программа элективного курса для 11 класса по обществознанию "Выбирающему профессию юриста "
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Крушельницкая Марина Анатольевна

программа элективного курса для 11 класса по обществознанию "Выбирающему профессию юриста " содержит: титульный лист, пояснительную записку, системно деятельностную основу, календарно-тематический план, график рубежных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА  п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                         Согласовано

Директора школы                                                                                                                    Зам. директора школы по НМР (УВР)

_______________________________                                                                                    ____________________________

«_______»  _________________2012 г.                                                                                «_______»  _________________2012 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН      на 2012-2013учебный год

Название предмета _______элективный курс по обществознанию «Выбирающему профессию юриста»

Класс        11___                                                                                                                            

Учитель         Крушельницкая Марина Анатольевна    

Общее количество часов на предмет по учебному плану            34           часов

Из них на :

I   полугодие      16      часов

II  полугодие        18      часов

По      1        часу в неделю. Всего учебных недель __34_                                             

на лабораторные работы     нет      час

на практические работы    5      часов

контрольные работы       4          час

Предусмотрено      8     часов самостоятельной работы учащихся, из них

на занятиях           5       часов

Составлен в соответствии с программой  М.В. Мустафина «Элективные курсы Правоведение 10 – 11 классы Выбирающему профессию юриста»

Утвержден  на заседании школьного научно-методического совета   «_____»__________200_г  Протокол № ___________

Председатель НМС ____        

Пояснительная записка

В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, чувства законности и справедливости. Элементы правового образования включаются в содержание образовательных программ в основной школе и средней (полной) школе. Развертывание содержания осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:

-для основной и средней школы создаются относительно завершенные системы знаний, отвечающие потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;

- обеспечивается преемственность между основной и средней школой, исключается прямое дублирование учебного материала, но осуществляется возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.

         Программа «Выбирающему профессию юриста»:

- расширяет содержательный блок правовых знаний;

- создает базу для последующего профессионально – личностного образования учащихся в рамках общей концепции личностно – ориентированного образования;

- обеспечивает возможности для практического применения полученных знаний;

- создает возможности для формирования ценностных ориентиров в области правовых и иных социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

- дает общие представления и знания, необходимые для выполнения основных социальных ролей (мужа, жены, продавца, потребителя, исполнителя и изготовителя и т.д.), организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

Учебный план предусматривает выделение общего количества учебных часов – по 1 часу в неделю, это 34 часа за год. Программа «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 11 классе общеобразовательной школы, где ставится задача профессионально-личностного самоопределения учащихся. Программа составлена из расчета 1 час в неделю и составляет 34 часа в учебном году.

В программу включены три раздела «Вопросы текущего законодательства Российской Федерации», «Вопросы истории развития права России».

      Изучение курса строится в следующей логике:

  1. изучение объективно существующих правовых инструментов, получения основных правовых знаний;
  2. рассмотрение отдельных отраслей Российского права.

       Цель курса: содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека; формирование основ правовой культуры.

       Содержание предмета «Выбирающему профессию юриста» предполагает: раскрытие теоретически важных понятий общей науки теории права, являющейся базовой общетеоретической дисциплиной в системе юридических наук, основой их познания.

        Ее изучение ставит достижение следующих задач:

- усвоение комплекса общетеоретических знаний о правовых явлениях;

- получение представлений об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права;

- определение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности;

- уяснение основных принципов права;

- формирование умения правильно их толковать и применять.

Ведущими методами изучения являются:

- речевая деятельность;

- практические умения.

Приемы организации деятельности:

Интерактивные – лекция, конференция, диспут, дебаты, дискуссия, мини-сочинение;

Активные – семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, решение правовых ситуаций.

Системно–деятельностная основа календарно-тематического плана по обществознанию 11 класс

п/п

Наименование раздела

 и тематического блока курса

Кол-во часов

Цели по уровням усвоения знаний:

- знать,

 -уметь,

Виды учебной деятельности

учащихся на уроке

Формы контроля

достижения целей

Материальное обеспечение

1.

«Государство и право»

8

Знать: 1,2,3,4,6,7,8

10

Уметь: 15 - 26

Фронтальные, индивидуальные, групповые; анализ событий , с применением методов социального познания; решение проблемных, логических, творческих задач; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),тренингах, моделирующих ситуацию из реальной жизни;  участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению; осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка групповых и ученических проектов; освоение приемев оформления результатов исследования.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, понятийные диктанты, решение познавательных и проблемных задач, эссе

 

Учебник

Задачи по обществознанию

Нормативно-правовые акты

документы

СМИ

интернет

Презентации

2.

