Рабочая программа по обществознанию для 10 класса
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Князева Ольга Владимировна

В основе программа Л.Н. Боголюбова. Базовый уровень. 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_obshchestvoznanie_10_kl.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 600

с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 Обществознание

Класс 10л

Учитель:  Князева Ольга Владимировна

Учебный год: 2012-2013

Количество часов по программе: 102 часов

Количество часов в неделю: 3 часа

Санкт-Петербург

2012

  1. Пояснительная записка к программе курса обществознания в 10 классе

За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в  современном инновационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова).

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Содержание программы предусматривает изучение обществоведческого курса в 10 классе на базовом уровне. Программа рассчитана на 102 часа в год, из расчета три занятия в неделю. 

Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2005), Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008, Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Реализация рабочей программы способствует достижению следующих целей:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Программа ориентирована на следующие цели курса:

  1. создание условий для социализации личности; формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина;
  2. осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
  3. содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры;
  4. развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

В результате изучения обществознания учащиеся 10 класса должены знать и понимать:

-  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

-  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

- определения основных понятий: «общество», «культура»,  «сферы общественной жизни»,  «духовная жизнь», «экономическая жизнь», «политическая сфера», «социальная система», «социальный институт», «человек», «антропосоциогенез», «мировоззрение», «социальное поведение», «личность», «свобода», «познание», «истина», «наука», «мораль», «религия», «искусство», «этика»,  «экономика», «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная мобильность», «социальные отношения», «социальный конфликт», «этнос», «нация», «семья», «политика», «власть», «политическая система», «государство», «гражданское общество», «правовое государство», «демократические выборы», «политические партии», «политическая идеология», «политическое участие», «право», «источники права», «правоотношения», «правонарушения», «отрасли права», «правомерное поведение», «правосознание», «правовая культура», «прогресс», «регресс», «глобализация», «глобальные проблемы»;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-   раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

-  извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-  оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами, для совершенствования собственной познавательной деятельности, для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; для осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации, для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции, для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права и т.д.

Курс учит учащихся спрашивать, сомневаться, задумываться, а не просто запоминать и уметь точно ответить на вопрос. Курс обществознания рассматривает проблемы отношения человека с природой, к самому себе, к другим людям, обществу в целом.

Курс является интегративным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук: социологии, экономики, правоведения, политологии, этики, экологии, социальной психологии и т.д. Он рассчитан не на механическое заучивание текста, а на размышление, критическое восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решения многочисленных проблем, возникающих в жизни человека и общества.

Предусматриваются разнообразные формы занятий по обществознанию с использованием современных педагогических технологий ИКТ, дискуссий, дебатов, проектирования, проблемного обучения, игр, тренингов, а также внеурочную деятельность по предмету (проекты, исследования, участие в тематических конкурсах).

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые обучающимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых обучающимися работ включает в себя:

•        работу с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

•        критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

•        решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

•        анализ современных общественных явлений и событий;

•        освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

•        применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

•        аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

•        написание творческих работ по социальным дисциплинам.

2.1. Содержание курса

Распределение часов на разделы и основные темы курса:

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов по рабочей программе

Из них контрольных работ

Практических работ

1

Общество и человек

31

1

2

Основные сферы общественной жизни

Духовная культура

12

1

Экономическая сфера

6

1

Социальная сфера

14

1

1

Политическая сфера

18

1

3

Право

19

8

4

Заключительные уроки

1

1

Резерв времени

1

6

9

После каждой крупной темы предусмотрены уроки контроля в форме тестирования по типу ЕГЭ, контрольная работа с проблемно-тестовыми заданиями. Решение задач как практическая работа в разделе «Право» по каждой отрасли права.

Содержание программы:

I Раздел «Общество и человек» (31 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

II Раздел «Основные сферы общественной жизни» (50 ч.)

Тема: «Духовная культура» (12 ч.)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема: «Экономическая сфера» (6 ч.)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема: «Социальная сфера» (14 ч.)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура бытовых отношений. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Социальные процессы в современной России.

Тема: «Политическая сфера» (18 ч.)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические реформы в России. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

III Раздел «Право» (19 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.  Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Заключительные уроки (2 ч.)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

3.1. Тематическое (поурочное) планирование

№ урока

Тема урока

Коли-чес-тво

ча-сов

Основной вид учебной деятельности

Тип урока

Вид

контроля

Элементы

содержания

Домашнее задание

Для чего нужно изучать обществознание

1

лекция

комбинированный

опрос

Повторение. Предмет, методы, значение обществознания.

стр.5-6, написать эссе по теме общество (афоризмы на выбор)

Что такое общество

1

Работа в группах

урок изучения нового материала

Публичное выступле-

ние групп

Общество как сложная динамичная система. Важнейшие институты общества.

Объективные и субъективные факторы развития общества.

стр.7-10, составить опорный конспект "Общество как совместная деятельность людей"

Общество и природа

1

Работа в парах

комбинированный

опрос

Общество и природа. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

стр.10-12, составить план развития на 2050 год

Общество и культура

1

лекция

Урок изучения нового материала

диктант

Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе.

стр.12-14, подготовить мини-доклад

Общественные науки

1

семинар

Обобщающий урок

опрос

Предмет, методы, содержание общественных наук.

стр.14 - 15, заполнить таблицу

Человек и общество

1

практикум

Повторительно-обобщающий урок

Тест в форме ЕГЭ заданий группы А

Деятельность как способ существования общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.

стр.5-18, выучить термины

Особенности социальной системы

1

лекция

Урок изучения нового материала

Опрос

Понятие социальная система.

стр.18 -21, ответить на вопросы к документу на стр.26

Социальные институты

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Социальный институт. Виды, значение.

стр.21 - 25, выполнить задания на стр.27


Общество для человека или человек для общества

1

работа в группе

урок закрепления материала

презентация

Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

повторить главу 1, подготовиться к тесту

Природа человека

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира.

стр.27 - 29, написать эссе (темы по выбору)

В чем смысл жизни человека

1

Практикум

комбинированный урок

опрос

Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

стр.29 - 31, составить таблицу "смысл и цель жизни человека во взглядах философов"

Науки о человеке

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

стр.31 - 32, работа с документом на стр.33-34

Духовный мир человека

1

работа в парах

комбинированный урок

опрос

Духовный мир человека. Мировоззрение человека.

стр.35 - 36, ответить на  вопрос №1 на стр.45

Духовные ориентиры личности

1

семинар

комбинированный урок

понятийный

диктант

Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

стр.36 - 40, выполнить задания на стр.45-46

Мораль и нравственность

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека.

повторить п.4, подготовиться к понятийному диктанту

Мировоззрение

1

работа в группах

комбинированный урок

понятийный диктант

Бытие человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

стр. 40-44, заполнить таблицу "Типы мировоззрения"

Основные характеристики деятельности человека

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека.

стр.46-48, написать эссе (темы по выбору)

Структура деятельности и ее мотивация

1

работа в парах

комбинированный урок

опрос

Основные социальные феномены жизни человека.

стр. 48 -49, работа с документом на стр.53 -54

Многоообразие деятельности

1

игра

комбинированный урок

самостоятельная работа

Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

стр.50 - 51, ответить на вопросы на стр. 54

Сознание и деятельность

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Сознание. Деятельность.

стр.51 -53, выполнить задания на стр.55

Познание и знание

1

дебаты

комбинированный урок

опрос

Познание мира. Интуиция.

стр.55 - 56, привести примеры

Можно ли познать как устроен мир

1

работа в парах

повторительно-обобщающий урок

опрос

Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

стр. 56, составить схему

Виды познания

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Чувственное и рациональное познание.

стр.57- 58, написать эссе по высказыванию И.В. Гете на стр.67

Истина и ее критерии

1

лекция

комбинированный урок

тест

Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

стр.58 -60, работа с документом на стр.65-66

Научное познание

1

лекция

комбинированный урок

опрос

что такое научное познание, его особенности.

стр.60 -61, ответить на вопросы на стр.66

Многоообразие человеческого знания

1

дискуссия

урок закрепления материала

опрос

Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.

стр.61 - 64, подготовиться к понятийному диктанту

Биологическое и социальное в человеке

1

лекция

Урок изучения нового материала

понятийный диктант

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

стр.67 - 68, подготовить анализ статьи

Личность

1

работа в группах

комбинированный урок

опрос

Личность как субъект общественной жизни.

стр. 69 - 70, написать эссе (темы по выбору)

Социализация личности

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Социализация и воспитание личности. Поведение.

стр. 70 - 71, выделить основные проблемы социализации в современном обществе

Самосознание и самореализация

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Самореализация личности. Саморегуляция.

