Конспект урока музыки 7 класс "Юнона и Авось"
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Конспект урока музыки в среднем звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunona_i_avos_7_v.docx30.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 7

Айрих Ксении

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема: Рок-опера «Юнона и Авось»

Цель: знакомство с понятием рок-опера через творчество А. Рыбникова и А. Вознесенского, с рок - оперой «Юнона и Авось»

Задачи:

Образовательная: знакомство с жанром рок - опера; формирование у детей певческих умений и навыков; продолжить знакомство учащихся с многообразным стилей и жанров музыки ХХ - XXI вв.; оказать взаимосвязь традиций и новаторства, которые способствовали появлению нового жанра «рок-опера»

Развивающая: развивать культуру общения, культуры слушания; развивать наблюдательность, память, способности детей различать настроение литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений; развивать слушательскую и исполнительскую культуру, Разучить 1 куплет и припев песни «Дети солнышку смеются», умение наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности, способствовать расширению информационного пространства.

Воспитательная: формировать у учащихся через знакомство с рок - оперой «Юнона и Авось» и её содержанием вечные человеческие ценности - нравственную чистоту, уважение к искусству разных времен; приобщать к доброжелательному отношению друг к другу; воспитать нравственно - эстетической отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве; воспитывать у детей интерес к музыке через призму жанра рок – опера.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ); наглядно - зрительный метод (слайды); методы эмоционального воздействия (ситуации успеха); слуховая группа методов (аудиозаписи); метод обобщения, закрепления; методы размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве; информационно - коммуникационные методы; проблемно - поисковые ситуации.

Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, экран, проектор, аудио - материалы, видео - материалы презентация, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар: «Дети солнышку смеются» муз. Елены Обуховой, А. Рыбников – Рок – опера «Юнона и Авось» («Песня Матросов»; Романс «Ты меня на рассвете разбудишь»; «Сцена помолвки и прощания»)

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог урока

                                                                                                                      Челябинск, 2024

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1.Организационный момент

совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке.

Здравствуйте, меня зовут Ксения Денисовна, сегодня я буду работать с вами. Давайте поздороваемся. Встаем со стульев

-Здравствуйте, ребята

Рада видеть вас.

- Здравствуйте, учитель

Мы пришли к вам в класс

-Мы стоим на месте

Нам сказали тихо сесть.

-Здравствуйте

(Музыкальное приветствие)

Поют

3 минуты

2.Организация исполнительской деятельности

развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, разучить 1 куплет и припев,  воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности

Играет песня «Дети солнышку смеются»

- Сегодня мы с вами разучим песню «Дети солнышку смеются»

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Пение на одной ноте.

- Интонирование мелодии в верхнем регистре;

- Движение по гамме вниз

- Скачки на квинту вверх и на септиму вниз

- Собственный показ;

- Работа над песней

- «Эхо»

-Звуковысотный показ

-Гармоническая поддержка

-Дирижерский жест

-

Ритмические:

- Быстрый темп;

- Паузы;

-Чередование восьмых и четвертей.

- Выдержать половинную ноту

- Прохлопывание ритма.

- Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

-Собственный показ

Дикционные:

- Четкое проговаривание согласной на концах слов: «Т».

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

-Собственный показ

Разучивание первого куплета.

Поют 1 куплет и припев.

7 минут

3.Ораганизация слушательской деятельности

знакомство с жанром рок - опера; продолжить знакомство учащихся с многообразным стилей и жанров музыки ХХ - XXI вв.; оказать взаимосвязь традиций и новаторства, которые способствовали появлению нового жанра «рок-опера»;  формировать у учащихся через знакомство с рок - оперой «Юнона и Авось» и её содержанием вечные человеческие ценности - нравственную чистоту, воспитывать уважение к искусству разных времен; воспитывать у детей интерес к музыке через призму жанра рок – опера; способствовать расширению информационного пространства.

Если в музыке есть глубина содержания, заставляет задуматься, переживать, то как мы называем ее?

- Если музыка более легкая для восприятия, имеет развлекательный характер, может восприниматься как фон, как ее называем?

-  Но есть и такая музыка, которую нельзя отнести к серьезной академической музыке и в то же время сложно отнести к музыке легкой. Например, джаз, мюзикл, рок-опера это легкая или серьезная музыка… В 50-е гг. 20 века в США неслучайно возникло понятие «третье направление».

- Композиторы третьего направления - Э. Артемьев, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллина.

- Для полного определения темы урока предлагаю прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок). Определим, что это за стиль музыки?

Фрагмент из рок - оперы А. Рыбникова «Песня моряков»

- Может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере?

- Опера и рок, совместимы или нет?  Почему возник этот союз?

- А в современном жанре оперы?  Как его назовем?  (рок-опера)

- Так как же будет звучать тема нашего урока? Цель урока?

