Конспекты уроков по музыке в среднем звене
план-конспект урока по музыке

Даукенова Виолетта Сериковна

Конспекты уроков по музыке в среднем звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc67.5 КБ
Файл 6._klass.docx25.46 КБ
Файл 7._klass.docx23.25 КБ
Файл 8.docx20.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс 5

Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Цель: познакомить учащихся с особенностями импрессионизма в музыке и живописи на премере симфонического ноктюрна К. Дебюсси «Правзднества»

Планируемые результаты:

Предметные: Узнают определение понятия «импрессионизм»; Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности; Раскроют художественный образ произведения.

Личностные: побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов

Метапредметные: Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;  Анализировать  и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.

Тип занятия: Урок-путешествие

Методы и приёмы: Наблюдения, сравнения, размышления о музыке, содержательный анализ инструментального произведения, интеграция искусств

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, колонки, фортепиано, презентация, раздаточный материал (текст песни)

Музыкальный репертуар: Празднества"симфонический ноктюрн. Клод Дебюсси, Песня «Здравствуй мир!»  музыка – Л.Квинт, слова – В.Костров.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Организация слушательской деятельности.
  4. Организация исполнительской деятельности.
  5. Итог урока.
  6. Рефлексия.

Конспект

Этап урока.

УУД

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Хроно

метраж

Организационный момент.

Личностные УУД:

 – проявление эмоциональной отзывчивости;

Регулятивные УУД:

– адекватно воспринимать предложения учителя;

Коммуникативные УУД:

– контролировать свои действия в коллективной работе.

Здравствуйте, меня зовут Виолетта Сериковна!

Искусство - это сказка и яркая мечта,
А звуки это краски для сердца и ума.
И для души, что рвется в неведомый полет,
Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.

О чем это четверостишие?

 - с какими видами искусства вы знакомились на прошлых уроках?

 - Можем ли мы их назвать друзьями?

Здравствуйте!

Об искусстве

Музыка и живопись

Да, потому что они могут быть взаимосвязаны друг с другом

1 мин.

Актуализация знаний.

Познавательные УУД:

- понимать заданный вопрос,
в соответствии с ним строить
ответ;

Коммуникативные УУД:

– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Разрешите сегодня пригласить вас в путешествие! Закройте глаза…

Открывайте. Где же мы с вами оказались? 

Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века. Представляете?

Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё направление искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.

 Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной.

Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр.

Здесь находятся картины художников различных эпох, но мы обратим внимание на две экспозиции.

- В какой группе (справа или слева) картины проработаны более детально?

 - На каких из них изображена размытость, импрессия, впечатление?

Во втором зале картины отличаются тем, что на них художники старались изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Они кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными. Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм.

Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи». 

Во Франции

Слева

4 мин.

Организация слушательской деятельности.

Коммуникативные УУД:

– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

Личностные УУД:

– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;

Регулятивные УУД:

– понимать позицию слушателя.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Живописцы применяли особую технику беглых пятен т- мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальные ощущения живой игры красок, причудливых переливов света.

Позже, в конце 80х-90х годов 19 века, импрессионизм стал развиваться и в другом виде искусства – музыке.

Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью.

 Скажите, а что за «краски» используются в музыке? Как «Рисуют» композиторы? С помощью чего?

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение.

Один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Его называли "революционером в музыке"

Кто такой " революционер в музыке"?
Совершенно верно. Случается так, что в  поисках своего стиля реформатор  нарушает   некоторые существующие правила.

Дебюсси в течение  11 лет  сначала  дома, затем  в консерватории изучал правила сочинения музыки. Конечно же, он ценил творческое наследие композиторов  прошлого, но интересовался новыми музыкальными веяниями. Даже ссорился со своими учителями, шокируя их своими новыми идеями о гармонии и форме. Больше всего в жизни Дебюсси не любил сочинять по правилам.  И придумывал свои правила.
Чтобы не только услышать, но и увидеть это

Сегодня мы познакомимся с симфоническим ноктюрном «Празднества»

Что такое  празднества? Да, совершенно верно.

Пусть каждый из вас назовет одно слово, которое ассоциируется со словом "Празднества"
Если бы вы были художниками, то какими  бы красками вы изобразили праздник?

Для импрессионистов было важно показать не сам праздник, а  ощущение,  впечатление от праздника.

