Рабочая программа по обществознанию для 8 класса, по Умк Боголюбова
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Дамбина Александра Андреевна

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса,  ФГОС, по Умк Боголюбова

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа
по обществознанию

для учащихся 8 «а», 8 «б» классов

Срок реализации - 2019-2020 учебный год.


                                                                                         
Составитель:
                                                                                  учитель
истории  и обществознания

                                                                                   Ф.И.О.

2019 г.


Аннотация к рабочей программе дисциплины  «обществознание», 8  класс

Рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

2. Примерной рабочей программы по обществознанию   (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15).

Данная рабочая программа ориентирована на УМК «Обществознание. 8 класс» авторов Л.Н.Боголюбов, Н.И.  Городецкая, Л.Ф.Иванова.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего – 34 часа.

Уровень изучения учебного материала: базовый. 

Программа состоит из 4х   разделов (тем): Личность и общество, сфера духовной культуры, социальная сфера, экономика.

Цель изучения курса:

Помочь учащимся  овладеть основами знаний социального, правового, экономического и этического характера, а также привить детям любовь к гуманистическим ценностям, воспитать в них гражданскую идентичность и патриотизм.

Программой предусмотрены следующие формы контроля:

- контрольных работ  - 1,   - проверочных  работ - 1

- самостоятельных работ – 6,  - практических  работ -  4.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.

Составитель:  Дамбина Александра Андреевна.


  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по Обществознанию предназначена для обучающихся 8 класса средних общеобразовательных учреждений.  Программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Примерная рабочая программа по обществознанию   (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15);

- УМК «Обществознание. 8 класс» авторов Л.Н.Боголюбов, Н.И.  Городецкая, Л.Ф.Иванова (М: Просвещение, 2017)  (согласно списку учебников на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе ГБОУ школы №588 на 2019-2020 учебный год);

- Учебный план ГБОУ школы № 588 на 2019-2020 уч. год;

- Положение о рабочей программе по предмету, курсу ГБОУ школы № 588.

1.2.Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Обществознание» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5 —7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и  зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего  нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Программа рассчитана на 34 часа.

На изучение учебного предмета «Обществознание» предусмотрен в 8-х классах 1 час в неделю.

1.3.Цели и задачи учебного предмета на уровне образования

Целью освоения учебного предмета «Обществознание» является  развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Изучение обществознания в основной школе направлено на выполнение следующих задач:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

1.4.Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность  познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные  результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Далее представлены предметные учебные действия к концу 8 класса соответственно темам.

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • объяснять причины социальных  конфликтов, их виды  и последствия;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения социальных и межнациональных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных и межнациональных конфликтов;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных и межнациональных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной межнациональной политике из адаптированных источников различного типа.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать основные вопросы экономики; анализировать их значимость и действие на рынке;
  • характеризовать основные экономические системы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • называть и конкретизировать примерами понятие и виды собственности;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • называть и конкретизировать примерами роль производства и факторы производства;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; понимать структуру бюджета государства;
  • анализировать информацию о перераспределении доходов из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • характеризовать потребление в  экономике; анализировать его структуру и правовую основу прав потребителей;
  • характеризовать механизм инфляции в  экономике; анализировать его действие, выявлять роль сбережений граждан и банковских услуг;
  • характеризовать безработицу как явление, анализировать его структуру и социальную поддержку безработных;
  • раскрывать мирового хозяйства и международной торговли;

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

1.5.Специфика  классов, способы ее учета преподавателем

8-е классы характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне и гороскопы. Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности». Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным.  Поэтому основная задача учителя и учебной программы – удержать интерес школьника и сделать школьный предмет актуальным для его потребностей.

У каждого класса есть также свои особенности, с которыми необходимо считаться:

8 « А» класс – высокая мотивация к индивидуальной и творческой работе, необходимо делать упор на индивидуальные творческие задания в классе.

