Рабочая программа по обществознанию для 6 классов
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Программа составлена для 6 классов, обучающихся в рамках опережающего введения ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
– пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи обучения по данному предмету;
– общая характеристика вводного курса;
– место в учебном плане;
– требования к результатам обучения;
– основное содержание курса по обществознанию, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным линиям обучения;
– примерное тематическое планирование с описанием видов учебных действий и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;
- учебно-методическое оснащение учебного процесса.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерной программы по обществознанию.(2010 г.)
- Учебный план МОБУ СОШ № 1 для 6 Б,В классов.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Обществознание. 6 класс» учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. Л.Ф. Иванова и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». –2М. : Просвещение. 2013.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа для 6 класса по обществознанию соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и обеспечена учебными пособиями.
Программа по истории предназначена для 6 Б,В классов, на изучение предмета согласно школьному учебному плану отводится 35 часов (1 час в неделю).
Основу курса обществознания за 6 класс составляет следующая тематика:
- Собственное их «социальное лицо»;
- Ближайшее социальное окружение;
- Нравственные основы межличностных отношений.
Преподавание обществознания в 6 классе основывается на системно-деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативныхумений.
Требования к результатам изучения предмета история
(личностным, метапредметным, предметным)
Личностными результатами изучения курса истории в 6-м классе являются следующие убеждения и качества:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих учебных действий:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих умений:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, политологии, психологии и культурологии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. Л.Ф. Иванова и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». –2М. : Просвещение. 2013.
- Электронное приложение «Обществознание» 6 класс
- Рабочая тетрадь «Обществознание. 6 класс»
Для учителя:
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. Л.Ф. Иванова и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». –2М. : Просвещение. 2013.
- Электронное приложение «Обществознание» 6 класс
- Рабочая тетрадь «Обществознание. 6 класс»
Дополнительные пособия для учителя:
- Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/
- Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В.Е Степанкова, 1 часть;
- Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии./С.Г.Зубанова, Н.И. Чеботарев-М.: «Глобус»,2009
Формы организации образовательного процесса:
- Урок открытия нового знания4
- Урок рефлексии;
- Урок контроля.
Формы и виды контроля:
- практический (составление плана, схем, таблиц, анализ текстов, редактирование текстов);
- письменный (решение тестов, других заданий);
- устный (ответы на вопросы, работа с упражнениями учебника, дополнительной литературы)
Содержание курса обществознания в 6 классе:
- Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здороый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы поведения. Виды леятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности»
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
- Ближайшее социальное окружение
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты.
- Социальные нормы
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов | Изучение материала | Обобщение, систематизация | Контроль |
Человек в социальном измерении | 14 | 12 | 1 | 1 | |
Человек среди людей | 10 | 8 | 1 | 1 | |
Нравственные основы жизни | 6 | 4 | 1 | 1 |
Календарно – тематическое планирование по обществознанию 6 класс | ||||||
№ | дата | Наименование темы | Вид контроля | Форма контроля | Вид учебной деятельности | Формирование УУД |
Введение. Основные вопросы обществознания в 6 классе | ||||||
Человек в социальном измерении | ||||||
Что такое личность | Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами. Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями. Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Объяснять роль мотивов в деятельности человека. Приводить примеры основных видов деятельности. Описывать способы познания природы, человека, общества и конкретизировать их примерами. Оценивать с разных позиций свое отношение к людям старшего и младшего возраста. А также к сверстникам. Показывать на конкретных примерах особенности становления личности. | |||||
Индивидуальность – плохо или хорошо? | практический | Работа по заданиям параграфа | Групповая работа | |||