«Вопросы текущего законодательства РФ»

14

Знать: 1,2,3,4,6,7,8

10

Уметь: 15 - 26

Фронтальные, индивидуальные, групповые; анализ событий , с применением методов социального познания; решение проблемных, логических, творческих задач; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),тренингах, моделирующих ситуацию из реальной жизни;  участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению; осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка групповых и ученических проектов; освоение приемев оформления результатов исследования.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, понятийные диктанты, решение познавательных и проблемных задач, эссе

 

Учебник

Задачи по обществознанию

Нормативно-правовые акты

документы

СМИ

интернет

Презентации

3.

«Вопросы истории развития права России»

10

Знать: 1,2,3,4,6,7,8

Уметь: 15 - 26

Фронтальные, индивидуальные, групповые; анализ событий , с применением методов социального познания; решение проблемных, логических, творческих задач; участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),тренингах, моделирующих ситуацию из реальной жизни;  участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению; осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка групповых и ученических проектов; освоение приемев оформления результатов исследования.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тест, понятийные диктанты, решение познавательных и проблемных задач, эссе

 

Учебник

Задачи по обществознанию

Нормативно-правовые акты

документы

СМИ

интернет

Презентации

Календарно – тематический план

№ п/п

Дата

Коррек - ка

Тема занятия

1

2

3

4

5

6

Государство и право (8часов)

1.

01.09.

Типология видов власти М.Вебера. происхождение и особенности харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть и ее юридическая основа. Легальная власть и ее юридическая основа. Легальная власть и демократическое государство.

2.

08.09.

Государство как важнейший элемент политической системы общества. Французские просветители и договорная теория государства. Территориальная организация государства. Государство как политическая организация общества. Автономии, местные власти, политическое пространство.

3.

15.09.

Типологии форм территориального устройства государства. Унитарная форма государства и однонациональная страна. Федеративное устройство и многонациональные страны. Нестабильность конфедерации, ее исторические формы.

4.

22.09.

Представление о политической жизни общества, ее участники и субъекты действия. Факторы, влияющие на участие граждан в политической жизни общества. Понятие о политическом режиме. Черты авторитарного режима. Разновидности тоталитарного государства.

5.

29.09.

Отличительные характеристики демократического режима. политические права и свободы в демократическом обществе. Гражданство как обязательное условие участия в политической жизни общества. Всеобщая декларация прав человека. Политическая активность и пассивность.

6.

13.10.

Понятия о механизмах политического участия и его формах. Политические партии и движения. Институт гражданства. Избирательное право и голосование. Процедура голосования. Альтернативные и безальтернативные формы выборов. Референдум как способ волеизъявления населения, механизм всенародного голосования.

Практическая работа «Формы и механизмы политического участия»

7.

20.10.

Политические партии как механизм выражения и защиты интересов социальных групп. Формы и виды партийной деятельности. Внутренняя организация и структура партии. Функции и признаки политической партии. Содержание и роль политической программы. Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм и фашизм.

8.

27.10.

Учет и контроль знаний по теме «Государство и право»

Раздел 2. Вопросы текущего законодательства Российской Федерации (15 часов).

9.

03.11.

Гражданское право. Понятие гражданского права -  как отрасли права, направленной на создание и развитие стабильных экономических рыночных отношений. Виды объектов гражданских прав. Граждане и юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность: понятие и содержание. Имущественная ответственность в гражданском праве.

10.

10.11.

Гражданское право. Понятие и виды сделок. Формы сделок (устные и письменные). Последствия несоблюдения формы сделки. Представительство и доверенность в гражданском праве. Исковая давность. Право собственности в РФ: понятие и формы. Защита прав собственности.

11.

24.11.

Гражданское право. Понятие обязательства. Содержание обязательств, основания их возникновения. Ответственность за нарушение обязательств. Авторское право. Изобретательское право. Наследственное право. Закон РФ «О защите прав потребителя: основные положения и содержание».

П.р. «реализация прав потребителей и защита прав в суде. Исковое заявление».

12.

01.12.