Особое внимание при планировании следует уделять подбору разноуровневых заданий для учащихся, развитию навыков их взаимодействия, построению монологического высказывания, развитию произвольного внимания, волевой сферы,  логического мышления.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: дети любят проводить исследования различных видов,   активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать свою работу.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе обучаются дети разного интеллектуального уровня. Есть группа ребят, которым легко дается учеба, но есть и дети, которые испытывают постоянные затруднения в учебе. Для обеспечения благоприятного микроклимата, комфорта учащиеся класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

8 « Б» класс.  – высокая мотивация в основном  к групповой работе, но есть  и такие дети, которые стремятся выделиться и показать свою самостоятельность.

 Желательно  делать упор на групповые, командные творческие задания в классе, а самостоятельным детям давать дополнительные творческие задания или роли капитанов команд, есть дети, которые плохо ориентированы на успех, но командные игры позволят и их вовлечь в работу класса.

Некоторые учащихся достаточно трудолюбивы, усидчивы, умеют хорошо мыслить логически, но им присущи отсутствие непроизвольного внимания и силы воли. Этих обучающихся необходимо постоянно привлекать к активной работе на уроках, не оставлять без внимания. Есть доля детей с низкой мотивацией к учебе, к таким детям необходим индивидуальный подход, особое внимание, обращаться конкретно к ним за демонстрацией результатов их проделанной работы.


1.6.Формы, периодичность и порядок контроля достижений обучающихся.

1.6.1.График проведения контрольных мероприятий: контрольных, лабораторных, практических работ и др.

№ п/п

Раздел, тема

программы

Название и тема контрольного мероприятия

1

Развитие  общества

Самостоятельная работа № 1 «Общество и его развитие»

2

Личность и общество

Практикум по теме  1. "Личность и общество".

3

Развитие  общества.

Самостоятельная работа № 2 «Развитие  общества»

4

Наука в современном обществе.

Самостоятельная работа № 3 «Наука и образование   в современном обществе».

5

Сфера духовной культуры

Практикум по теме 2. «Сфера духовной культуры».

6

Социальные статусы и роли.
Социальная сфера.

Практикум по теме 3. «Социальная сфера».

7

Собственность.

Самостоятельная работа № 4 «Первые основы экономики»

8

Производство - основа экономики.

Самостоятельная работа № 5 «Рыночная экономика и производство»

9

Проверочная работа по первым основам экономики

Проверочная работа по первым основам экономики

10

Потребление

Самостоятельная работа № 6 «Распределение доходов  и потребление»

11

Экономика

Практикум по теме 4. «Экономика»

12

Контрольная работа

Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание», 8 класс

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ.

1.6.2.Контрольно-измерительные материалы: контрольные тесты, диктанты, контрольные работы, темы творческих работ, проектов и др.

Контрольно-измерительные материалы содержатся в Приложении №1.

1.6.3.Критерии оценивания различных видов учебной деятельности обучающихся: выполнение письменных работ, устного ответа, проекта, исследовательской, творческой, практической работы и т.д., использованных в программе.

Критерии оценки устного/письменного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке и практическом занятии (работе):

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов:

  • 71-100% - отлично «5»;
  • 46-70% - хорошо «4»
  • 31-45% - удовлетворительно «3»;
  • менее 30% - неудовлетворительно «2».

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала. 

1.7.Информация об используемых педагогических технологиях, формах уроков (какие  планируется использовать).

В преподавании курса планируется использовать  кейс-технологии, игровые технологии, проблемное обучение, технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), технологии «перевернутого класса», геймификации, сторителлинг, компьютерные (информационные) технологии и др.

Возможна также и внеурочная деятельность: посещение исторических мест, экскурсий, выставок, музеев.

  1. Содержание рабочей программы

Обществознание, 8 класс. 34 часа

Тема 1. Личность и общество. 

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Самореализация и осуществление жизненных целей.

Человек, общество, природа. Что такое природа? Связь человека с природой. Биосфера и ноосфера. Место человека в мире природы.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Социальные нормы.  Ступени развития общества.

Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Социальные революции и  реформы. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление  личности. Качества сильной личности. Социализация индивида.

Тема 2. Сфера духовной культуры. 

Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор – это ответственность. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.

Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука в современном обществе, её значение. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

 

Тема 3. Социальная сфера.

Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.

Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика.

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Главные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение доходов. Распределение. Неравенство доходов Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.

Безработица, её причины и последствия. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.

Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Повторение и обобщение материала.

Утверждено

Решением Meтодического объединения

30 августа 2019 г

3. Поурочно-тематическое планирование

Календарные сроки

№ урока

Тема

Тип урока

планируемые результаты обучения

Виды, формы  контроля

Средства обучения, ЭОР

Домашнее задание

освоение предметных знаний
(предметные)

УУД
личностные, метапредметные

 

 

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

 

Тема 1. Личность и общество.

06.сен

06.сен

1

Введение

"Что делает человека человеком"

Урок первичного предъявления новых знаний

Выявляют природное и общественное в человеке.
Научатся  определять  значение  мышления и  речи.
Осознают  способность  человека  к  самореализации.
Характеризуют деятельность человека, её виды.
Определяют степень самореализации человека.

Личностные УУД
Учатся: осознавать какое значение и смысл имеет для меня самореализация;
Устанавливать связь между целью самореализации и ее последствиями.
Метапредметные УУД 
Извлекать информацию из текста;
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Составлять план своих действий.

Работа на уроке

Учебник

§1
Вопросы 1,2,6

13.сен

13.сен

2

Человек, общество и природа.

Урок применения предметных умений

Научатся различать понятия: ноосфера.  Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою позицию.
Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.  Раскрывать значение моральных норм.

Личностные УУД 
Учатся: Объяснять, как развитие общества влияет на поведение и жизнь  человека.
Метапредметные УУД
Проверять правильность своих выводов об отличиях одного  и другого, рассматривая схему.
Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами;
Описывать с опорой на примеры взаимодействия   людей в группах;
Осознавать качество и уровень подготовки.

Работа на уроке

Учебник

§2
Вопросы 4,7; ВКД 1,4 (заполнить таблицу)

20.сен

20.сен

3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Урок применения предметных умений


Объяснять понятия: общество, его признаки.  Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять  взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества.

Личностные УУД
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные УУД
Учатся: Выявлять типологию общества в зависимости от конкретных примеров; Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их.

Работа на уроке

Учебник

Под-ся к СР
§3
Вопросы 5,6; ВКД 1

27.сен

27.сен

4

Развитие  общества. Самостоятельная работа.

Урок обобщения и систематизации предметных умений

Давать определения понятиям: общество, общественный прогресс,  реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и стабильность общества.   примерами.
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.
Уметь выделять глобальные проблемы человечества.

Личностные УУД
Учатся: Осознавать какое значение и смысл имеет для меня развитие общества;
Устанавливать связь между своим развитием и  развитием общества.
Метапредметные УУД 
Объяснять взаимосвязь человека, природы,  общества,  иллюстрировать  конкретными примерами;
Извлекать информацию из текста;
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Составлять план своих действий.

Самостоятельная работа

текст самостоятельной работы, учебник

§4
Вопросы 4,8; ВКД 2

04.окт

04.окт

5

Как стать личностью

Урок формирования первоначальных предметных умений

Давать определения понятиям  индивидуальность, индивид,   человек,   социальная   среда, личность, социализация. Характеризовать личность человека    Сильная личность – какая она?  Социализация индивида. Человек, индивид, личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.

Личностные УУД
Учатся: Высказывать свои предположения о том,  и каковы характеристики сильной личности;
Способности видеть  и анализировать процесс социализации в деятельности человека, задаться вопросом:  "Я - личность?"

Метапредметные УУД
Определять незнакомые слова и находить их значение;
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность сформированной личности;
Готовить коллективный ответ на вопрос: «Какого индивида можно назвать личностью?»;
Составлять свой план ответа;

Оценить себя и своих товарищей в группе через призму социализации.

Работа на уроке

Учебник

Под-ся к ПР
§5
Вопросы 3; ВКД 4

11.окт

11.окт

6

Практикум по теме  1. "Личность и общество".