Давайте послушаем и подумаем как Клод Дебюсси представлял праздник

Вопросы по слушанию:
Какой музыкальный образ увидели?

Каково настроение?
Какие жанры вы услышали?

Это средства музыкальной выразительности(мелодия, лад, гармония, ритм, тембр, динамика….)

Первопроходец, новатор, реформатор, тот,  кто ищет новые пути в творчестве.

Праздник

Ответы детей

Образ яркого, веселого народного  праздника;

Радостное, оживленное, стремительное

Танец и марш

15 мин.

Организация исполнительской деятельности.

Познавательные УУД:

- знакомство с мелодией и словами песни.

Коммуникативные УУД:

- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;

- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностные УУД:

- формирование исполнительских навыков;

- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Музыка рисует картину праздника. Связь музыки и живописи очевидна. Не даром Дебюсси часто называл свои произведения "Картинами", "Эскизами", "Эстампами". Дебюсси стремился уловить и запечатлеть изменчивость красок окружающего мира, отразить  настроение при помощи оттенков, «цветов» звука.
Сейчас и мы с вами попробуем стать художниками при помощи песни «Здравствуй мир!»

Вокально-хоровые трудности

Методы и приёмы

Произношение согласных «Ч», «Р», «Й».

Скачки мелодии.

Ритм мелодии.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

Собственный показ.

Образное сравнение.

Ассоциации.

Дети поют

15 мин.

Итог урока.

Регулятивные УУД:

- осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникативные УУД:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- смыслообразование

Чтобы подтвердить мысль о единстве музыки и живописи предлагаю соединить слова:

 звуковая, инструментальный, гармонические, тембровая....краска...колорит... пятна...палитра.

звуковая ...краска, инструментальный...колорит, гармонические... пятна, тембровая...палитра

3 мин.

Рефлексия.

Регулятивные УУД:

- осмысление своих действий.

Коммуникативные УУД:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- смыслообразование.

Ребята, поднимите правую руку вверх, если вам урок понравился, и левую, если вам было скучно.

Дети поднимают вверх правую руку.

2 мин.



Предварительный просмотр:

Класс 6

Тема урока музыки: «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения»

Цель: Познакомить с образами песен зарубежных композиторов на примере , знакомство с вокальным стилем бельканто 

Планируемые результаты:

  1.    Предметные: усвоение терминов и понятий музыкального языка; развитие умений эстетического восприятия образцов художественного искусства; 
  1.    Личностные: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства;

Тип занятия: урок открытия нового знания

Методы и приемы: Метод содержательного анализа инструментального произведения, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений

Материалы и оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для песни. Музыкальный центр, проектор, листочки а4

Музыкальный репертуар: «Баркарола» Ф. Шуберт, песни Варяжского гостя из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

 Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Первичное усвоение новых знаний
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Физминутка
  6. Организация слушательской деятельности
  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

Организационный момент

Здравствуйте, меня зовут Виолетта Сериковна и я сегодня буду вести урок. Сегодня у нас будет урок-путешествие. Чтоб понять куда мы сегодня отправимся вам надо собрать карту, но «кусочки карты » вы получите только после того как разгадаете загадки.

Здравствуйте!

1

Актуализация знаний

Регулятивные: Осмысливать полученную информацию;

Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут... (Вокал.)

Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ... (Певец.)

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

Слово книжное «вокал»
Как бы проще ты назвал? (Пение.)

Он на сцене выступает,
В хоре песню начинает.
Исполняет весь куплет,
Хор припев поёт в ответ. (Солист.)
 
За правильный ответ дается «кусочек карты Италии»

- Посмотрите, кто-нибудь уже догадался, куда мы отправимся? 
- Что Вы знаете об этой стране?

- Чем она прославилась на весь мир?

Ребята, попробуйте сами догадаться, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить? А какое музыкальное направление рассказывает нам о голосе? - Какие вокальные жанры вы знаете?

Ученики отгадывают загадки

Вокал

Певец

Композитор

Пение

Солист

В Италию

О пении и голосе

Песня, романс, гимн, опера

3

Первичное усвоение новых знаний

Регулятивные:

  1. Слушать вопросы учителя и отвечать на них;
  2. Осмысливать полученную информацию

– Все дороги ведут в Рим. Рим – столица Италии. С древних времен Рим называют Вечным городом. Город, в который ведут все дороги, город на семи холмах, все это Рим – город Италии с многовековой историей. Мы сегодня  мысленно представим, что мы находимся в Италии. Будем знакомиться с произведениями и композиторами Итальянской музыки.
Именно в Италии в конце 16 века возник вокальный жанр - опера.

