Рабочая программа по обществознанию для 11 класса
рабочая программа (обществознание , 11 класс) по теме

Князева Ольга Владимировна

Базовый уровень. УМК программы - Л.Н. Боголюбов. 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_obshchestvoznanie_11.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 600

с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 Обществознание

Класс 11

Учитель:  Князева Ольга Владимировна

Учебный год: 2012-2013

Количество часов по программе: 102 часов

Количество часов в неделю: 3 часа

Санкт-Петербург

2012

  1. Пояснительная записка к программе курса обществознания в 11 классе

В старших классах полной средней школы Базисным учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса “Обществознание”. Программа рассчитана на 102 часа в год, три занятия в неделю.  

УМК программы:

Базовый учебник для учащихся: «Обществознание» Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И, Матвеев А.И. – М: Просвещение, 2010.

Учебник для учителя:  Обществознание: профильный уровень: учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений./ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М Смирнова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2008. 

КИМ: Контрольно-измерительные материалы\сост. К.В. Волкова. – М: ВАКО, 2012.

В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Помимо знаний содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения ключевые компетенции, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку. Изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Программа составлена на основе действующего законодательства, Примерных программ по обществознанию (автор Л.Н. Боголюбов), учебного плана школы, с учетом возрастных особенностей учащихся. Она предусматривает преподавание посредством современных педагогических технологий (личностно-ориентированного подхода, игровой технологии, дифференцированного подхода, педагогики сотрудничества, ИКТ, проблемного обучения, метода В. Ф. Шаталова). Формы и типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки закрепления материала, повторительно-обобщающие уроки, уроки-практикумы, уроки-дискуссии.  Изучение обществознания в старшей школе направлено на достижение конкретных целей и задач.

Цели и задачи курса:

  1. Развитие личности в ответственный период взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)  информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры; экономического образа мышления, способности к самоопределению и самоорганизации.
  2. Воспитание общероссийской идентичности гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
  3. Освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации; об обществе; об основных социальных полях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
  4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Метапредметными результатами освоения программы на базисном уровне  выпускников школы является:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

2.1. Содержание курса

Тема

Содержание

Планируемые результаты

Знания

умения

Человек

- человек как биосоциальное существо

- потребности и интересы человека

- развитие знаний о человеке

Человек, индивидуальность, личность; влияние общества и природы на становление личности; потребность человека, иерархия потребностей по Маслоу; психоаналитическое, экзистенциальное, католическое и философская антропология

Отбирать материалы СМИ и включать их в свой рассказ для актуализации обществоведческих знаний; анализировать разнообразные источники знаний, схемы, таблицы включать их при объяснении вопросов урока

Мышление и деятельность.

- мышление и речь

- мотивы деятельности

- свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Понятие «мышление», сущность человеческой деятельности; структура и мотивы деятельности; виды деятельности; общение

Работать с таблицами, схемами, справочной литературой, включать их содержание при объяснении вопросов урока

 

Человек в системе общественных отношений

- общественное и индивидуальное сознание

-социализация индивида

- рациональное экономическое поведение собственника, потребителя, семьянина, работника, гражданина 

Характерные черты для общественного и индивидуального сознания; социализация, собственность, гражданин, гражданство, семья, потребитель, закон о защите прав потребителя

Собирать информацию, систематизировать и анализировать полученные данные, включать их в свой рассказ для подтверждения изучаемых вопросов

Духовная культура

-понятие культура, многозначность определений

- единство и многообразие культур

- духовный мир человека

- проблемы современной культуры

Духовная сфера общества, ее взаимосвязь с другими сферами общества; исторические типы культуры, ее функции, основные культурологические концепции; ценности культуры; сущность основных элементов духовной жизни человека

Анализировать основные противоречия в духовной сфере общества; раскрывать различные подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни; обосновывать свою точку зрения на появление субкультуры, массовой и элитарной культуры, контркультуры; называть основные проблемы современной культуры; работать с различными источниками, выявлять их главные положения, характеризующие личность и ее духовный мир

Познание

- познание мира

- истина

- научное познание

- социальное познание

- мировоззрение

- философия, проблема познаваемости мира

Виды познания, чувственное и рациональное познание, интуиция; истина и заблуждение, критерии истины; уровни научного познания; особенность социального познания, социальное прогнозирование; типы мировоззрения; понятие «философия»

Применять теоретические знания для обоснования своей точки зрения; работать со словарями, документами, СМИ, для конкретизации основных положений урока; сравнивать уровни научного познания; характеризовать взаимосвязь и противоречивость абсолютной и относительной истины

Наука и образование

- наука как общественное явление

- роль науки в современном мире

- этические нормы и ценности науки

- особенности научного мышления

- образование и его роль в социализации личности

естественные и социально- гуманитарные науки, особенности научных знаний; формирование знаний о человеке как творце науки; многообразие систем и видов образования

Объяснять цели и роль науки в жизни общества; характеризовать достижения науки в различные исторические периоды; интерпретировать нормы научной этики, ответственность ученого за использование достижений науки; оценивать значение самообразования в процессе становления Л.