Урок обобщения и систематизации предметных умений

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;
Систематизировать знания по изученной теме;
соотносить поступки с принятыми этическими нормами;
выполнять задания по изученной теме.

Личностные УУД
Учатся: Высказывать свое мнение.
Метапредметные УУД  
Приводить примеры из своего опыта, когда человек проявляет себя как личность;
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с различной деятельностью человека  общества;
Составлять план своего рабочего дня и выполнять его;
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника,  выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
Проверять и оценивать результаты работы.

Практическая работа

Материалы для практикума

Индивидуальное домашнее задание

Тема 2. Сфера духовной культуры

18.окт

18.окт

7

Сфера духовной жизни

Урок первичного предъявления новых знаний

Давать определение понятия: культура. Характеризовать различные явления духовной  культуры;
находить и извлекать различные достижения духовной культуры из адапттированных источников.
Выражать свое отношение к культурным тенденциям в обществе.

Личностные УУД
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные УУД  
Учатся: Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли;
Прогнозировать свой результат

Работа на уроке

Учебник, презентации "примеры памятников культуры"

§6
Вопросы 3; ВКД 2

25.окт

25.окт

8

Мораль. Моральный выбор - это ответственность

Урок применения предметных умений

Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность,  этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность.
Характеризовать основные принципы морали; объяснять, в чём заключается роль морали и  главная функция моральных норм; характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

Личностные УУД 
Учатся: Анализировать собственные поступки с точки зрения морали;
Объяснять значение моральных норм с точки зрения других наук. жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло».
Метапредметные УУД
Извлекать и преобразовывать текущую информацию
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Работа с  информационными  источниками. Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

Работа на уроке

Учебник

§7
Вопросы 1,5; ВКД 2
§9
Вопросы 3,6; ВКД 2

08.ноя

08.ноя

9

Долг и совесть

Комбинированный

Объяснять значение  долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.

Личностные УУД
Учатся: Осуществлять  рефлексию своих нравственных ценностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные УУД  
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с провлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.
Характеризовать  и уметь видеть духовный мир человека;
Сравнивать свои мысли и чувства, работая в группах;
Оценивать результаты работы в группе.

Работа на уроке

Учебник

§8
Вопросы ,5; ВКД 1,2,5.

15.ноя

15.ноя

10

Образование

Урок первичного предъявления новых знаний

Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития  современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования.
Оценивать роль образования в информационном обществе;
Характеризовать с опорой на примеры  современную образовательную политику РФ.

Личностные УУД
Учатся: Формулировать свою точку зрения на выбор пути образования.
Метапредметные УУД  
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с влиянием образования на жизненный путь и успех человека;
Оценить себя и своих товарищей в группе через призму образования;
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.
Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию.

Работа на уроке

Учебник, Презентация о месте российского образования в мире

§10
ВКД 1,2,3

22.ноя

22.ноя

11

Наука в современном обществе. Самостоятельная работа.

Урок применения предметных умений

Объяснять понятия  наука, этика науки.
Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов;
называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека;
Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире;
характеризовать науку как особую систему знаний.

Личностные УУД
Учатся:  оценивать, какая наука больше привлекает и как можно к ней приблизится
Метапредметные УУД  
Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое признание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа;
объяснять растущую роль науки в современном мире.

Самостоятельная работа

Учебник, Презентация о "Сколково"

§11
ВКД 3,4 (4-только 2-3 предложения о Сколково),

29.ноя

29.ноя

12

Религия как одна из форм культуры.

Урок первичного предъявления новых знаний

Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения;
объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести.

Личностные УУД
Учатся: оценивать свое отношение к религии и атеизму;
развитие толерантности и уважения к культуре и религии других народов.

Метапредметные УУД  
Приводить примеры из своего опыта, когда человек проявляет себя как личность;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с религиозной деятельностью человека.

Работа на уроке

Презентация о символах мировых религий

Повт. Гл. 2; с. 102 запомнить выводы и Выучить определения;  

§12

ВКД 3

06.дек

06.дек

13

Практикум по теме 2. «Сфера духовной культуры».