Семейное право. Понятие семьи и брака в юридическом смысле. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. Основания признания брака недействительным. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Прекращение брака. Расторжение брака в суде и органах ЗАГСа, Брачный контракт.

13.

08.12.

Семейное право. Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство. Службы защиты прав ребенка. Телефон доверия. Образовательные учреждения по подготовке специалистов в области семейного права.

П.р. «Семейные правоотношения: преодоление кризисных ситуаций. Брачный контракт и другие нормативные документы семейных правоотношений».

14.

15.12.

Уголовное право. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный Кодекс РФ. Понятие преступления и его признаки. Виды преступлений.

15.

22.12.

Уголовное право. Понятие уголовной ответственности. Ее основания, порядок и формы реализации.

Рубежная работа

16.

29.12.

Уголовное право. Понятие, цели и виды уголовного наказания. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Профессиональная подготовка специалистов. Институт инспекторов по делам несовершеннолетних.

П.р. «Уголовные преступления и ответственность. Профилактика преступлений среди подростков».

17.

12.01.

Административное право. Административное правонарушение и административная ответственность.

18.

19.01.

Административное право. Виды административных взысканий и порядок их наложения. Ответственность за отдельные виды административных правонарушений.

19.

26.02.

Трудовое право. Понятие трудового права. Трудовой договор: понятие, содержание, виды и значение. Охрана труда в РФ. Труд молодежи. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда. Понятие и виды дисциплинарной ответственности.

20.

02.02.

Трудовое право. Коллективный трудовой договор. Функциональные обязанности. Квалификационные справочники, разряды по оплате труда. Трудовой стаж. Трудовая книжка. Пенсионный фонд. Совместительство.

П.р. «Трудовые правоотношения. Индивидуальный и коллективный трудовой договор».

21.

09.02.

Контроль и учет знаний по теме «Вопросы текущего законодательства РФ»

Тема 3. Вопросы истории развития права России ( 9часа).

24.

16.02.

«Русская правда» как памятник права Киевской Руси. Княжеские Уставы. Правовое положение населения. Преступление и наказание. Судопроизводство.

25.

02.03.

Судебники 1487 и 1550 гг. как памятники права. Преступления и наказания по судебнику 1550 г. Судопроизводство. Формирование системы судебного розыска.

26.

09.03.

Уложение 1649 г. как следствие феодального права. Земский Собор и разработка Соборного Уложения 1649 г. источник и структура Уложения. Полномочия государя. Административное и судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Развитие вещного и обязательного права. Наследственное право.

27.

16.03.

Крестьянская реформа 1861 г. Изменения в сословном статусе крестьян. Земельная реформа. Регламентация хозяйственной деятельности крестьянства. Судебная реформа: судебный устав 1864 г.; новая судебная организация: суд присяжных, изменение в судебном праве, формирование адвокатуры, презумпция невиновности.

28.

23.03.

Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г. Законодательство о гражданских свободах. Государственная Дума России. Избирательные законы.

29.

30.03.

Февральская революция 1917 г. в России. Основные черты права в период эпохи диктатуры пролетариата 1917 – 1936 гг. право и революционное правосознание.

30.

06.04.

Конституция 1936 и права человека в СССР: декларация и действительность.

31.

20.04.

Конституция СССР 1977 г. и права человека и гражданина: декларация и действительность.

32.

27.04.

Обобщение и повторение по теме «Вопросы истории развития права России»

Конторльная работа

33.

04.05.

Обобщение и повторение по курсу «Выбирающему профессию юриста»

34.

11.05.

График выполнения рубежных работ по __обществознанию___ учащихся ____11____  класса

Учебный блок

Вид

рубежной работы

Дата проведения

Дата проведения

Дата проведения

по плану

по факту

по плану

по факту

по плану

по факту

  1. «Государство и право»

27.10.

  1. Рубежная работа «Государство и право РФ»

22.12.

  1. «Вопросы текущего законодательства РФ»

09.02.

  1. «Вопросы истории развития права России»

27.04


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Программа элективного курса "Информационная подготовка к выбору профессии"

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь...

Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»

Тема урока: Карьера.Тип урока: изучения нового материалаФорма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.Цель:Подвести учащихся к определению понятия «карьера»Познакомить...

Программа элективного курса "Биология и мир современных профессий" (9 класс)

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс...

Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов

Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется окол...