тону, который звучал вместе с ним.

Этот цветок напоминал ему детстве, о Родине.

Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей.

композитор был счастлив, от того, что почувствовал аромат сирени, увидел красоту природы, ему было просто хорошо, а, возможно, к композитору пришла любовь…

Разный цвет сирени вызвал у него желание сравнить не только аромат, но вкусовые качества.

В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

 - Лиловые, розовые, белые

Учащиеся рассказывают, кто, что представил.

Романс более спокойный, музыка умиротворенная, ласковая, в ней нет контрастов.

Учащиеся высказывают своё мнение о произведениях.

15 мин

3.

Организация исполнительской деятельности

Развитие вокально-хоровых навыков

Ребята, я Вам сыграю один знакомый для Вас мотив, постарайтесь вспомнить, откуда он? (Играю мотив из песни гардемаринов)

 Верно, на прошлом уроке мы выучили 1 куплет с припевом, давайте я вам его напомню (играю и пою 1 куплет). Вы его вспомнили, теперь пойте вместе со мной, чтобы я вас слышала.  В этой песне нужно слова проговаривать очень четко, а петь очень звонко! (Рабатаю над интонацией, голосоведением)

 Сейчас мы будем учить 2 куплет. Послушайте, какие слова здесь (проговариваю слова), мелодия не меняется.

(Разучиваю с ребята 2 куплет)

ВХР

Методы и приемы

Ритмические: пунктирный ритм, шестнадцатые

Объяснение,

Интонационные: скачки в мелодии

Графический показ,  хоровой жест

Темповые: быстрый темп, нечеткое произношение согласных

Учить в медленном темпе

Вот мы с Вами выучили 2 куплет, молодцы!

Это мотив из песни гардемаринов.

10 мин

4.

Итог урока

Л - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить).

Теперь ребята мы приступим с Вами к кроссворду, который Вам нужно разгадать! Он несложный, но интересный! Молодцы! До свидания, до новых встреч!

Учащиеся отгадывают кроссворд по изученному материалу

5 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 9.04.20.

Учитель музыки: Калачева Е.П

МБОУ СОШ «Школа-интернат №4»

Класс: 7

Студентка 40 группы

Цветенко Анастасия

Тема урока музыки: «Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А. Моцарта. Симфония №8 Л.В.Бетховина»

Цель: актуализация знаний о жанре «симфония» в инструментальной музыке через обращение к произведениям В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена

Планируемые результаты:

Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений, актуализация знаний.

Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать речевые высказывания.

Личностные: воспитывать чувство культуру слушания, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран, развивать умение в процессе рефлексии проводить самооценку, развитие ВКН.

Тип урока: «открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель, фортепиано

Музыкальный реп-р: «Симфония №40» (В. Моцарт), «Симфония №5» (Л. Бетховен).

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Рефлексия;
  5. Итог урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Хронометраж

Орг.момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и я буду сегодня вести урок музыки.

Учащиеся приветствуют учителя

К – планирование сотрудничества между учителем и сверстниками

1 мин.

Орган.слушательской деятельности

Начать наш урок я бы хотела с такого вопроса: кто из  Вас знает, что такое симфония?

Назовите фамилии великих симфонистов.

-  Почти все симфонии, созданные этими композиторами, имеют одинаковое строение:

4  части: 1 часть — быстрая, 2 медленная, 3 часть — менуэт, игра, веселье, 4 часть — быстрый финал. Финал отличает от остальных частей победным, торжественным, праздничным характером.

И первой симфонией, которую мы прослушаем будет всем вам известная Симфония №40 В.А. Моцарта. Сейчас мы прослушаем ее, а вы подумаете и скажете, кто главный герой этой симфонии? Человек 18 века или наш современник?

- Музыка у нас закончилась, что вы можете сказать? Кто главный герой симфонии?

- Так. Хорошо, сейчас еще послушаем этот фрагмент, а вы попробуете продирижировать воображаемым оркестром.

-Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получается дирижировать. Вообще, Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величашим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи. В музыке Моцарта, как и в «Джоконде» - загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души. (метод наглядности)

- А мы переходим к следующему композитору — Л.В. Бетховену, написавшему Сонату №5. В возрасте 32 лет у композитора начала развиваться глухота. Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе. Так появилась Симфония №3 под названием «Героическая», которую мы будем разбирать на следующих уроках, а также Симфония №5 с ее знаменитым «мотивом судьбы».  Позже образ этой симфонии связывали с мифом о Прометее, которых похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.

- Сейчас мы с вам прослушаем первую часть Симфонии №5, а вы мне потом скажете, тема судьбы — это вызов? Или призыв? А, может, предостережение?

- Музыка у нас закончилась, что вы можете о ней сказать? Что нам говорит тема судьбы?

- Хорошо. Сейчас мы еще раз прослушаем этот фрагмент симфонии, а вы подумаете и скажете, какую бы картину вы нарисовали к этой музыке?

- Итак, какую бы картину вы нарисовали?

- Хорошо, молодцы.

Симфония – это жанр музыкального произведения для оркестра. Симфония достигла совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков.

Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.

- В этой картине было бы много темных тонов. Она была бы мрачной скорее всего.

- Симфония — один из основных жанров в инструментальной музыке.

- Гайдн, Моцарт, Бетховен.

- 32 года.

- «Джоконда».

 

П - выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений

Л - воспитывать чувство культуру слушания, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

М - умение анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать речевые высказывания.

15 мин.

Орган.исполнит.деятельности

- Ребята, а вы когда-нибудь пели под гитару?

Если пели, то я уверена, вам понравилось, а если не пели, то у Вас сегодня есть такая возможность. Мы будем петь песню под гитару, этот музыкальный инструмент будет в роли аккомпаниатора.

Песня называется «Землю обмотали» - это песенка-повторялочка. Я буду Вам петь первую строчку, а вы повторяете её (мелодию и слова). Давайте попробуем! Учим 1 куплет

ВХТ

Вокально-хоровые трудности

Методы и приёмы

1.На слух запоминать мелодию

1.Собственный показ (точный)

2.Динамический план

2.Метод сравнения, объяснение

3.Приём исполнения - legato

3.Собственный показ

На следующем уроке мы выучим с Вами 2 куплет

Учащиеся разучивают вместе с учителем песню

Л – развитие вокально-хоровых навыков

15 мин.

Рефлексия

- Ребята, урок приближается к концу, как вы можете оценить свою работу по цветовой шкале (каждому цвету свойственна оценка, красная – плохо, зеленая- нормально, желтая - отлично).

Учащиеся выбирают цвета

Л - развивать умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

2 мин.

Итог урока

- Сегодня мы с вами вспоминали, что такое симфония, кто мне ответит, что же это?

- Правильно. Какие были самые известные композиторы-симфонисты того времени?

- В каком возрасте у Бетховена начались проблемы со слухом?

- Молодцы. С какой известнейшей картиной сравнивают Симфонию №40?

- Урок окончен, вы можете быть свободны

Симфония – это жанр инструментальной музыки, состоящий из 4 частей. Написана для симфонического оркестра

- В 32 года

- с Джакондой

П - актуализация знаний

5 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.20

Учитель музыки: Калачева Е.П

МБОУ СОШ «Школа-интернат №4»

Класс: 8

Студентка 40 группы

Цветенко Анастасия

Тема урока музыки: «Великие мюзиклы мира «Кошки»»

Цель: знакомство учащихся с жанром  современного  музыкального  театра – мюзикл на примере  Э. Ллойду «Кошки»

Планируемые результаты:

Предметные: определять разные характеры  главных  партий  в  мюзикле «Кошки», понимать художественный  язык музыки, а также особенности  современной  музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Метапредметные: проводить аналогии с музыкой, изобразительным искусством и архитектурой через знакомство с понятием «мюзикл».