Урок обобщения и систематизации предметных умений

Систематизировать знания по изученной теме;
соотносить поступки с принятыми этическими нормами;
выполнять задания по изученной теме.

Личностные УУД
Учатся: Высказывать свое мнение;
развитие толерантности и уважения к культуре и религии других народов.
Метапредметные УУД  
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника,  выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог;
проверять и оценивать результаты работы.

Практическая работа

Материалы для практикума

 Творческое задание

Тема 3. Социальная сфера

13.дек

13.дек

14

Социальная структура общества

Урок первичного предъявления новых знаний

Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах   социальную   структуру   общества.
Классифицировать  социальные конфликты.   Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий:  конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы.

Личностные УУД
Учатся: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм;
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее.
Метапредметные УУД
Характеризовать и иллюстрировать прмерыми социальные слои;
Уметь  анализировать  социальный  образ, имидж личности; Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью;
Участвовать в коллективно обсуждении проблем;
Оценивать результаты своей работы в группе

Работа на уроке

Учебник

§13,
Вопросы 7; ВКД 1,3

20.дек

20.дек

15

Социальные статусы и роли.
Социальная сфера. Практикум по теме 3. «Социальная сфера».

Урок применения предметных умений

Характеризовать   социальную   дифференциацию. Характеризовать  социальный  статус и  социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли человека Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации.
Систематизировать знания по изученной теме; выполнять задания по изученной теме.

Личностные УУД
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Оценить свой ролевой репертуар.
Метапредметные УУД
Учатся: Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий;
Иллюстрировать примерами различные социальные статусы и роли.
Соотносить то, что известно и неизвестно,  применяя метод незаконченных предложений.

Практическая работа

Учебник, Набор примеров ролей

§14,
Вопросы 6; ВКД 1,
Выводы стр.140

27.дек

27.дек

16

Отклоняющееся поведение.

Урок обобщения и систематизации предметных умений

Характеризовать социальные нормы  и отклоняющееся поведение. Объяснять причины отклоняющегося поведения. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека.
Соотносить поступки с принятыми социальными нормами;

Личностные УУД
Учатся: Осознавать угрозу для себя и  общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности;
Высказывать свое мнение;
развитие толерантности и уважения к культуре и религии других народов.
Метапредметные УУД
Приводить примеры различных отклоняющегося поведения.
Объяснять причины девиантного поведения. Анализировать     конкретное девиантное поведение;
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника,  выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог;
проверять и оценивать результаты работы.

Работа на уроке

Материалы для практикума

§16,
Вопросы 3; ВКД 1;

17.янв

17.янв

17

Нации и межнациональные отношения

Комбинированный урок

Знать  термины:   нация,   этнос,   племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм,   расовая   и   национальная нетерпимость.
Характеризовать межнациональное сотрудничество.
Конкретизировать примерами из прошлого  современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.Объяснить причины возникновения межнациональных конфликтов и выявлять возможные  пути их решения.

Личностные УУД
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные УУД
Учатся: Приводить примеры различных наций.
Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать     конкретные     межнациональные конфликты;
Уметь слушать и вступать в диалог, работать в группах;
Осознавать качество и уровень подготовки.

Работа на уроке

Учебник, презентация о нациях

§15,
Вопросы 3,6; ВКД 4

Тема 4. Экономика

24.янв

24.янв

18

Экономика и ее роль в жизни общества

Урок формирования первоначальных предметных умений

Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать   сущность   информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические  отношения,  экономика,  потребности,  ресурсы,  наемный труд,    промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость.
Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль. Различать свободные и экономические блага.

Личностные УУД
Воспитание собственной экономической грамотности.
Метапредметные УУД
Учатся: Извлекать информацию из текста;
Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными в    экономической    жизни;  
Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в    экономической    жизни;
Проверять и оценивать результаты работы

Работа на уроке

Учебник, Заготовки к моделям экономического поведения

§17,
Вопросы 4; ВКД 1;

31.янв

31.янв

19

Главные вопросы экономики

Урок применения предметных умений

Знать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель, экономическая система.
Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы.

