Выступление "Интеграция как условие творческого саморазвития"
статья по теме

В этой папке собраны различные материалы из моих выступлений на педсоветах, методических объединениях, научно-практических конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция как условие творческого саморазвития учащихся.

Информатика- это множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения- информацией. Поэтому информатика не может быть изолирована от других предметов, она по своей сущности уже интегративна.

Осуществляется интеграция со следующими предметами: рисование, развитие речи, математика, письмо, экология, музыка, театр.

Широкое использование межпредметных связей способствует развитию интеллекта, познавательной активности, формированию мотивации к учению. Применение компьютеров в младших классах, носит мировозренческий, общекультурный характер, направленный на развитие личности.

  1. начальная школа.

Развитие речевых творческих способностей.

   Младшим школьникам легче выполнить задания, чем объяснить, как это сделать. Для постановки речи использую комментирование собственных действий, работы товарищей. Предлагается  много заданий для работы по алгоритмам, готовым или предлагается описать последовательность своей работы, т.е. составить алгоритм.

    Практикум в текстовом редакторе: одновременно учатся правильно работать на клавиатуре и отрабатывают технологию работы в редакторе.

   За 5 минут придумать как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.

  1. Продолжить словарный ряд: адрес, самолет…
  2. Игры «Анаграммы». Эти игры связаны с перестановкой букв в слове. Нужно так перемещать буквы (не прибавляя и не выбрасывая ни одной), чтобы получилось новое слово. Например: кольцо- цоколь, ток-кот.
  3. Написать как можно больше слов из букв предложенных слов: пилка, земляника, информатика( форма, кот, кант и т.д.) –это задание будет использоваться в программировании в 7 классе.
  4. Написать  как можно больше слов родственных слову снег.

Работа в графическом редакторе позволяет практически с самых первых уроков обеспечить активное непосредственное общение школьников с ЭВМ и тем самым создать вдохновляющую обстановку в классе. Здесь  обширное поле деятельности для личного творчества. Дети с удовольствием рисуют самые различные рисунки.

Использую метод проектов при работе в графическом и текстовом редакторе.

   Развивающие игры «Путешествие по сказке». Работа предлагается в графическом редакторе и в тетради. Путешествие по сказке «Красная Шапочка». Жила-была девочка, звали ее ….. Имя девочки узнается при расшифровке следующих цифр (задается ряд чисел). Каждая цифра соответствует определенной букве алфавита 12, 18,1,19,15,1,33,26,1,17,16,25,12,1. Красная Шапочка жила в домике. К каком? Предлагается набор домиков, нужно дорисовать недостающий, не нарушая закономерности.

Пошла Красная Шапочка по лесу к бабушке, а лес-то волшебный. Дети получают задание дорисовать лес, применив, изученный к этому времени метод копирования.  Идет Кр.Ш., песенку поет, корзинку несет, а в корзинке пирожки с разной начинкой. А с какой- попробуй узнать! Задается набор букв, где спрятаны названия начинок.

  1. БКАРТОФЕЛЬЭЧ
  2. ВЮМОРКОВЬВУЙ
  3. ГОРОХВАУФЫР
  4. ВРЛУККАНЕРД

   Уроки логики, в рамках уроков информатики, дают хорошие результаты, так как, изучив основы логики, ученики более осмысленно изучают законы и определения  других предметов. Цель этих уроков- познакомить с основными понятиями формальной и математической логики. Дети знакомятся с понятиями «логика», «суждение», «высказывание».сложные высказывания образуются из простых при помощи логических связок «и», «или, «если …то». Это нам нужно при программировании в старших классах. Знакомятся с понятиями «отрицание» (медленный - быстрый). Здесь же используются игры:

  1. Логические концовки

Если стол ВЫШЕ стула, то стул ….(НИЖЕ) стола.

  1. Пословицы и поговорки.

Учитель начинает поговорку, а ученик ее продолжает.

ДАЛЬШЕ положишь- БЛИЖЕ возьмешь

СТАРЫЙ друг лучше НОВЫХ двух

Понятия «последовательность» и «закономерность».