Личностные: осознавать ценность совместной деятельности с другими учащимися в разучивании песни «Будем вместе», развивать голосовой аппарат, чувство ритма и интонации, Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формировать этические чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости в музыкальной деятельности, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель, гитара

Музыкальный реп-р: Эндрю Ллойд Уэббер «Кошки», А. Ермолов «Будем вместе»

 «Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Рефлексия;
  5. Итог урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Хронометраж

Орг.момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня я буду вести урок музыки, но для начала мы должны друг друга музыкально поприветствовать. Сначала я с Вами поздороваюсь, (пропеваю «Здравствуйте, ребята»), а Вы должны мне  пропеть «Здравствуйте».

Учащиеся приветствуют друг друга и учителя

Л - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2 мин

Орг.ция слушател.деятельности

- Ребята, посмотрите    на    две    картины.  Как    вы    думаете    о    чём    мы  сегодня  будем  говорить  на  уроке?

Что можно называть современным музыкальным театром и как вообще очертить границы понятия "современное искусство"?  

Для    современного    музыкального    театра    характерно    разнообразие    стилей, жанров и форм спектакля. Это могут быть опера-симфония, опера-балет, опера-оратория, балет-миниатюра,  балет-плакат,  модерн-балет, джаз-балет.

В спектаклях вводятся    не    только    пение, хореография, но    и    кинокадры    на    большом экране, разнообразные шумовые и световые эффекты.

Оркестр в современном музыкальном театре выполняет различные функции: аккомпанемента, диалога с певцами. Часто функцию оркестра передают хору, который    выступает    в    различных    ролях и действиях.

- Ребята, а вы слышали, когда-нибудь такое слово «мюзикл», как вы думаете, что оно может обозначать, и относится ли оно к театру?

Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, который использует средства музыкального, сценического, хореографического, оперного искусства (musical comedy-музыкальная комедия).

 Возник жанр в США в начале 20 века в результате синтеза оперетты, балладной оперы, водевиля, профессиональной эстрадной песни и   американских эстрадно-концертных представлений.

  Сегодня мюзикл – один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью оперетты, поскольку именно в американском театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр.

 Характерные особенности мюзикла:

-многообразие жанров (комедия, драма, трагедия)

-ведущая роль эстрадной музыки;

- равноправие музыки, танца и разговорного жанра

- в основе – литературные произведения, завоевавшие широкую популярность и доказавшие свою художественную полноценность.

Разновидности мюзиклов:

Мюзикл – опера («Иисус Христос – суперзвезда», мультфильм «Бременские музыканты»)

Мюзикл- оперетта («Вестсайдская история» Л.Бернстайда)

Мюзикл – драма («Трехгрошовая опера» Б.Брехта)

Мюзикл – обозрение (кинофильм «Веселые ребята»).

Мюзикл «Кошки» - одна из самых знаменитых постановок в мире (иллюстрация) . Написал мюзикл «Кошки» Уэббер Э. Л. – знаменитый на весь мир британский композитор. Это спектакль-рекордсмен, который получил несколько премий в номинации «Лучший мюзикл» и является самым «долгоиграющим» на английской и американской сценах театральным проектом. 

Либретто мюзикла «Кошки» было написано целой командой во главе с самим композитором. В число его создателей вошли также режиссёр постановки Тревор Нанн и хореограф Джиллиан Линн. В основе сюжета лежит детская книжка стихов Томаса Элиота под названием «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» (иллюстрация на слайде).

На ежегодный грандиозный кошачий бал собираются кошки из «Племени избранных» из разных уголков земли. Все они разные: породистые и беспородные, юные и старые, домашние любимцы и бездомные. Они собираются вместе, каждая кошка рассказывает о себе – чем же она так исключительна и за что её можно считать избранной. Финалом этого ежегодного бала должен стать выбор вожаком племени самого достойного представителя, который будет удостоен чести попасть в кошачий рай и возродиться к новой жизни на земле. (Далее начинаем анализировать музыку по действиям) в другом файле подробно расписано, что происходит в мюзикле, кто за кем появляется и кратко охарактеризовываем музыку) заполняем таблицу с учащимися (как происходит развитие).