Личностные УУД
Воспитание собственной экономической грамотности;
оценивать особенности экономической системы, в которой ты живешь.
Метапредметные УУД
Учатся: Извлекать информацию из текста;
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Оценивать результаты работы.

Работа на уроке

Учебник

§18,
Вопросы 4; ВКД 1; подгот. К самост. Работе.

07.фев

07.фев

20

Собственность. Самостоятельная  работа.

Урок первичного предъявления новых знаний

Знать понятия: имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и  органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности.

Личностные УУД
Учатся: Оценивать, владею ли я какой-либо собственностью, характер взаимодействия с ней.
Метапредметные УУД
Учатся: Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов;
Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях;
Составлять свои правила выхода из конфликта.

Самостоятельная работа

Учебник

§19,
ВКД 5;

14.фев

14.фев

21

Рыночная экономика

Урок повторения предметных  умений

Давать определение  понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия.  Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие.  Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть   основные   функции цены.

Личностные УУД
Воспитание собственной экономической грамотности.
Метапредметные УУД
Учатся: Используя СМИ, сравнивать и приводить примеры понятий: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар;
Иллюстрировать объяснение примерами;
Проверять и оценивать результаты работы

Работа на уроке

Заготовка к Схеме - «Рыночный механизм».

§20,
Вопросы 4,6
ВКД 2,5;

21.фев

21.фев

22

Производство - основа экономики. Самостоятельная работа.

Комбинированный урок

Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества.

Личностные УУД
Учатся: Представить себя в роли управляющего производством: какие качества и навыки необходимы для успешного управления производством.
Метапредметные УУД
Уметь извлекать из адаптированных источников информацию о производстве;
Исследовать практические несложные задачи по повышению производительности труда.
Проверять и оценивать результаты работы

Самостоятельная работа

Учебник

§21,
Вопросы 6,
ВКД 5;

28.фев

28.фев

23

Предпринимательская деятельность

Урок первичного предъявления новых знаний

Приводить     примеры     предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей     в    экономической сфере. Давать   определение   понятиям:   прибыль,     предприниматель,     менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка.

Личностные УУД
Учатся: Представить себя в роли предпринимателя: какие качества и навыки необходимы для успешного  предпринимателя.
Метапредметные УУД
Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов;
Готовить сообщение на тему «межличностные конфликты и их консруктивное решение» на примере ситуации в классе, разделив класс на 2 группы;
Проверять и оценивать результаты работы.

Работа на уроке

Учебник

 §22, Вопросы 6,
ВКД 2,4;

06.мар

06.мар

24

Роль государства в экономике

Урок первичного предъявления новых знаний

Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг,     прямой   налог,   косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное    и    рыночное    регулирование экономики. Уметь   ориентироваться   в системе   налогообложения,   анализировать   информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами.

Личностные УУД
Выявить примеры вмешательства государства в экономику вокруг себя.
Метапредметные УУД
Учатся: Извлекать информацию из текста;
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их;
Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений;
Проверять и оценивать результаты работы.

Работа на уроке

Учебник

Подгот. к ПР. §23, Вопросы 3,4,6,
ВКД 2;

13.мар

13.мар

25

Проверочная работа по первым основам экономики

Контрольный урок

Систематизировать и обобщить изученный материал;
выполнять задания по изученной теме.

Личностные УУД
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные УУД
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей;
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности;
договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Проверочная работа

Текст проверочной работы

 

20.мар

20.мар

26

Обобщение и работа над ошибками

Коррекционный урок

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
     Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для обучающихся

Личностные УУД
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные УУД
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей;
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности;
договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Работа на уроке

Учебник

Работа над ошибками

03.апр

03.апр

27

Распределение доходов

Урок формирования первоначальных предметных умений

Объяснять   сущность   бюджета.   Уметь составлять личный или семейный бюджет.  Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения.
Давать определение понятий:   бюджет,   стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы.

