Конспект урока: Внимание
план-конспект урока по психологии на тему

Васильева Татьяна Викторовна

Конспект урока: Внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема урока: Внимание.

Цель: познакомить учащихся с понятием Внимание, рассмотреть виды, структуру, механизмы познавательного процесса внимания; обучить приемам развития внимания, сформировать навыки регуляции произвольного внимания.

Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100 000 раз. Представьте себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель сможет разобраться в таком хаосе впечатлений. Поэтому ему нужен своеобразный компас, который бы указывал направление наблюдения. Роль такого компаса выполняет внимание.

  1. Определение внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

  1. Виды внимания

Непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Например, внимание невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок. Нам не нужно заставлять себя сосредотачиваться на этих событиях. Здесь мы невольно останавливаем свой взгляд.

Приведите свои примеры проявления непроизвольного внимания?

Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут. Например, чтение учебного материала. Если себя не заставлять, то можно получить завтра плохую оценку. Именно здесь нас выручает наша способность к произвольному вниманию.

Когда к нам на помощь приходит произвольное внимание?

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Например, книга сначала показалась вам скучной, а затем человек зачитался. Или, в начале урока вы меня слушали только из вежливости, а потом вдруг заинтересовались и перестали себя заставлять быть сосредоточенными на том материале, который я излагаю.

В каких ситуациях может проявляться послепроизвольное внимание?

  1. Структура и характеристика внимания

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Несомненно, вы слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, он мог одновременно выполнять несколько дел одинаково качественно, то есть имел большой объем внимания.

Мы, конечно, не претендуем на лавры Юлия Цезаря, но иногда можем охватывать вниманием несколько объектов сразу. Приведите ваши примеры?

Распределение – это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Хорошее распределение внимания необходимо, например, для учителя: нужно одновременно слушать отвечающего ученика или записывать на доске новый материал, и в то же время не выпускать из виду весь класс.

Переключение – намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Вспомните ситуации, когда на уроке прозвучала шутка, все отвлеклись и сосредоточились на комичности происходящего. Но потом все равно необходимо возвращаться к работе. Так вот здесь проявляется ваша способность к переключению.

Персеверация – явление, связанное с затруднением переключения внимания. Чтобы вы смогли испытать на себе, что значит это явление, давайте проведем маленький эксперимент.

Упражнение. Попробуйте быстро рисовать треугольники то вверх, то вниз вершинами. Вы увидели, что это довольно сложно. Это и есть явление персеверации, которое возникает у человека при утомлении. Оно может проявляться еще при каких-то навязчивых мыслях или постоянно прокручивающейся в мозгу популярное песня.

Устойчивость внимания – характеризуется длительностью сосредоточения внимания на объекте. Если вы способны долго быть сосредоточены на каком-то одном виде деятельности, и при этом качество выполняемой вами работы не снижается, значит, можно говорить о высоком уровне развития устойчивости вашего внимания.

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте. Особенно ценно данное качество в ситуациях с повышенной эмоциональной нагрузкой.

Какие профессии требуют высокой концентрации внимания?

Мини-тест. Учащимся на 3 секунды предъявляется лист бумаги с рисунком и дается задание запомнить цифры. Круг – 8. Треугольник – 5. Квадрат – 3. Затем задается вопрос: в какую фигуру была заключена каждая из цифр.

  1. Факторы, влияющие на произвольное внимание

Результаты выполненного вами задания свидетельствуют о том, что внимание зависит от установки к другим причинам, оказывающим влияние на способность к произвольному вниманию и его характеристики,

относятся:

мотивация,

эмоциональное состояние,

личностные особенности (например склонность волноваться или тревожиться),

интенсивность стимула,

значимость стимула и ситуации,

особенности ситуации.

  1. Нарушение внимания

Нарушение концентрации внимания – это рассеянность.

Виды рассеянности (по К.К.Платонову):

Порхающее внимание,

Липкое внимание.

  1. Развитие внимания

Внимание можно развивать. Тренировка внимания очень важна для успешной учебы, да и для дальнейшей профессиональной деятельности. Существует много способов развития внимания. Вот некоторые из них.

1)  рассмотреть предмет и, удалив его из поля зрения, перечислить как можно больше деталей.

2) запомнить расположение предметов и при перестановке поставить в первоначальном порядке.

3) считать до 30 заменяя хлопками числа, которые делятся на 3 или содержат в себе 3 (9 или 13).

4) Для развития способности к сосредоточению можно практиковать специальные упражнения, например: длительное время (не менее 5 минут) смотреть на какой-то предмет, не допуская посторонних мыслей и отвлечения на другие вещи. Лучше, чтобы это был простой предмет – например, карандаш, стакан или красная точка, нарисованная на белом листе. Упражнение достаточно трудное, я предлагаю вам попрактиковаться дома и на следующем уроке поделиться впечатлениями.

5) Упражнение «Муха» - групповая игра.

Требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным (или более) игровым полем и небольшая присоска или кусочек пластилина. Правила игры состоят в том, что перемещение «Мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из 4 возможных команд («Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево») «Муха» перемещается в соответствии на соседнюю клетку. Играющие подают команды по очереди, причем они не видят игровое поле, они должны держать игровое поле в воображении, неотступно следить за перемещением «Мухи» и не допускать ее выхода за пределы поля. Игра проводится так, что один из участников стоит перед доской (или держит листок с игровым полем перед собой) и перемещает муху по команде играющих. Последние сидят отвернувшись и подают по очереди команды, ориентируясь на воображаемое поле. Если ведущий видит, что играющий потерял нить игры, или муха покинула поле, он дает команду «Стоп», и вернув муху на центральную клетку, начинает игра сначала. Тот, кто дал неверную команду выбывает из игры.

6) Корректурная работа в парах.

7) выбрать текст и попробовать его читать вставляя после каждого слова «О-ля-ля», контролировать друг друга.

8) упражнение – шифровка.

Переписать текст, заменяя некоторые буквы определенными значками (постепенно количество закодированных букв можно увеличивать). Через один день восстановите текст, вставляя вместо значков соответствующие буквы, стараясь не заглядывать в табличку – ключ.

Внимание очень важно в нашей жизни, и повседневной и профессиональной.

Спасибо за внимание! Скажите, что вам сегодня понравилось на уроке?

Список литературы:

  1. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Основы психологии., «Владос», М., 2009.
  2. Коноваленко С.В. Удача – не случайность. Как без проблем сдать экзамен., Эксмо, М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

конспект урока по русскому языку по теме "Внимание! Опасный безударный гласный!"

Урок посвящен повторению и обобщению знаний о безударных гласных в корне слова, способах их проверки, выявлению данной орфограммы в предложениях.  Данная тема предложена в сочетании с повторением...

Конспект урока по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" на тему "Упражнения по привлечению внимания к источнику запаха".

Конспект урока составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умтсвенной отсталостью" и предназначен для учащихся с глубокой умственной отсталостью....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

Конспект занятия "Внимание 01"

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности...