Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответсвии с требованиями ФГОС по УМК Л.Н. Боголюбова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №3 с углубленным
изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области
Утверждаю
директор школы Н.В.Аверин
приказ № от __.08.16 г.
Рассмотрено и рекомендовано
методическим советом школы
(протокол №1 от __.08.16 г.)
Рабочая программа
по обществознанию
для 8 класса
Котовск 2016
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии:
1.Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Мин.обр.России от 05.03.2004г., № 1089 «Об утверждении федерального стандарта основного общего образования»;
2. законом «Об образовании РФ»;
3. примерными программами среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);
4. фундаментальным ядром содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения),
5. требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формирования у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирования у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
На изучение курса обществознание в 8 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Обучение осуществляется по линии учебников издательства «Просвещение» Москва, под редакцией автора Л.Н. Боголюбова.
В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые в курсе обществознания, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играет формирование первоначальных представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной; создание условий для социализации личности. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры, содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности, интеллектуальное развитие учащихся, развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения обществознания, проявляются в познании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности,
- ценности обществоведческих методов исследования общества;
- понимании сложности и противоречия самого процесса социального познания.
Курс обществознания обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию обществоведческой терминологии;
- развитию потребности вести диалог;
- развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс обществознания в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценностей жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех человека, важности соблюдения его прав и свобод.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе обществознанияи в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию общества по законам красоты, гармонии. Формирование патриотизма и гражданской позиции.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность её содержания с важнейшими нормативными документами; даётся общая характеристика курса обществознание. Его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса обществознания, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по обществознанию. В разделе «Планируемые результаты» образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В разделе «Содержание» основного общего образования по биологии включает перечень изучаемого содержания, объединённого в содержательные блоки с указанием рекомендуемых практических работ, экскурсий. В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение» перечень методической литературы для учителя, для обучающихся, Интернет-ресурсов, а также необходимого оборудования для эффективной организации учебного процесса.
Особенностью образовательного процесса образовательного учреждения является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. В разделе «Общество, в котором мы живём» предусмотрено осуществление проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Формы организации образовательного процесса:
Виды деятельности обучающихся: учебно-познавательная, проектная, исследовательская, социальная, игровая, творческая.
Использование приёмов проектно-исследовательской работы способствует:
- расширению кругозора в области достижений общественных наук;
- формированию навыков самостоятельной работы, ораторства, ведения полемики;
- развитию познавательного интереса, любознательности;
- знакомит с методами и приемами научного исследования.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с источниками;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание докладов.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ таблиц, схем.
- Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Выполнение работ практикума.
2. Проведение исследовательских работ.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме практической работы, подготовки и защиты исследовательской работы.
Практические работы: 5 работ
Итоговый контроль – выполнение итогового теста.
- Общая характеристика учебного предмета
Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
3.Место предмета в учебном плане
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурологи, правоведение, этика, социальная психология), а также философия. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознания», многоаспектность изучения этого предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового школьного возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах. Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
- Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
• использовать знания об обществе для формирования представлений о мировом сообществе, характеризовать основные признаки и сферы общества; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. | • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. |
Общество и человек
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
• характеризовать основные типы обществ; • раскрывать взаимосвязь природы и общества; • характеризовать и иллюстрировать примерами факторы социального прогресса и развития общества; • формулировать собственную точку зрения на роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка; • находить и извлекать информацию о содержание и стадии процесса социализации. | • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире. |
Регулирование поведения людей в обществе
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю. | • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. |
Человек в экономических отношениях
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их; • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт. | • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. |
Мир социальных отношений
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы; • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; • характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства; • давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию; • характеризовать собственные основные социальные роли; • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач; • использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества; • проводить несложные социологические исследования. | • использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе; • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников. |
Культурно-информационная среда общественной жизни
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; • распознавать и различать явления духовной культуры; • описывать различные средства массовой информации; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение. | • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • осуществлять рефлексию своих ценностей. |
Содержание учебного предмета, курса
8 класс (34 ч. в том числе 7 ч. внеурочной деятельности)
Введение (1 ч.)
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.
Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.
Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.
Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.
Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания..
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.
Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это
Тема 4. Экономика (13 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.
Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.
Производство - основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.
Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Урок обобщающего повторения (1 ч.).
Резервный урок (1 ч.)
6. Учебно-тематическое планирование.