1 действие

2 действие

Финал

Развитие героев (имена, кто появляется)

Характер музыки

Ребята, мы посмотрели с Вами фрагменты мюзикла «Кошки», кому стало интересно, тот может досмотреть этот спектакль дома.

- Как вы думаете, какая главная мысль заключается в этом спектакле, что композитор хотел показать своей музыкой?

-На картинах  современный  музыкальный  театр.

Учащиеся отвечают

Учащиеся аргументируют свой ответ

Учащиеся заполняют таблицу

- Нужно любить животных, или хотя бы не причинять им боль и вред.

П - определять  разные  характеры  главных  партий  в  мюзикле «Кошки», понимать художественный  язык, а также особенности  современной  музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов

Л - осознавать  ценность  совместной  деятельности с другими учащимися,  самовыражения  в  процессе размышления над музыкой.

Л - Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать музыкальное искусство.

Л - формировать этические чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости в музыкальной деятельности

М - проводить аналогии с музыкой, изобразительным искусством и архитектурой через знакомство с понятием «мюзикл».

20

Орг.исполнител.деятельности

Итак, мы с Вами убедились, что мюзикл не может существовать без музыки, героев, декораций, костюмов и пения. Так вот, я предлагаю Вам побыть на время артистами и спеть замечательную песню, которая называется «Будем вместе» муз.А. Ермолова, ведь только, когда люди вместе, они способны преодолеть препятствия!

ВХТ

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Скачки интервалов

Медленное разучивание мелодии

Способ исполнения - legato

Протягивать звуки и соединять их

Высокие звуки

Аккуратно брать

Учащиеся садятся ровно за парту, принимают правильно положение корпуса

Л - осознавать  ценность  совместной  деятельности с другими учащимися в разучивании песни «Будем вместе»,   развивать голосовой аппарат, слух и интонацию

20

Рефлексия

Наш урок подходит к завершению, и мне хотелось бы, чтобы Вы оценили свою работу на уроке необычным образом. У Вас лежат на парте мордочки кошек. Мордочки выражают эмоциональное состояние. Если Вы хорошо работали, внимательно слушали и Вам было всё понятно, то покажите мне кошечку с улыбкой, если Вы иногда отвлекались и не всегда могли ответить на вопросы учителя, то кошечка не будет улыбаться, а если вы плохо работали на уроке, то кошечка будет со слезами на глазах.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

Л - оценка собственных  действий.

2 мин

Итог урока

А сейчас я предлагаю Вам повторить изученный нами материал на уроке. Вопросы: Что такое мюзикл? В какое время он появился и где? Отличительные черты? Как зовут композитора, сочинившего мюзикл «Кошки»? Какая главная идея в этом спектакле? Молодцы, ребята, до свидания!!!

Отвечают на вопросы

Л - способность усвоения теоретических знаний

3 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 27.10.19                                                                                                                                 Учитель музыки: Бабенко Н.П.

МАОУ лицей № 35                                                                                                      Руководитель практики ЧПК № 1: Шелепова Д.А.

Класс: 7                                                                                                                       Преподаватель по фортепиано: Фоменко И.В.

Студентка ЧПК № 1                                                                                                 Преподаватель по вокалу: Булатова А.С.

Цветенко Анастасия, 40 группа

                                                                           

Тема урока музыки: Франц Шуберт. Баллада «Лесной Царь»

Цель: Углубление знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа; выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

Планируемые результаты:

Предметные: Ставить перед собой задачи; исполнять песню. «Быть человеком».  С настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с баллада «Лесной Царь».  Сделать анализ прослушанных произведений.

Личностные: Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Методы и приёмы: Метод размышления о музыке, наглядный метод, метод музыкальных обобщений, словесный метод, наглядно-слуховой метод, беседа, слушание

Оборудование: компьютер, фортепиано, доска.