Сильная личность – какая она? (урок – рассуждение) | Устный письменный | Ответы на вопросы Выполнение заданий в рабочей тетради | Ситуативный практикум | |||
Познание мира и себя | Устный письменный | Работа с иллюстрацией в учебнике, с. 22 Выполнение заданий в рабочей тетради | Фронтальная работа | |||
Что такое самосознание | практический | Работа с заданиями в учебнике, интернет – ресурсами | Работа в парах Тренинг | |||
Человек и его деятельность | письменный | тестирование | Работа со словарем Рассуждение о необходимости деятельности в жизни человека | |||
Основные формы деятельности человека | устный | Ответы на вопросы | Игровое моделирование | |||
Потребности человека | Практический | составление схемы | Работа в парах | |||
Мир мыслей и чувств | устный | Обсуждение заданий в учебнике | Работа в группах Работа с иллюстрацией в учебнике с. 38 | |||
Слагаемые жизненного успеха | письменный | Выполнение заданий в рабочей тетради | Групповая работа Анализ мудрых мыслей философов различных исторических эпох Составление памятки «как добиться успеха в жизни» | |||
Готовимся выбирать профессию | Практический | Создание проекта «профессии моей семьи» | Работа в парах Создание таблицы «роль школьных предметов в формировании профессионального самоопределения» | |||
Поддержка близких – залог успеха | Письменный | Выполнение заданий в рабочей тетради | Урок – презентация Работа в группах (характеристика известных успешных людей, достижения которых - заслуга их близких) | |||
Урок рефлексии по теме «Человек в социальном измерении» | Устный Письменный практический | Работа по индивидуальным заданиям | Урок - практикум | |||
Урок контроля по теме «Человек в социальном измерении» | письменный | Контрольная работа | Индивидуальная работа | |||
Человек среди людей | ||||||
Межличностные отношения | устный | Работа по заданиям параграфа | Индивидуальная работа Работа в парах Работа с иллюстрацией в учебнике с. 56 | Описывать поведение человека в различных малых группах. Приводить примеры межличностных отношений. Оценивать собственные отношения с другими людьми. В том числе и для корректировки собственного поведения Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов. Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций. Связанных с различными способами разрешения конфликтов. | ||
В мире межличностных отношений | Практический | Составление синквейна | Урок – практикум Работа в группах, парах, индивидуальная | |||
Человек в группе | Устный письменный | Ответы на вопросы Выполнение заданий в рабочей тетради | Фронтальная работа | |||
О поощрениях и наказаниях | Письменный | выполнение заданий в рабочей программе | Урок – дискуссия Составление памятки для родителей и детей | |||
С какой группой тебе по пути | устный | Задания в учебнике | Урок – размышление Групповая работа Работа в парах Индивидуальная работа | |||
Что такое общение | практический | Анализ иллюстрации в учебнике с. 69 | Урок – практикум Групповая работа | |||
Конфликты в межличностных отношениях | Устный письменный | Ответы на вопросы Выполнение заданий в рабочей тетради | Индивидуальная работа Работа в парах Составление таблицы | |||
Как не проиграть в конфликте | устный | Ответы на вопросы Анализ ситуаций | Игровое моделирование | |||
Урок рефлексии по теме «Человек среди людей» | Устный письменный практический | Работа по индивидуальным заданиям | Подготовка к контрольной работе | |||
Урок контроля по теме «Человек среди людей» | письменная | Контрольная работа | Индивидуальная работа | |||
Нравственные основы жизни | ||||||
Человек славен добрыми делами | устный | Обсуждение сказки О.Уайльда «Счастливый принц» | Работа в парах Составление «Памятки доброму человеку» | Различать моральную сторону ситуации. Характеризовать основные принципы морали. Анализировать типичные социальные ситуации с морально – нравственных позиций. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни роль морали в жизни общества. Использовать элементы причинно – следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Приводить примеры ситуаций морального выбора. | ||
Будь смелым | письменный | Выполнение заданий в рабочей тетради | Написание сочинения – рассуждения | |||
Смелость города берет | устный | Работа над проблемным вопросом | Урок – защита мини – проектов «Жил на свете человек» | |||
32. | Человек и человечность | письменный | Выполнение заданий в рабочей тетради | Групповая работа | ||
33. | Урок рефлексии по теме «Нравственные основы жизни» | Устный письменный практический | Работа по индивидуальным заданиям | Индивидуальная работа | ||
34. | Урок контроля по теме «Нравственные основы жизни» | письменный | Контрольная работа | Индивидуальная работа | ||
35. | Повторительно – обобщающий урок «Путь человека к успеху. Как его выбрать?» | практический | Анализ ситуаций | Групповая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....