Рабочая программа по обществознанию для 6 классов
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Завезёнова Татьяна Григорьевна

Программа составлена для 6 классов, обучающихся в рамках опережающего введения ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obshchestvoznanie_6_klass.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа включает в себя следующие разделы:

пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи обучения по данному предмету;

– общая характеристика вводного курса;

– место в учебном плане;

– требования к результатам обучения;

– основное содержание курса по обществознанию, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным линиям обучения;

– примерное тематическое планирование с описанием видов учебных действий и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

  • учебно-методическое оснащение учебного процесса.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • примерной программы по обществознанию.(2010 г.)
  • Учебный план МОБУ СОШ № 1 для 6 Б,В классов.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Обществознание. 6 класс» учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. Л.Ф. Иванова и др.; Рос. акад. наук,  Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». –2М. : Просвещение. 2013.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

•     развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

•      формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

•   овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

•      формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Рабочая программа для 6 класса по обществознанию соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и обеспечена учебными пособиями.

Программа по истории предназначена для 6 Б,В классов, на изучение предмета согласно школьному учебному плану отводится 35 часов (1 час в неделю). 

Основу курса обществознания за 6 класс составляет следующая тематика:

  •  Собственное их «социальное лицо»;
  • Ближайшее социальное окружение;
  • Нравственные основы межличностных отношений.

Преподавание обществознания в 6 классе основывается на системно-деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативныхумений.

Требования к результатам изучения предмета история

(личностным, метапредметным, предметным)

Личностными результатами изучения курса истории в 6-м классе являются следующие убеждения и качества:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
  •  заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
  • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих учебных действий:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих умений:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, политологии, психологии и культурологии; умение объяснять с их позиций явления  социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  • Обществознание.  6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. Л.Ф. Иванова и др.; Рос. акад. наук,  Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». –2М. : Просвещение. 2013.
  • Электронное приложение «Обществознание» 6 класс
  • Рабочая тетрадь «Обществознание. 6 класс»

Для учителя:

  • Обществознание.  6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. Л.Ф. Иванова и др.; Рос. акад. наук,  Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». –2М. : Просвещение. 2013.
  • Электронное приложение «Обществознание» 6 класс
  • Рабочая тетрадь «Обществознание. 6 класс»

Дополнительные пособия для учителя:

  • Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/
  • Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В.Е Степанкова, 1 часть;
  • Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии./С.Г.Зубанова, Н.И. Чеботарев-М.: «Глобус»,2009

Формы организации образовательного процесса:

  • Урок открытия нового знания4
  • Урок рефлексии;
  • Урок контроля.

Формы и виды контроля:

  • практический (составление плана, схем, таблиц, анализ текстов, редактирование текстов);
  • письменный (решение тестов, других заданий);
  • устный (ответы на вопросы, работа с упражнениями учебника, дополнительной литературы)

Содержание курса обществознания в 6 классе:

  1. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здороый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы поведения. Виды леятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности»

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

  1. Ближайшее социальное окружение

     Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты.

  1. Социальные нормы

        Мораль, ее основные принципы. Добро и зло.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Изучение материала

Обобщение, систематизация

Контроль

Человек в социальном измерении

14

12

1

1

Человек среди людей

10

8

1

1

Нравственные основы жизни

6

4

1

1


Календарно – тематическое планирование по обществознанию 6 класс

дата

Наименование темы

Вид контроля

Форма контроля

Вид учебной деятельности

Формирование УУД

Введение. Основные вопросы обществознания в 6 классе

Человек в социальном измерении

Что такое личность

Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.

Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

Объяснять роль мотивов в деятельности человека.

Приводить примеры основных видов деятельности.

Описывать способы познания природы, человека, общества и конкретизировать их примерами.

Оценивать с разных позиций свое отношение к людям старшего и младшего возраста. А также к сверстникам.

Показывать на конкретных примерах особенности становления личности.

Индивидуальность – плохо или хорошо?