Религия в современном мире

- религия, ее отличительные признаки и функции

- типология религии

- формы религиозных верований

- религиозные объединения и организации РФ и РТ

Сущность религии, уровни религиозного сознания, особенности религиозной веры; роль религии в современном мире; понятия: религия, религиозная вера, церковь, атеизм, принцип свободы совести;

Объяснять причины возникновения религиозных верований; сравнивать мировые религии, особенности вероучения, культа, организации; обосновывать необходимость толерантного отношения к религиозным различным взглядам, учениям, диалога религий

Искусство.

- понятие «искусство»

- виды искусства

- функции искусства

Искусство, художественная культура, архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, фотоискусство, эстрада

Характеризовать происхождение и виды искусства; работать с таблицами, схемами, разнообразными источниками знаний; составлять схемы

Социальная структура общества.

- основные элементы социальной структуры общества

- социальное расслоение общества

- социальная мобильность

Сущность социальной системы общества; причины, влияющие на изменение социальной структуры и положения человека в ней, виды социальной мобильности; социальная дифференциация, ее виды; тенденции в развитии социальных отношений в мире

Сравнивать различные подходы к определению социальной структуры; сопоставить критерии выделения основных социальных групп; сравнивать различные модели стратификации общества; оперировать полученными знаниями при рассмотрении исторических типов стратификации

Социальный статус личности

- социальное взаимодействие и социальный статус личности

- социальные роли личности

- молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры

- социальные конфликты в обществе-

Понятия социальный статус и социальная роль, представление о наличии главного статуса, а также личного и социального, возможности их изменения; характеристика основных элементов социального взаимодействия: потребности, мотивация, ожидания, а также его основные формы: кооперация, конкуренция, конфликт

Определять социальный статус определенного человека, отдельной социальной группы, выделять главный статус в статусном наборе; описывать ролевую модель поведения; сравнивать различные точки зрения на социальные конфликты, определять их направленность; характеризовать молодежь как социальную группу

Социальные нормы

- виды социальных норм

- социальные санкции

- отклоняющееся поведение

- социальный контроль и самоконтроль

Особенности социальных норм и их санкций, особенности самоконтроля, социальный контроль, внешний контроль

Приводить примеры социальных норм и показывать их взаимодействие; объяснять причины отклоняющего поведения

Нации и межнациональные отношения

- этнос, его типы

- нация и национальное самосознание

- межнациональные конфликты и пути их разрешения

- конституционные принципы национальной политики в РФ

- основные черты и признаки этносов

- общие черты и особенности наций, основные тенденции их развития, межнациональные конфликты, их типы, пути урегулирования; национальное самосознание,

Сравнивать исторические формы общностей людей, выявлять их отличия с учетом исторических фактов; обосновывать особенности развития современных взаимоотношений между этническими группами; обосновывать свою точку зрения на межнациональные отношения в современной России

Семья и брак.

- семья - социальный институт;

- проблема неполных семей.

- современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Социальный институт, малая группа, социализация личности

Характеризовать семью как важнейший социальный институт, ее роль в социализации личности

Политическая система, ее роль в жизни общества

- политика как социальное явление

- политика и нравственность

- структура политической системы общества-

политика, ее функции; взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни; политические отношения, взаимосвязь политики и морали, их общие черты и противоречия

Определять структуру политической системы, анализировать с политической точки зрения современные и исторические явления; работать с таблицами, схемами, разнообразными источниками знаний; составлять схемы

Власть

- особенности властных отношений

- основные типы власти

Власть, легитимация, легализация, харизматическая власть, легитимная власть, традиционная власть

Анализировать конкретные государства с точки зрения определенного типа власти; составлять схемы, сравнительные таблицы

Государство

-происхождение государства, теории происхождения

- государство, его признаки и функции

- формы государства

углубление знаний уч-ся о государстве как главном звене политической организации общества, типах государственного устройства, политических режимах

Сравнивать теории происхождения государства, высказывать свою точку зрения по политическим вопросам и отстаивать ее, проявлять терпимость к чужой точке зрения