стр. 71 - 72, составить индивидуальный план развития личности

Свобода и ответственность личности

1

практикум

повторительно-обобщающий урок

опрос

Свобода и ответственность личности.

стр.72 - 74, выполнить задания на стр. 76-77, повторить главу 2

Духовная жизнь общества

1

лекция

комбинированный урок

контрольная работа

Культура и духовная жизнь.

стр.78-79, сделать репортаж о духовной жизни российского общества

Что такое культура

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Культура, ее роль в жизни общества.

стр.79 - 81, работа с документом на стр.88

Зачем нужна культура

1

работа в группах

комбинированный урок

опрос

Значение культуры для человека.

стр.81 -82, выполнить задания на стр.89

Многообразие культур

1

лекция

Урок изучения нового материала

тест

Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации

стр.82 - 87, заполнить таблицу

Наука в современном обществе

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Наука как форма культуры. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания.

стр.90 - 94, анализ документа на стр.98

Этика науки

1

работа в парах

комбинированный урок

опрос

Наука как система знаний и вид духовного производства.

стр.94 - 95, выполнить задания на стр.99

Наука и образование

1

лекция

комбинированный урок

опрос

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

стр. 95-97, подготовить аналитическую записку о перспективах развития российской науки

Мораль и религия

1

Практикум

урок закрепления материала

решение задач

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.

стр. 100 - 110, ответить на вопросы на стр. 112

Мировые религии

1

лекция

Урок изучения нового материала

рефлексия

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире.

подготовить доклады

Что такое искусство

1

семинар

комбинированный

доклад, опрос

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы.

стр.113 - 114, работа с документом на стр.123-124

Особенности и виды искусства

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

стр.114 - 119, заполнить таблицу

Тенденции духовной жизни современной России

1

работа в проектныхгруппах

комбинированный урок

защита проектов

Тенденции духовной жизни современной России.

стр.119 - 123, ответить на вопросы на стр.124

Роль экономики в жизни общества

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Экономика: теория и практика. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

стр.125 - 128, выучить понятия

Экономика и уровень жизни

1

работа в группах

комбинированный

понятийный диктант

Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

стр.128 - 132, работа с документом на стр.135

Экономика и политика

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики.

стр.132-134, выполнить задания на стр.136

Экономическая культура

1

лекция

комбинированный урок

опрос

Экономическая культура.

стр.137 - 139, работа с документом на стр.149

Экономическая свобода

1

Проблемная беседа

Урок изучения нового материала

опрос

Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

стр. 143-148, написать эссе: "Устойчивое развитие - наше будущее"

Значение экономики в жизни человека

1

Практикум

повторительно-обобщающий урок

опрос

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. 

повторить главу 4, подготовиться к тесту

Социальная структура общества

1

лекция

Урок изучения нового материала

тест

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп.

стр.151 -159, выполнить задания на стр.161

Социальные взаимодействия

1

работа в группах

комбинированный

опрос

Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы.

стр.162 - 170, ответить на вопросы на стр.172

Социальные нормы

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Социальные нормы. Элементы социального поведения.

стр.173 - 174, выучить понятия

Социальный контроль

1

проблемная беседа

комбинированный

понятийный диктант

Социальный контроль и самоконтроль.

стр.174 - 176, составить опорную схему

Девиантное поведение

1

лекция

Урок изучения нового материала

решение задач

Отклоняющееся поведение. Анализ примеров.

стр.176 - 179, выписать причины отклоняющегося поведения

Преступность

1

практикум

комбинированный урок

опрос

Понятие и виды преступности.

стр.179 -181, подготовить анализ криминальных хроник

Нации и межнациональные отношения

1

проблемная беседа

Урок изучения нового материала

опрос

Этнические общности. Межнациональные отношения.

стр. 184 - 188, работа с документом на стр.193 -194

Национализм

1

практикум

комбинированный

опрос

Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

стр.189 - 192, подобрать примеры межнациональных конфликтов и найти пути их преодоления

Национальная политика

1

семинар

комбинированный

доклад

Национальная политика, сравнительные характеристика

стр. 191 - 193, выполнить задания на стр. 195

Семья как социальный институт

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Семья как социальный институт и малая группа.

стр. 196 - 198, написать эссе (темы по выбору)

Семья в современном обществе

1

работа в группах

комбинированный урок

опрос

Тенденции развития семьи в современном обществе.