Личностные УУД
Учатся: Анализировать жоходы своей семьи и их источники.
Метапредметные УУД
Приводить примеры неравентсва доходов;
Работать с материалами СМИ, таблицами, графиками;
Оценвать доходы и расходы;
Осознавать качество и уровень усвоения материала.

Работа на уроке

Учебник

§24, Вопросы 5,
ВКД 1,2

10.апр

10.апр

28

Потребление. Самостоятельная работа.

Урок применения предметных умений

Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования.
Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов.

Личностные УУД
Учатся: Оценивать свое поведение как потребителя.
Метапредметные УУД
Извлекать информацию из текста;
На конкретных примерах показывать свое поведение потребителя;
Оценивать результаты работы.

Самостоятельная работа

Учебник

§25, Вопросы 3,6,
ВКД 2;

17.апр

17.апр

29

Инфляция и семейная экономика

Урок первичного предъявления новых знаний

Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан.

Личностные УУД
Воспитание собственной экономической грамотности;
проанализировать  свою семейную экономику.
Метапредметные УУД
Учатся: Работать с материалами СМИ работать со статистическими материалами;
Проверять и оценивать результаты работы.

Работа на уроке

Учебник, Презентация "Инфляция"

§26, Вопросы 6,
ВКД: 1,2;

24.апр

24.апр

30

Безработица, ее причины и последствия

Урок первичного предъявления новых знаний

Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения.

Личностные УУД
Учатся: Анализировать состояние безработного, попробовать представить это положение на себе, подумать о возможных путях выхода из него.
Метапредметные УУД
Работа с  информационными  источниками; Давать оценку с позиции безработицы конкретным мерам государства, описанным в СМИ и иных информационных источниках;
Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

Работа на уроке

Учебник, Примеры проявления безработицы

§27, Вопросы 3,
ВКД: 1,4,5.

01.май

01.май

31

Мировое хозяйство и международная торговля

Урок применения предметных умений

Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях.

Личностные УУД
Воспитание собственной экономической грамотности.
Метапредметные УУД
Учатся: Уметь анализировать информацию, правильно ее распределять и своевременно ее использовать;
Решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока.

Работа на уроке

Учебник, Презентация "Международная торговля"

§28, Вопросы 5,
ВКД: 3..

08.май

08.май

32

Практикум по теме 4. «Экономика»

Урок обобщения и систематизации предметных умений

Анализировать экономические явления и процессы;
Систематизировать знания по изученной теме;
соотносить поступки с принятыми этическими нормами;
выполнять задания по изученной теме.

Личностные УУД
Учатся: Осознавать свое умение систематизировать и применять экономические знания;
Оценивать себя с точки зрения поведения потребителя человека.
Метапредметные УУД
Знать основные положения раздела.
Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения;
Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений;
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.

Практическая работа

Материалы для практикума

Подгот. К КР

15.май

15.май

33

Контрольная работа

Контрольный урок

Знать: основные  теоретические   положения раздела; основные понятия.
Уметь систематизировать и обобщить изученный материал

Личностные УУД
Учатся: Осознавать свое умение систематизировать и применять обществоведческие знания;
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные УУД
выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Контрольная работа

Текст контрольной работы

 

22.май

22.май

34

Обобщение и работа над ошибками

Коррекционный урок

Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.
      Подвести итоги учебной работы за год.
      Наметить перспективы обучения в 9 классе

Личностные УУД
Учатся: Осознавать свое умение систематизировать и применять обществоведческие знания;
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные УУД
Учатся адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей;
контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности;
договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Работа на уроке

Презентация "Обществознание, 8 класс"

 

 

ИТОГО:

 

34

 

 

 

 


*Принятые сокращения:
ВКД – «В классе и дома» (раздел вопросов после параграфа).

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

4.1.Учебники и учебная литература (с указанием издательских реквизитов): основная и дополнительная; оформляются  раздельные списки для учащихся и учителя.