Демократия

- признаки демократии и ее ценности

- непосредственная и представительная демократия

- политический плюрализм, его признаки

- демократические преобразования в РФ и РТ

Углубление знаний о демократии, ее признаках, ценностях; преимущества и слабые стороны непосредственной и представительной демократии; сущность и значение политического плюрализма, многопартийность

Сравнивать характерные черты непосредственной и представительной демократии; доказывать необходимость политического плюрализма, многопартийности, парламентской демократии; оценивать демократические преобразования в РФ и РТ, вырабатывать свою точку зрения на политические процессы

Гражданское общество и государство

- гражданское общество, соотношение гражданского общества и государства

- правовое государство и его признаки

- принцип разделения властей в РФ и РТ

Концепции гражданского общества, правового государства, основные положения теории «государства всеобщего благоденствия»; сущность и принципы социального государства

Определять условия и направления формирования гражданского общества в России, обосновывать необходимость разделения властей; обосновывать свою точку зрения на проблему взаимоотношений, взаимной ответственности личности и государства

Политический статус личности

- правовой и политический статус личности, ее политические роли

- формы политического участия

- политическое лидерство

- политическая элита

Возможности включения граждан в политическую жизнь общества, выполнение своих политических ролей; референдум, плебисцит, лидер, формальное и неформальное лидерство, типы лидерства, функции лидера

Характеризовать правовой и политический статус личности, ее политические роли; сравнивать основные избирательные системы, формы политического участия; выявлять отличия политического лидера от имитатора и популиста; характеризовать основные типы лидерства; политическую элиту

Политические партии

- понятие политической партии, ее признаки

- функции политической партии

- основные подходы к классификации политических партий

- политические движения

Партия, многопартийность, политическая программа, сущность политической партии, характерные черты и особенности политических партий и политических движений

Анализировать политические партии , определять их принадлежность по различным классификациям; анализировать политические события и явления, тексты, политические высказывания, комментировать их

Политическая культура

- политическая культура, ее функции

- типы политической культуры

- политическая социализация

- политическая идеология

Сущность политической культуры и политической социализации, значение политических ценностей, взаимосвязь политики и нравственности; основные направления политической идеологии: либерализм, консерватизм, коммунизм и фашизм

Интерпретировать понятие «политическая культура», ее типы; объяснять необходимость политической социализации, ее основные характеристики; составлять схемы, сравнительные таблицы; вырабатывать свою точку зрения на политические процессы

Избирательная кампания

- избирательное право и его сущность

- избирательные системы

- избирательная кампания в РФ и РТ

Роль выборов в демократическом развитии общества; принципы демократических выборов; основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная; активное и пассивное избирательное право, избирательный процесс, избирательная квота, референдум

Конкретизировать принципы демократических выборов примерами истории и современности; сравнивать избирательные системы; анализировать политические события и явления, тексты, политические высказывания, комментировать их; работать с таблицами, схемами, справочной литературой, включать их содержание при объяснении вопросов урока

Право

- происхождение права

- система права

- источники права

- правотворчество

Сущность права, его различные значения; понятия: право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правотворчество

Объяснять сущность отдельных концепций правопонимания, анализируя их положительные и отрицательные стороны; аргументировано доказывать значимость права в обществе, его связь с экономическим и политическим уровнем развития государства; отличать правовые нормы от других социальных норм

Гражданин и государство

- гражданство в РФ

- законодательство РФ о выборах

- воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

- права и обязанности налогоплательщиков

Сущность гражданства, закон о гражданстве РФ, права и обязанности военнослужащих и военнообязанных, призыв, дезертирство; объекты налогообложения

Объяснять юридические и политические основы гражданства; конкретизировать принципы выборов примерами истории  и современности; работать с таблицами, схемами, справочной литературой, включать их содержание при объяснении вопросов урока

Экологическое право

- право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты

- экологические правонарушения

Представление о взаимосвязи человека, природы и общества; экологические проблемы; экология, нормы экологического права

Доказывать важность осознания человеком проблемы экологического кризиса, необходимости предотвращения экологической катастрофы; работать с документами

Гражданское право

- субъекты гражданского права

- организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

- имущественные права

- право на интеллектуальную собственность

- наследование

- неимущественные права

Источники гражданского права; правовые основы взаимодействия людей в сфере гражданского права; правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности; пробел в праве, аналогия закона, аналогия права, сделки

Оценивать проблемы и перспективы развития индивидуального предпринимательства, сравнивать различные виды предпринимательства; раскрывать способы защиты имущественных и неимущественных прав; работать с документами

Семейное право

- порядок и условия заключения и расторжения брака

- правовое регулирование отношений супругов

Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов, родителей и детей

Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов; использовать правовые документы для решения жизн ситуаций