стр. 199-204, сделать коллаж по теме: "Моя семья"

Социальные процессы в современной России

1

эвристическая беседа

урок закрепления материала

презентации коллажа

Семейно-демографическая структура общества.

стр. 207 - 209, работа с документом на стр. 216

Молодежь как социальная группа

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

стр. 209 - 215, подготовить доклады о молодежных субкультурах

Социальная сфера

1

Проблемная беседа

комбинированный урок

доклад

Структура социальной сферы.

повторить главу 5, подготовиться к тесту

Политика и власть

1

Лекция

комбинированный урок

тест

Политика. Власть, ее происхождение и виды.

стр.218 -222, выполнить задания на стр.228

Политическая сфера и политические институты

1

Работа в группах

Урок изучения нового материала

опрос

Политическая сфера и ее структура.

стр. 222 - 224, выучить понятия

Политические отношения

1

лекция

комбинированный урок

понятийный диктант

Понятие политические отношения. Особенности.

стр. 224 -225, заполнить таблицу

Политическая власть

1

игра

Урок изучения нового материала

рефлексия

Политическая власть. Типы политической власти.

стр.225- 226, написать эссе (темы по выбору)

Политическая система

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции.

стр.229 - 232, анализ Конституции РФ

Государство в политической системе

1

Работа в парах

Комбинированный урок

викторина

Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

стр.232 - 234, ответить на вопросы на стр.240

Политический режим

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

стр.234 - 237, заполнить таблицу

Демократические перемены в России

1

диспут

повторительно-обобщающий урок

опрос

Демократизация всех сфер жизни постсоветского общества. Последствия.

стр. 237 -239, работа с документом на стр. 239 -240

Правовое государство

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

стр.241-244, выучить понятия

Защита прав человека

1

практикум

комбинированный

понятийный диктант

Внутригосударственные и международные  механизмы защиты прав человека.

стр.244 - 246, привести примеры

Гражданское общество

1

проблемная беседа

Урок изучения нового материала

опрос

Гражданское общество, его основные черты.

стр.246 - 247, написать эссе

Местное самоуправление

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Местное самоуправление. Структура, полномочия.

стр.247 - 248, работа с документом на стр. 250

СМИ в политике

1

практикум

комбинированный урок

опрос

«Четвертая ветвь» власти в действии.

стр. 248 - 249, анализ новостных роликов

Избирательная система

1

лекция

Урок изучения нового материала

доклад

Типы избирательных систем. Избирательная система РФ.

стр. 251 - 256, заполнить таблицу

Партийные системы

1

работа в группах

комбинированный урок

опрос

Партии. Партийная система в России. Оппозиция.

стр. 256 - 259, ответить на вопросы на стр. 261

Сущность политического процесса

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Политический процесс, его сущность.

стр.262 - 265, выполнить задания на стр.271-272

Политическое участие

1

проблемная беседа

комбинированный урок

опрос

Виды политического участия: пассивное и активное.

стр.265 - 268, привести аргументы для чего нужно принимать участие в политике

Политическая культура

1

лекция

комбинированный урок

опрос

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

стр. 268 - 270, повторить главу 6, выучить понятия

Право в системе социальных норм

1

Работа в группах

комбинированный урок

контрольная работа

Право в системе социальных норм.

стр. 273 - 275, решение правовых задач

Основные признаки права

1

практикум

урок закрепления материала

решение задач

Признаки права.

стр. 275 - 276, выучить понятия

Право и мораль

1

лекция

Урок изучения нового материала

понятийный диктант

Отличия права от морали.

стр. 276 - 278, написать эссе

Система права

1

проблемная беседа

комбинированный урок

опрос

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

стр. 278 - 281, выполнить задания на стр. 283 -284

Источники права

1

лекция

комбинированный урок

опрос

Основные источники права.

стр. 284 - 288, ответить на вопросы на стр. 294

Виды нормативных актов

1

лекция

Урок изучения нового материала

опрос

Разновидности правовых актов.

стр. 288 - 293, составить схему, привести примеры

Правоотношения

1

Работа в парах

комбинированный урок

опрос

Правоотношения их виды.

стр. 295 - 297, работа с документом на стр. 304

Правонарушения

1

проблемная беседа

Урок изучения нового материала

опрос

Правонарушения

их виды.