- Что такое опера?
В Венеции в 17 веке был открыт первый в мире постоянный оперный театр. В Милане есть знаменитый на весь мир Оперный театр Ла Скала.

Первое наше знакомство начнется  прекрасного пения – bel canto (бельканто). Так же называют всякое виртуозное исполнение певца, которое доставляет эстетическое наслаждение. 

Ответы детей

Опера - музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.

5

Организация слушательской деятельности

Познавательные:

  1. Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;

Излагать свою точку зрения;

Регулятивные:

  1. Слушать вопросы учителя и отвечать на них

   Белька́нто (итал. bel canto — «красивое, прекрасное пение») —стиль виртуозного пения, сложившийся в Италии к середине 17 века. В современном понимании — это эмоциональное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение.

В бельканто голос — это инструмент певца.

   Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. Давай познакомимся с исполнителями, которые исполняли бельканто: Р. Тебальди, М. Каллас, Р. Скотто, Дж. Сазерленд, М. Кабалье, И. Паваротти, П. Доминго, Н. Гяуров, 3. Соткилава, В. Атлантов, Е. Нестеренко
(
Далее дети стараются запомнить фамилии исполнителей, за каждую названную фамилию я даю одну букву из которых далее должно получится слово ВЕНЕЦИЯ, т.е. дети должны назвать мне 7 фамилий)

Вот так свои впечатления о Венеции отражали в своих картинах художники.

- Как вы думаете, как композиторы передавали свои впечатления от этой страны? А если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы бы написали?
- Композиторы писали баркаролы. Кто-нибудь знает, что такое баркарола?

Баркаролла (от ит. bаrса – лодка) – песня лодочника. Особенно распространена в Венеции (Италия). Певучая вокальная или инструментальная пьеса. Характерный рисунок ритма в аккомпанементе создает ощущение покачивания на воде.

Баркаролу написал Франц Шуберт, австрийский композитор 19 века, любил путешествовать, побывал и в Италии и от впечатлений от Вениции, появилась задумка этого произведения. Давай послушаем, как выразил свои впечатления от Италии в «Баркароле».

 (Слушание баркаролы Ф. Шуберта)

- Какой образ запечатлен в этой музыке?

- Что передает нам инструментальное сопровождение?

Ответы детей

Ученики называют фамилии и складывают из букв город: Венеция

12

Физминутка

Регулятивные:
умение соотносить свои действия с действиями учителя;

А сейчас нам пора возвращаться обратно на Родину, встаем со своих мест и отправимся в путь.

3

Организация слушательской деятельности

Познавательные:

  1. Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;

Излагать свою точку зрения;

Регулятивные:

  1. Слушать вопросы учителя и отвечать на них

И у нас композиторы творили в стиле бельканто например  

Н.А.Римский –Корсаков в опере «Садко» есть «Песня Варяжского гостя»
- Кто сможет рассказать о чем была эта опера?

Кратко на слайде

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1843-1908)

родился 6 (18 марта) в небольшом городе Тихвине Новгородской Губернии Российской Империи.

Отец композитора – Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862) – служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать – Софья Васильевна – дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич – контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. ……


САДКО - oпера-былина в семи картинах

Николая Андреевича Римского-Корсакова на либретто композитора и В.И.Бельского, основанное на старинных русских былинах.


Последним свою песню поет Веденецкий гость, то  есть  гость из  Венеции:

«Город каменный, городам всем мать, славный Веденец».

Народ комментирует его рассказ: «Вороти, Садко, в славный Веденец». В мнении народа Веденец (Венеция) побеждает.

   - Какой образ запечатлен в этой музыке?

- Что передает нам инструментальное сопровождение?