Музыкальный репертуар: Ф. Шуберта «Аве Мария», баллада «Лесной Царь», Непоседы «Быть человеком»

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация знаний;
  3. «Открытие» нового знания;
  4. Организация слушательской деятельности;
  5. Организация исполнительской деятельности;
  6. Рефлексия деятельности.

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Хронометраж

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового и интересного.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2 мин.

2. Актуализация знаний.

 

 

 Звучит «Аве Мария» (затем звук микшируется)

- Какая прекрасная музыка открывает наш урок. Произведение, которое вы слышите достаточно известно. Знакомо ли вам это произведение?

- Чей образ воспет в этой музыке?

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту музыку?

 - Что для всех олицетворяет Дева Мария?

 Композитором этого произведения является Ф.Шуберт

Ответы детей:

Образ Девы Марии)

Нежные, ласковые, чувство любви и грусти, мама Иисуса Христа очень любит своего сына, страдает вместе с ним)

Дева Мария олицетворяет символ вечной материнской любви)

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

15 мин.

3. «Открытие нового знания»

Каким человеком был Шуберт? Ответить на этот вопрос мы сможем      после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я    раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

Отвечают на вопросы

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

П - сформировать представление о жизни и творчестве

5 мин

4. Организация слушательской деятельности

– Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующий вопрос:

- Произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц.  ( Если мнения разделяются,  можно прочитать текст в переводе на русский язык  В. Жуковского).

(Слушание баллады)

– Какие чувства выражает музыка?

– Какой образ передал в своей музыке композитор?

– Кто исполняет это музыкальное произведение?

(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)

– Как называется это произведение?

– Что такое баллада?

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

 Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.  Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.

– Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети  выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика -  от РР до FFF

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер  музыки   – стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий,  завораживающий, безумный, испуганный.

Сейчас предлагаю вам заполнить таблицу, сравнивая два мира баллады «Лесной царь» - реальный и фантастический.

Таблица с ответами

Реальный мир

Образы: отец, малютка, конь, лес, ветлы.

Краски: темнота, ночь, мгла, туман, темные ветви.

Звуки: шелест деревьев, тревожные голоса.

Чувства: теплота человеческой любви, тревога, страх, волнение.

Фантастический мир

Образы: лесной царь, дочери лесного царя.

Краски: цветы бирюзовы, жемчужны струи, золотые чертоги.

Звуки: сладкозвучные голоса, убаюкивающие интонации.

Чувства: холод, видения, обещающие радость, покой.

В балладе  4  действующих  лица.

-волнение, страх, тревога

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

 

Мы с вами послушали балладу «Лесной царь», теперь мы с вами продолжим разучивать песню.

«Быть человеком».

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Продолжают разучивать песню

Л - Корректировать собственное исполнение;

К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

15 мин

6. Рефлексия деятельности

Итак, подведем итог:
– С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?

– Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

- ребята, какая же атмосфера создана в произведении?

Баллада "Лесной  царь" рисует перед нами драматический образ больного мальчика и его отца, стремительно скачущих на коне. 

-тревога, предчувствие гибели, трагедии

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

2 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 18.04.20.

Учитель музыки: Калачева Е.П

МБОУ СОШ «Школа-интернат №4»

Класс: 7

Студентка 40 группы

Цветенко Анастасия

Тема урока музыки: «Симфоническая музыка. Симфония И. Гайдна №103»»

Цель: подробное знакомство с симфоническим музыкальным произведением «Симфония №103» И. Гайдна.

Планируемые результаты:

Предметные: знать названия музыкальных симфонических произведений и их авторов.

Метапредметные: развивать универсальные способности учащихся.

Личностные: формировать нравственно –эстетические ценности учащихся (знакомство с классическими музыкальными произведениями), развитие вокально-хоровых навыков.