  1. Примерная рабочая программа по обществознанию   (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15);
  2. УМК «Обществознание. 8 класс» авторов Л.Н.Боголюбов, Н.И.  Городецкая, Л.Ф.Иванова (М: Просвещение, 2017);
  3. Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.
  4. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.В Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
  5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 304 с.
  6. Буйволова, И. Ю. Обществознание. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова / И.Ю. Буйволова. - М.: Учитель, 2015. - 136 c.
  7. Заиченко, Н. А. Экономика. Опорный конспект школьника / Н.А. Заиченко. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 836 c.  
  8. Сечина, Головцева, Ремчукова: Справочник учителя истории и обществознания. ФГОС / Сечина, Головцева, Ремчукова  - Учитель, 2019 г.

4.2.Электронные ресурсы, которые непосредственно используются в учебном процессе:

  1. Каталог электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/;
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1;
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов для общего образования http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/p/page.html;
  4. Информационный портал гиа http://gia.edu.ru/
  5. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp
  6. Федеральный портал «российское образование» http://www.edu.ru/
  7. Школьная урбанистика - данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса нфпк «разработка информационных источников сложной структуры (иисс) для системы общего образования». Учебный модуль «школьная урбанистика» предназначен для использования на уроках обществознания, экономики, географии, истории в 7-11 классах. Учебный модуль содержит методические рекомендации и задания для организации самостоятельной исследовательской и учебно-проектной деятельности школьников на междисциплинарном материале – «знание о городах»
  8. Журнал «наука и жизнь» - ежемесячный научно-популярный журнал. Http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/;
  9. Энциклопедия "кругосвет" - статьи, подборки, энциклопедические данные - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/;
  10. Платформа "1с образование 3.0" - платформа "1с:образование" является системой программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса. В конкретный продукт, входящий в систему программ "1с:образование", включаются те функции и возможности, которые отвечают назначению этого продукта. С помощью системы программ "1с:образование" можно создавать и использовать в учебном процессе различные образовательные комплексы. Образовательные комплексы могут содержать в себе разнообразные наглядные, справочные, тестовые и другие материалы. "1с:образование" может устанавливаться в локальном или сетевом (клиент-серверном) варианте. В последнем случае несколько пользователей могут работать с системой одновременно с разных клиентских пк. Вне зависимости от варианта установки "1с:образование" является многопользовательской системой, в которой информация о прохождении учебного материала, а также объекты, созданные пользователем, для каждого пользователя хранятся индивидуально - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f57c8a56-b9a5-9f0f-872a-fb22a4167f25/118878/?interface=learn-tool;
  11. Официальная россия: сервер органов государственной власти российской федерации http://www.gov.ru
  12. Президент россии: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
  13. Президент россии — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
  14. Государственная дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
  15. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
  16. Economicus.ru: экономический портал. Проект института «экономическая школа» http://economicus.ru
  17. 50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
  18. Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
  19. Вопросы школьного экономического образования: международный учебно- методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
  20. Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru
  21. Интернет-сервер «акди экономика и жизнь» http://www.economics.ru
  22. Информационно-аналитический портал «наследие» http://www.nasledie.ru
  23. Инфотека «основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
  24. Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/books/
  25. Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
  26. Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru
  27. Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию в.п. Данилова http://danur-w.narod.ru
  28. Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
  29. Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ru
  30. Другие обществоведческие  электронные издания, ресурсы.

4.3.Материально-техническое оборудование, необходимое для реализации рабочей программы.

  • учебники
  • атласы
  • настенные  и электронные карты
  • компьютер
  • проектор
  • тексты контрольно-измерительных материалов
  • материалы ЭОР
  • другие методические пособия и материалы.

Приложение 1

Контрольно-измерительные

материалы по курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Боголюбова , 2020

Рабочая программа к предмету обществознание 6 класс по учебнику Автор:Боголюбов Л.Н., Городецкая Л.И., Иванова Л.Ф.Издательство: Просвещение, М. 2020 г. Рабочая программа содержит разделы: Нормативно-...