Знакомство с рок-оперой, а с какой вы узнаете далее

- Что же такое рок – опера?  Рок-опера — это музыкально-сценическое произведение, стилистической основой которого является рок-музыка

Рок-опера — жанр рок-музыки. 12 Возник в конце 1960-х годов, по мнению некоторых музыковедов, является разновидностью мюзикла. Особенности рок-оперы:

  • Стилистическая основа — рок-музыка. Рок-оперы могут представлять собой как обычный аудиозаписи, так и театральные постановки или фильмы. 
  • Манера исполнения музыки. В отличие от оперы, где используются классические музыкальные инструменты и академический вокал, рок-опера характеризуется большим бунтарством: электроинструменты, резкий звук, микрофонное пение. 
  • Речитативы в сопровождении оркестра. Вместо обычных для комической оперы разговорных диалогов. 
  • Многозначность. Композитор может отсылать слушателей к различным эпохам, жанрам, явлениям, создавая многозначность — притом, как на уровне сюжета, так и на уровне музыкального стиля. 
  • Затрагивание разнообразных тем и сюжетов. Рок-оперы могут быть с разным посылом: от исторических до современных, от социальных до философских.
  • Музыкальное сопровождение: арии написаны в стиле рок, на сцене вместе с солистами присутствуют гитаристы и прочие рок-музыканты. При этом в рок-операх наравне с электрогитарами могут использоваться скрипки, виолончели и другие классические инструменты. 
  • Наличие сюжета и исполнение по ролям: в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. 
  • Возможность разговоров: в рок-операх есть как вокальные, так и речевые и инструментальные участки. 
  • Использование световых эффектов и интересных хореографических номеров: рок-опера — новый тип оперы с использованием ярких, энергичных музыкальных номеров, световых эффектов и хореографических номеров. 

- «Юнона и Авось». Об этой рок - опере и пойдет сегодня разговор. Автор рок-оперы наш современник А. Рыбников - член совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Обладатель национальных премий «Ника», «Кинотавр», «Золотой Орфей». Либретто написано А. Вознесенским - почетный член десяти академий мира. Награжден двумя орденами «За заслуги перед Отечеством». Один из лидеров «эстрадной поэзии».

В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова.  Граф Резанов мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии.

- Прослушаем романс. С кем прощается граф Резанов?

Фрагмент романса «Ты меня на рассвете разбудишь»

- Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь….

- Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения?  

- Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера?

- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения?  

-  Что необычного вы услышали в исполнении?

- Современные или традиционные приёмы использовал композитор?

- Это была несомненно жемчужина Калифорний. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью.  К тому же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна. Посланец Его   Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу.   Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась. Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы.   Но Резанов не остановился и добился помолвки.

- Во время слушания, что себе представляете? Какую бы картинку нарисовали?

Фрагмент «Сцена помолвки и прощания»

- Что представили? Какую бы картину нарисовали?

- Как изменились музыкальные образы главных героев?

- А музыка знакома?  Можете назвать стиль этой рок музыки?  Современный?  Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте… (вопрос остается открытым на домашнее задание)

- Запишем домашнее задание

Домашнее задание:

Вопрос! (ответ письменно в тетрадь)

- Как сложилась дальнейшая судьба главных героев рок – оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»?

- Рок - опера - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением?  Почему,  объясните?

- А сейчас предлагаю вам заполнить таблицу средств музыкальной выразительности во время повторного слушания.

Повторное слушание «Сцена прощания и помолвки»

- классическую

- новая, современная.

- серьёзная

- легкая

(ответы учеников)

- Рок

- рок-опера

- Знакомство с рок-оперой

(Предположительные ответы, записывают данное определение в тетрадь)

(Рабочие листы – заполнение таблицы

- с Родиной

- настойчивый, умный образованный, глубоко любящий свою Родину

- романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты

- включение разговорных номеров

- Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…

(Записывают домашнее задание)

20 минут

4.Рефлексия

выявить и осознать основные компоненты деятельности

- Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу.  

1. Кто заслужил сегодня оценку и почему...

2.Мне было интересно…

3. Мы сегодня узнали…

4. Мне было трудно…

5. Довольны своими ответами…

Оценивают свою работу

2 минуты

5.Итог урока

развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу.

- А теперь проведем тестирование на закрепление знаний.

Тест

1.Композитор – создатель рок-оперы «Юнона и Авось»:

А) Александр Журбин

Б) Эдуард Артемьев

В) Алексей Рыбников

2.Кто из отечественных поэтов является автором поэмы, которая легла в основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось»?

А) Евгений Евтушенко

Б) Андрей Вознесенский

В) Роберт Рождественский

3.На каком иностранном языке звучат многие номера рок-оперы «Юнона и Авось»?

4.Сколько действий в рок-опере «Юнона и Авось»? Как они называются?

5.На сцене какого театра была впервые поставлена рок-опера «Юнона и Авось»?

- Сегодня мы с вами познакомились с современными музыкальными стилями. Узнали, что рок-опера – это музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Пусть для каждого из вас эта музыка станет источником сильных положительных эмоций.

- Спасибо за работу! До свидания!

Самостоятельная работа

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...