13

Рефлексия

Регулятивные

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

ДАЛЕЕ РАЗБИВАЕМ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ПО 5-6 ЧЕЛОВЕК

НА ОДНУ ГРУППУ ДАЕМ ЛИСТОЧКИ ФАРМАТА А4 И ПРОСИМ ИЗОБРАЗИТЬ (НАРИСОВАТЬ) ВСЕ ТО ЧТО ОНИ УВИДЕЛИ НА УРОКЕ
и кто от группы рассказывает что они отразили на своей картине

5



Предварительный просмотр:

Класс 7

Тема урока музыки: «Балет Б.И.Тищенко. «Ярославна». Вступление. Стон земли русской»

Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о жанре «балет», ознакомление с творчеством Б. И. Тищенко, формирование музыкально-слушательской культуры обучающихся.

Планируемые результаты:

  1.    Предметные: умение оценивать произведения разных видах искусств, размышление о музыке, как о способе выражения духовных переживаний человека, определение значений терминов, понятий по теме урока.

   Личностные:  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности, развитие художественного восприятия, формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества, формирование уважительного отношения к истории и культуре.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод возвращения к пройденному материалу, словесный.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, музыкальный центр, флеш-накопитель.

Музыкальный репертуар: Александр Ермолов «Моя Россия»

 Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Дети заходят в класс и садятся на места.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Виолетта Сериковна. Сегодня я буду вести у вас урок музыки. Урок у нас необычный, а в виде соревнования. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Далее в конце урока мы подведем итог
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

                                       «Евгений Онегин» А. С. Пушкин

 - Посмотрите на экран, проанализируйте эти картинки и сформулировать тему нашего урока. О чем пойдет речь сегодня?

-Дети встают со своих мест, здороваются, садятся.

- Балет Б.И.Тищенко. «Ярославна». Вступление. Стон земли русской»

3

Организация слушательской деятельности

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (открытие новых знаний, нового материала)

-Послушайте о создателе балета «Ярославна» Тищенко Борисе Ивановиче. Это композитор. Родился в 20 веке в Ленинграде. Окончил 10 классов с золотой медалью. Затем музыкальное училище при консерватории имени Римского-Корсакова. Где имел огромные успехи. После окончания Тищенко работает преподавателем в этом же учреждении, где останется работать до конца жизни. 9 декабря 2010 года Б. Тищенко скончался от рака. Ему было 72 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.  Параллельно с преподавательской работой Тищенко занимался композиторской деятельностью, часто исполнял свои произведения, писал статьи, принимал участие в теле- и радиопередачах и т.д. Много сочинений осталось после смерти композитора, это и симфонии, и сонаты, и сочинения для различных инструментов и хоров, музыка к кинофильмам, и вокальные циклы, и балеты. Сегодня мы поговорим об известном балете «Ярославна», написанном по произведению «Слово о полку Игореве». Вспомним действующих лиц.

Борис Иванович Тищенко предложил сделать переложение на современный лад этой древнерусской повести «Ярославна». Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

На экране — несколько вариантов определений «балета». Выберите нужный.

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

Балет "Ярославна" написан композитором Б.И. Тищенко в 70-х гг XX века по мотивам памятника Древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". В балете три действия. В первом действии нас знакомят с обстановкой, царящей в Древней Руси: об опасности со стороны противников, о междоусобицах. Князь Игорь призывает свою дружину совершить поход на половцев. Второе действие. Подготовившись к походу, князь ведёт своё войско к Дону. Совершается первая битва против немногочисленных половецких войск, ознаменованная победой. Но половцы не собираются сдаваться, и под покровом ночи окружают дружину князя. Третье действие. Вторая битва. Войска Игоря терпят поражение, сам князь оказывается в половецком плену. В этом действии звучит знаменитый трогательный плач Ярославны, скорбеющей о поражении: "Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле". Тем временем князь Игорь решается на побег, который в итоге ему удаётся. Ступив на русскую землю, народ, помня о поражении войска Игоря, не считают его победителем. Третье действие и балет заканчиваются призывом князя отомстить половцам за поражение. Послушаем вступление и отметим, какой инструмент солирует? Как развивается мелодия, какую картинку она рисует? Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню - Ярославну.

Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо. Мелодия флейты похожа на народную песню с её плавным, неторопливым разворачиванием.

Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем - пение птиц.

Протяжное пение малой флейты создает атмосферу глубокой старины. Затем вступает второй голос, за ним - третий. Запишите: Вступление – образ скорби, страдания. Атмосфера старины.

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли». Как звучит хор? Какой образ мы можем дать хору? Именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев. Запишите: «Стон русской земли» - образ страдания.

