Конспект урока музыки 7 класс "Юнона и Авось"
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс: 7 | |
Айрих Ксении |
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема: Рок-опера «Юнона и Авось»
Цель: знакомство с понятием рок-опера через творчество А. Рыбникова и А. Вознесенского, с рок - оперой «Юнона и Авось»
Задачи:
Образовательная: знакомство с жанром рок - опера; формирование у детей певческих умений и навыков; продолжить знакомство учащихся с многообразным стилей и жанров музыки ХХ - XXI вв.; оказать взаимосвязь традиций и новаторства, которые способствовали появлению нового жанра «рок-опера»
Развивающая: развивать культуру общения, культуры слушания; развивать наблюдательность, память, способности детей различать настроение литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений; развивать слушательскую и исполнительскую культуру, Разучить 1 куплет и припев песни «Дети солнышку смеются», умение наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности, способствовать расширению информационного пространства.
Воспитательная: формировать у учащихся через знакомство с рок - оперой «Юнона и Авось» и её содержанием вечные человеческие ценности - нравственную чистоту, уважение к искусству разных времен; приобщать к доброжелательному отношению друг к другу; воспитать нравственно - эстетической отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве; воспитывать у детей интерес к музыке через призму жанра рок – опера.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ); наглядно - зрительный метод (слайды); методы эмоционального воздействия (ситуации успеха); слуховая группа методов (аудиозаписи); метод обобщения, закрепления; методы размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве; информационно - коммуникационные методы; проблемно - поисковые ситуации.
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, экран, проектор, аудио - материалы, видео - материалы презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «Дети солнышку смеются» муз. Елены Обуховой, А. Рыбников – Рок – опера «Юнона и Авось» («Песня Матросов»; Романс «Ты меня на рассвете разбудишь»; «Сцена помолвки и прощания»)
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
1.Организационный момент | совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке. | Здравствуйте, меня зовут Ксения Денисовна, сегодня я буду работать с вами. Давайте поздороваемся. Встаем со стульев -Здравствуйте, ребята Рада видеть вас. - Здравствуйте, учитель Мы пришли к вам в класс -Мы стоим на месте Нам сказали тихо сесть. | -Здравствуйте (Музыкальное приветствие) Поют | 3 минуты | ||||||||
2.Организация исполнительской деятельности | развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, разучить 1 куплет и припев, воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности | Играет песня «Дети солнышку смеются» - Сегодня мы с вами разучим песню «Дети солнышку смеются»
| Разучивание первого куплета. Поют 1 куплет и припев. | 7 минут | ||||||||
3.Ораганизация слушательской деятельности | знакомство с жанром рок - опера; продолжить знакомство учащихся с многообразным стилей и жанров музыки ХХ - XXI вв.; оказать взаимосвязь традиций и новаторства, которые способствовали появлению нового жанра «рок-опера»; формировать у учащихся через знакомство с рок - оперой «Юнона и Авось» и её содержанием вечные человеческие ценности - нравственную чистоту, воспитывать уважение к искусству разных времен; воспитывать у детей интерес к музыке через призму жанра рок – опера; способствовать расширению информационного пространства. | Если в музыке есть глубина содержания, заставляет задуматься, переживать, то как мы называем ее? - Если музыка более легкая для восприятия, имеет развлекательный характер, может восприниматься как фон, как ее называем? - Но есть и такая музыка, которую нельзя отнести к серьезной академической музыке и в то же время сложно отнести к музыке легкой. Например, джаз, мюзикл, рок-опера это легкая или серьезная музыка… В 50-е гг. 20 века в США неслучайно возникло понятие «третье направление». - Композиторы третьего направления - Э. Артемьев, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллина. - Для полного определения темы урока предлагаю прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок). Определим, что это за стиль музыки? Фрагмент из рок - оперы А. Рыбникова «Песня моряков» - Может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере? - Опера и рок, совместимы или нет? Почему возник этот союз? - А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок-опера) - Так как же будет звучать тема нашего урока? Цель урока? Знакомство с рок-оперой, а с какой вы узнаете далее - Что же такое рок – опера? Рок-опера — это музыкально-сценическое произведение, стилистической основой которого является рок-музыка Рок-опера — жанр рок-музыки. 12 Возник в конце 1960-х годов, по мнению некоторых музыковедов, является разновидностью мюзикла. Особенности рок-оперы:
- «Юнона и Авось». Об этой рок - опере и пойдет сегодня разговор. Автор рок-оперы наш современник А. Рыбников - член совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Обладатель национальных премий «Ника», «Кинотавр», «Золотой Орфей». Либретто написано А. Вознесенским - почетный член десяти академий мира. Награжден двумя орденами «За заслуги перед Отечеством». Один из лидеров «эстрадной поэзии». В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Граф Резанов мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии. - Прослушаем романс. С кем прощается граф Резанов? Фрагмент романса «Ты меня на рассвете разбудишь» - Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь…. - Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения? - Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера? - Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? - Что необычного вы услышали в исполнении? - Современные или традиционные приёмы использовал композитор? - Это была несомненно жемчужина Калифорний. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью. К тому же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна. Посланец Его Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу. Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась. Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки. - Во время слушания, что себе представляете? Какую бы картинку нарисовали? Фрагмент «Сцена помолвки и прощания» - Что представили? Какую бы картину нарисовали? - Как изменились музыкальные образы главных героев? - А музыка знакома? Можете назвать стиль этой рок музыки? Современный? Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте… (вопрос остается открытым на домашнее задание) - Запишем домашнее задание Домашнее задание: Вопрос! (ответ письменно в тетрадь) - Как сложилась дальнейшая судьба главных героев рок – оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»? - Рок - опера - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением? Почему, объясните? - А сейчас предлагаю вам заполнить таблицу средств музыкальной выразительности во время повторного слушания. Повторное слушание «Сцена прощания и помолвки» | - классическую - новая, современная. - серьёзная - легкая (ответы учеников) - Рок - рок-опера - Знакомство с рок-оперой (Предположительные ответы, записывают данное определение в тетрадь) (Рабочие листы – заполнение таблицы - с Родиной - настойчивый, умный образованный, глубоко любящий свою Родину - романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты - включение разговорных номеров - Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике… (Записывают домашнее задание) | 20 минут | ||||||||
4.Рефлексия | выявить и осознать основные компоненты деятельности | - Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. 1. Кто заслужил сегодня оценку и почему... 2.Мне было интересно… 3. Мы сегодня узнали… 4. Мне было трудно… 5. Довольны своими ответами… | Оценивают свою работу | 2 минуты | ||||||||
5.Итог урока | развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу. | - А теперь проведем тестирование на закрепление знаний. Тест 1.Композитор – создатель рок-оперы «Юнона и Авось»: А) Александр Журбин Б) Эдуард Артемьев В) Алексей Рыбников 2.Кто из отечественных поэтов является автором поэмы, которая легла в основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось»? А) Евгений Евтушенко Б) Андрей Вознесенский В) Роберт Рождественский 3.На каком иностранном языке звучат многие номера рок-оперы «Юнона и Авось»? 4.Сколько действий в рок-опере «Юнона и Авось»? Как они называются? 5.На сцене какого театра была впервые поставлена рок-опера «Юнона и Авось»? - Сегодня мы с вами познакомились с современными музыкальными стилями. Узнали, что рок-опера – это музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Пусть для каждого из вас эта музыка станет источником сильных положительных эмоций. - Спасибо за работу! До свидания! | Самостоятельная работа | 3 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...

Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....