Право на образование

- правила приема в образовательные учреждения профессионального образования

- порядок оказания платных обр.услуг

Особенности образования в современной России; закон об образовании РФ

Использовать теоретические знания и знания закона об образовании при решении практических ситуаций

Трудовое право

- занятость и трудоустройство

- порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора

- правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Особенности регулирования трудовых правоотношений; источники трудового права; коллективный договор, трудовой договор; основания для прекращения договора; время труда и время отдыха;  оплата

Работать со схемами, таблицами, справочной литературой, правовыми документами, включать их при объяснении вопросов урока и решении жизненных ситуаций

Процессуальное право

- споры, порядок их рассмотрения

- основные правила и принципы гражданского процесса

- особенности административной юрисдикции

- особенности уголовного процесса

- конституционное судопроизводство

Понятие и содержание юридического процесса, стадии юридического процесса; особенности гражданского, уголовного, конституционного процесса

Приводить примеры норм процессуального права, выявлять ее структуру, функции, ее элементы; давать оценку фактам с точки зрения правовой культуры

Международное гуманитарное право (МГП)

- основные положения МГП

- МГП и права человека

Понятие «международное гуманитарное право», структура МГП, Женевское и Гаагское право, основные международные документы в области прав человека

Объяснять значение международно-правовых документов; работать со схемами, таблицами, справочной литературой, правовыми документами, включать их при объяснении вопросов урока и решении жизненных ситуаций

3.1. Тематическое  (поурочное) планирование

№ урока

Тема урока

Элементы содержания урока

Домашнее задание

Примечание

Зачем нужно изучать обществознание

Предмет, методы обществоведческих наук. Значение обществознания в жизни человека.

стр. 5, написать эссе

Экономика: наука и хозяйство

Экономика, микроэкономика, макроэкономика, мировая (международная) экономика

стр. 6 - 9, заполнить таблицу на стр. 16, вопрос 2

Экономическая деятельность

Обмен, экономические блага, производительность.  

стр. 9 - 11, работа с документом на стр. 14-15

Измерители экономической деятельности

Валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт  (ВВП).        

стр. 11 - 13, провести анализ статистических данных

Экономический рост

Экономический рост, экстенсивный рост, интенсивный рост, НТП.

стр. 17 - 22, составить схему

Экономическое развитие

Экономическое развитие.  

стр. 22 - 23, выучить понятия к диктанту

Экономический цикл

Экономический  цикл, экономический спад, экономический подъем, депрессия, оживление. Теория Кондратьева.

стр. 23 -27, ответить на вопросы на стр. 28

Типы экономических систем

Смешанная, рыночная, традиционная, плановая типы экономических систем.

стр. 30, заполнить таблицу

Спрос и предложение

Рынок, спрос, предложение.

стр. 31 - 32, решить задачи

Рыночная структура

Виды рынков их взаимосвязь.

стр. 32 - 35, работа с документом на стр. 40-41

Конкуренция и монополия

Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство.

стр. 35- 36, выполнить задания на стр. 42

Современный рынок

Предпринимательство, предпринимательские правоотношения, бизнес.

стр. 36 - 39, написать эссе

Фирмы в экономике

Субъект предпринимательского права, товарищества, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, устав.

стр. 43, подготовить бизнес - проект

Факторы производства

Труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация. Факторные доходы.

стр. 43 - 46, выучить понятия

Экономические издержки и прибыль

Прибыль. Издержки. Экономический кризис.

стр. 46 - 50, решить задачу

Налоги

Налоги, виды налогов.

стр. 50 - 52, выполнить задания на стр. 54

Правовые основы предпринимательства

Предпринимательское право.

стр. 54 - 57, ответить на вопросы на стр.66

Организационно-правовые формы предпринимательства

Юридические и физические лица. Организация ОАО, ООО, ЗАО, товарищества.

стр. 57 - 60, заполнить таблицу на стр. 66, вопрос 1

Как открыть свое дело

Планирование. Создание бизнес-проекта.

стр. 60 - 64, доработать свой бизнес - проект

Источники финансирования бизнеса

Первоначальное накопление капитала. Банковский кредит. Государственная субсидия.

стр. 67 -70, подготовиться к собеседованию

Принципы менеджмента

Менеджмент. Как стать успешным менеджером?

стр. 70 - 73, работа с документом на стр. 77

Основы маркетинга

Маркетинг, демографическая, психографическая и поведенческая сегментация, стимулирование сбыта.