Князь Игорь

Ярославна — его жена

хан Кончак

- Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

18

Организация исполнительской деятельности

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

- Как я уже вам говорила, образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности.  Существует ли это образ в наше время? Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать. Я предлагаю познакомиться с песней Александра Ермолова «Моя Россия». Послушайте ее пожалуйста. (пою). О чем поется в песне? Теперь поем вместе с автором. (видео)

15

Итог

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

 - С каким композитором познакомились на уроке?

- Как называется произведение, которое он сочинил?

- Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко?

-Что такое балет?

-Как называется песня, которую мы с вами начали учить?

- Познакомились с биографией Тищенко Борисе Ивановиче

-Балет «Ярославна»

- Образ Князь Игорь, Ярославна — его жена, хан Кончак

-«Моя Россия»

2

Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

- Молодцы! Ребята, давайте с вами подведем итоги урока. Какая команда была самой активной.

-Чем запомнился вам этот урок?

- Всем до свидания! Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы

2



Предварительный просмотр:

Класс 8

Тема урока музыки: «Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников»

Цель: ознакомление детей с композитором Бородиным, формирование навыков осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания.

Планируемые результаты:

  1.    Предметные: выявление возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанной сцены музыкального произведения на примере Симфонии №2 «Богатырской»
  1.    Личностные: формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности.

Тип занятия: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный (изложение материала);практический (отработка навыков);исследовательский (анализ произведения); побуждения к сопереживанию.

Материалы и оборудование: ноутбук, музыкальный центр, проектор, экран, раздаточный материал (текст песни).

Музыкальный репертуар: А.П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета №2, Симфония №2 «Богатырская», ДДТ «Что такое осень?».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин.)

Организационный момент.

Личностные:

 – проявление эмоциональной отзывчивости;

Регулятивные:

– адекватно воспринимать предложения учителя;

Коммуникативные:

–контролировать свои действия в коллективной работе.

- Здравствуйте. Меня зовут Виолетта Сериковна. Ребята, посмотрите на экран, и скажите, кто автор этих картин?  Правильно, Репин. Друзья, а что такое портрет?  Вот об этом сегодня мы с вами и поговорим. Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина. Обращение к портретной галерее этого художника дает возможность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства — учеными, писателями, живописцами, музыкантами, меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России. Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях:-, активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн) - глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель Государственной Третьяковской галереи П. Третьяков) (слайд), - спокойного размышления (писатель Л. Толстой), мечтательного созерцания (композитор А. Бородин).

-Здравствуйте

Садятся

-Репин

-Портрет — изображение определенного человека или группы людей

Ответы детей

5

Организация слушательской деятельности.

Коммуникативные:

– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

Личностные:

– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

Регулятивные:

– понимать позицию слушателя.

- О последнем мы сегодня и поговорим и послушаем два его произведения.  Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина — «Ноктюрн» из Струнного квартета № 2 и экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская») и ответь на вопрос, какому из этих фрагментов созвучен портрет композитора? А сейчас мы с вами послушаем эти произведения ещё раз и вы найдёте общие средства выразительности портрета и музыки.

Дети слушают

15

Организация исполнительской деятельности.

Познавательные:

- знакомство с мелодией и словами песни.

Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;

- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностные:

- формирование исполнительских навыков;

- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

-Друзья, а какое у нас сейчас наступило время года?  Правильно. –И сегодня мы с вами споём всем известную песню группы ДДТ «Что такое осень?»

Вокально-хоровые трудности

Методы и приёмы

Произношение согласных «Ч», «Р», «Й».

Скачки мелодии.

Ритм мелодии.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

Собственный показ.

Образное сравнение.

Ассоциации.

-Осень

Дети поют.

15

Итог урока.

Регулятивные:

- осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные: -смыслообразование

-Ребята, какие произведения сегодня звучали на уроке?

-А что вы запомнили о Репине?

-Чьи портреты были изображены на слайде?

Ответы детей.

3

Рефлексия.

Регулятивные:

- осмысление своих действий.

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование.

Ребята, если вам понравился урок, то пропойте весело букву «А», а если вам было скучно, то пропойте грустно букву «О».

Дети весело поют.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...

Конспекты уроков по музыке в среднем звене

Здесь представлены перед Вами разработки конспектов уроков по музыке...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене:...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....