N п/п | Темы разделов | Количество часов | Темы уроков | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (УУД) по разделам |
11 | Личность и общество | 6 | Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью. Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество». | Личностные (далее, ЛУУД): развивать положительное отношение к изучению общества и человека. Регулятивные ( далее РУУД): развивать умение составлять план к текстам. Познавательные УУД (далее ПУУД): Развивать умение читать и слушать, извлекать их текста нужную информацию. Коммуникативные УУД (далее КУУД): Развивать умение планировать сотрудничество с учителем. |
22 | Сфера духовной культуры. | 8 | Сфера духовной культуры и её особенности Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор- это ответственность. Образование Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры» | ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания об обществе, членами которого мы являемся; знакомится с основными достижениями развития нашей страны и приоритетами развития России. РУУД: развивать умения показывать на обобщающем уроке хорошие знания. ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в развитии страны и определять приоритетные направления развития РФ. КУУД: развивать умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли. |
3 | Социальная сфера. | 5 | Социальная структура общества Социальные статусы и роли Нации и межнациональные отношения Отклоняющееся поведение. Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера». | ЛУУД: развивать положительное отношение к изучению социальной сферы общества. РУУД: развивать умение составлять план к текстам. П УУД: Развивать умение читать и слушать, извлекать их текста нужную информацию. КУУД: Развивать умение планировать сотрудничество с учителем. |
Экономика | 13 | Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля. Повторительно – обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика». Итоговое повторение. | ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания об обществе, членами которого мы являемся; знакомится с основными достижениями развития нашей страны и приоритетами развития России. РУУД: развивать умения показывать на обобщающем уроке хорошие знания. ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в развитии страны и определять приоритетные направления развития РФ. КУУД: развивать умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли. |
7. Календарно-тематическое планирование.
1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2. Урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
3. Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4. Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
6. Комбинированный урок – КУ
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата | |||
личностные | метапредметные | предметные | По плану | фактически | |||||
Глава I. Личность и общество (6). | |||||||||
1 | Что делает человека человеком? | 1 | УИПЗЗ | Опрос | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив. | Объяснять понятия личность, общество. Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы Характеризовать процесс социализации индивида. | 07.09 | 07.09 |
2 | Человек, общество, природа. | 1 | УЗЗВУ | опрос | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (взаимоотношения с другими людьми). | формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи природы и общества. | 14.09 | 14.09 |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | УЗЗВУ | тест | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | уметь анализировать, делать выводы, составлять схему; | формирование у обучающихся личностных представлений об основных формах жизнедеятельности людей. Характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей. | 21.09 | 21.09 |
4 | Развитие общества. | 1 | УЗЗВУ | практикум | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; | формирование у обучающихся личностных представлений об основных этапах развития общества; знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности. | 28.09 | 28.09 |
5 | Как стать личностью. | 1 | УИПЗЗ | опрос | ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; | способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (патриот). | формирование представлений о роли и значении социальной среды в становлении личности; формирование представлений учащихся о содержании и стадиях процесса социализации; | 05.10 | 05.10 |
6 | Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество». | 1 | УЗЗВУ | Защита проектных работ | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | систематизация и контроль качества знаний учащихся. | 12.10 | 12.10 |
Глава II. Сфера духовной культуры (8). | |||||||||
7. | Сфера духовной культуры и её особенности | 1 | УИПЗЗ | Опрос | умение работать в группе; личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию | способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения. | уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения; характеризовать сферу духовной культуры, выделять ее особенности. | 19.10 | 19.10 |
8. | Мораль. | 1 | УКИЗ | Практикум | личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся; | уметь анализировать, делать выводы, составлять схему; | Объяснять понятие мораль. Называть основные ценности и нормы морали. | 26.10 | 26.10 |
9. | Долг и совесть. | 1 | КУ | опрос | формирование основ гражданской идентичности личности; | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств | Раскрывать смысл понятий: гуманизм, патриотизм, гражданственность. | 09.11 | 09.11 |
10 | Моральный выбор - это ответственность | 1 | УПОКЗ | Тестирование | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | Характеризовать добро и зло как главные понятия этики. Выделять критерии морального поведения. Характеризовать моральные категории - долг и совесть. | 16.11 | 16.11 |
11 | Образование | 1 | КУ | опрос | формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; | принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию | 23.11 | 23.11 |
12 | Наука в современном обществе. | 1 | УКИЗ | практикум | осознание значения науки в жизни человека и общества. | умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе | 30.11 | 30.11 |
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 | УИПЗЗ | Защита проектных работ | уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости | 07.12 | 07.12 |
14 | Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры». | 1 | УЗЗВУ | Защита проектных работ | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | систематизация и контроль качества знаний учащихся. | 14.12 | 14.12 |
Глава III. Социальная сфера (5) | |||||||||
15 | Социальная структура общества | 1 | УЗЗВУ | составить словарик. Составить схему «Социальная структура российского общества». | личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся; | уметь анализировать, делать выводы, составлять схему; | формирование знаний учащихся о социальной структуре как анатомическом скелете общества.; | 21.12 | 21.12 |