Тип занятия: «Открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель, гитара

Музыкальный реп-р: Й. Гайдн «Симфония № 103», О. Митяев «Изгиб гитары желтой»

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Хронометраж

Орган.-ция слушательской деятельности

- Здравствуйте, ребята! Напоминаю Вам, что меня зовут Анастасия Геннадьевна, и я хочу узнать у Вас,на прошлом уроке с каким новым понятием мы с Вами познакомились? А что это такое?

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Учащиеся приветствуют друг друга и

- Симфония

- Моцарт, Бетховен

П - знать названия музыкальных симфонических произведений и их авторов, а также понятийный аппарат

3 мин

Орган.-ция слушательской деятельности

  • - Правильно, это жанр в музыке,

Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека. Давайте повторим какие же стороны.

1 часть - Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).

2 часть - Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям;

3 часть - Игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.

4 часть - Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.

Кто является основным действующим лицом? Хорошо!

- Сегодня мы познакомимся еще с композиторами, которые сочиняли симфонии и внесли большой вклад в развитие симфонической музыки.

  • Начнем с венского классика - Иозефа Гайдна (показан портрет)

Считается, что за весь творческий путь композитор написал около 150 симфоний, но лишь 104 из них дошли до нашего времени. Предпоследняя 103-я симфония является не только образцом музыкального стиля, но и одной из вершин творчества композитора.

В 1794 году Гайдн отправится на гастроли в Лондон во второй раз. Там зимой он приступит к сочинению «6 Лондонских симфоний», в числе которых была и 103-я симфония «С тремоло литавр».

Впервые произведения прозвучали со сцены Королевского Лондонского театра «Covent Garden». Дирижером был назначен Джованни Баттиста Виотти. Выступление стало по-настоящему грандиозным событием.

На следующий день после премьеры ежедневная газета «Утренние хроники» напишет более чем положительный отзыв на произведение:

«Господин, Йозеф Гайдн продемонстрировал нам еще одну новую симфонию. Плодотворный Гайдн как всегда сумел создать гениальные и невероятно легкие, как воздух, гармонии. Вступление заставило нас слушать музыку, затаив дыхание…» Как вы думаете, а  почему симфония имеет такое название «С тремоло литавр?»

Мы послушаем с Вами сейчас начало симфонии Гайдна, и вы ответите мне на вопрос, в чем заключается особенность вступления? Какие инструменты его исполняют? Свое название «с тремоло литавр» симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожжащий). Что напоминают звуки литавр? Какие образы рисует музыка? Какой характер вступления? (Стоит ли каждую часть охарактеризовывать и прослушивать?) Если да, то можно в хаотичном порядке разбросать эпитеты для каждой части, и при прослушивании учащиеся будут соотносить к каждой части стрелочками).

Симфонический оркестр

Симфония имеет название «С тремоло литавр», так как передает особенности оркестровки.

напоминающее отдалённые раскаты грома.
Сосредоточенный характер

Л - формировать нравственно –эстетические ценности учащихся (знакомство с классическими музыкальными произведениями), развитие вокально-хоровых навыков.

20 мин

Организация исполнительской деятельности

Ребята, сегодня мы снова будем петь под гитару, но уже другую песню, которая называется «Изгиб гитары желтой»( может быть песня будет поновее) и наверняка, вы её слышали уже!

ВХТ

Вокально-хоровые трудности

Методы и приёмы

Высокие ноты в куплете

Собственный показ, сравнения

Учащиеся разучивают вместе с учителем песню под гитару

Л - развитие вокально-хоровых навыков.

15 мин

Итог урока

Ребята, на доске вы видите тест по пройденной теме, предлагаю Вам его и пройти, для того чтобы узнать хорошо ли вы усвоили тему.

До свидания, ребята, до новых встреч!

Учащиеся проходят тест, учитель проверяет работы, выставляет оценки

Л - оценивание действий учащихся

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...

Конспекты уроков по музыке в среднем звене

Конспекты уроков по музыке в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене:...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...