практический

Работа по заданиям параграфа

Групповая работа

Сильная личность – какая она? (урок – рассуждение)

Устный

письменный

Ответы на вопросы

Выполнение заданий в рабочей тетради

Ситуативный практикум

Познание мира и себя

Устный

письменный

Работа с иллюстрацией в учебнике, с. 22

Выполнение заданий в рабочей тетради

Фронтальная работа

Что такое самосознание

практический

Работа с заданиями в учебнике, интернет –

 ресурсами

Работа в парах

Тренинг

Человек и его деятельность

письменный

тестирование

Работа со словарем

Рассуждение о необходимости деятельности в жизни человека

Основные формы деятельности человека

устный

Ответы на вопросы

Игровое моделирование

Потребности человека

Практический

составление схемы

Работа в парах

Мир мыслей и чувств

устный

Обсуждение заданий в учебнике

Работа в группах

Работа с иллюстрацией в учебнике с. 38

Слагаемые жизненного успеха

письменный

Выполнение заданий в рабочей тетради

Групповая работа

Анализ мудрых мыслей философов различных исторических эпох

Составление памятки «как добиться успеха в жизни»

Готовимся выбирать профессию

Практический

Создание проекта «профессии моей семьи»

Работа в парах

Создание таблицы «роль школьных предметов в формировании профессионального самоопределения»

Поддержка близких – залог успеха

Письменный

Выполнение заданий в рабочей тетради

Урок – презентация

Работа в группах (характеристика известных успешных людей, достижения которых  - заслуга их близких)

Урок рефлексии по теме «Человек в социальном измерении»

Устный

Письменный практический

Работа по индивидуальным заданиям

Урок - практикум

Урок контроля по теме «Человек в социальном измерении»

письменный

Контрольная работа

Индивидуальная работа

Человек среди людей

Межличностные отношения

устный

Работа по заданиям параграфа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Работа с иллюстрацией в учебнике с. 56

Описывать поведение человека в различных малых группах. Приводить примеры межличностных отношений. Оценивать собственные отношения с другими людьми. В том числе и для корректировки собственного поведения

Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов.

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций. Связанных с различными способами разрешения  конфликтов.

В мире межличностных отношений

Практический

Составление синквейна

Урок – практикум

Работа в группах, парах, индивидуальная

Человек в группе

Устный

письменный

Ответы на вопросы

Выполнение заданий в рабочей тетради

Фронтальная работа

О поощрениях и наказаниях

Письменный

выполнение заданий в рабочей программе

Урок – дискуссия

Составление памятки для родителей и детей

С какой группой тебе по пути

устный

Задания в учебнике

Урок – размышление

Групповая работа

Работа в парах

Индивидуальная работа

Что такое общение

практический

Анализ иллюстрации в учебнике с. 69

Урок – практикум

Групповая работа

Конфликты в межличностных отношениях

Устный

письменный

Ответы на вопросы

Выполнение заданий в рабочей тетради

Индивидуальная работа

Работа в парах

Составление таблицы

Как не проиграть в конфликте

устный

Ответы на вопросы

Анализ ситуаций

Игровое моделирование

Урок рефлексии по теме «Человек среди людей»

Устный письменный практический

Работа по индивидуальным заданиям

Подготовка к контрольной работе

Урок контроля по теме «Человек среди людей»

письменная

Контрольная работа

Индивидуальная работа

Нравственные основы жизни

Человек славен добрыми делами

устный

Обсуждение сказки О.Уайльда «Счастливый принц»

Работа в парах

Составление «Памятки доброму человеку»

Различать моральную сторону ситуации. Характеризовать основные принципы морали.

Анализировать типичные социальные ситуации с морально – нравственных позиций.

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни роль морали в жизни общества.

Использовать элементы причинно – следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

Приводить примеры ситуаций морального выбора.

Будь смелым

письменный

Выполнение заданий в рабочей тетради

Написание сочинения – рассуждения

Смелость города берет

устный

Работа над проблемным вопросом

Урок – защита мини – проектов «Жил на свете человек»

32.

Человек и человечность

письменный

Выполнение заданий в рабочей тетради

Групповая работа

33.

Урок рефлексии по теме «Нравственные основы жизни»

Устный письменный

практический

Работа по индивидуальным заданиям

Индивидуальная работа

34.

Урок контроля по теме «Нравственные основы жизни»

письменный

Контрольная работа

Индивидуальная работа

35.

Повторительно – обобщающий урок  «Путь человека к успеху. Как его выбрать?»

практический

Анализ ситуаций

Групповая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....