Рабочая программа "Музыка" 8 класс
рабочая программа по музыке (8 класс)

Матвеева Татьяна Федоровна

Рабочая программа по музыке 8 класс ФГОС

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование музыка 8 а  класс  

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной

деятельности

Планируемые

предметные

результаты

Универсальные

учебные действия

Музыкальный материал

план

факт

Введение 2ч.

1

8.09

Музыка «старая» и «новая»

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Настоящая музыка не бывает «старой». Условность деления музыки на «старую» и «новую». Различие понятий «современная музыка» и «модная музыка» Понимать «старую» и «новую» музыку с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений.

1. Размышлять о значении музыкального искусства в жизни

современного человека.      

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

В-А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»; Л. Бетховен. «К Элизе»;

А. Островский,

  1. Островой. «Песня остается с человеком»

2

15.09

Настоящая музыка не бывает «старой».

Расширение и углубление знаний

Сравнивать и анализировать традиции и новаторство в деятельности человека. Применять к искусству понятия «старое»

и «новое» (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго  «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром  Л. А. Лебрена).

1. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

2. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

4. Сотрудничать со сверстниками

в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника

Обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

—наличие предпочтений, художественно-эстетического  вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Т. Хренников, Ю. Чичков. «Московские окна» (хоровое пение)

О традиции в музыке 1ч.

3

22.09

Живая сила традиции.

Комбинированный

Рассуждать о роли и значении

художественно-исторических традиций в произведениях искусства на примере

 образа летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы

1. Рассуждать о роли и значении

художественно-исторических традиций в произведениях искусства

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства

и средств выражения.

4. Наблюдать за развитием одного

образа в музыке

наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

М. Мусоргский. Монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие; Ю. Чичков, К. Ибряев. «Наша школьная страна» (хоровое пение)

Раздел: «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ В ИСКУССТВЕ.

Сказочно-мифологические темы (5 часов)

4

29.09

Искусство начинается с мифа.

Расширение и углубление знаний

Понимать роль сказки и мифа, как вечных источников искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках на примере произведения

Н. Римского-Корсакова. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко»

1.Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.

2. Воспринимать и выявлять

внешние связи между музыкой

и окружающим миром

природы.

3. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной

школы

Участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

П. Чайковский,

А. Толстой. «Благословляю вас, леса...»; Я. Дубравин,

В. Суслов. «Песня

о земной красоте»

5

6.10

Мир сказочной мифологии: опера Н. А.   Римского-Корсакова «Снегурочка».

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

На примере оперы

 Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

влияние сказочно мифологической темы

на музыкальный язык оперы.

1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

4. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы

наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны

с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Сохадзе, Л. Фоменко. «Добрая фея» (хоровое пение)

6

13.10

Языческая Русь в «Весне священной» И. И.Стравинского.

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Воспринимать и оценивать  воплощение образа языческой Руси на примере балета

И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ

танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

1. Исследовать разнообразие музыки XX века.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Воспринимать и оценивать

музыкальные произведения с точки

зрения единства содержания

и формы.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

И. Стравинский.

«Весенние гадания», «Пляски щеголих» (из балета

«Весна священная»); И. Сохадзе, Л. Фоменко. «Добрая фея» (хоровое пение)

7

20.10

«Благословляю вас, леса».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Воспринимать и оценивать утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения на примере

К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

7. Понимать характерные черты

музыки П. Чайковского

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

К. Дебюсси. «Послеполуденный

отдых фавна» (фрагмент); И. Сохадзе, Л. Фоменко. «Добрая фея» (хоровое пение)

П. Чайковский, А. Толстой. «Благословляю вас, леса...»; В. Ребиков, А. Пушкин. «Румяной зарею покрылся восток...» (хоровое пение)

8

3.11

Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

РК Государствен-

ные символы. Гимн, флаг и герб Ростовской области.

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

Музыкальные произведения (изученный репертуар)

Мир человеческих чувств (9 часов)

9

10.11

Образы радости в музыке.

Комбинированный

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.  Осознавать

многообразие светлых и радостных музыкальных образов. На примере безраздельной

радости и веселья в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки

Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Н. Римский-Корса- ков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. -А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (фрагменты)

10

17.11

Мелодией одной звучат печаль и радость.

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Воспринимать  и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения)

разного смыслового и эмоционально-

го содержания. На примере

 Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.

Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)

 1. Выявлять круг музыкальных

образов в произведениях крупных

форм.

2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения)

разного смыслового и эмоционально-

го содержания.

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта)

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

С. Рахманинов, Г. Галина. «Здесь хорошо...». Р. Шуман. «Грезы»

Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.

Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)

11

24.11

«Слёзы людские, о слёзы людские».

Комбинированный

Выявлять  возможности эмоционального воздействия музыки

на человека на примере

образов скорби и печали. Оценивать способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла

«Детские пьесы» Р. Шумана).

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

П. Чайковский.

«Болезнь куклы»

(из «Детского альбома»); Р. Шуман. «Первая утрата» (из «Альбома для юношества»); Ф. Тютчев. «Слезы людские...»

12

1.12

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Расширение и углубление знаний

Воспринимать, осознавать

чувства одиночества, неразделенной любви,

воплощенные в музыке «Лунной» сонаты

Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

«Экология человеческой души».

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки.

5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная»

для фортепиано,

I часть; соната

№ 8 «Патетическая», II часть «Больше чем любовь»

13

8.12

Два пушкинских образа в музыке

Комбинированный

С 60-67

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы на примере

 образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».

Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

1.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Сравнивать музыкальный язык

в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров

П. Чайковский.

Сцена письма

Татьяны из оперы

«Евгений Онегин»

14

15.12

Тема любви

в музыке.

П. И. Чайковский. «Евгений Онегин»

Комбинированный

С60-67

Тема любви в опере

П. И. Чайковского «Евгений

Онегин». Либретто оперы.

Лирические сцены в трёх действиях (семи картинах)

1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы

(с учетом критериев, представленных в учебнике)

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

Тема любви в музыке. П. Чайковский

«Евгений Онегин»

М. Глинка, А. Пушкин. «В крови горит огонь желанья...» (романс); П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»

15

22.12

Трагедия любви в музыке. П чайковский. "Ромео и Джульета"

Комбинированный

Воспринимать  и анализировать воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

4. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

5 Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского)

 

Формирование  представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

-закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

А. Рыбников, А. Вознесенский. «Я тебя никогда не забуду...» (из оперы «Юнона и Авось»); П. Чайковский. Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта» 

Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)

16

12.01

Подвиг во имя свободы.

Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».

Комбинированный

Анализировать  и сравнивать пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении с

увертюрой П. Чайковского .

1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

3. Анализировать и сравнивать приемы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

6. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена)

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»; В. Высоцкий. «Песня о друге» (из кинофильма «Вертикаль») (хоровое пение)

17

19.01

 «Мотивы пути

 и дороги в русском искусстве».

Расширение и углубление знаний

Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы на примере пьесы «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Множественность смыслов

музыкального образа в пьесе .

1.Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов

4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

Формирование  основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

Г. Свиридов. «Тройка» (из оркестровой сюиты «Метель»); А. Алябьев. «Зимняя дорога» и «Вечерний звон» (хоровое

пение) 

К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение)

В поисках истины и красоты (5 часов)

18

26.01

Мир духовной музыки.

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры

в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».

М. Глинка. Херувимская песнь (слушание);

Д. Бортнянский. Тебе поем. Из «Трехголосой литургии» (пение);

Гимн «Достойно есть» Русское песнопение (пение)

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

5. Осуществлять поиск музыкально-

образовательной информации в сети Интернет

Формирование  представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

М. Глинка. «Херувимская песнь»;

Д. Бортнянский.

«Тебе поем»;

Д. Шостакович,

Микеланджело

Буонарротти.

«Бессмертие»

(из сюиты для баса

и фортепиано)

19

2.02

Колокольные звоны на Руси.

Комбинированный

 

Понимать  роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой

Москвы в описании

М. Лермонтова. Музыка

утренних колоколов во Вступлении к опере

«Хованщина»  М. Мусоргского.

Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера

М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова.

С. Филатов, стихи О. Хабарова.

1. Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

4. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения

к изучаемой музыке

Формирование  представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

С. Рахманинов.

«Колокола» № 1,

из поэмы для солистов, хора и симфонического

оркестра; П. Чайковский. «Декабрь.

Святки» (из цикла

«Времена года»)

20

9.02

Рождественская звезда.

Комбинированный

Значение  праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты).

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

Б. Пастернак. Рождественская звезда.

Ж и в о п и с ь

Я. Тинторетто. Рождество;

М у з ы к а

А. Лядов.  «Рождество Твое,

Христе Боже наш» (слушание).

1. Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Эмоционально воспринимать художественные образы различных

видов искусства.

4. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Н. Римский-Корсаков. Колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством»

Увертюра «Светлый праздник»

Песенный репертуар:

В. Филатова, стихи П.Морозова

Под Рождество (пение)

21

16.02

От Рождества до Крещения.

Комбинированный

Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Художественный материал:

П о э з и я В.Жуковский. Светлана. Фрагмент.

Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь Н. Кожин. Святочное гадание;

Н. Пимоненко. Святочное гадание; К. Трутовский. Колядки в Малороссии.

М у з ы к а П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

РК Духовная храмовая музыка

1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

2. Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого.

3. Понимать значение народного

творчества в сохранении и развитии

общей культуры народа.

4. Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме

Развитие  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

М. Глинка. «Херувимская песнь»;

М. Мусоргский.

«Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») (фрагмент)

22

2.03

«Светлый праздник».

Православная музыка сегодня.

Комбинированный

Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры

Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник».

Возрождение традиций духовной музыки

в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Рассуждать о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры прошлого и настоящего

3. Самостоятельно подбирать произведения искусства к изучаемой теме

с точки зрения содержательного

сходства.

4. Использовать ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.

5. Творчески интерпретировать со-

держание изучаемой темы в изобразительной деятельности

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Формирование  представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

Н. Римский-Корсаков. Увертюра

«Светлый праздник»

О современности в музыке (10 часов)

23

9.03

Как мы понимаем современность.

Комбинированный

Воспринимать и анализировать новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова

«Песнь о железе»).

Художественный материал:

П о э з и я

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Воспринимать и анализировать

особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

Становление  гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих

 закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

А. Онеггер. Пасифик 231. М. Дунаевский, Ю. Ряшинцев. «Песня о дружбе»

24

16.03

Вечные сюжеты.

Комбинированный

Анализировать  содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения на примере балета А. Хачатуряна «Спартак»:

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.

4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.

6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов

(А. Хачатуряна)

Формирование  эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

А. Хачатурян.

«Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из

балета «Спартак»

25

6.04

Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Анализировать

многоаспектность философских выражений

в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-

симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,

специфика музыкального языка).

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях (частях музыкального произведения).

3. Наблюдать за сопоставлением

контрастных музыкальных образов.

4. Понимать характерные особенности музыкального языка.

5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.

6. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и живописи

 Формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

О. Мессиан. «Ликование звезд»

(V часть) и «Сад

сна любви»

(VI часть) из «Турангалилы-симфонии»

26

13.04

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Анализировать  взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).

Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку

балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче

чувств героев).

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Наблюдать за сопоставлением

образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных

тем.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

4. Воспринимать и сравнивать

музыкальный язык в произведениях (частях произведения) разного

смыслового и эмоционального

содержания.

5. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

Становление  гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих

 закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

О. Мессиан. «Ликование звезд»

(V часть) и «Сад

сна любви»

(VI часть) из «Турангалилы-симфонии»

27

20.04

Новые области в музыке XX века (джазовая музыка).

Расширение и углубление знаний

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле

Блюз» Дж. Гершвина.

1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

2. Высказывать собственное мнение

о художественной ценности джазовой музыки.

3. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме

Формирование  эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Д. Герман. «Привет, Долли!»;

Дж. Гершвин.

«Рапсодия в стиле

блюз», «Колыбельная Клары»

(из оперы «Порги

и Бесс»); Дж. Лен-

нон, П. Маккарт

ни. «Вчера»

28

27.04

Новые области в музыке XX века (эстрадная музыка).

Закрепление  новых знаний

29

4.05

Лирические страницы советской

музыки.

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Воспринимать  и оценивать мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром

печальной слывут...»

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4. Выявлять и сравнивать круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (с учетом критериев, представленных в учебнике)

Формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

С. Слонимский,

А. Ахматова. «Я

недаром печальной

слыву...»; М. Таривердиев, М. Цветаева. «Мой милый, что тебе я сделала» («Попытка ревности»)

30

11.05

Диалог времён в музыке А. Шнитке.

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Воспринимать  и анализировать

полистилистику в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего. Диалог времен в музыке А. Шнитке, посвященной темам жизни и смерти, судьбам культуры и человечества. А. Г. Шнитке. Кончерто гроссо № 1 / Концерт для фортепиано и струнных

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Высказывать собственное мнение

о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Ориентироваться в основных жанрах западноевропейских и отечественных композиторов (с учетом требований учебника).

4. Самостоятельно исследовать художественные явления и факты

 в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

5. Использовать образовательные

ресурсы сети Интернет для поиска

художественных произведений

Развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

А. Шнитке. Preludio; Toccata (из «Concerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра)

31

18.05

«Любовь никогда не перестанет».

Комбинированный

Воспринимать  и понимать возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла

слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Рассуждать о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего (с учетокритериев, представленных в учебнике).

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова)

Формирование  представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

Г. Свиридов. «Любовь святая» (из музыки к трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович»)

32

25.05

Обобщающий урок. Музыка всегда остаётся.

Комбинированный

Анализировать  музыкальные произведения и обосновывать свои собственные предпочтения

РК Инструментальные и хоровые коллективы филармонии

1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.

3. Сотрудничать со сверстниками

в процессе обсуждения проблемных

вопросов (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей)

4. Защищать творческий проект

5. Исполнять доступное вокальное или инструментальное произведение

Формирование  мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

А. Флярковский, А. Дидуров. «Прощальный вальс» (хоровое пение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...