стр. 73 - 76, написать эссе к высказыванию на стр. 78

Экономические функции государства

Государственный бюджет, налоги, государственный долг, дефицит бюджета, внешний и внутренний долг Монетаризм, кейнсианство, инфляция, учетная ставка процента политика, общественные блага.

стр.78 - 82, аргументировать афоризм на стр.91

Инструменты регулирования экономики

Финансы, банковская система, центральный банк, коммерческие банки, пенсионный фонд, инвестиционные страховые компании, фондовые биржи, инфляция.

стр. 82 - 88, заполнить таблицу

Финансы в экономике

Финансы, их виды. Финансовая система России.

стр.91 - 96, работа с документом на стр. 101

Инфляция

Инфляция: виды, причины, методы регулирования.

стр. 97 - 101, выполнить задания на стр. 102 - 103

Рынок труда

Рынок труда, заработная плата, прожиточный минимум, занятость.

стр. 103 - 107, написать резюме

Безработица

Причины, виды безработицы. Меры борьбы с безработицей. Активная политика занятости, пассивная политика занятости

стр. 107 - 112, ответить на вопросы на стр. 114 - 115

Мировая экономика

Мировая экономика, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса.

стр. 116 - 125, анализ статей

Человек в системе экономических отношений

Повторение. Роль экономики в жизни человека.

стр.128 - 135, повторить главу 1, подготовиться к тесту

Свобода в деятельности человека

Тестирование. Понятие свободы.

стр. 140 - 142, написать эссе

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность. Проблема выбора.

стр. 143 - 146, работа с документом на стр. 147

Общественное сознание

Структура общественного сознания.

стр. 148 - 152, выполнить задания на стр. 158

Общественная психология и идеология

Отличия общественной психологии от идеологии.

стр. 152 - 156,  ответить на вопросы на стр. 157 - 158

Политическое сознание

Структура политического сознания.

стр. 158 - 160, выучить понятия

Идеология

Понятие идеология. Виды идеологии.

стр. 160 - 168, подготовиться к тесту

СМИ и политическое сознание

Значение СМИ в формировании политического сознания.

стр. 168 - 170, ответить на вопросы на стр. 171

Политическое поведение

Политическое поведение. Особенности формирования.

стр. 172 - 179, работа с документом на стр. 180

Политическая элита

Политическая элита. Значение политической элиты.

стр. 182 - 185, подготовить доклады

Политическое лидерство

Политическое лидерство. Типы лидерства.

стр. 185 - 190, составить таблицу "Типы политического лидерства"

Тенденции развития семьи в современной России

Семья. Классификация семей.

стр. 193 - 195, выполнить задания на стр. 201 -202

Проблема неполных семей

Проблемы российской семьи.

стр. 195 - 197, анализ статей

Демографическая ситуация в России

Характеристика демографической ситуации в РФ.

стр. 197 -199, написать тезисы

Религиозные объединения

Признаки религиозных объединений, права и обязанности.

стр. 202 - 208, работа с документом на стр. 210

Проблема поддержания межрелигиозного мира

Межрелигиозные конфликты. Толерантность. Межрелигиозный мир.

стр. 208 - 210, повторить  главу 2, подготовиться к тесту

Современные подходы к пониманию права

Понятие права. Подходы к пониманию права.

стр. 217 - 219, выучить понятия

Естественное право

Сущность естественного права.

стр. 219 - 224, , работа с документом на стр. 226 -227

Законотворческий процесс в РФ

Законодательная инициатива. Законотворческий процесс.

стр. 224 - 226, составить схему

Гражданство РФ

Гражданство. Способы получения гражданства.

стр. 228 - 230, анализ ФЗ "О гражданстве"

Права и обязанности гражданина РФ

Характеристика прав и обязанностей граждан РФ.

стр. 231 - 232, работа с Конституцией РФ, заполнить таблицу

Воинская обязанность

Сущность воинской обязанности. Проблемы военного призыва.

стр. 232 - 234, написать эссе

Права и обязанности налогоплательщика

Налоговая обязанность граждан РФ. Налоговое законодательство.

стр. 234 - 236, ответить на вопросы на стр. 238

Экологическое право

Сущность экологического права. Экологическое законодательство.

стр. 239 - 241, анализ экологического законодательства

Право человека на благоприятную окружающую среду

Методы контроля за соблюдением и гарантией права граждан на благоприятную окружающую среду.

стр. 241 - 244, подобрать примеры

Экологические правонарушения

Экологические правонарушения: примеры, меры наказания.

стр. 244 - 248, решение правовых задач

Гражданское право

Гражданское право: источники, методы регулирования.

стр. 250 - 253, выучить понятия

Имущественные права

Виды имущественных прав.