стр. 297 - 299, привести примеры

Юридическая ответственность

1

лекция

комбинированный урок

опрос

Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура.

стр. 299, решить правовые задачи

Система судебной защиты прав человека

1

практикум

комбинированный урок

решение правовых задач

Система судебной защиты прав человека.

стр. 299 - 301, выполнить задания на стр. 305

Развитие права в современной России

1

проблемная беседа

Урок изучения нового материала

опрос

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов.

стр.301 303, написать эссе

Современное российское законодательство

1

лекция

комбинированный

урок

опрос

Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя.

стр.306 - 307, ответить на вопросы на стр.317

Административное право

1

лекция

Урок изучения нового материала

решение задач

Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

стр. 307 - 309, решение правовых задач

Гражданское право

1

Проблемная беседа

комбинированный

урок

решение задач

Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве.

стр. 309 - 310, решение правовых задач

Трудовое право

1

лекция

комбинированный

урок

решение задач

Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

стр. 310 - 312, решение правовых задач

Семейное право

1

лекция

комбинированный

урок

решение задач

Семейное право. Права и обязанности супругов. Семейный кодекс Р.Ф.

стр. 312 - 313, решение правовых задач

Уголовное право

1

Работа в группах

комбинированный

урок

решение задач

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.

стр. 313 - 315, решение правовых задач

Экологическое право

1

лекция

комбинированный

урок

решение задач

Экологическое право. Экологические правонарушения и преступления.

стр. 315 - 317, выполнить задания на стр. 317 - 318

Правосознание и правовая культура

1

работа в группах

комбинированный

урок

опрос

Правосознание, правовая культура.

стр. 318 - 326, написать эссе

Общество в развитии

1

дискуссия

повторительно-обобщающий урок

опрос

Международные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

стр. 328 - 334, повторить  разделы 1 - 3 на стр. 343 - 351

Проблема общественного прогресса

1

проблемная беседа

повторительно-обобщающий урок

тест, рефлексия

Общественный прогресс. Проблемы. Перспективы.

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения обществознания на базисном уровне ученик 10 класса должен:

Знать/понимать

  1. социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  2. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  3. основные социальные институты и процессы;
  4. различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  5. особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

  1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  2. осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  3. анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
  4. сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  5. объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  6. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  7.  участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  8. формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  9.   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  10.   подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  11. осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  12. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

         

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
  2.  ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской  позиции,
  3. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических  ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  4. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
  5. нравственной оценки социального поведения людей;
  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
  7. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  8. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

5.1. Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся

Оценка 5:

           Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий права, ответ    самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.

Оценка 4:

             Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка 3:

             Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.

Оценка 2:

              Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

( из Вестника образования, №7, 2007 г. )

6.1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально- техническое обеспечение ученого предмета.

  1.  DVD- диски.
  2. Компьютер.
  3. Проектор

Учебно-методическое обеспечение предмета.

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень. / /www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства науки и образования РФ. Федеральное агентство по образованию (Рособразование), 2005.
  2. Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание: 10-11кл.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Обществознание: учеб. для  учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2006.
  4. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. М.: ВАКО, 2010.
  5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др. ]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект – центр, 2010.
  7. Медведева В.С., Степанько С.Н. Обществознание: 9 -11 класс. Компакт – диск для компьютера. Разработки уроков. Тестовый контроль. Дидактический материал. – Волгоград: Учитель, 2010.
  8. Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя / [ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2006.
  9. Повторительно – обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./ Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
  10. Северина О.А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2010.
  11. Степанько С.Н. Обществознание. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н. Боголюбова.- Волгоград: Учитель, 2010.
  12. Школьный словарь по обществознанию.

Интернет – ресурсы:

  1. Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library
  2. Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/
  3. Электронные тексты по философии http://filosof.historic.ru/
  4. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
  5. Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/
  6. Учительский портал http://www.uchportal.ru/
  7. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
  8. http: // www/gov.ru/
  9. http: // mon. gov.ru/
  10. http: // www/ ed.gov.ru/

7.1. Список литературы

Литература для учителя

  1. Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию, тестирование, Ростов - на – Дону, 2007.
  2. Баранов П.А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы. Астрель, 2009.
  3. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., Просвещение. 2008.
  4. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 10 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  6.  О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 10 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010

Литература для учащихся

1. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г.

3. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г.

4. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ школы № 600

Ореханова Н.М.

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....