Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Шестакова Светлана Николаевна

Рабочая программа по обществознанию в 9 общеобразовательном классе составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой «Обществознание. 9 класс», которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №16»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Шестакова С.Н.

Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

___________Курчина Е.В.

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 16

__________Гаврилова Р.П.

Приказ № ___ от «___»______________2013 г.

Рабочая программа

по курсу: обществознание

в 9 «В» классе

на 2013 - 2014 учебный год

(базовый уровень)

Составлена учителем истории

Шестаковой Светланой Николаевной.

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089; программами общеобразовательных учреждений, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; областным базисным учебным планом; федеральным перечнем учебников,   рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по обществознанию в 9 общеобразовательном классе составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой «Обществознание. 9 класс», которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов.

Программа ориентирована на учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.  

УМК учителя:

  • Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013 г.  

     УМК обучающегося:

  • Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013 г.  

Изучение обществознания  в 9 классе  направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе воспитания социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адоптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.  

Программа 9 класса не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширения дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию социальной, экономической и правовой культуры школьников.

Количество часов по программе – 35, по тематическому планированию – 34 часа, в соответствии с количеством учебных недель. Уменьшение количества часов происходит за счет резервного учебного времени. В программе предусмотрено 11 часов резерва учебного времени, за счет уменьшения часов по тематическому планированию – 10. Из них 2 часа отводятся на повторительно-обобщающие уроки после каждой темы, 1 час отводится на итоговое повторение, 7 часов отводится на практическую и самостоятельную работу: 3 часа по теме «Политика и социальное управление, 4 часа по теме «Право». Это необходимо т.к. в соответствии с программой не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Самостоятельные и практические работы могут так же включаются в каждый урок:

  •  извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  •  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  •  формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  •  наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  •  оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  •  участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  •  конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  •  совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

В связи с тем, что уроки обществознания выпадают на каникулярные и праздничные дни в рабочей программе произведено уплотнение уроков 32 «Повторение темы «Право» и 33 «Повторение темы «Право».

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Тема «Право» вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. С опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.

Уроки проводятся с применением личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Основные методы  работы на уроке:

  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый.

     Формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная работа,
  • групповая,
  • фронтальная.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

           В результате изучения курса обществознания  обучающиеся  должны

знать/понимать:

основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ –основной закон страны;

- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других  нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Владеть   компетенциями:

  • Информационно- поисковой;
  • Учебно-познавательной;
  • Коммуникативной;
  • Рефлексивной;
  • Смыслопоисковой.

Практическое использование приобретенных знаний в  повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают

использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

        Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1

Тема 1. Политика и социальное управление.

12

2

Тема 2. Право.

21

3

Итоговое повторение.

1

Содержание программы.

Тема 1. Политика и социальное управление.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование);
  • тестирование (с помощью технических средств обучения);  
  • письменные виды контроля (письменное выполнение тренировочных упражнений,  выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата).

Перечень учебно-методических средств обучения:

1. Политика и социальное управление.

  • презентации – 26

2.Право.

  • презентации –  24


Предварительный просмотр:

№ п/п

№ ур.

Дата по плану

Фактическая дата

Тема урока

Обязательный минимум содержания образования

Основные понятия

Измерительные формы контроля

Д/З

Тема 1. Политика и социальное управление  (12 часов).

1

1

Политика и власть.

Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Политика, направления политики.

Составить словарь темы.

§ 1 (п.1-3) зад.1-4  

2

2

Государство, его отличительные признаки.

Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Составить схему «Формы государства»

§ 2, зад. 1-9

3

3

Политические режимы.

Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Составить схему «Политические режимы»

§ 3, зад. 2

4

4

Решение задач по теме: «Формы государства. Политические режимы».

Решение познавательных и практических задач.

5

5

Правовое государство

Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Компьютерное тестирование.

§ 4, зад. 3

6

6

Гражданское общество. Местное самоуправление

Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Составить кластер «Признаки гражданского общества»

§ 5, зад. 4

7

7

Участие граждан в политической жизни страны

Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии.

§6, эссе.

8

8

Деловая игра «Выборы».

9

9

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Творческое задание.

§7, зад 1

10

10

Средства массовой информации

Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Работа с материалами СМИ

§ 1 (п.4) зад 4, зад. 5-9 с. 58

11

11

Повторение по теме «Политика и социальное управление»

Развёрнутые монологические ответы. Компьютерное тестирование.

стр. 66-68.

12

12

Повторение по теме: «Политика и социальное управление»

Тестирование в форме ГИА.

Тема 2. Право   (21 час).

13

1

Право, его роль в жизни человека, общества и государства.

Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства

Составить словарь темы.

§ 8, зад. 1-2  

14

2

Понятие правоотношения.

Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы.

§ 9, зад 1-3

15

3

Понятие правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Проблемные задания

§ 10, зад 1-2

16

4

Правоохранительные органы.

Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы.

§ 11, зад 1

17

5

Конституция – основной закон РФ.

Отличие конституции от остальных законов страны.

Развёрнутые монологические ответы.

§ 12-13 (п.1-2) стр. 103-110

18

6

Основы конституционного строя РФ.

Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии.

§ 12-13 (п.3-6) стр. 110-117

19

7

Работа с источниками по теме: «Основы конституционного строя РФ»

Письменные задания. Работа с документами.

Конституция РФ (ст. 1-16)

20

8

Понятие прав, свобод и ответственности

Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ.

Письменные задания. Работа с документом.

§ 14-15 (п.1-4) стр. 120-128.

21

9

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Работа с документами. Развёрнутые монологические ответы.

§ 14-15 (п.5-7) стр.128-134

22

10

Анализ источников по теме: «Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии»

Работа с документами.

Конституция РФ (ст. 17-64).

23

11

Гражданские правоотношения.

Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей

Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии.

§ 16.

24

12

Трудовые правоотношения. Право на труд.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Работа с документами Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы.

§ 17

25

13

Семейные правоотношения.

Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Опрос. Работа с документами

§ 18

26

14

Административные правоотношения.

Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Компьютерное тестирование.

§ 19

27

15

Основные понятия и институты уголовного права.

Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы.

§ 20, эссе

28

16

Решение задач по теме: «Правоотношения»

Решение познавательных и практических задач.

29

17

Социальные права.

Социальные права. Жилищные правоотношения

Индивидуальные задания.

§ 21, зад 1-5

30

18

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Право на жизнь  в условиях  вооруженных конфликтов.  Защита гражданского  населения  в  период вооруженных конфликтов.

Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии.

§ 22, зад 1-6

31

19

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Беседа, фронтальный опрос.

§ 23, зад 1-4

32

20

Повторение темы «Право»

Компьютерное тестирование.

стр. 208-215.

33

21

Повторение темы «Право»

Тестирование в форме ГИА.

34

1

Итоговое повторение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....