стр. 253 - 255, решение правовых задач

Личные неимущественные права

Виды личных неимущественных прав и способы их защиты.

стр. 255 - 256, решение правовых задач

Право на интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность. Авторское право. Патентное право.

стр. 256 - 257, решение правовых задач

Наследование

Порядок открытия наследства. Завещание. Наследование по закону.

стр. 257 - 258, составить завещание

Защита гражданских прав

Способы защиты гражданских прав.

стр. 258 -259,ответить на вопросы на стр. 261

Семейное право

Семейное право: сущность, источники, методы регулирования.

стр. 262, сделать коллаж

Правовая связь членов семьи

Права и обязанности субъектов семейных правоотношений.

стр. 263 -264, написать эссе

Вступление в брак и расторжение брака

Порядок вступления в брак. Брачный договор. Способы и условия расторжения брака.

стр. 264 - 266, решение правовых задач

Права и обязанности супругов

Права и обязанности супругов по Семейному кодексу РФ

стр. 266 - 268, заполнить таблицу

Права и обязанности детей и родителей

Права и обязанности детей и родителей по Семейному кодексу РФ. Права ребенка, опека, попечительство, усыновление, приемная семья.

стр. 268 - 270, подготовиться к тесту

Трудовые правоотношения

Сущность трудовых правоотношений. Трудовой договор.

стр.274 - 277, решение правовых задач

Порядок приема на работу

Условия приема на работу. Необходимые документы.

стр. 277 - 279, выполнить задания на стр. 285 - 286

Занятость населения

Занятость населения. Система государственной поддержки.

стр. 279, анализ статистик

Социальная защита населения

Органы социальной защиты населения РФ.

стр. 279 - 281, выявить проблемы и найти пути их решения

Профессиональное образование

Система профессионального образования России.

стр. 282- 284, написать эссе

Процессуальное право

Сущность процессуального права.

стр. 286 - 288, выучить понятия

Основные принципы гражданского процесса

Гражданский процесс. Гражданский процессуальный кодекс.

стр. 288 - 290, подготовиться к ролевой игре "Суд идет"

Участники гражданского процесса

Характеристика участников гражданского процесса.

стр. 290 - 292, составить схему

Прохождение дела в суде

Судебные органы РФ. Порядок рассмотрения гражданских дел в суде.

стр. 292 - 295, выполнить задания на стр. 298

Арбитражный процесс

Система арбитражных судов РФ. Арбитражный процесс. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

стр. 295 - 297, работа с документом на стр. 297

Уголовный процесс

Порядок рассмотрения уголовных дел в суде.

стр. 298 - 301, анализ криминальных хроник

Меры процессуального принуждения

Меры процессуального принуждения.

стр. 301 - 302, составить алгоритм действий в случае задержания

Досудебное производство

Следствие. Порядок досудебного производства.

стр. 302 - 304, составить схему

Прохождение дела в суде

Сроки прохождения дела в суде.

стр. 304 - 306, выучить понятия

Суд присяжных заседателей

Вердикт, присяжные заседатели.

стр. 306 - 308, анализ х.ф. Н. Михалкова "12"

Административная юрисдикция

Административная юрисдикция, КоАП РФ, административные наказания, субъекты, протокол, обжалование.

стр. 311 - 314, написать эссе

Конституционное судопроизводство

Конституционное судопроизводство: его порядок.

стр. 314 - 318, , работа с документом на стр. 318

Защита прав и свобод человека средствами ООН

ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Комиссия по правам человека, Комитет по правам человека.

стр. 320 - 323, подготовить презентации

Европейская система защиты прав человека

Европейский Суд по правам человека, ОБСЕ Международный уголовный трибунал.

стр. 323 -324, выучить понятия

Проблема отмены смертной казни

Эвтаназия. Аргументы «за» и «против» смертной казни.

стр. 324 - 325, написать эссе

Международные преступления и правонарушения

Сущность международных преступлений и правонарушений.

стр. 325 - 328, , работа с документом на стр. 329

Перспективы развития международной защиты прав человека

Перспективы развития международной защиты прав человека. Повторение.

повторить главу 3, подготовиться к тесту

Вызовы 21 века

Глобальные проблемы человечества.

стр. 333 - 339, подготовить презентации

Информационное общество

Сущность информационного общества.

стр. 339 -341, работа с документом на стр. 342

Альтернативы развития мира

Перспективы развития мира.

ответить на вопросы на стр. 343

Повторение. Человек и экономика

Повторение. Тестирование.

выполнить задания на стр. 345 - 346

Повторение.  Проблемы социально - политической и духовной жизни

Повторение. Тестирование.

выполнить задания на стр. 346 - 348

Повторение. Человек и закон

Повторение. Тестирование.

выполнить задания на стр. 348 - 349

Повторение обществоведческих понятий

Повторение. Тестирование.

выучить, подготовиться к диктанту

Специфика сдачи ЕГЭ по обществознанию

Повторение. Тестирование.

пройти тест онлайн

Рекомендации по успешной сдаче ЕГЭ по обществознанию

Повторение. Тестирование.

повторить главы 1- 3, составить вопросы

Круглый стол по теме "Спорные вопросы в курсе обществознания"

Круглый стол.

подготовиться к тесту

Итоговая контрольная работа

Тестирование.

написать рефлексию "Что вызвало затруднения при написании контрольной работы"

Работа над ошибками

Работа над ошибками.

доделать задания

Работа над ошибками

Работа над ошибками.

подготовить коллаж "Обществознание"

Круглый стол по теме "Для чего нужно изучать курс обществознания"

Круглый стол.

Не задано.

Распределение учебного времени программы по обществознанию:


п/п


Наименование раздела, тем

Кол-во

часов

   В т.ч. контрольных, практических, проверочных работ

1.

Раздел I.  Введение

1


2.

Раздел II. Экономика

Тема 1. Экономика и экономическая деятельность.

Тема 2. Человек и экономика.

Тема 3. Государство и экономика.

Тема 4.  Глобальная экономика.

Тема. 5. Повторение.

29

6





3.



Раздел III. Социально- политическая и духовная жизнь  

Тема 1. Свобода и сознание.

Тема 2. Политика.

Тема 3. Культура и духовная жизнь.

Тема 4. Повторение.

15

3



4.

Раздел IV. Человек и закон.

Тема 1. Основы права.

Тема 2. Отрасли права.

Тема 3. Повторение.

43

10


5.

Раздел V. Глобальный мир в XXI веке.

Тема 1. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях.

Тема 2. Мир после геополитической катастрофы XX века.

Тема 3. Учитесь мыслить глобально.

Тема 4. Глобальная безопасность.

Тема 5. Власть в информационном обществе.

Тема 6. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.

Тема 7. Повторение.

3










6.

Итоговое повторение.

11

7

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения обществознания на базовом  уровне ученик должен:

Знать/понимать

  1. социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  2. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
  3. основные социальные институты и процессы;
  4. различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  5. особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

  1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  2. осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  3. анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
  4. сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  5. объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  6. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  7.  участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  8. формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  9.   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  10.   подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  11. осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  12. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

       

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
  2.  ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской  позиции,
  3. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических  ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  4. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
  5. нравственной оценки социального поведения людей;
  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
  7. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  8. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

5.1. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы по обществознанию обучающихся

Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим   требованиям.

  1. Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.
  2. Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно – исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.
  3. Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.
  4. Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно  владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.
  5. Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.

Устные и письменные ответы учащихся оцениваются следующим образом.

        «5» - ученик  свободно владеет фактическим материалом в полном объёме, речь грамотная, научная; ответ изложен логично, не требует дополнительных вопросов; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для  ответа; приводятся при необходимости различные точки зрения и оценки общественных явлений, аргументирована собственная точка зрения.

        

        «4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение экзаменационного материала недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретически знания и умения.

        «3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), не систематизированное и не последовательное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявляет, речь бедная.

        «2» -  главное содержание материала не раскрыто, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание   её основных положений.

6.1. Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Ноутбук

1

Телевизор

1

Проектор

1

Экран проекционный

1

DVD – плеер с колонками (домашний кинотеатр)

1

7.1. Подготовка к ЕГЭ

Планирование подготовлено в соответствии с программой по обществознанию и включает содержательную часть и проверочные тесты. Значительная часть тестовых заданий - это реальные варианты ЕГЭ прошлых лет. Проведенный анализ сдачи ЕГЭ выявил ряд проблем, тем, вопросов наиболее слабо усвоенных выпускниками. Поэтому в первую очередь раскрытию этих вопросов уделено первостепенное внимание.

По каждому блоку подготовлены презентации.

1. http://ege-obsh-hist.ucoz.ru/publ/5

Это новый тренажер для он-лайн подготовки к ЕГЭ по обществознанию. В основе - фильтрация по разделам. Для тех, кто предпочитает держать свою подготовку под контролем! Возможность самостоятельного подбора тестовых заданий по какому-либо разделу курса. Дополнительно - отбор количества вопросов по типу. Представлены все 8 разделов. Свыше 1600 вопросов различных типов.

2. http://humanitar.ru/examenation

 

Созданные варианты теста для 11 класса:

Тест по разделу "Культура"

Тест по разделу "Общество"

Тест по разделу "Общество"

Тест по разделу "Человек"

3. http://ege.yandex.ru/social

Тесты ЕГЭ по обществознанию  Пояснения к демонстрационным вариантам контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию 2012 года.

Эти онлайн-тесты помогут понять, как будут выглядеть реальные задания ЕГЭ по обществознанию в 2012 году, но в точности таких же вопросов на настоящем экзамене вы не встретите. Кроме того, на экзамене заданий больше, а время ответа ограничивается.

 Первая часть теста включает 20 заданий. К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный. Вторая часть теста состоит из 8 заданий. Ответ надо дать в виде числа, слова или словосочетания.

При прохождении теста вы можете пропустить любое задание и перейти к следующему, нажав на кнопку «Следующий». Вы также можете вернуться к любому вопросу, нажав кнопку «Предыдущий» или указав его номер в адресной строке. Чтобы сразу перейти к ответам, нажмите на кнопку «Сдаюсь».

Календарно-тематический план подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию

Тема раздела

Кол-во часов

Темы занятий.

Практикум

Раздел I. Человек        

3

- Взгляды мыслителей о мире и человеке

- Человек,  индивид,  личность

- Деятельность человека

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел II. Общество        

4

- Общество как система

- Мыслители об обществе

- Цивилизация. Этапы цивилизационного развития общества

- Общественный прогресс. Гражданское общество.

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел III. Познание

3

- Познание мира человеком: научное и ненаучное познание, самопознание.

- Сознание и самопознание.  Истина и ее критерии.  

- Мировоззрение. Менталитет.

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел IV. Экономическая сфера жизни общества

4

- Экономические системы

- Национальная экономика и мировая экономика

- Экономическая деятельность

- Глобализация. НТП.

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел V. Социальная сфера жизни общества

4

- Социальное познание. Исторический процесс и его участники.

- Социальные отношения. Социальные нормы.  Нации и национальные отношения.

- Социальные институты и группы

- Социальные статусы и роли. Социальная мобильность

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел VI. Политическая жизнь общества.

5

- Политическая система. Понятие «государство». Происхождение государства. Политические режимы.

- Государство и власть. Формы государственного управления. Выборы и избирательная система.

- Россия: основы федеративного устройства. Демократия.

- Система органов государственной власти РФ. Местное самоуправление.

- Основы судебной власти в России

- Политическая деятельность и политическая культура.

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел VI. Право и общество.

6

- Право и основные понятия о праве. Роль права в жизни общества.

- Отрасли права. Правовая грамотность.

- Нормы права и его система. Стандарты прав человека.

- Правоотношения и юридические факты.  Правоотношения и юридическая ответственность

- Правовое государство и гражданское общество

- Конституционное право. Конституция РФ

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел VII. Духовная жизнь общества

3

- Духовная сфера. Наука и образование. СМИ.

- Религия и мораль в обществе

- Духовная деятельность. Внутренний мир человека. Духовная культура

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

По каждому разделу практикум по написанию эссе

7.2. Список литературы

1. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2009, 2011, 2012.

2. Единый государственный экзамен. Обществознание. Контрольно-измерительные материалы. - М.: Просвещение. Спб.: филиал издательства «Просвещение», 2009

3. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник /О.В. Кишенкова/ - М.: Эксмо, 2008.

4. А.Н. Кравченко Обществознание. Учебник для 10-11 классов - М.: «Русское слово - РС», 2008.

5. С.В. Краюшкин Тесты по обществознанию. - М.: «Экзамен», 2008.

7. Человек и общество. Обществознание. Учебник для уч-ся 10-11 кл. ч.1 10 кл. / под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.- М.: Просвещение, 2004.

8. Человек и общество. Обществознание. Учебник для уч-ся 10-11 кл. ч.2 11 кл. / под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. - М.: Просвещение, 2004.

9. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов Махоткин А.В., Махоткина Н.В.,- М., «Эксмо», 2006.

10. В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В. Носович. Религиоведение. Серия «Краткий курс» – Москва, 2006.

11. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Теория государства и права (в таблицах и схемах). – Москва, ЭКСМО, 2008.

12. Обществознание для абитуриентов/ под ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – М.: Айрис-пресс,2004.

13. Ивашкевич Л.Д., Сизова Н.Г., Домашек Е.В. Шпаргалки по обществознанию.10-11 кл. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2011.

14. Павлов С.Б. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. –М: Айрис-пресс, 2011.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ школы № 600

Ореханова Н.М.

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....