16 | Социальные статусы и роли | 1 | УКИЗ | Рассуждение по заданной теме. Материалы сайта www.uznay-prezidenta.ru | личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся; | умение работать с различными источниками информации; | формирование представлений учащихся о социальной стратификации и социальном неравенстве; | 28.12 | 28.12 |
17 | Нации и межнациональные отношения | 1 | УИПЗЗ | Обсуждение проблем межнациональных отношений | мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни. | умение работать с различными источниками информации; | формирование целостного представления о признаках и эволюции этноса, этническом самосознании; знание истории этнических конфликтов, причин их возникновения и современных проявлений. . | 18.01 | 18.01 |
18 | Отклоняющееся поведение. | 1 | КУ | Тестирование. | мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни. | умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины; | Раскрывать содержание и признаки отклоняющегося поведения. Оценивать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Определять социальную значимость здорового образа жизни. | 25.01 | 08.02 Занятия приостановлены с 25.01.17 по 03.02.17 Приказ №25 от 24.01.17 |
19 | Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера». | 1 | УПОКЗ | Защита проектов | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | систематизация и контроль качества знаний учащихся. | 01.02 | 08.02 Занятия приостановлены с 25.01.17 по 03.02.17 Приказ №25 от 24.01.17 |
Глава IV. Экономическая сфера (13). | |||||||||
20 | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | УИПЗЗ | подготовить сообщение об одной из профессий, связанных с экономикой | осознание значения экономики и производства в жизни человека и общества. | способности анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности); навыки грамотной работы с текстом. | формирование представления об экономике как одной из сфер жизни общества; знание ряда ключевых понятий (эконгомика, производство, потребности) базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности; | 08.02 | |
21 | Главные вопросы экономики. | 1 | УЗЗВУ | Составить кластер «Законы спроса и рпредложения» | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; | способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. поисковый этап проектной деятельности (+ внеурочное время) | Формирование целостного представления о спросе и предложении как факторы рыночной экономики. | 15.02 | |
22 | Собственность. | 1 | УКИЗ | практикум | понимать эффективные формы организации производства благ. | умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами; подготовительный этап проектной деятельности. | формирование целостного понятия о собственности, её формах и видах. | 22.02 | |
23 | Рыночная экономика. | 1 | УЗЗВУ | тест | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | умения выполнять познавательные и практические задания; заключительный этап проектной деятельности. | знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности; уметь объяснять взаимосвязь обмена и рынка, основные функции цены. Знать понятия и термины. | 01.03 | |
24 | Производство – основа экономики. | 1 | КУ | опрос | формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; | принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. | 08.03 | |
25 | Предпринимательская деятельность. | 1 | УКИЗ | практикум | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в семейной жизни; | способность анализировать реальные экономические, ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; | знание экономического содержания и функций предпринимательства. Знание особенностей развития экономики нашей страны, знакомство учащихс с проблемами ограниченности ресурсов. | 15.03 | |
26 | Роль государства в экономике | 1 | УИПЗЗ | опрос | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; | способность анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; | знание экономической роли государства; формирование представления о социальном государстве. | 22.03 | |
27 | Распределение доходов. | 1 | УКИЗ | Практикум Творческий уровень: «Разработать проект бюджета семьи» | личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию. | умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы; | формирование знаний учащихся о правилах разработки бюджета; | 05.04 | |
28 | Потребление. | 1 | КУ | опрос | понимать эффективные формы организации производства благ. | умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами; подготовительный этап проектной деятельности. | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей | 12.04 | |
29 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | УИПЗЗ | опрос | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | умения выполнять познавательные и практические задания; заключительный этап проектной деятельности. | знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности; уметь объяснять причины и последствия инфляции. Знать понятия и термины. | 19.04 | |
30 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | УИПЗЗ | Практикум Подготовка проекта «Проблемы молодёжной безработици» | ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; | умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы; | формирование знаний учащихся о государственное регулирование занятости и помощи безработным. | 26.04 | |
31 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | КУ | опрос | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; | способность анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; | Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» | 03.05 | |
32 | Повторительно – обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика». | 1 | УПОКЗ | Защита проектов | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | систематизация и контроль качества знаний учащихся. | 10.05 | |
33-34 | Итоговое занятие по курсу | 2 | УПОКЗ | Тестирование, работа в группах | мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | систематизация и контроль качества знаний учащихся. | 17.05 24.05 |
8. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
Учебник: Л.Н. Боголюбов «Обществознание». - М.: «Просвещение», 2016.
Методические материалы и литература для учителя:
1. Хромова И. С. - рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 8 класс, Москва, «Русское слово», 2014 год.
2. Биянова Е. Б.– поурочные разработки по обществознанию, 8 класс, Москва, «ВАКО», 2014 год.
3. Сорокина Е.Н.– поурочные планы по обществознанию 8 класс: методическое пособие, Москва, «Глобус», 2013год.
4. Биянова Е.А. Поурочные планы по обществознанию, 8 класс: к УМК А.И.Кавченко, Е.А.Певцовой /Е.А.Биянова,- М. :ВАКО,2013
5. Обществознание,6-11 классы: проектная деятельность учащихся (авт.-сост.Северина.О.А.-.Волгоград: Учитель,2013
Интернет-ресурсы:
1.http://ppt3dn/ru
2.http://www/poverpoint-ppt.ru
3.http://prezentacia.ucor/lofd/obshh
4. http://www.pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7
Технические средства обучения:
1.Мультимедийный проектор
2.Интерактивная доска
3.Экран проекционный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....