Здесь же использую лингвистические задачи. Например: дописать пропущенную букву А , чтобы получились слова, дописать одинаковые слоги впереди и в конце слова (катушка), слова палиндромы (топот, поп, кок), волшебные цепочки, когда шаг за шагом , меняя по одной букве, превращаете одно слово в другое. Например, слово РУКА                НОГА, РЕКА                        МОРЕ

День..сень..сено..село..соло..соль..ноль..ночь

Игра «Слово и слова».             вол

   

                                 Буйвол           водырь

РОГ

ПИТВО

ПО                

Выполняются эти задания в текстовом редакторе. Решение логических задач дает возможность развивать внимание, память, мышление.

   В 3 , 4 и 5 классах даются понятия координат (по математике этот материал изучается в 6 классе). Вначале дети знакомятся с понятием «координатная плоскость», затем с понятием «координата точки»- это все в игровой форме. Дети чертят свои созвездия, узнав предварительно на уроках «Окружающего мира» о расположении звезд в своих созвездиях, затем в среде программирования пишут программы. В 5 классе они рисуют замечательные рисунки различной сложности и по ним пишут программы.

   На уроках информатики в начальной школе целесообразно использование игровых технологий обучения, работа с игровыми программами разного типа, которые предназначены для развития интеллекта, фантазии, творчества, логического мышления BALDA (интеллект), MARIO (логика), LINESWIN (логика), NETWALK(логика). При обучении работе на компьютере нужно прежде всего укрепить кисть руки, отработать силу нажатия на клавиши, игровые программы позволяют развивать моторику руки.

   Веселые задачки по математике. (использую для устной работы).

  1. среднее звено.

Важной задачей в курсе информатики является усвоение детьми правильной предметной терминологии. К познавательным играм относятся ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес к изучаемому предмету. Основу таких игр  составляют термины информатики. Это дает возможность рассуждать логически, развивать речь, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно. Для учащихся –это возможность самовыражения. Кроссворды расширяют кругозор, учат работать со справочной литературой, пробуждают интерес к углублению знаний. Кроссворды можно использовать при повторении.

В 8 классе в рамках уроков «Компьютерная графика» ребята решают задачи по геометрии в среде графического редактора, применив известные им  правила и теоремы их геометрии.

4. старшее звено.

На I и II  ступенях обучения закладывается база для дальнейшего творческого саморазвития личности, и ИВТ –прекрасная среда для этого.

Со старшими учащимися на уроках решаются словесные уравнения вида

Х=А+В , где А- глубокий заросший овраг, В- составная часть скелета. В результате получается     понятие из информатики – слово ЯРКОСТЬ. Эта работа расширяет кругозор и в тоже время  формирует понятийный аппарат, т.к. надо объяснить значение полученного слова. В программировании используется все изученное ранее (и слова палиндромы, и анаграммы и разделы логики). Ученики старших классов принимают участие в научно-исследовательской работе. Ими написаны рефераты на следующие темы:

«Применение вычислительной техники», «HTML- язык разметки  Web- документов», «Блистательный мир цифрового будущего», «Новые компьютерные технологии», «Кодирование информации». Во всех работах прослеживается исследовательская работа уч-ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор песенного репертуара для детского вокального коллектива «Акварель» и его влияние на творческое саморазвитие личности ребенка

Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что–то  красивое, совершенное,  интересное. А что может быть красивее и интереснее  песни? На мой взгляд,  прав...

Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...

Статья - выступление на педсовете "Стимулирование познавательной деятельности учащихся как условие для саморазвития личности"

Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроке - важная педагогическая проблема, которой всегда уделяется много внимания. Продуктивная организация познавательной деятельности станов...

Обеспечение условий для саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе. Масляева Е.В.

Помогут учителю оздать условия для  саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе...

Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"

В статье проанализирован опыт работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы...

Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития.

Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития....

ДОКЛАД «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности». (2021 год)

Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности...